СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы развития исполнительских навыков у учащихся на уроках фортепиано.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогам часто приходится работать над исправлением исполнительских навыков. На начальном этапе обучения все учителя обучают детей правильному подходу к инструменту, работают над надежным производством, развития организации и координации рук. Но на протяжении всего учебного процесса учителям все же приходится исправлять некоторые проблемы в пианистическом аппарате.

Просмотр содержимого документа
«Методы развития исполнительских навыков у учащихся на уроках фортепиано.»

Методы развития исполнительских навыков у учащихся старших классов на уроках фортепиано.

Я провела многочисленные интервью с преподавателями фортепиано в ДШИ с целью обобщения их опыта работы. Педагоги рассказали, как происходит формирование и развитие навыков в классе. Мы также узнали, какие пианистические навыки исправляли учителя, какие методы и приемы они используют для разработки и исправления исполнительских навыков. Кроме того, я посещала занятия в классе фортепиано, которые помогли обобщить педагогический опыт и провести мою экспериментальную работу. Проводилось интервью с педагогами ДШИ. Они отвечали на 6 вопросов:

1) Существуют ли случаи в вашей практике, когда вам нужно работать над изменениями и корректировать навыки работы ученика?

2) Какие пианистические навыки нужно было исправить?

3) С какими проблемами вы чаще сталкивались в детском пианистическом аппарате? Какие методы решали эти проблемы?

4) Разработали ли вы свои собственные методы разработки и коррекции исполнительских навыков? Расскажите нам о них.

5) Какие навыки вы разрабатываете и развиваете в первую очередь на начальном этапе обучения?

6) Как вы контролируете развитие исполнительских способностей детей на разных этапах музыкального образования? Какие методы способствуют развитию этих навыков?

Интервью первое.

1. Да, в моей практике довольно часто бывают ситуации, в которых необходимо исправить навыки работы учеников. Особенно это касается новых детей или учеников, которые перешли из класса другого учителя.

2. Как правило, исправления требовали положения рук над инструментом.

3. Прежде всего, это зажатый локтевой сустав, локтевой сустав и сильное запястье. Локтевой сустав зажимается, когда ему дается неестественное, неудобное положение – далеко от тела. Необходимость постоянной поддержки локтевого сустава лишает его свободы действий и создает напряженность. В этом случае локоть должен быть доведен до нормального положения: плечо (от плеча до локтевого сустава) – в свободном положении вдоль тела. Локтевой сустав подвижен, изменяя свое положение вдоль тела. Чтобы получить необходимые ощущения, выполните упражнение «Лебедь» несколько раз во всех вариантах.

4. У детей, у которых нет предварительной подготовки, я буду практиковать танцевальную импровизацию с использованием классической и джазовой музыки. Хорошо, если ребенок танцует 5-10 минут до и после домашних занятий для фортепиано (вы можете организовать «танцевальные минуты» во время занятий, как дома, так и на уроке). В таком легком и приятном времяпрепровождении ребенок укрепляет мышцы, избавляется от зажима, развивает ритмическое чувство и пластические движения, не только знакомится с новыми музыкальными работами, но и чувствует их «душу и тело».

5. Прежде всего, я начинаю с организации рук детей. Моторный процесс строится на основе полного взаимодействия - максимальной координации всех частей тела и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей тела, поскольку понятие «технология» включает не только моторные качества, но и способность свободно и естественно играть на инструменте.

6. Чтобы контролировать детей, предлагается потерять гаммы с небольшим количеством знаков. Я также прошу детей, как играть в весе в качестве домашней работы.

Интервью 2.

1. Да, но такая необходимость возникает довольно редко. Во всех случаях это дети, которые только начинают учиться играть на пианино.

2. Во всех случаях это неправильная настройка рук.

3. Основные проблемы, с которыми я сталкиваюсь в своей практике, это: несгибающиеся фаланги; жесткий, медленный первый палец; полная игра длиной до пальца с активной запястью; зажатый пятый палец, играющий всю длину, напряженный в удлиненном или изогнутом положении.

4. Я создаю чувство упорства с помощью упражнения «пальцы приветствую» и подготовительные упражнения к игре с весом руки, когда рука ученика висит у меня на руке, зацепилась за ее ногтевую фалангу. Мышцы ногтевой фаланги в этом упражнении максимально уменьшаются (сила конца пальца) с полной свободой вышележащих частей руки. Полученные таким образом ощущения мы немедленно переходим к исполненному репертуару, и в течение некоторого времени я помогаю ученику наблюдать действия фаланг ногтей и метод извлечения звука. Если ученик ставит пятый палец на ключ всей длины и фактически играет с кистью, я предлагаю упражнение на независимость и упорство пальцев .

5. Прежде всего, я учу детей правильной посадке инструмента: первая тренировка помогает ребенку правильно подобрать инструмент, поместить стул, положив ноги на скамью для роста ребенка, которая должна прочно упираться в его ноги. Под моим руководством он сидит на уровне половины, на такой высоте и расстоянии, чтобы было удобно добраться до клавиатуры. Я сразу же научу ребенка отдыхать каблуками. Это создает привычку, которая необходима в будущем при педализации. Для этого используйте скамью, в которой есть специальное устройство - передача педали: прикрепить к скамейке, «заменить педали», подключить через отверстия педаль пианино. Затем я начинаю формировать свод – мышечную организацию пястных или запястных суставов.

Интервью 4.

1. Да, для моей десятилетней практики я часто сталкивалась с необходимостью проведения корректирующих работ по изменению навыков работы учащихся.

2. Как правило, это были проблемы с летаргией.

3. Летаргия рук. Я рекомендую, чтобы ученик взял свою руку «дышать» перед началом музыкальной мысли, а также между фразами.

4. Я применяю только методы, изложенные в специализированной литературе.

5. Я обращаю особое внимание на руки. Кисти следует собирать ловко, потому что растянутая кисть в значительной степени теряет эти навыки. Я обращаю внимание ученика на кисть после широких интервалов на более узкие, не оставляя пальцев «разбросанными». Для этого я использую зарисовки К. Черни, чтобы чередовать широкое и узкое положение руки, что как раз и предотвращает «переигрывание» рук, стимулирует развитие пианистического аппарата. Для развития пианистического аппарата упражнения на растяжку являются обязательными даже для учеников с большими руками, не говоря уже о маленьких. Второе упражнение под названием «вращение» («колёсико», «круг») кисть вращается вокруг вертикальной оси, которая почти невидима по внешнему виду, поскольку основные изменения - «внутри» кисти. Пронация-супинация – это поворот кисти вокруг мнимой оси, проходящей через третий палец. С этим движением в повседневной жизни мы открываем и закрываем дверь с помощью ключа, ввинчиваем и отвинчиваем лампочку, работаем отверткой. В сломанных арпеджио применяется пронация-супинация движения кисти. В длинных арпеджио сочетание позиций в быстром и среднем, а также в замедленном движении осуществляется по-разному. В быстрых темпах нет места 1-го пальца или сдвигается через него, как в среднем и медленном темпе, а переносит руку из одного положения в другое. В гонках основное движение – движение всей руки, но здесь это не делается без помощи кисти. В сломанных октавах необходимо вращение.

6. Я контролирую игру арпеджио: арпеджио собираются в аккордах; пассажи с пятью пальцами рассматриваются как чередование позиций (на самом деле позиционирование пианиста неизбежно); сломанные октавы – октавный комплекс; значительную роль в моей работе играет также изменение «технических вариантов».

Подведем итог. Поговорив с педагогами, стало ясно, что им часто приходится работать над исправлением исполнительских навыков. На начальном этапе обучения все учителя обучают детей правильному подходу к инструменту, работают над надежным производством, развития организации и координации рук. Но на протяжении всего учебного процесса учителям все же приходится исправлять некоторые проблемы в пианистическом аппарате.

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1970. – 278 с.

2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М.: Сов. композитор, 1992. – 103 с.

3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 19674 – 336 с.