СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы решения химических задач

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из аспектов изучения химии – это формирование умения решать задачи. Решение задач необходимо не только в учебе, но и в научно-производственной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методы решения химических задач»

Введение

«Математика - царица наук» - сказал когда-то великий французский математик Карл Фридрих Гаусс. В наше время никто не станет оспаривать это высказывание, ведь мы не можем представить свою жизнь без математики. Без её существования у нас не было бы компьютеров, телефонов, Интернета. Был бы невозможным быстрый обмен информацией, нельзя было бы преодолевать огромное расстояние с помощью автомобилей, поездов, самолетов. Человечество не смогло бы развить технику без развития математики. Одним словом, у людей не было бы ничего, к чему они привыкли. Также без математики немыслимо было бы развитие и других наук, не только точных, таких как физика, астрономия, информатика, но и гуманитарных, и естественных. Например, изучение химии не возможно представить себе без изучения математики.


Актуальность

Один из аспектов изучения химии – это умение решать задачи. Решение задач необходимо не только в учебе, но и в научно-производственной деятельности. Химические процессы являются основой многих производств,

где требуются детальные расчеты материального баланса: расход сырья и энергии, количество получаемой продукции, производственные потери и т.п. Знания взаимопревращений веществ и владение приемами расчета химических процессов очень важны для их реализации в лабораториях и на производстве. Поэтому при изучении химии большое внимание уделяется решению задач, они способствуют улучшению знаний и развитию логического мышления. Решение химических задач при помощи математических методов поможет ученикам лучше усвоить многие темы по таким предметам, как алгебра и химия.


Цель:

Изучить какими математическими методами можно решать расчетные химические задачи.


Задачи:

  • Ознакомиться с литературой по решению химических задач

  • Найти наиболее рациональные математические методы решения химических задач

  • Решить наиболее распространённые расчетные задачи по химии с помощью найденных методов








Категории химических задач


Все химические задачи можно условно разделить на две категории: качественные и расчетные.


  • Качественные задачи направлены на обнаружение, идентификацию и определение составных частей (атомов, ионов, радикалов, молекул, функциональных групп) анализируемого объекта, определение последовательности соединения и взаимного расположения отдельных составных частей в веществе, определение изменения природы и концентрации составных частей объекта во времени. Обычно такие задачи не связаны с математическими расчетами.


  • Для решения же расчетных задач нужно знать основные химические свойства соединений и уметь применять основные понятия и законы химии, подобрать наиболее рациональные методы вычислений, используя математический аппарат (системы уравнений с несколькими неизвестными, неравенства, степенные и логарифмические функции).


Расчетные задачи в свою очередь делятся еще на две категории:


  • Задачи, связанные с использованием формул веществ;

  • Расчеты по уравнениям реакций.


Среди задач первой категории можно выделить несколько типов:

  • Вычисление массы вещества по его количеству и обратный расчет.

  • Определение массовой доли элемента в веществе по его молекулярной массе и наоборот.

  • Расчет объемов и объемных долей газов с использованием газовых законов (Авогадро, Бойля – Мариотта, Гей-Люссака, Менделеева – Клапейрона).

  • Вывод формул соединений по количественному составу.

Задачи второй категории, как правило, основаны на применении закона сохранения массы вещества. Эти задачи также подразделяются на несколько типов:

  • Задачи на вычисление количеств, масс и объемов исходных веществ по количеству, массе и объему продуктов реакции и обратные расчеты.

  • Расчет количеств, масс и объемов продуктов реакции, если один из реагентов взят в избытке.

  • Вычисления количеств, масс и объемов продуктов реакции, если один из реагентов содержит примеси.

  • Задачи на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

  • Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворах и требующих учета концентрации реагентов.

  • Термохимические расчеты.

В этой работе хотелось бы рассмотреть только несколько типов задач.















Способы решения химических задач


Все перечисленные выше типы задач можно решать с помощью различных способов, как химических, так и математических.

Химические способы включают в себя использование законов химии (Авогадро, Гей-Люссака, Менделеева - Клапейрона и др.), химических уравнений и формул и т.п.

Математических методов существует множество, но самые используемые, которые будут рассмотрены – это:


  • Алгебраический;

  • Графический;

  • Правило креста (конверт Пирсона).


Математические методы решения химических задач


Алгебраический


Различные задачи по химии решают с помощью составления уравнения или системы уравнений.


Графический


Отрезок прямой (основание графика) представляет собой массу смеси, а на осях ординат откладывают точки, соответствующие массовым долям растворенного вещества в исходных растворах. Соединив прямой точки на осях ординат, получают прямую, которая отображает функциональную зависимость массовой доли растворенного вещества в смеси от массы смешанных растворов в обратной пропорциональной зависимости:

Полученная функциональная прямая позволяет решать задачи по определению массы смешанных растворов и обратные, по массе смешанных растворов находить массовую долю полученной смеси.




Правило креста (конверт Пирсона)


“Правилом креста” называют диагональную схему правила смешения для случаев с двумя растворами.



Слева, на концах отрезков, записывают исходные массовые доли растворов (обычно слева вверху-большая), на пересечении отрезков – заданная массовая доля, а справа, на их концах, записываются разности между исходными и заданной массовыми долями. Получаемые массовые части показывают в каком отношении надо слить исходные растворы.

Такой метод обычно применяется для решения задач на смеси и сплавы.




















Примеры решения задач математическими и химическими методами


После того, как мы изучили категории и типы химических задач, рассмотрели методы их решения, можно приступать к практическому решению.


Задача 1. Вычислить массу сульфита натрия, необходимого для реакции с серной кислотой, чтобы получить 16 г оксида серы (IV).


Решим задачу сначала с помощью химического уравнения:


Дано Решение

xг 16г

Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + SO2

126г 64г


m(SO2)=16г Составим пропорцию:

___________ x==31,5г

m(Na2SO3)=? Ответ: 31,5г



Также эту задачу можно решить при помощи графического метода.

Составим таблицу для составления графика прямой пропорциональности:


m(SO2)

0

64

m(Na2SO3)

0

126


Т.к. по уравнению реакции:

m(SO2) = 1 моль * 64 г/моль = 64г

m(Na2SO3) = 1 моль * 126 г/моль = 126г



Для решения задачи на оси абсцисс отмечаем точку, соответствующую числу 16, проводим прямую, до пересечения с графиком прямой пропорциональности. Из точки пересечения проводим перпендикуляр к оси ординат и получаем точку, которая указывает величину массы сульфита натрия, равную 31,5 г.


Ответ: 31,5г

Задача 2. Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах было использовано?


Для начала, решим задачу алгебраическим методом:

Пусть x(кг) – масса 1-го раствора, а 3-x(кг) 2-го раствора,

тогда, 0,1x(кг) – масса соли в 1-ом растворе, а 0,25(3-x)(кг) – во 2-ом.

Масса соли в смеси 0,2*3(кг).


Учитывая, что масса соли в 1-ом и 2-ом растворах равна массе соли в смеси, составим и решим уравнение:

0,1x + 0,25(3-x) = 0,6

0,1x + 0,75 – 0,25x = 0,6

0,15x = 0,15

x = 1кг – масса 1-го раствора в смеси,

а масса 2-го раствора – 3-1 = 2кг


Ответ: 1кг, 2 кг.



Графический метод


Ответ: 1кг, 2кг.


Правило креста (Конверт Пирсона)


Составим схему:


Следовательно: m1 : m2 = 0,1 : 0,05 = 2:1


Ответ: 1кг, 2кг.






Задача 3. Наиболее распространенный в природе фторапатит содержит 42,23% оксида фосфора, 50,03% оксида кальция и 7,74% фторида кальция. Напишите состав этого минерала в виде формул двух солей.



Графический метод


В одной построим три графика, выражающие соотношение между величинами системе координат относительных молекулярных масс и массовыми долями тех веществ, входящих в состав минерала.


Mr(P2O5) = 142 г/моль

Mr(CaO) = 56 г/моль

Mr(CaF2) = 78 г/моль

Mr(P2O5)

0

142

w(P2O5)

0

42,23

Mr(CaO)

0

56

w(CaO)

0

50,03

Mr(CaF2)

0

78

w(CaF2)

0

7,78


Пересечем все три функциональные прямые произвольной прямой линией, параллельной оси ординат. По отношению точек пересечения этой прямой и определяют индексы элементов в минерале.



Отношение точек пересечений этой прямой с функциональными прямыми:

10:30:90 (CaF2 P2O5 CaO) или 1:3:9 (CaF2 P2O5 CaO).



Значит формула минерала: 3Ca3(PO4)2 CaF2