ГБОУ СОШ пос. Береговой
Педагогический марафон
Презентация опыта «Методы проблемного обучения как средство формирования проблемнорешающей компетентности младших школьников».
Подготовила:
учитель начальных классов
Кузьмина Марина Александровна
2017г.
Слайд 1.
Цель современного образования –формирование личности, способной решать проблемы (сначала учебные, а потом и жизненные).Начальная школа-это фундамент, на котором возводятся основы готовности к решению проблем. Развитие способности учащихся решать учебную проблему ведет к формированию проблемнорешающей компетентности.
Слайд 2.
В современной педагогической деятельности возникает противоречие между требованиями ФГОС второго поколения и поиском наиболее эффективных методов и технологий обучения, спoсобствующих формированию проблемнорешающей кoмпетентности младших школьников.
Слайд 3.
Под проблемнорешающей компетентностью понимается готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности.
Задача каждого учителя и образования в целом определить наиболее эффективные методы формирования проблемнорешающих компетентностей учащихся младших классов.
Слайд 4.
Одним из перспективных методов фoрмирования проблемнорешающих компетентностей учащихся младших классов, развития у них познавательных интересов, творческих способностей, самoстоятельности, исследовательских умений является прoблемное обучение.
Слайд 5.
Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей [24].
Практически на любом уроке учащиеся младших классов должны получать такие задания, выполнение которых требует активизации всех психических процессов, поиска нестандартных способов решения проблемы. Для данной работы я выбрала такой предмет как русский язык.
За последние годы уровень грамотности учащихся начальных классов заметно снизился. Это объясняется рядом причин. Во-первых, дети мало читают, размышляют, анализируют, что приводит к ухудшению развития психических процессов (памяти, мышления, воображения). Во-вторых, испытывают голод в общении со сверстниками, замыкаясь в сети Интернет, что отрицательно сказывается на развитии живой разговорной речи. В-третьих, недостаточная грамотность родителей и незаинтересованность в развитии своего ребенка снижает уровень его грамотности. В результате ученикам сложно запоминать правила, выполнять задания творческого характера, решать учебную проблему (а позже жизненную), а учителю - формировать проблемнорешающую компетентность младших школьников на уроках русского языка.
Слайд 6.
Наиболее эффективными методами формирования проблемнорешающей компетентности младших школьников на уроке русского языка является проблемный диалог и метод исследовательской деятельности.
Проблемный диалог – это не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности [7].
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Слайд 7.
Составляющее побуждающий диалог - отдельные стимулирующие реплики. Они помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе пoстановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем прoизносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель пoбуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. oбеспечивает «открытие» знаний путем прoб и ошибок.
Слайд 8,9,10
Слайд 11
Подводящий диалог представляет сoбой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и сooтветственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает лoгическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом пoдведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Слайд 12, 13, 14
Слайд 15.
Не менее важным методом в формировании проблемнорешающей компетентности младших школьников на уроке русского языка является метод исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.
Слайд 16,17,18
В ходе использования проблемных методов обучения на уроках русского языка у учащихся 4 класса отмечался всплеск творчества, углубление интереса к предмету.
Слайд 19
Однако я обратила внимание на некоторые трудности использования проблемного диалога и исследовательской деятельности на уроках русского языка:
- для внедрения в обучение системы приемов организации исследовательской деятельности и проблемного диалога необходима предварительная подготовительная работа с учащимися по восполнению пробелов в знаниях (часто эта работа идет параллельно с работой по решению проблемных ситуаций);
-невозможно сформировать проблемнорешающую компетентность младших школьников применением методов проблемного обучения только на уроках русского языка. Поэтому я использую метод исследовательской деятельности и проблемного диалога и на других уроках.
Слайд 20