МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая разработка
«Методы проведения урока
с применением ИТ и информационных ресурсов
сети Интернет»
2018
Введение
Информатизация начального профессионального образования - явление неизбежное, вызванное глобальными процессами информатизации общества. Сегодня в России оно наталкивается на труднопреодолимые препятствия, осуществляется в неблагоприятных условиях, развивается стихийно и противоречиво. В различных областях страны в середине 90-х годов начали разрабатывать проблему информатизации. Именно тогда начинались широкие кампании по поставкам компьютерной техники в образовательные учреждения. Цель работы - рассмотреть методику преподавания уроков с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет.
1. Методический аспект применения ИТ и ресурсов Интернет на уроке
Информационные технологии - совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). Компьютерные технологии обучения - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Когда речь заходит о применении компьютера на уроке, возникает сразу несколько вопросов:
1) Целесообразность применения компьютера. Решение о применении техники на каком-то уроке каждый учитель принимает сам. Из каких соображений он делает такой вывод?
· компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (всевозможные контролирующие, тестирующие программы);
· компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Не все программные продукты, производимые сейчас, имеют хорошие рекомендации. В Интернет постоянно публикуются рейтинги образовательных ресурсов, отзывы тех, кто пользовался теми или иными программными средствами. Применять или нет обучающие программы, какие применять - принимает решение сам учитель. Сколько применять - в соответствии с санитарными нормами.
· применяется для демонстрации.
2) Исходя из целесообразности, формируются подходы к организации уроков с использованием информационных технологий:
· используется один компьютер, как правило для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов, которые опасно проводить в реальной жизни. Почему здесь уместно применять компьютер? Дело в том, что большинство демонстрационных пособий производится сейчас на компакт-дисках, а видеомагнитофоны такого рода достаточно дорогие. Поэтому здесь уместно использовать компьютер и видеопроектор. Сразу возникает вопрос о создании в образовательном учреждении мультимедийного класса, в котором проводятся уроки учителей-предметников, в котором располагается компьютер и видеопроектор;
· используется компьютерный класс. Применяется обычно для контроля знаний учащихся, когда за короткое время большое количество учеников проверяют свои знания. Или же для обучения учащихся.
3) Средства для применения на уроках
- использование готовых мультимедийных программ;
- создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения. Опять-таки к созданию этих средств надо подходить очень ответственно. К программам такого рода предъявляются определенные требования.
Итак, компьютер может применяться на следующих этапах урока и учебного процесса в целом:
1) этап объяснения нового материала;
2) этап первоначального закрепления материала;
3) этап контроля и проверки знаний.
Применение компьютера на уроке
Где | Для чего | Что | Как |
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления. На этапе первоначального контроля | Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных | Контролирующие и тестирующие программы | Компьютерный класс, соответствующее ПО |
На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления | Для обучения | Обучающие программы | Компьютерный класс |
На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения | Для демонстрации при объяснении нового материала | Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций | Один компьютер и видеопроектор |
На внеклассных мероприятиях | Для демонстрации материала | Мультимедийные средства | Один компьютер и видеопроектор |
На внеклассных мероприятиях | Для развития творческих способностей учащихся | Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр | Компьютерный класс |
2. Приблизительная структура урока с использованием ИТ
Урок объяснения нового материала.
1) актуализация знаний;
2) объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск);
3) первоначальное закрепление;
4) подведение итогов.
Урок контроля и проверки знаний.
1) творческая работа (индивидуально или по группам - написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы - анализ источников, документов) - 20-25 мин.
2) Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) - 10 мин.
3) Подведение итогов.
В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы и схемы урока таковы:
1) Первая группа - творческая работа, вторая группа - тестирование - 15 мин.
2) Вторая группа - творческая работа, первая группа - тестирование - 15 мин.
3) Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) - 10 мин.
Урок повторения пройденного материала.
1) актуализация знаний;
2) творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы - используется компьютерный класс);
3) рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор);
4) подведение итогов.
Всю совокупность педагогических программных средств можно разделить на:
1) электронные учебники, энциклопедии, базы данных - наборы данных (текстовых, графических, звуковых, видео) и средств для просмотра или прослушивания этих данных, объединенных смысловыми связями. Примеры: Большая энциклопедия К&М, энциклопедии, WWW. Посещение различных тематических сайтов и сайтов ведущих библиотек.
2) программы, моделирующие процесс или явление;
3) контролирующие программы;
4) программы-тренажеры обычно контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником;
5) развивающие игры;
6) обучающие программы.
Особый интерес представляют собой ресурсы глобальной сети Интернет: всевозможные банки знаний, сайты, библиотеки. Особого внимания заслуживают работы Федерации Интернет-образования по обучению учителей.
3. Пример проведения урока географии с применением ИТ
Итоговый урок по теме «Южные материки».
План проведения урока-викторины.
1. Разминка у физической карты. Представители каждой группы у доски показывают по 10 объектов. | 5 баллов (по 0,5 б.) |
2. Аукцион Вопросы по путешественникам. Вопросы по географическому положению. Вопросы об особенностях природы материков. Вопросы о странах. Отвечают на 3 любых вопроса | 6 баллов (по 2 б.) |
3. Ты мне – я тебе. Придумывают по 2 вопроса соперникам - 2 балла (по 1 б.) Команда за правильный ответ получает по 2 балла за правильный ответ. | 6 баллов |
4. «Кот в мешке». Вытягивают по одному вопросу из «мешка» | 2 балла |
5. Блиц-опрос Отвечают на вопросы учителя. (10 вопросов) | 5 баллов |
Всего | 24 балла «5» - 21 – 24 «4» - 17 – 20 «3» - 12 – 16 |
Вопросы для АУКЦИОНА:
Вопросы по путешественникам.
1. Маршрут, какого путешественника показан на карте черными стрелками? Что вам о нем известно?

2. Какие путешественники принимали участие в открытии Австралии?
3. Почему Америку назвали Америкой? Что вам известно об открытии этой части света?
4. Что вам известно об этих людях?

Вопросы по географическому положению.
1. Назовите основные особенности географического положения Антарктиды .
2. По описанию географического положения определите, о каком континенте идет речь? Поясните.
Материк расположен сразу в четырех полушариях. Ближайший континент является самым большим по площади. Определяемый континент является прародиной человечества.
3. О каком континенте идет речь? Поясните.
В геологическом прошлом материк был частью Гондваны. Берега континента слабо изрезаны. Вдоль восточного побережья проходит коралловый риф. Материк омывается двумя океанами. Материк полностью расположен в восточном полушарии.
4. О каком континенте идет речь? Поясните.
На севере этого континента находится большая группа островов. Материк сильно вытянут с севера на юг и поэтому на нем присутствует климатический пояс неприсущий «южным» континентам. От ближайшего континента отделен каналом.
Вопросы об особенностях природы материков.
1. Что в Ю. Америке принято называть «сельвой», «пампой», «патагонией»?
2. Какие предположения об особенности природы Африки можно сделать на основе знания ее географического положения?
3. Как изменился бы климат Австралии, если бы не было Большого Водораздельного хребта?
4. Назовите континент самый бедный живыми организмами и самый богатый эндемиками. Поясните почему.
Вопросы о странах.
1. Назовите континент, где проживают самые высокие и самые низкие люди на Земле. Назовите эти народы.
2. На каком континенте нет коренного населения. Какие народы можно встретить на территории этого континента?
3. Что означают термины:
«метисы»
«мулаты»
«самбо»
На каком континенте встречаются эти люди?
4. Как повлияли европейцы на развитие Австралийского Союза?
ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ
Каждая команда придумывает по 2 вопроса соперникам и получает 2 балла (по 1 б. за каждый вопрос)
Команда соперников за правильный ответ получает по 2 балла за каждый правильный ответ.
Всего команда получает 6 баллов.
«КОТ В МЕШКЕ»
Вытяните по одному вопросу из «мешка» и получите 2 балла за правильный ответ на вопрос.
1. Как изменяются климат и природа саванны при движении от приэкваториальных широт к тропикам?
а) уменьшается количество осадков;
б) продолжительность сезона дождей становится короче;
в) увеличивается количество деревьев;
г) увеличивается количество сухих колючих кустарников.
2. Для какой природной зоны Африки характерно самое большое в мире обилие крупных животных? Поясните, почему?
а) экваториальных лесов; б) саванн; в) пустынь
3. В чем уникальность Австралии?
а) самый маленький материк Земли;
б) самый сухой материк Земли;
в) единственный находится только в Южном полушарии;
г) единственный находится только в Западном полушарии;
д) открыт позже других материков (кроме Антарктиды);
е) на нем сохранились растения и животные, населявшие планету в далеком прошлом.
4. Почему на западе материка много полезных ископаемых рудного происхождения?
а) западная часть Австралии покрыта мощным слоем осадочных пород;
б) западная часть Австралии еще недавно была дном моря;
в) в западной части Австралии кристаллические породы выходят на поверхность.
5. В чем уникальность Южной Америки?
а) самый большой материк Западного полушария;
б) самый влажный материк планеты;
в) по его территории протекает самая полноводная река мира;
г) на его территории расположен самый большой массив влажных экваториальных лесов;
д) на его территории расположены самые высокие горы мира.
6. Почему Амазонка имеет сложный режим?
а) южные и северные притоки разливаются в разное время;
б) течет по увлажненной Амазонской низменности;
в) имеет очень широкое русло.
7. Что общего у городов Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес?
а) они расположены на восточном побережье материка;
б) они находятся в Бразилии;
в) они расположены к югу от экватора;
г) они входят в число крупнейших в мире по численности населения.
8. Почему важно изучать Антарктиду?
а) для прогнозирования изменения уровня Мирового океана;
б) для получения информации об истории планеты;
в) для изучения процессов климатообразования;
г) по всем указанным причинам.
9. Где в Антарктиде находится «полюс холода» Земли?
а) на вершине вулкана Эребус;
б) на станции «Восток»;
в) на побережье моря Уэдделла;
г) на Антарктическом полуострове.
10. Южный полюс был покорен дважды — в декабре 1911 г. и в январе 1912 г. Почему обе экспедиции были проведены зимой?
а) зимой в Антарктиде нет ураганных ветров;
б) зимой отсутствуют туманы;
в) зимой снег и лед не так сильно слепят глаза;
г) в Южном полушарии декабрь и январь — летние месяцы.
БЛИЦ-ОПРОС
Ответьте на вопросы учителя. (10 вопросов за каждый правильный ответ по 2 балла)
1. Его крайняя северная точка находится на юге.
2. Самый жаркий материк.
3. Самый сухой материк.
4. Африку и Азию отделяет ..... канал.
5. Самое высокогорное озеро …..
6. Самые большие территории в Африке занимают природные зоны…..
7. Самая многоводная река мира…..
8. Самый маленький континент по площади….
9. Самая крупная полярная станция……
10. Год открытия Антарктиды……
Заключение
На современном этапе развития образования в России новые информационные технологии существенно начали изменять парадигму образования. Они начали затрагивать различные стороны учебного процесса. Выпущены различные отечественные программы (компакт-диски). Значит, рынок подобных образовательных услуг идет по двум направлениям:
а) дальнейшее совершенствование и выпуск более качественных курсов и приложений к ним;
б) создание баз данных, на основе которых может быть построено единое информационное пространство (и единая информационная среда).
Таким образом, имеется необходимость разработки системы методического обеспечения учебного процесса. Система состоит из нескольких модулей:
- модуль для учителей (поиск, компоновка, составление дидактических материалов, хранение учебных материалов, обновление через интернат);
- модуль для учащихся (тренировка умений и навыков, использование справочных материалов, обновление через Интернет);
- модуль для работы в локальной сети (проведение компьютерного контроля знаний, проведение уроков по математике с компьютерной поддержкой);
- Интернет - модуль (размещение электронных учебных материалов в Интернет).
Список литературы
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 702 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2000. - № 5. - С. 243-248; № 6. - С. 159-167.
Содержание
Введение
1. Методический аспект применения ИТ и ресурсов Интернет на уроке
2. Приблизительная структура урока с использованием ИТ
3. Пример проведения урока с применением ИТ
Заключение
Список литературы