“У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать.
Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души”.
(Э. Базен, французский писатель)
Просмотр содержимого документа
«Методы семейного воспитания»
Методы семейного воспитания
“ У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать. Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души”. (Э. Базен, французский писатель )
- Метод воспитания – это способ воздействия на сознание, чувства ребёнка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного поведения.
Специфика методов воспитания.
- влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;
- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др.
Методы
- убеждения
- поощрения
- метод совместной практической деятельности
- метод принуждения (наказания)
- Метод убеждения , предусматривает педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет.
- Метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения .
- Метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу, и д.р.)
- Метод принуждения (наказания ) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и др.
Условия выбора методов воспитания.
- Знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;
- Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;
- В случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается методу совместной практической деятельности;
- Учет уровня педагогической культуры родителей.
Тест: Какой вы родитель?
Вопросы
Баллы
1 . Сколько раз тебе повторять?
2
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
1
3. Не знаю, что бы я без тебя делала.
1
4. И в кого ты только такой уродился?!
2
5. Какие у тебя замечательные друзья!
1
6. Ну на кого ты похож(а)?
2
7. Я в твои годы...
2
8. Ты моя опора и помощник(ца).
1
9. Ну что за друзья у тебя?
2
10. О чем ты только думаешь?!
2
11. Какая (какой) ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
1
1
13. У всех дети, как дети, а ты...
2
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!
1
Теперь подсчитайте общее количество баллов.
Ключ к тесту.
- От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
- От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
- 11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Спасибо
за внимание!