СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы средство

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы средство»

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Определение метода обучения Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К. Бабанский) Методы обучения – способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается освоение последними знаний умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развития познавательных сил. (М.А. Данилов, Б.П. Есипов )  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами саморазвития и самообучения. Методы обучения – это средства учебной работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению разнообразных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом. (Г.М. Коджаспирова) (И.Ф. Харламов)

Определение метода обучения

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития.

(Ю.К. Бабанский)

Методы обучения – способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается освоение последними знаний умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развития познавательных сил.

(М.А. Данилов, Б.П. Есипов )

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами саморазвития и самообучения.

Методы обучения – это средства учебной работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению разнообразных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом.

(Г.М. Коджаспирова)

(И.Ф. Харламов)

Разграничение понятий Методы учения (деятельность учащегося) – способы, при помощи которых учащиеся под руководством учителя идут от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. Методы преподавания (деятельность педагога) – способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и руководства данной деятельностью. Методы обучения Под методами обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, при помощи которых достигается выполнение поставленных задач. (Н.А. Сорокин)

Разграничение понятий

Методы учения (деятельность учащегося) – способы, при помощи которых учащиеся под руководством учителя идут от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.

Методы преподавания (деятельность педагога) – способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и руководства данной деятельностью.

Методы обучения

Под методами обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, при помощи которых достигается выполнение поставленных задач.

(Н.А. Сорокин)

Классификация методов обучения По уровню активности учащихся (Е.Я. Голант) Активные Пассивные рассказ лекция объяснение экскурсия демонстрация наблюдение лабораторный метод практический метод работа с книгой

Классификация методов обучения

По уровню активности учащихся

(Е.Я. Голант)

Активные

Пассивные

  • рассказ
  • лекция
  • объяснение
  • экскурсия
  • демонстрация
  • наблюдение
  • лабораторный метод
  • практический метод
  • работа с книгой
По источнику получения знаний (Н.М. Верзилин, С.И. Перовский, С.М. Лордкипанидзе) Словесные Наглядные Практические рассказ объяснение беседа дискуссия лекция работа с книгой наглядные пособия схемы таблицы рисунки модели приборы ТСО кино- и видеофильмы упражнения лабораторные работы практические работы опыты написание сочинений составление таблиц изготовление прибора

По источнику получения знаний

(Н.М. Верзилин, С.И. Перовский, С.М. Лордкипанидзе)

Словесные

Наглядные

Практические

  • рассказ
  • объяснение
  • беседа
  • дискуссия
  • лекция
  • работа с книгой
  • наглядные пособия
  • схемы
  • таблицы
  • рисунки
  • модели
  • приборы
  • ТСО
  • кино- и видеофильмы
  • упражнения
  • лабораторные работы
  • практические работы
  • опыты
  • написание сочинений
  • составление таблиц
  • изготовление прибора
По дидактической цели По характеру познавательной деятельности (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) методы приобретения новых знаний методы формирования умений и навыков методы использования знаний методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков пояснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) репродуктивные проблемного изложения частично-поисковые (эвристические) исследовательские

По дидактической цели

По характеру познавательной деятельности

(М.А. Данилов, Б.П. Есипов)

(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

  • методы приобретения новых знаний
  • методы формирования умений и навыков
  • методы использования знаний
  • методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков
  • пояснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные)
  • репродуктивные
  • проблемного изложения
  • частично-поисковые (эвристические)
  • исследовательские

Классификация методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)

Группа I

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Доминирующие функции

Организация познавательной деятельности учащихся в отношении чувственного восприятия, логического осмысления учебной информации, самостоятельного поиска и получения новых знаний

Смежные функции

Подгруппа I

Стимулирующе-мотивационная, контрольно-регулирующая

Группа II

Методы стимулирования и мотивации учения

По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептив-ные методы)

Подгруппа II

По логике передачи и восприятия учебной информа-ции (логические методы)

Доминирующие функции

Подгруппа III

Группа III

Словесные: рассказ, беседа, лекция. Наглядные: иллюстрации, демонстрации, практические опыты. Практические: опыты, упражнения, учебно-произ-водственная работа

Подгруппа IV

По степени самостоя-тельности мышления школьников при овладении знаниями

Стимулирующе-мотивационная, регулирующая, коммуникативная (создание благоприятного общения, влияние положительного примера)

Смежные функции

Индуктив-ные, дедук-тивные, аналитичес-кие, синте-тические

Методы контроля и самоконтроля в обучении

По степени управления учебной работы (методы управления учением)

Организационно-познавательная, контрольно-регулирующая

Подгруппа I

Доминирующие функции

Репродуктивные, поисковые, частично-поисковые, исследова-тельские

Методы стимулирования интереса к учению

Учебная работа под руковод-ством учителя, включая работу с учебными маши-нами и самостоя-тельную работу учащихся: работа с книгой, пись-менная работа, лабораторная ра-бота, выполнение трудовых зада-ний

Подгруппа II

Контрольно-оценочные (создание контроля и самоконтроля в процессе обучения)

Смежные функции

Организационно-познавательная, стимули-рующе-мотивационная, регулирующая

Методы стимулирова-ния обязан-ностей и ответственности во время учения

Познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций эмоционально-эти-ческих пережива-ний, создание ситуаций заин-терисованности, создание ситуаций апперцепции (опо-ры на жизненный опыт), создание ситуаций познавательной новизны

Подгруппа I

Методы устного контроля

Подгруппа II

Убеждение в значимости обучения, выдвижение требований, упражнения по выполнению требований, поощрение успеха в обуче-нии, осуждение недостатков в обучении

Подгруппа III

Методы письменного контроля

Индивиду-альный опрос, фрон-тальный опрос, устные заче-ты, устные экзамены, программи-рованный опрос

Методы лаборатор-но-практи-ческого контроля

Контрольные и письмен-ные работы, письменные зачеты, экзамены, программи-руемые письменные работы

Контроль-ные лабо-раторно-практичес-кие работы, машинный контроль

Бинарная классификация методов обучения Объединение способов деятельности преподавателя и учащихся (по М.И. Махмутову) Методы обучения Методы учения исполнительские информационно-сообщающие объясняющие репродуктивные продуктивно-практические инструктивно-практические частично-поисковые объяснительно-побуждающие побуждающие поисковые

Бинарная классификация методов обучения

Объединение способов деятельности преподавателя и учащихся

(по М.И. Махмутову)

Методы обучения

Методы учения

  • исполнительские
  • информационно-сообщающие
  • объясняющие
  • репродуктивные
  • продуктивно-практические
  • инструктивно-практические
  • частично-поисковые
  • объяснительно-побуждающие
  • побуждающие
  • поисковые

Критерии выбора методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)

1

Определить задание изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задание формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности)

Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными заданиями

2

Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последователь-ности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков нужны, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение

3

4

Конкретизировать количество и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии со временем, отведенным программой на ее изучение

Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировать их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса заданий изучения темы

5

Конкретизировать задачи данного урока на основании изучения особенностей учащихся данного класса

6

Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное

7

Выбрать оптимальное соединение методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных на уроке учебно-воспитательных заданий

8

9

Отобрать формы организации учебной работы школьников на уроке – общеклассные, групповые или индивидуальные

10

Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учащихся

Характеристика средств обучения СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Широкое понимание Совокупность методов, форм, содержания, а так-же специальных средств обучения Узкое понимание Учебные и наглядные пособия, демонстраци-онные устройства, тех-нические средства и т.д. Источники получения знаний и формирования умений  По чувственной модальности Визуальные Аудиальные Аудиовизуальные звуковой фильм телевидение видео и т.д. таблицы карты макеты объекты и пр. радио магнитофоны музыкальные инструменты и т.д.

Характеристика средств обучения

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Широкое понимание

Совокупность методов, форм, содержания, а так-же специальных средств обучения

Узкое понимание

Учебные и наглядные пособия, демонстраци-онные устройства, тех-нические средства и т.д.

Источники получения знаний и формирования умений

По чувственной модальности

Визуальные

Аудиальные

Аудиовизуальные

  • звуковой фильм
  • телевидение
  • видео и т.д.
  • таблицы
  • карты
  • макеты
  • объекты и пр.
  • радио
  • магнитофоны
  • музыкальные инструменты и т.д.
Классификация средств обучения (по В. Оконю) СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Простые Сложные словесные (учебники и другие тексты) визуальные (реальные предметы, модели, картины, схемы, карты и пр.) механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп и т.д.) аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио) аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео) средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, информационные сети, телекоммуникационные сети)

Классификация средств обучения (по В. Оконю)

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Простые

Сложные

  • словесные (учебники и другие тексты)
  • визуальные (реальные предметы, модели, картины, схемы, карты и пр.)
  • механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп и т.д.)
  • аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио)
  • аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео)
  • средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, информационные сети, телекоммуникационные сети)

Генезис форм обучения

НАЗВАНИЕ

СУТЬ

Классно-урочная система обучения (зародилась в XVI в.)

Массовое обучение, обусловленное потребностью в образованных людях в связи с прогрессивным социально-экономическим развитием стран

Белл-ланкастерская система взаимообучения ( конец XVIII – начало XIX в., Англия)

Основатели – священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер)

Старшие учащиеся сначала под руководством учителя сами изучали материал, а потом, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в результате позволяло при небольшом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей

Время учителя разделялось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, а вторая – на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждались в таких занятиях. С учащимися, желавшими углубить знания, работал сам учитель, а с менее способными учащимися – его помощник

Батовская система обучения (конец XIX в., США)

При сохранении классно-урочной системы обучения учащиеся в зависимости от способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по разным группам:

  • классы для наиболее способных детей;
  • основные классы для детей со средними способностями;
  • классы для малоспособных;
  • вспомогательные классы для умственно отсталых детей

Мангеймская система обучения (конец XIX в., Западная Европа, г. Мангейм. Основатель Й. Зиккингер)

НАЗВАНИЕ

СУТЬ

Система индивидуализирован-ного обучения. Дальтон-план (1905 г., г. Дальтон, США. Разработана Хелен Паркхерст)

Учащиеся по каждому предмету получали задания на год и отчитывались по нему в установлен-ные сроки. Традиционные занятия в форме уроков отменялись, единого для всех расписания не было. Коллективная работа проводилась один час в день, остальное время учащиеся проводили в предметных мастерских и лабораториях, где занимались индивидуально

Предлагалось объединение коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого учащегося. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учитель объяснял сложные вопросы темы и подводил итоги совместной деятельности. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки его выполнения и обязательный минимум работы для каждого учащегося. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался о выполнении задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же всем выставлялись одинаковые

Бригадно-лабораторная система обучения (20-е гг. XX в. – СССР)

Основу школьных программ составляла исследовательская деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Учебная программа создается детьми совместно с учителем в процессе обучения и черпается из окружающей их реальности. Учащиеся сами выбирали тему проекта. Основное задание проекта состояло в вооружении ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях

Проектная система обучения (20-е гг. XX в. – СССР. Заимствована из США, разработчик – У. Кил-патрик)

Предусматривалось объединение занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 15-20 человек и индивидуальной работой учащихся. На лекции с применением ТСО отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отрабатывание умений и навыков (семинары) – 20%, а оставшееся время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или его помощников из числа сильных учащихся

План Трампа (60-е гг. XX в., США, разработчик – американ-ский профессор Л. Трамп)