СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы решения тригонометрических уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по методам решения тригонометрических уравнений. Включает теоретические и практические занятия, внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Изучение теоретического материала сопровождается решением большого количества задач.

Просмотр содержимого документа
«Методы решения тригонометрических уравнений»

Тема занятия: Методы решения тригонометрических уравнений.

Цели:

  • систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений;

  • содействовать развитию математического мышления учащихся;

  • побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.

Время:80 минут.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод обобщения: частично-поисковый. Тестовая проверка уровня знаний, работа по схеме, решение познавательных задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование и источники информации: мультимедийный проектор; системно-обобщающая схема; карточки-задания, тест (у каждого ученика), лист учета знаний (учащийся строит график).



ХОД УРОКА

Орг. момент (3 мин.)

Приветствие

Слова преподавателя. Цитата к уроку: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, – что, следуя этому методу, мы достигнем цели». Лейбниц. Сегодня мы говорим о методах решения тригонометрических уравнений. Мы знаем, что правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами методы всегда нужно держать в зоне своего внимания, чтобы решать конкретные задачи наиболее подходящим методом.

I этап. Проверка теоретического материала

  • Установить соответствие между вопросами и ответами (3 ученика у доски).

Работа у доски.

Проверка соответствия между вопросами и ответами.


Вариант 1


Каково будет решение уравнения при ?



При каком значении а уравнение имеет решение?




Какой формулой выражается это решение?




На какой оси откладывается значение а при решении уравнения ?



Нет решения


В каком промежутке находится ?



В каком промежутке находится значение а?




Каким будет решение уравнения ?



Каким будет решение уравнения ?



На оси Ох


Каким будет решение уравнения ?



Чему равняется ?



В каком промежутке находится ?



-

Какой формулой выражается решение уравнения ?



Чему равняется ?





Вариант 2.



Каково будет решение уравнения при ?




При каком значении а уравнение имеет решение?



Какой формулой выражается это решение?



На какой оси откладывается значение а при решении уравнения ?



В каком промежутке находится ?




В каком промежутке находится значение а?



Каким будет решение уравнения ?



Каким будет решение уравнения ?



Каким будет решение уравнения ?



На оси Оу

Чему равняется ?



В каком промежутке находится ?



Какой формулой выражается решение уравнения ?



Нет решения

Чему равняется ?





Вариант 3.



Каково будет решение уравнения при ?



При каком значении а уравнение имеет решение?



Какой формулой выражается это решение?



На какой оси откладывается значение а при решении уравнения ?











В каком промежутке находится ?



В каком промежутке находится значение а?



Каким будет решение уравнения ?



Каким будет решение уравнения ?



Каким будет решение уравнения ?



Чему равняется ?



В каком промежутке находится ?



Какой формулой выражается решение уравнения ?



Чему равняется ?



+



  • В это время ребята выполняют тест

Тест.

Определение общей формулы записи решения элементарных тригонометрических уравнений.

Вариант 1

Укажите общую формулу, по которой находятся все корни уравнения.

(*- правильный вариант ответа)




1

2

3

4


А



Б



В



корней нет



Г



корней нет



Д

Вариант 2



Укажите общую формулу, по которой находятся все корни уравнения.

(*- правильный вариант ответа)




1

2

3

4


А



Б




В



Г



Д





Тест проводится под копировальную бумагу. Копии решений теста сдаются на проверку. Проверка теста с помощью мультимедийного проектора (В это время 3 консультанта проверяют работу учащихся у доски и ставят оценку).

Сообщения учащихся

Сообщения учащихся



Первый учащийся.

«Тригонометрия»

Тригонометрия – математическая дисциплина, изучающая зависимость между сторонами и углами треугольника.

Казалось бы, тригонометрию можно считать лишь частью геометрии, однако тригонометрические функции, с помощью которых связываются элементы треугольника, - это объект изучения математического анализа, а тригонометрические уравнения – уравнения, в которых неизвестные являются аргументами тригонометрических функций, - изучаются методами алгебры. Таким образом, тригонометрия – раздел математики, использующий достижения других важных ее разделов.

Тригонометрия возникла из практических нужд человека. С ее помощью можно определить расстояние до недоступных предметов и вообще, существенно упрощать процесс геодезической съемки местности для составления географических карт.

Зачатки тригонометрических познаний зародились в древности. На раннем этапе тригонометрия развивалась в тесной связи с астрономией и являлась ее вспомогательным разделом.

Древнегреческие ученые разработали «Тригонометрию хорд», изложенную Птолемеем (II в.) в его работе «Альмагест». Птолемеем вывел соотношения между хордами в круге (выражавшиеся словесно ввиду отсутствия в то время математической символики), которые равносильны современным формулам для синуса половинного и двойного угла, суммы и разности двух углов:

Важный шаг в развитии тригонометрии был сделан индийскими учеными, которые заменили хорды синусами. Это нововведение перешло в VIII в. в арабоязычную математику стран Ближнего и Среднего Востока, где тригонометрия постепенно превратилась из раздела астрономии в самостоятельную математическую дисциплину. Помимо синуса были введены и другие тригонометрические функции, и для них были составлены таблицы.

Общепринятые понятия тригонометрии, а также обозначения и определения тригонометрических функций сформировались в процессе долгого исторического развития. Если, например, при введении основных тригонометрических понятий представляется естественным принимать радиус тригонометрического круга равным единице, то эта, казалось бы, простая идея была усвоена только в X – XI вв.

Лишь постепенно, благодаря введению новых понятий, а также в результате разработки и усовершенствования математической символики, тригонометрия приобрела современный вид, наиболее удобный для решения вычислительных задач. Окончательный вид она приобрела в XVIII в. в трудах Л. Эйлера.



Второй учащийся.

«Физическая задача»

Снаряд, вылетевший из орудия со скоростью V0=15м/сек под углом 60 к горизонту, находился в полете 12 сек. Какова дальность полета?

Решение.

(м)



Ответ: 90 (м)





II. Основная часть

  1. Учащимся предлагается провести классификацию тригонометрических уравнений по методам решения, согласно приведенной ниже таблице. Обсуждение проводится в группах и затем делается вывод.

    п/п

    Уравнение

    метода решения

    Методы

    1.

    2(а)

    1. Разложение на множители

    2.

    3

    2. Введение новой переменной:
    а) сведение к квадратному;
    б) введение вспомогательного аргумента.

    3.

    2(б)

    3. Сведение к однородному уравнению.

    4.

    1

    4. Использование свойств функций, входящих в уравнение.

    5.

    5. Оценка правой и левой части уравнения.

    6.

    3

    6. Решение уравнения по известным формулам.

    7.

    4, 2(а)

     

    8.

    6

     

    9.

    5

     

    10.

    1

     

    11.

    6

     

    12.

    6

     

    13.

    5

     

    14.

    3

     

  2. Группам дается задание

I группа – №№ 1, 4, 6.
II группа – №№ 5, 8, 9.
III группа – №№ 2, 10, 13.

Учащиеся осуществляют проверку по готовым решениям, используя мультимедийный проектор

Проверка заданий по группам



1 группа.

№1.



Замена

Ответ: .

№4.



или

;

Ответ: ;

.

№6.



Ответ: .




2 группа.

№5.



Ответ: ,

.


№8.



или

Ответ: ,

.

№9.

Т.к. и , то , значит, данное уравнение не имеет решений.




3 группа.



№2.



Ответ: .




№10.



Ответ: ,

.

№13.



Ответ:




  1. Найди ошибки

А теперь попробуем, зная ход и методы решения тригонометрических уравнений, найти ошибки в решенных примерах, используя мультимедийный проектор.

Пример 1.

Решение.









Ответ: .

Пример 2.

Решение.




Ответ: .

Пример 3.

Решение.




      или      
 

Ответ: .

Пример 4.

Решение.




      или    

Ответ: .

  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа



Вариант 1.

Вариант 2.



Решения.



Вариант 1.


Вариант 2.

нет решений

Ответ: .

и

нет решений

Ответ:

или

Ответ: ;

.

Ответ: .

Ответ:


Ответ:



Учитель собирает копии решений.
Учащиеся осуществляют самопроверку по готовым решениям (используется мультимедийный проектор).
В дальнейшем учитель планирует индивидуальную работу с теми, кто допустил ошибки.

III. Итог

Задание на самоподготовку.

  • ;

  • ;

  • ;

  •  – решить различными способами.

Пояснения к самоподготовке заданию.

Подведение итогов урока.