СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы решения экономических задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе представлено содержание курса " Методы решения экономических задач" для 1-11 класса, тематическое и поурочное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Методы решения экономических задач»

Рассмотрено

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № _1__

от «_28_»___08___2023_г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР лицея №15»

_____________/______________/

ФИО

«_28_»__08__2023г.


Утверждаю

Директор

лицея № 15

________/Л.П.Иванюженко__/

ФИО

Приказ № _245_

от «29__»__08__2023_г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

« Методы решения экономических задач»

для учащихся 10 – 11 классов

Составители:

Воробьева Н.Н.учитель математики,

высшая категория

Камчатная Т.В.учитель математики,

высшая категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1___

от «_29_»__08__2023_ г.









2023

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ

1.Содержание учебного курса …………………………………………… …3



2.Планируемые результаты освоения учебного курса ……………………………….…………………………………………………...5



3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании……………………………………………………………………..15






















Содержание программы курса

10 класс

1. История возникновения процента (2 часа)

Введение. Понятие процента, сложного процента. История возникновения процента.

2. Понятие математического моделирования ( 2 часа)

Понятие и этапы математического моделирования. Виды текстовых задач и подходы к их решению.

3.Простые практико-ориентированные задачи (4 часа)

Задачи на вычисление и округление. Задачи на деление с остатком. Задачи на чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. Задачи с логической составляющей.

4. Решение простейших текстовых задач (6 часа)

Понятие процентного отношения. Решения задач трех типов на проценты.

Формулы расчета доли в процентном отношении и расчета процента от числа. Формулы увеличения и уменьшения числа на заданный процент. Формула вычисления исходной суммы. Формула расчета простых процентов. Две формулы расчета сложных процентов. Применение формулы сложного процента.

5. Решение текстовых задач на смеси, сплавы, концентрацию, процентное содержание (4 часа)

Понятие концентрации вещества. Понятие смеси, растворов, сплавов. Этапы построения математической модели. Определение концентрации вещества в растворе, нахождение массы смеси, раствора, сплава.

6. Общая схема решения задач на вклады и кредиты (4 часа)

Этапы построения математической модели. Вывод формул. Общая схема решения задач. Условное деление типов задач.

7. Решение задач с на вклады и кредиты типа А (6 часов)

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул. Решение задач на равные размеры выплат с применением формул.

8. Решение задач с экономическим содержанием профильного ЕГЭ (6 часов)

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул. Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

11 класс

1.Решение разных задач (4 часа)

Решение задач, тип которых сложно определить. Задачи ЕГЭ.

2. Решение задач на оптимальный выбор (8 часов)

Решение задач на оптимальный выбор. Задачи на оптимизацию (с использованием производной). Задачи на оптимизацию (введение параметра)

3.Решение экономических задач (6 часов)

Простейшие текстовые задачи на товарно-денежные отношения ( в основном на оплату товаров и услуг). Задачи о кредитовании и банковских процентах. Задачи оптимизации производства товаров или услуг (минимизация расходов или максимизация прибыли)

4.Решение КИМов ЕГЭ профильного уровня (14 часов)

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул. Решение задач на равные размеры выплат с применением формул. Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул. Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

Решение задач на оптимальный выбор..Задачи на оптимизацию (с использованием производной). Задачи на оптимизацию (введение параметра)

5.Обобщающее повторение - 2 часа.

Представление составленных и решенных задач, кроссвордов, ребусов; докладов, презентаций по вопросам курса.







Планируемые результаты освоения учебного курса


1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и другое), умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы, использование этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа, сформированность нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного, осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений, восприимчивость к математическим аспектам различных видов искусства;

5) физического воспитания:

сформированность умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), физическое совершенствование при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, готовность к активному участию в решении практических задач математической направленности;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, ориентация на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирование поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные суждения и выводы;

выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи;

выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать графически;

оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.


Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач, принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Предметные результаты:

1) сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;

2) сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса ; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач;

3) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;

4) сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей.



.



Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании



Содержание

Кол-во

часов

Элемент содержания


Электронные ресурсы


10 класс




1

История возникновения процента

2

Введение. Понятие процента, сложного процента. История возникновения процента.

С процентами по жизни http://percent-sch86.narod.ru

Азбука финансов http://www.azbukafinansov.ru

Библиотека экономической и деловой литературы http://ek-lit.narod.ru

Библиотека Экономической школы http://sei.e-stile.ru/home

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
http://ecsocman.edu.ru

Всероссийская олимпиада школьников по предпринимательской деятельности
http://biz.rusolymp.ru


Всероссийская олимпиада школьников по экономике http://econ.rusolymp.ru


Методическое пособие по экономике http://e-lib.gasu.ru/eposobia/bo4kareva/index.htm



Молодежная школа бизнеса http://www.msbn.ru

Начала экономики http://www.besh.websib.ru

Начала экономики http://econachala.narod.ru

Олимпиады по экономике http://www.iloveeconomics.ru
Основы экономики http://basic.economicus.ru
Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/economy.html

Портал института «Экономическая школа» http://economicus.ru


Программа «Современная экономика» http://icebe.ru/conteconomics



Словари и энциклопедии http://dic.academic.ru/

Cовременный экономический словарь http://slovari.yandex.ru/dict/economic

Финансовое право, бюджетное право, история налогового права
http://www.finteoria.ru

Финансовая электронная библиотека http://mirkin.eufn.ru

Центр повышения финансовой грамотности http://fin-gramota.ru

Школа молодого предпринимателя http://shmpmgu.ru


2

Понятие математического моделирования

2

Понятие и этапы математического моделирования. Виды текстовых задач и подходы к их решению.

3

Простые практико-ориентированные задачи

4

Задачи на вычисление и округление. Задачи на деление с остатком. Задачи на чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. Задачи с логической составляющей. Следствия. Задачи с логической составляющей. Делимость. Текстовые арифметические задачи с логической составляющей.

4

Решение простейших текстовых задач

6

Понятие процентного отношения. Решения задач трех типов на проценты.

Формулы расчета доли в процентном отношении и расчета процента от числа. Формулы увеличения и уменьшения числа на заданный процент. Формула вычисления исходной суммы. Формула расчета простых процентов. Две формулы расчета сложных процентов. Применение формулы сложного процента.

5

Решение текстовых задач на смеси, сплавы, процентное содержание

4

Понятие концентрации вещества. Понятие смеси, растворов, сплавов. Этапы построения математической модели. Определение концентрации вещества в растворе, нахождение массы смеси, раствора, сплава.

6

Общая схема решения задач на вклады и кредиты

4

Этапы построения математической модели. Вывод формул. Общая схема решения задач. Условное деление типов задач.

7

Решение задач с на вклады и кредиты

6

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул. Решение задач на равные размеры выплат с применением формул.

8

Решение задач с экономическим содержанием профильного ЕГЭ

6

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул. Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.


11 класс





1

Решение разных задач

4

Решение задач, тип которых сложно определить. Задачи ЕГЭ-2018 года.

С процентами по жизни http://percent-sch86.narod.ru

Азбука финансов http://www.azbukafinansov.ru

Библиотека экономической и деловой литературы http://ek-lit.narod.ru

Библиотека Экономической школы http://sei.e-stile.ru/home

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
http://ecsocman.edu.ru

Всероссийская олимпиада школьников по предпринимательской деятельности
http://biz.rusolymp.ru


Всероссийская олимпиада школьников по экономике http://econ.rusolymp.ru


Методическое пособие по экономике http://e-lib.gasu.ru/eposobia/bo4kareva/index.htm



Молодежная школа бизнеса http://www.msbn.ru

Начала экономики http://www.besh.websib.ru

Начала экономики http://econachala.narod.ru

Олимпиады по экономике http://www.iloveeconomics.ru
Основы экономики http://basic.economicus.ru
Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/economy.html

Портал института «Экономическая школа» http://economicus.ru


Программа «Современная экономика» http://icebe.ru/conteconomics



Словари и энциклопедии http://dic.academic.ru/

Cовременный экономический словарь http://slovari.yandex.ru/dict/economic

Финансовое право, бюджетное право, история налогового права
http://www.finteoria.ru

Финансовая электронная библиотека http://mirkin.eufn.ru

Центр повышения финансовой грамотности http://fin-gramota.ru

Школа молодого предпринимателя http://shmpmgu.ru


2

Решение задач на оптимальный выбор

8

Решение задач на оптимальный выбор.

Задачи на оптимизацию (с использованием производной).

Задачи на оптимизацию (введение параметра)




3

Решение экономических задач

6

Простейшие текстовые задачи на товарно-денежные отношения ( в основном на оплату товаров и услуг). Задачи о кредитовании и банковских процентах. Задачи оптимизации производства товаров или услуг (минимизация расходов или максимизация прибыли)

4

Решение КИМов ЕГЭ профильного уровня

14

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул. Решение задач на равные размеры выплат с применением формул

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул. Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

Решение задач на оптимальный выбор.

Задачи на оптимизацию (с использованием производной).

Задачи на оптимизацию (введение параметра)

5

Обобщающее повторение

2

Представление составленных и решенных задач, кроссвордов, ребусов; докладов, презентаций по вопросам курса.



ИТОГО

68 часов











Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту


1.История возникновения процента

2



1

Введение.

1



2

Понятие процента, сложного процента. История возникновения процента.

1




2.Понятие математического моделирования

2



3

Понятие и этапы математического моделирования.

1



4

Виды текстовых задач и алгоритмы их решения.

1




3.Простые практико-ориентированные задачи

4



5

Задачи на вычисление и округление. Задачи на деление с остатком.

1



6

Задачи на чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. Задачи с логической составляющей.

1



7

Следствия. Задачи с логической составляющей.

1



8

Делимость. Текстовые арифметические задачи с логической составляющей.

1




4.Решение простейших текстовых задач

6



9

Формулы расчета доли в процентном отношении и расчета процента от числа.

1



10

Формулы увеличения и уменьшения числа на заданный процент.

1



11

Формула вычисления исходной суммы.

1



12

Формула расчета простых процентов.

1



13

Две формулы расчета сложных процентов.

1



14

Применение формулы сложного процента.

1




5.Решение текстовых задач на смеси, сплавы, процентное содержание

4



15

Понятие концентрации вещества, смеси, растворов, сплавов.

1



16

Определение концентрации вещества в растворе, смеси, сплаве

1



17

Нахождение массы вещества в смеси, растворе, сплаве.

1



18

Нахождение массы смеси, раствора, сплава.

1




6.Общая схема решения задач на вклады и кредиты

4



19

Этапы построения математической модели.

1



20

Вывод формул.

1



21

Общая схема решения задач.

1



22

Условное деление типов задач.

1




7.Решение задач с на вклады и кредиты

6



23

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул.

1



24

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул.

1



25

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул.

1



26

Решение задач на равные размеры выплат с применением формул

1



27

Решение задач на равные размеры выплат с применением формул

1



28

Решение задач на равные размеры выплат с применением формул

1




8.Решение задач с экономическим содержанием профильного ЕГЭ

6



29

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул.

1



30

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул.

1



31

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул.

1



32

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

1



33

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

1



34

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.




1




11 класс






1.Решение разных задач

4



1

Алгоритм решения задач, тип которых сложно определить.

1



2

Решение задач ЕГЭ.

1



3

Решение задач ЕГЭ.

1



4

Решение задач ЕГЭ.

1




Решение задач на оптимальный выбор

8



5

Задачи на оптимизацию (с использованием производной)

1



6

Задачи на оптимизацию (с использованием производной)

1



7

Задачи на оптимизацию (с использованием производной)

1



8

Задачи на оптимизацию (с использованием производной)

1



9

Задачи на оптимизацию (введение параметра)

1



10

Задачи на оптимизацию (введение параметра)

1



11

Задачи на оптимизацию (введение параметра)

1



12

Задачи на оптимизацию (введение параметра)

1




Решение экономических задач

6



13

Простейшие текстовые задачи на товарно-денежные отношения ( в основном на оплату товаров и услуг).

1



14

Простейшие текстовые задачи на товарно-денежные отношения ( в основном на оплату товаров и услуг).

1



15

Задачи о кредитовании и банковских процентах.

1



16

Задачи о кредитовании и банковских процентах.

1



17

Задачи оптимизации производства товаров или услуг (минимизация расходов или максимизация прибыли)

1



18

Задачи оптимизации производства товаров или услуг (минимизация расходов или максимизация прибыли)

1




Решение КИМов ЕГЭ профильного уровня

14



19

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул.

1



20

Решение задач на равные размеры выплат с применением формул

1



21

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул.

1



22

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул.

1



23

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

1



24

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

1



25

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

1



26

Решение задач на оптимальный выбор.

Решение задач на оптимальный выбор.

1



27

Задачи на оптимизацию (с использованием производной).

1



28

Задачи на оптимизацию (с использованием производной).

1



29

Задачи на оптимизацию (с использованием производной).

1



30

Задачи на оптимизацию (введение параметра)

1



31

Задачи на оптимизацию (введение параметра)

1



32

Задачи на оптимизацию (введение параметра)

1




Обобщающее повторение

2



33

Итоговый урок

1



34

Представление составленных и решенных задач, кроссвордов, ребусов; докладов, презентаций по вопросам курса.

1









22