СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы с детьми с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы работы с детими с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Методы работы с детьми с ОВЗ»

Методы обучения применяемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья

Для ребенка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов для социализации. Однако немногие дети имеют возможность посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а обучение с учителями-надомниками не позволяет изучить программу в полной мере. Эффективность достигается за счет индивидуального обучения. В зависимости от успехов ученика применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Дети с ограниченными возможностями здоровья по специфике неоднородны.

Поэтому важным в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики здоровья каждого ребенка. В школе учителя работают с «особыми» детьми на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося).

Гибкие методы обучения детей с ОВЗ формируют познавательный интерес и творческое мышление, высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.  Активные методы обучения являются универсальным средством личностного развития ребенка.

Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

объяснительно-иллюстративный ;

репродуктивный;

проблемное изложение;

исследовательский.

Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся (н/р, умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи…); не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя – дефектолога, учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности. Поэтому, в работе со своими детьми я использую наиболее приемлемые методы в работе с учащимися, имеющими ОВЗ:

объяснительно –иллюстративный;

репродуктивный;

частично поисковый;

коммуникативный;

информационно – коммуникационный;

методы контроля;

самоконтроля и взаимоконтроля.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

В своей же работе я использую игровые методы постоянно, т.к. мои учащиеся по интеллектуальному развитию находятся на уровне детей 3-6,7 лет.

Дидактические, компьютерные игры в основном использую для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с УО, компьютерные игры с сайта ладушки.ру, играемся.ру, мерсибо и др. лучшее спасение для учителя олигофрено - педагога. Здесь можно найти игры и упражнения тренировочного характера для развития мыслительных процессов, увлекательный дидактический материал при изучении нового, а также для закрепление пройденного материала.

Для закрепления пройденного материала часто использую игры соревновательного характера. (н-р, при изучении гласных или согласных букв, звуков набор согласных букв на магнитах висят на доске, дети должны запомнить их расположение, даётся 30 сек., далее дети закрывают глаза, в это время учитель закрывает букву, после разрешения учителя они вспоминают какая -же здесь была буква. Т.о., у детей развивается зрительная память, внимание, мышление и дети легко запоминают сами буквы. Игры такого характера нужно использовать очень аккуратно, т.к. в силу особенностей этих детей такие игры иногда накаляют обстановку и может перейти в драку. Но если же я чувствую, что обстановка уже накалена и вот-вот ученик сейчас сорвется, я даю возможность ученику поменяться ролями со мной или меняю вид деятельности.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж широко используется в практике дефектологов и логопедов. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия чаще всего используют педагоги – психологи. Фитотерапия и Ароматерапия пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля. Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других профильных специалистов,

Т.о., каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно – развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

- рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.  На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния. Широко использую приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале, в середине и в конце занятия. В данном случае я прослеживаю, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентаций – офтальмо тренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.







































Методы и приёмы обучения

детей с ОВЗ










Подготовила: Шичиях С.Б.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5



20017г