Введение
«Математика - царица наук» - сказал когда-то великий французский математик Карл Фридрих Гаусс. В наше время никто не станет оспаривать это высказывание, ведь мы не можем представить свою жизнь без математики. Без её существования у нас не было бы компьютеров, телефонов, Интернета. Был бы невозможным быстрый обмен информацией, нельзя было бы преодолевать огромное расстояние с помощью автомобилей, поездов, самолетов. Человечество не смогло бы развить технику без развития математики. Одним словом, у людей не было бы ничего, к чему они привыкли. Также без математики немыслимо было бы развитие и других наук, не только точных, таких как физика, астрономия, информатика, но и гуманитарных, и естественных. Например, изучение химии не возможно представить себе без изучения математики.
Актуальность
Один из аспектов изучения химии – это умение решать задачи. Решение задач необходимо не только в учебе, но и в научно-производственной деятельности. Химические процессы являются основой многих производств,
где требуются детальные расчеты материального баланса: расход сырья и энергии, количество получаемой продукции, производственные потери и т.п. Знания взаимопревращений веществ и владение приемами расчета химических процессов очень важны для их реализации в лабораториях и на производстве. Поэтому при изучении химии большое внимание уделяется решению задач, они способствуют улучшению знаний и развитию логического мышления. Решение химических задач при помощи математических методов поможет ученикам лучше усвоить многие темы по таким предметам, как алгебра и химия.
Цель:
Изучить какими математическими методами можно решать расчетные химические задачи.
Задачи:
Ознакомиться с литературой по решению химических задач
Найти наиболее рациональные математические методы решения химических задач
Решить наиболее распространённые расчетные задачи по химии с помощью найденных методов
Категории химических задач
Все химические задачи можно условно разделить на две категории: качественные и расчетные.
Качественные задачи направлены на обнаружение, идентификацию и определение составных частей (атомов, ионов, радикалов, молекул, функциональных групп) анализируемого объекта, определение последовательности соединения и взаимного расположения отдельных составных частей в веществе, определение изменения природы и концентрации составных частей объекта во времени. Обычно такие задачи не связаны с математическими расчетами.
Для решения же расчетных задач нужно знать основные химические свойства соединений и уметь применять основные понятия и законы химии, подобрать наиболее рациональные методы вычислений, используя математический аппарат (системы уравнений с несколькими неизвестными, неравенства, степенные и логарифмические функции).
Расчетные задачи в свою очередь делятся еще на две категории:
Среди задач первой категории можно выделить несколько типов:
Вычисление массы вещества по его количеству и обратный расчет.
Определение массовой доли элемента в веществе по его молекулярной массе и наоборот.
Расчет объемов и объемных долей газов с использованием газовых законов (Авогадро, Бойля – Мариотта, Гей-Люссака, Менделеева – Клапейрона).
Вывод формул соединений по количественному составу.
Задачи второй категории, как правило, основаны на применении закона сохранения массы вещества. Эти задачи также подразделяются на несколько типов:
Задачи на вычисление количеств, масс и объемов исходных веществ по количеству, массе и объему продуктов реакции и обратные расчеты.
Расчет количеств, масс и объемов продуктов реакции, если один из реагентов взят в избытке.
Вычисления количеств, масс и объемов продуктов реакции, если один из реагентов содержит примеси.
Задачи на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворах и требующих учета концентрации реагентов.
Термохимические расчеты.
В этой работе хотелось бы рассмотреть только несколько типов задач.
Способы решения химических задач
Все перечисленные выше типы задач можно решать с помощью различных способов, как химических, так и математических.
Химические способы включают в себя использование законов химии (Авогадро, Гей-Люссака, Менделеева - Клапейрона и др.), химических уравнений и формул и т.п.
Математических методов существует множество, но самые используемые, которые будут рассмотрены – это:
Математические методы решения химических задач
Алгебраический
Различные задачи по химии решают с помощью составления уравнения или системы уравнений.
Графический
Отрезок прямой (основание графика) представляет собой массу смеси, а на осях ординат откладывают точки, соответствующие массовым долям растворенного вещества в исходных растворах. Соединив прямой точки на осях ординат, получают прямую, которая отображает функциональную зависимость массовой доли растворенного вещества в смеси от массы смешанных растворов в обратной пропорциональной зависимости:

Полученная функциональная прямая позволяет решать задачи по определению массы смешанных растворов и обратные, по массе смешанных растворов находить массовую долю полученной смеси.

Правило креста (конверт Пирсона)
“Правилом креста” называют диагональную схему правила смешения для случаев с двумя растворами.

Слева, на концах отрезков, записывают исходные массовые доли растворов (обычно слева вверху-большая), на пересечении отрезков – заданная массовая доля, а справа, на их концах, записываются разности между исходными и заданной массовыми долями. Получаемые массовые части показывают в каком отношении надо слить исходные растворы.
Такой метод обычно применяется для решения задач на смеси и сплавы.
Примеры решения задач математическими и химическими методами
После того, как мы изучили категории и типы химических задач, рассмотрели методы их решения, можно приступать к практическому решению.
Задача 1. Вычислить массу сульфита натрия, необходимого для реакции с серной кислотой, чтобы получить 16 г оксида серы (IV).
Решим задачу сначала с помощью химического уравнения:
Дано Решение
xг 16г
Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + SO2
126г 64г
m(SO2)=16г Составим пропорцию: 
___________ x=
=31,5г
m(Na2SO3)=? Ответ: 31,5г
Также эту задачу можно решить при помощи графического метода.
Составим таблицу для составления графика прямой пропорциональности:
m(SO2) | 0 | 64 |
m(Na2SO3) | 0 | 126 |
Т.к. по уравнению реакции:
m(SO2) = 1 моль * 64 г/моль = 64г
m(Na2SO3) = 1 моль * 126 г/моль = 126г

Для решения задачи на оси абсцисс отмечаем точку, соответствующую числу 16, проводим прямую, до пересечения с графиком прямой пропорциональности. Из точки пересечения проводим перпендикуляр к оси ординат и получаем точку, которая указывает величину массы сульфита натрия, равную 31,5 г.

Ответ: 31,5г
Задача 2. Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах было использовано?
Для начала, решим задачу алгебраическим методом:
Пусть x(кг) – масса 1-го раствора, а 3-x(кг) 2-го раствора,
тогда, 0,1x(кг) – масса соли в 1-ом растворе, а 0,25(3-x)(кг) – во 2-ом.
Масса соли в смеси 0,2*3(кг).
Учитывая, что масса соли в 1-ом и 2-ом растворах равна массе соли в смеси, составим и решим уравнение:
0,1x + 0,25(3-x) = 0,6
0,1x + 0,75 – 0,25x = 0,6
0,15x = 0,15
x = 1кг – масса 1-го раствора в смеси,
а масса 2-го раствора – 3-1 = 2кг
Ответ: 1кг, 2 кг.
Графический метод

Ответ: 1кг, 2кг.
Правило креста (Конверт Пирсона)
Составим схему:

Следовательно: m1 : m2 = 0,1 : 0,05 = 2:1
Ответ: 1кг, 2кг.
Задача 3. Наиболее распространенный в природе фторапатит содержит 42,23% оксида фосфора, 50,03% оксида кальция и 7,74% фторида кальция. Напишите состав этого минерала в виде формул двух солей.
Графический метод
В одной построим три графика, выражающие соотношение между величинами системе координат относительных молекулярных масс и массовыми долями тех веществ, входящих в состав минерала.
Mr(P2O5) = 142 г/моль
Mr(CaO) = 56 г/моль
Mr(CaF2) = 78 г/моль
Mr(P2O5) | 0 | 142 |
w(P2O5) | 0 | 42,23 |
Mr(CaO) | 0 | 56 |
w(CaO) | 0 | 50,03 |
Mr(CaF2) | 0 | 78 |
w(CaF2) | 0 | 7,78 |
Пересечем все три функциональные прямые произвольной прямой линией, параллельной оси ординат. По отношению точек пересечения этой прямой и определяют индексы элементов в минерале.

Отношение точек пересечений этой прямой с функциональными прямыми:
10:30:90 (CaF2 P2O5 CaO) или 1:3:9 (CaF2 P2O5 CaO).
Значит формула минерала: 3Ca3(PO4)2 CaF2