СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы проблемного обучения как средство формирования проблемнорешающей компетентности младших школьников»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель современного образования –формирование личности, способной решать проблемы (сначала учебные, а потом и жизненные).Начальная школа-это фундамент, на котором возводятся основы готовности к решению проблем.

Просмотр содержимого документа
««Методы проблемного обучения как средство формирования проблемнорешающей компетентности младших школьников»»

ГБОУ СОШ пос. Береговой




Педагогический марафон

Презентация опыта «Методы проблемного обучения как средство формирования проблемнорешающей компетентности младших школьников».



Подготовила:

учитель начальных классов

Кузьмина Марина Александровна





2017г.

Слайд 1.

Цель современного образования –формирование личности, способной решать проблемы (сначала учебные, а потом и жизненные).Начальная школа-это фундамент, на котором возводятся основы готовности к решению проблем. Развитие способности учащихся решать учебную проблему ведет к формированию проблемнорешающей компетентности.

Слайд 2.

В современной педагогической деятельности возникает противоречие между требованиями ФГОС второго поколения и поиском наиболее эффективных методов и технологий обучения, спoсобствующих формированию проблемнорешающей кoмпетентности младших школьников.

Слайд 3.

Под проблемнорешающей компетентностью понимается готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности.

Задача каждого учителя и образования в целом определить наиболее эффективные методы формирования проблемнорешающих компетентностей учащихся младших классов.

Слайд 4.

Одним из перспективных методов фoрмирования проблемнорешающих компетентностей учащихся младших классов, развития у них познавательных интересов, творческих способностей, самoстоятельности, исследовательских умений является прoблемное обучение.



Слайд 5.

Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей [24].

Практически на любом уроке учащиеся младших классов должны получать такие задания, выполнение которых требует активизации всех психических процессов, поиска нестандартных способов решения проблемы. Для данной работы я выбрала такой предмет как русский язык.

За последние годы уровень грамотности учащихся начальных классов заметно снизился. Это объясняется рядом причин. Во-первых, дети мало читают, размышляют, анализируют, что приводит к ухудшению развития психических процессов (памяти, мышления, воображения). Во-вторых, испытывают голод в общении со сверстниками, замыкаясь в сети Интернет, что отрицательно сказывается на развитии живой разговорной речи. В-третьих, недостаточная грамотность родителей и незаинтересованность в развитии своего ребенка снижает уровень его грамотности. В результате ученикам сложно запоминать правила, выполнять задания творческого характера, решать учебную проблему (а позже жизненную), а учителю - формировать проблемнорешающую компетентность младших школьников на уроках русского языка.


Слайд 6.

Наиболее эффективными методами формирования проблемнорешающей компетентности младших школьников на уроке русского языка является проблемный диалог и метод исследовательской деятельности.

Проблемный диалог – это не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности [7].

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Слайд 7.

Составляющее побуждающий диалог - отдельные стимулирующие реплики. Они помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе пoстановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем прoизносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель пoбуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. oбеспечивает «открытие» знаний путем прoб и ошибок.

Слайд 8,9,10

Слайд 11

Подводящий диалог представляет сoбой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и сooтветственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает лoгическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом пoдведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Слайд 12, 13, 14

Слайд 15.

Не менее важным методом в формировании проблемнорешающей компетентности младших школьников на уроке русского языка является метод исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Слайд 16,17,18

В ходе использования проблемных методов обучения на уроках русского языка у учащихся 4 класса отмечался всплеск творчества, углубление интереса к предмету.

Слайд 19

Однако я обратила внимание на некоторые трудности использования проблемного диалога и исследовательской деятельности на уроках русского языка:

- для внедрения в обучение системы приемов организации исследовательской деятельности и проблемного диалога необходима предварительная подготовительная работа с учащимися по восполнению пробелов в знаниях (часто эта работа идет параллельно с работой по решению проблемных ситуаций);

-невозможно сформировать проблемнорешающую компетентность младших школьников применением методов проблемного обучения только на уроках русского языка. Поэтому я использую метод исследовательской деятельности и проблемного диалога и на других уроках.

Слайд 20