МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Определение метода обучения
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
(Ю.К. Бабанский)
Методы обучения – способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается освоение последними знаний умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развития познавательных сил.
(М.А. Данилов, Б.П. Есипов )
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами саморазвития и самообучения.
Методы обучения – это средства учебной работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению разнообразных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом.
(Г.М. Коджаспирова)
(И.Ф. Харламов)
Разграничение понятий
Методы учения (деятельность учащегося) – способы, при помощи которых учащиеся под руководством учителя идут от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
Методы преподавания (деятельность педагога) – способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и руководства данной деятельностью.
Методы обучения
Под методами обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, при помощи которых достигается выполнение поставленных задач.
(Н.А. Сорокин)
Классификация методов обучения
По уровню активности учащихся
(Е.Я. Голант)
Активные
Пассивные
- рассказ
- лекция
- объяснение
- экскурсия
- демонстрация
- наблюдение
- лабораторный метод
- практический метод
- работа с книгой
По источнику получения знаний
(Н.М. Верзилин, С.И. Перовский, С.М. Лордкипанидзе)
Словесные
Наглядные
Практические
- рассказ
- объяснение
- беседа
- дискуссия
- лекция
- работа с книгой
- наглядные пособия
- схемы
- таблицы
- рисунки
- модели
- приборы
- ТСО
- кино- и видеофильмы
- упражнения
- лабораторные работы
- практические работы
- опыты
- написание сочинений
- составление таблиц
- изготовление прибора
По дидактической цели
По характеру познавательной деятельности
(М.А. Данилов, Б.П. Есипов)
(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
- методы приобретения новых знаний
- методы формирования умений и навыков
- методы использования знаний
- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков
- пояснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные)
- репродуктивные
- проблемного изложения
- частично-поисковые (эвристические)
- исследовательские
Классификация методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
Группа I
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Доминирующие функции
Организация познавательной деятельности учащихся в отношении чувственного восприятия, логического осмысления учебной информации, самостоятельного поиска и получения новых знаний
Смежные функции
Подгруппа I
Стимулирующе-мотивационная, контрольно-регулирующая
Группа II
Методы стимулирования и мотивации учения
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептив-ные методы)
Подгруппа II
По логике передачи и восприятия учебной информа-ции (логические методы)
Доминирующие функции
Подгруппа III
Группа III
Словесные: рассказ, беседа, лекция. Наглядные: иллюстрации, демонстрации, практические опыты. Практические: опыты, упражнения, учебно-произ-водственная работа
Подгруппа IV
По степени самостоя-тельности мышления школьников при овладении знаниями
Стимулирующе-мотивационная, регулирующая, коммуникативная (создание благоприятного общения, влияние положительного примера)
Смежные функции
Индуктив-ные, дедук-тивные, аналитичес-кие, синте-тические
Методы контроля и самоконтроля в обучении
По степени управления учебной работы (методы управления учением)
Организационно-познавательная, контрольно-регулирующая
Подгруппа I
Доминирующие функции
Репродуктивные, поисковые, частично-поисковые, исследова-тельские
Методы стимулирования интереса к учению
Учебная работа под руковод-ством учителя, включая работу с учебными маши-нами и самостоя-тельную работу учащихся: работа с книгой, пись-менная работа, лабораторная ра-бота, выполнение трудовых зада-ний
Подгруппа II
Контрольно-оценочные (создание контроля и самоконтроля в процессе обучения)
Смежные функции
Организационно-познавательная, стимули-рующе-мотивационная, регулирующая
Методы стимулирова-ния обязан-ностей и ответственности во время учения
Познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций эмоционально-эти-ческих пережива-ний, создание ситуаций заин-терисованности, создание ситуаций апперцепции (опо-ры на жизненный опыт), создание ситуаций познавательной новизны
Подгруппа I
Методы устного контроля
Подгруппа II
Убеждение в значимости обучения, выдвижение требований, упражнения по выполнению требований, поощрение успеха в обуче-нии, осуждение недостатков в обучении
Подгруппа III
Методы письменного контроля
Индивиду-альный опрос, фрон-тальный опрос, устные заче-ты, устные экзамены, программи-рованный опрос
Методы лаборатор-но-практи-ческого контроля
Контрольные и письмен-ные работы, письменные зачеты, экзамены, программи-руемые письменные работы
Контроль-ные лабо-раторно-практичес-кие работы, машинный контроль
Бинарная классификация методов обучения
Объединение способов деятельности преподавателя и учащихся
(по М.И. Махмутову)
Методы обучения
Методы учения
- инструктивно-практические
- объяснительно-побуждающие
Критерии выбора методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
1
Определить задание изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задание формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности)
Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными заданиями
2
Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последователь-ности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков нужны, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение
3
4
Конкретизировать количество и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии со временем, отведенным программой на ее изучение
Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировать их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса заданий изучения темы
5
Конкретизировать задачи данного урока на основании изучения особенностей учащихся данного класса
6
Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное
7
Выбрать оптимальное соединение методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных на уроке учебно-воспитательных заданий
8
9
Отобрать формы организации учебной работы школьников на уроке – общеклассные, групповые или индивидуальные
10
Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учащихся
Характеристика средств обучения
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Широкое понимание
Совокупность методов, форм, содержания, а так-же специальных средств обучения
Узкое понимание
Учебные и наглядные пособия, демонстраци-онные устройства, тех-нические средства и т.д.
Источники получения знаний и формирования умений
По чувственной модальности
Визуальные
Аудиальные
Аудиовизуальные
- звуковой фильм
- телевидение
- видео и т.д.
- таблицы
- карты
- макеты
- объекты и пр.
- радио
- магнитофоны
- музыкальные инструменты и т.д.
Классификация средств обучения (по В. Оконю)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Простые
Сложные
- словесные (учебники и другие тексты)
- визуальные (реальные предметы, модели, картины, схемы, карты и пр.)
- механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп и т.д.)
- аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио)
- аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео)
- средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, информационные сети, телекоммуникационные сети)
Генезис форм обучения
НАЗВАНИЕ
СУТЬ
Классно-урочная система обучения (зародилась в XVI в.)
Массовое обучение, обусловленное потребностью в образованных людях в связи с прогрессивным социально-экономическим развитием стран
Белл-ланкастерская система взаимообучения ( конец XVIII – начало XIX в., Англия)
Основатели – священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер)
Старшие учащиеся сначала под руководством учителя сами изучали материал, а потом, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в результате позволяло при небольшом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей
Время учителя разделялось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, а вторая – на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждались в таких занятиях. С учащимися, желавшими углубить знания, работал сам учитель, а с менее способными учащимися – его помощник
Батовская система обучения (конец XIX в., США)
При сохранении классно-урочной системы обучения учащиеся в зависимости от способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по разным группам:
- классы для наиболее способных детей;
- основные классы для детей со средними способностями;
- классы для малоспособных;
- вспомогательные классы для умственно отсталых детей
Мангеймская система обучения (конец XIX в., Западная Европа, г. Мангейм. Основатель Й. Зиккингер)
НАЗВАНИЕ
СУТЬ
Система индивидуализирован-ного обучения. Дальтон-план (1905 г., г. Дальтон, США. Разработана Хелен Паркхерст)
Учащиеся по каждому предмету получали задания на год и отчитывались по нему в установлен-ные сроки. Традиционные занятия в форме уроков отменялись, единого для всех расписания не было. Коллективная работа проводилась один час в день, остальное время учащиеся проводили в предметных мастерских и лабораториях, где занимались индивидуально
Предлагалось объединение коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого учащегося. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учитель объяснял сложные вопросы темы и подводил итоги совместной деятельности. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки его выполнения и обязательный минимум работы для каждого учащегося. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался о выполнении задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же всем выставлялись одинаковые
Бригадно-лабораторная система обучения (20-е гг. XX в. – СССР)
Основу школьных программ составляла исследовательская деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Учебная программа создается детьми совместно с учителем в процессе обучения и черпается из окружающей их реальности. Учащиеся сами выбирали тему проекта. Основное задание проекта состояло в вооружении ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях
Проектная система обучения (20-е гг. XX в. – СССР. Заимствована из США, разработчик – У. Кил-патрик)
Предусматривалось объединение занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 15-20 человек и индивидуальной работой учащихся. На лекции с применением ТСО отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отрабатывание умений и навыков (семинары) – 20%, а оставшееся время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или его помощников из числа сильных учащихся
План Трампа (60-е гг. XX в., США, разработчик – американ-ский профессор Л. Трамп)