СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международный день грамотности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 1967 года во всем мире ежегодно проводятся празднования по случаю Международного дня грамотности (МДГ) с целью напомнить о важности грамотности в контексте человеческого достоинства и прав человека, а также с целью активизации усилий по созданию более грамотных и устойчивых обществ.

Несмотря на достигнутый прогресс, проблемы в области грамотности остаются актуальны для, по крайней мере, 773 млн. взрослых по всему миру, не имеющих базовых навыков грамотности.

Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности  

Просмотр содержимого документа
«Международный день грамотности»

8 сентября С 1967 года во всем мире ежегодно проводятся празднования по случаю Международного дня грамотности (МДГ) с целью напомнить о важности грамотности в контексте человеческого достоинства и прав человека, а также с целью активизации усилий по созданию более грамотных и устойчивых обществ. Несмотря на достигнутый прогресс, проблемы в области грамотности остаются актуальны для, по крайней мере, 773 млн. взрослых по всему миру, не имеющих базовых навыков грамотности.

8 сентября

С 1967 года во всем мире ежегодно проводятся празднования по случаю Международного дня грамотности (МДГ) с целью напомнить о важности грамотности в контексте человеческого достоинства и прав человека, а также с целью активизации усилий по созданию более грамотных и устойчивых обществ.

Несмотря на достигнутый прогресс, проблемы в области грамотности остаются актуальны для, по крайней мере, 773 млн. взрослых по всему миру, не имеющих базовых навыков грамотности.

«В условиях, когда нам приходится прокладывать новую дорогу к миру надежды, вопросы распространения грамотности приобретают как никогда важное значение. Вот почему в этот международный день я призываю все заинтересованные стороны, чья деятельность связана с образованием, удвоить усилия и мобилизовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы раскрыть потенциал каждого человека в интересах построения общего для всех нас мира». — Одрэ Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО, по случаю Международного дня грамотности

«В условиях, когда нам приходится прокладывать новую дорогу к миру надежды, вопросы распространения грамотности приобретают как никогда важное значение. Вот почему в этот международный день я призываю все заинтересованные стороны, чья деятельность связана с образованием, удвоить усилия и мобилизовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы раскрыть потенциал каждого человека в интересах построения общего для всех нас мира».

Одрэ Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО, по случаю Международного дня грамотности

  Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности

Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности

Международный день грамотности (МДГ) 2020 года будет посвящен теме  «Преподавание и обучение грамоте в условиях кризиса COVID-19 и в последующий период»  с уделением особого внимания  роли педагогов и изменению методов преподавания. 

Международный день грамотности (МДГ) 2020 года будет посвящен теме  «Преподавание и обучение грамоте в условиях кризиса COVID-19 и в последующий период»  с уделением особого внимания  роли педагогов и изменению методов преподавания. 

Эта тема охватит вопросы обучения грамоте в перспективе обучения на протяжении всей жизни и поэтому будет сосредоточена главным образом на молодежи и взрослых. Недавний кризис COVID-19 стал суровым напоминанием о существующем разрыве между политическим дискурсом и реальностью. 

Эта тема охватит вопросы обучения грамоте в перспективе обучения на протяжении всей жизни и поэтому будет сосредоточена главным образом на молодежи и взрослых. Недавний кризис COVID-19 стал суровым напоминанием о существующем разрыве между политическим дискурсом и реальностью. 

Международный день грамотности 2020 года даст возможность обдумать и обсудить то, каким образом инновационные и эффективные подходы в области преподавания и методологии обучения могут быть использованы в программах по распространению грамотности среди молодежи и взрослых для борьбы с пандемией сейчас и в последующий период. День грамотности также даст возможность проанализировать роль педагогов наряду с эффективными политическими стратегиями, системами, методами управления и мерами, которые могут оказать поддержку преподавателям и способствовать обучению. Посредством виртуальной конференции ЮНЕСКО инициирует всеобщую глобальную дискуссию с целью переосмысления области преподавания и обучения грамоте молодежи и взрослых в период после COVID-19 и достижения ЦУР-4.

Международный день грамотности 2020 года даст возможность обдумать и обсудить то, каким образом инновационные и эффективные подходы в области преподавания и методологии обучения могут быть использованы в программах по распространению грамотности среди молодежи и взрослых для борьбы с пандемией сейчас и в последующий период. День грамотности также даст возможность проанализировать роль педагогов наряду с эффективными политическими стратегиями, системами, методами управления и мерами, которые могут оказать поддержку преподавателям и способствовать обучению. Посредством виртуальной конференции ЮНЕСКО инициирует всеобщую глобальную дискуссию с целью переосмысления области преподавания и обучения грамоте молодежи и взрослых в период после COVID-19 и достижения ЦУР-4.

Грамотность является правом человека и основой для обучения на протяжении всей жизни. Она расширяет права и возможности отдельных людей, семей и общин и повышает качество их жизни. Благодаря своему «множительному эффекту» грамотность способствует искоренению нищеты, снижению уровня детской смертности, сдерживанию темпов роста населения, достижению гендерного равенства и обеспечению устойчивого развития, мира и демократии.

Грамотность является правом человека и основой для обучения на протяжении всей жизни. Она расширяет права и возможности отдельных людей, семей и общин и повышает качество их жизни.

Благодаря своему «множительному эффекту» грамотность способствует искоренению нищеты, снижению уровня детской смертности, сдерживанию темпов роста населения, достижению гендерного равенства и обеспечению устойчивого развития, мира и демократии.

ЧТО ТАКОЕ «ГРАМОТНОСТЬ»? — (от греч. grammata — чтение и письмо) определённая степень владения навыками устной и письменной речи, является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Грамотность

ЧТО ТАКОЕ «ГРАМОТНОСТЬ»?

  • (от греч. grammata

чтение и письмо) определённая степень владения навыками устной и письменной речи, является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.

Грамотность

В 2010-м году специалистами ЮНЕСКО было насчитано 877 000 000 неграмотных взрослых людей во всем мире и 113 000 000 детей, не посещающих школу. 68% этих людей проживают в Восточной и Южной Азии. 2/3 из всех неграмотных людей в мире составляют женщины. В арабских странах – 38% населения не умеет читать , в Северной Африке – 37%, 4 из 10 африканских детей школьного возраста не ходят в школу . В странах Карибского бассейна и Латинской Америки – 12% населения не посещали школу.  Первое место по количеству неграмотных в стране занимает Египет . Второе – Судан, Алжир и Марокко . На сегодняшний день 20% населения планеты безграмотны. Немного статистики….
  • В 2010-м году специалистами ЮНЕСКО было насчитано 877 000 000 неграмотных взрослых людей во всем мире и 113 000 000 детей, не посещающих школу.
  • 68% этих людей проживают в Восточной и Южной Азии. 2/3 из всех неграмотных людей в мире составляют женщины.
  • В арабских странах – 38% населения не умеет читать , в Северной Африке – 37%, 4 из 10 африканских детей школьного возраста не ходят в школу .
  • В странах Карибского бассейна и Латинской Америки – 12% населения не посещали школу. Первое место по количеству неграмотных в стране занимает Египет .
  • Второе – Судан, Алжир и Марокко . На сегодняшний день 20% населения планеты безграмотны.

Немного статистики….

  • Долгие годы население нашей страны в основном оставалось неграмотным: в конце XIX века это было 80% россиян. В первые годы советской власти был принят декрет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно этому документу, все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).
  • – Декрет предусматривал создание «школ для переростков», школ при детских домах, колониях и других учреждениях. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». В результате уже в конце 1930-х годов около 90% россиян в возрасте от 16 до 50 лет овладели грамотой.
  • – Казалось бы, эта проблема в нашей стране была раз и навсегда решена. Однако с 1990-х годов в России началось снижение грамотности населения. Об этом свидетельствуют различные исследования.
  • – По результатам одного из них, проведенного Международным институтом чтения, учащиеся нашей страны заняли только 32-е место из учащихся 40 стран.
  • В последнее время в наших газетах и журналах всё чаще встречаются безграмотные объявления, а в обычной речи – режущее ухо косноязычие.

Борьба с неграмотностью в России

Грамотность в России По данным ООН сегодня Россия входит в 20-тку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2 %. Уровень грамотности повысился не только за счет повышения качества образования, открытия новых школ и других учебных заведений, но и за счет появления стремления учиться у самих россиян, которые активно пользуются словарями. Более 40% русского населения прибегают к различным словарям еженедельно. При этом после энциклопедического (46% опрошенных назвали его первым) наиболее востребованным является  орфографический словарь  (около 20% опрошенных), а это верный путь к повышению уровня грамотности. Регулярное использование словаря позволяет не только запомнить написание слов, но и значительно расширить кругозор и словарный запас.  

Грамотность в России

  • По данным ООН сегодня Россия входит в 20-тку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам.
  • 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2 %.
  • Уровень грамотности повысился не только за счет повышения качества образования, открытия новых школ и других учебных заведений, но и за счет появления стремления учиться у самих россиян, которые активно пользуются словарями. Более 40% русского населения прибегают к различным словарям еженедельно.
  • При этом после энциклопедического (46% опрошенных назвали его первым) наиболее востребованным является  орфографический словарь  (около 20% опрошенных), а это верный путь к повышению уровня грамотности.
  • Регулярное использование словаря позволяет не только запомнить написание слов, но и значительно расширить кругозор и словарный запас.  

  • О росте интереса к повышению грамотности в России говорят и результаты «Тотального диктанта 2018».
  • Акция «Тотальный диктант» проводится в России с 2004 года, ее главной целью является возможность любого желающего оценить свои знания русского языка и побудить интерес к грамотности.
  • Участвовать в «Тотальном диктанте» может любой желающий — независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов. Самому пожилому участнику образовательной акции "Тотальный диктант-2017" было 102 года, самый юный участник был в 2016 году-12 летняя жительница Москвы. Диктант проводится по принципу анонимности: никто из участников не обязан указывать свое настоящее имя.

14 апреля 2018 г. по всему миру прошла акция «Тотальный диктант». Три части текста на русском языке написали на всех шести континентах планеты: на очных площадках и онлайн. По оценкам организаторов, акция собрала более 227 тысяч человек, что больше на 27 тысяч по сравнению с прошлым годом.

  • Участниками «Тотального диктанта — 2018» стали жители 76 стран. Они писали диктант на 3 243 площадках. 
  • В России к акции присоединились 720 городов, поселков и сел. Больше всего в Москве — 20 014 и Санкт-Петербурге — 10 298 человек. 
 Словарный запас современного россиянина   По последним данным статистики в русском языке насчитывается примерно 500 000 слов, однако в обыденной жизни люди используют порядка 3000. !!! Словарный запас школьника составляет 2000 – 5000 слов , !!! совершеннолетний владеет 5000 – 8000 тысячами , взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около  10 000, а эрудиту доступны 50 000. Это хороший результат, но важно учитывать, какие именно слова знает человек. Преобладает ли в его речи молодежный сленг или жаргон,  или в его активном и пассивном запасе преимущественно используются научные термины или другие «более качественные» слова.

Словарный запас современного россиянина

  • По последним данным статистики в русском языке насчитывается примерно 500 000 слов, однако в обыденной жизни люди используют порядка 3000.
  • !!! Словарный запас школьника составляет 2000 – 5000 слов ,
  • !!! совершеннолетний владеет 5000 – 8000 тысячами ,
  • взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около

10 000, а эрудиту доступны 50 000.

  • Это хороший результат, но важно учитывать, какие именно слова знает человек. Преобладает ли в его речи молодежный сленг или жаргон,

или в его активном и пассивном запасе преимущественно используются научные термины или другие «более качественные» слова.

Панграмма    ( c греч. «все буквы») или разнобуквица — короткий текст, использующий все или почти все буквы алфавита, по возможности не повторяя их. Ты можешь придумать свою собственную панграмму! ПОПРОБУЙ! Примеров много!
  • Панграмма  

( c греч. «все буквы») или разнобуквица — короткий текст, использующий все или почти все буквы алфавита, по возможности не повторяя их.

Ты можешь придумать

свою собственную панграмму!

ПОПРОБУЙ! Примеров много!

  В каждом из рядов исключите слово, которое по смыслу не соответствует остальным : портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел; лес, волк, медведь, корова, заяц; дорога, улица, шоссе, тротуар, пол; кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый; стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф. Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово: автомобиль, тормоз колос, рота, ваза молоко, нерест, таракан кора, лото, боксер баран, рана, банщик  Объясните, что означают фразеологические обороты: кожа да кости; хоть кровь из носу; рукой подать; дырявая память; на всех парусах; перемывать косточки; как рыба в воде. Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. Напишите слова правильно: На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. Сияет море перед нами. Летают майки над волнами. Жучка будку не доела: неохота, надоело. Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. Мы собираем васильки, на головах у нас щенки. На глазах у детворы крысу красят маляры. Проверь себя!

  В каждом из рядов исключите слово, которое по смыслу

не соответствует остальным :

  • портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел;
  • лес, волк, медведь, корова, заяц;
  • дорога, улица, шоссе, тротуар, пол;
  • кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый;
  • стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.

Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте

новое слово:

  • автомобиль, тормоз
  • колос, рота, ваза
  • молоко, нерест, таракан
  • кора, лото, боксер
  • баран, рана, банщик

Объясните, что означают фразеологические обороты:

  • кожа да кости;
  • хоть кровь из носу;
  • рукой подать;
  • дырявая память;
  • на всех парусах;
  • перемывать косточки;
  • как рыба в воде.

Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного.

Напишите слова правильно:

  • На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
  • Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.
  • Жучка будку не доела: неохота, надоело.
  • Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
  • Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.
  • На глазах у детворы крысу красят маляры.

Проверь

себя!

ПРОВЕРЬ СЕБЯ на грамотность! 1. Предлог «согласно» обычно используют в официальных документах, но вот существительные после предлога часто склоняют неправильно. А вы бы как написали? А) Согласно договору Б) Согласно договора 2. Даже в этом коротком слове ошибаются, когда пытаются его склонять. Выберите правильный вариант ответа и попробуйте не остаться с носом А) Заруби себе на носу! Б) У тебя на носу смешные веснушки В) Оба предложения написаны верно 3. А теперь найдите предложение с ошибкой А) На Никольской улице было очень много народа Б) Я остался с пятидесятью рублями В) На что я потратил все деньги, уже не играет никакой роли 4. Здесь тоже нужно найти предложение с ошибкой А) Жажда славы всё время ему мешала Б) Уже не имеет значения, что было пять лет назад В) Он не взял на себя никакую ответственность

ПРОВЕРЬ СЕБЯ на грамотность!

1. Предлог «согласно» обычно используют в официальных документах, но вот существительные после предлога часто склоняют неправильно. А вы бы как написали?

А) Согласно договору

Б) Согласно договора

2. Даже в этом коротком слове ошибаются, когда пытаются его склонять. Выберите правильный вариант ответа и попробуйте не остаться с носом

А) Заруби себе на носу!

Б) У тебя на носу смешные веснушки

В) Оба предложения написаны верно

3. А теперь найдите предложение с ошибкой

А) На Никольской улице было очень много народа

Б) Я остался с пятидесятью рублями

В) На что я потратил все деньги, уже не играет никакой роли

4. Здесь тоже нужно найти предложение с ошибкой

А) Жажда славы всё время ему мешала

Б) Уже не имеет значения, что было пять лет назад

В) Он не взял на себя никакую ответственность

5. Теперь, наоборот, нужно найти предложение без ошибки. Будьте внимательны! А) Я жду твоего хода Б) Как ты будешь отдыхать на выходных? В) На выражение его лица я не обратил внимание 6. Представьте, что вы ждёте свой самолёт во Внукове или Домодедове (да, названия аэропортов тоже склоняются!). А как правильно склоняется слово «аэропорт», знаете? А) В аэропорту Б) В аэропорте 7. Какое предложение тут написано верно? А) На каникулах он решил не терять время зря Б) На каникулах он решил не терять времени зря 8. Лотерея! Да-да, они ещё существуют. Представьте, что вам повезло и вы выиграли. Как правильно сказать об этом? А) Выиграть в лотерее Б) Выиграть в лотерею Как у вас со склонением числительных? Какое предложение написано без ошибок? А) Трёмстам болельщикам отказали в выдаче паспорта болельщика  Б) Трёхстам болельщикам отказали в выдаче паспорта болельщика

5. Теперь, наоборот, нужно найти предложение без ошибки. Будьте внимательны!

А) Я жду твоего хода

Б) Как ты будешь отдыхать на выходных?

В) На выражение его лица я не обратил внимание

6. Представьте, что вы ждёте свой самолёт во Внукове или Домодедове (да, названия аэропортов тоже склоняются!). А как правильно склоняется слово «аэропорт», знаете?

А) В аэропорту

Б) В аэропорте

7. Какое предложение тут написано верно?

А) На каникулах он решил не терять время зря

Б) На каникулах он решил не терять времени зря

8. Лотерея! Да-да, они ещё существуют. Представьте, что вам повезло и вы выиграли. Как правильно сказать об этом?

А) Выиграть в лотерее

Б) Выиграть в лотерею

  • Как у вас со склонением числительных? Какое предложение написано без ошибок?
  • А) Трёмстам болельщикам отказали в выдаче паспорта болельщика

Б) Трёхстам болельщикам отказали в выдаче паспорта болельщика

Обратите внимание! Нередко люди, слышащие русский язык с детства, полагают, что у них нет проблем с расстановкой ударений. Но так ли это? Проверьте, правильно ли вы произносите слова, которые относятся к категории наиболее «проблемных»: В словах « торты », «порты», «банты», «борты», а также в их формах,  ударение  всегда ставится на первый слог. А вот слово « творог » можно  произносить  так, как вы привыкли: в нем допускается двоякое расположение ударения.  кОмпас алфавИт квартАл баловАть  свЁкла Иконопись бряцАние  вероисповЕдание килоМетр звонИть процЕнт ворожеЯ

Обратите внимание!

  • Нередко люди, слышащие русский язык с детства, полагают, что у них нет проблем с расстановкой ударений. Но так ли это?
  • Проверьте, правильно ли вы произносите слова, которые относятся к категории наиболее «проблемных»:
  • В словах « торты », «порты», «банты», «борты», а также в их формах,  ударение всегда ставится на первый слог.
  • А вот слово « творог » можно  произносить  так, как вы привыкли: в нем допускается двоякое расположение ударения. 

кОмпас

алфавИт

квартАл

баловАть

свЁкла

Иконопись

бряцАние

вероисповЕдание

килоМетр

звонИть

процЕнт

ворожеЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ на грамотность!  (ответы) 1. Предлог «согласно» обычно используют в официальных документах, но вот существительные после предлога часто склоняют неправильно. А вы бы как написали? А) Согласно договору Б) Согласно договора 2. Даже в этом коротком слове ошибаются, когда пытаются его склонять. Выберите правильный вариант ответа и попробуйте не остаться с носом А) Заруби себе на носу! Б) У тебя на носу смешные веснушки В) Оба предложения написаны верно 3. А теперь найдите предложение с ошибкой А) На Никольской улице было очень много народа Б) Я остался с пятидесятью рублями (пятьюдесятью) В) На что я потратил все деньги, уже не играет никакой роли 4. Здесь тоже нужно найти предложение с ошибкой А) Жажда славы всё время ему мешала Б) Уже не имеет значения, что было пять лет назад В) Он не взял на себя никакую ответственность

ПРОВЕРЬ СЕБЯ на грамотность! (ответы)

1. Предлог «согласно» обычно используют в официальных документах, но вот существительные после предлога часто склоняют неправильно. А вы бы как написали?

А) Согласно договору

Б) Согласно договора

2. Даже в этом коротком слове ошибаются, когда пытаются его склонять. Выберите правильный вариант ответа и попробуйте не остаться с носом

А) Заруби себе на носу!

Б) У тебя на носу смешные веснушки

В) Оба предложения написаны верно

3. А теперь найдите предложение с ошибкой

А) На Никольской улице было очень много народа

Б) Я остался с пятидесятью рублями (пятьюдесятью)

В) На что я потратил все деньги, уже не играет никакой роли

4. Здесь тоже нужно найти предложение с ошибкой

А) Жажда славы всё время ему мешала

Б) Уже не имеет значения, что было пять лет назад

В) Он не взял на себя никакую ответственность

5. Теперь, наоборот, нужно найти предложение без ошибки. Будьте внимательны!

А) Я жду твоего хода

Б) Как ты будешь отдыхать на выходных? ( «на выходных» -это просторечие, в нормативном русском языке-правильно «В выходные»)

В) На выражение его лица я не обратил внимание (не обратил внимания-так по правилам русского языка не говорят,правильно «

6. Представьте, что вы ждёте свой самолёт во Внукове или Домодедове (да, названия аэропортов тоже склоняются!). А как правильно склоняется слово «аэропорт», знаете?

А) В аэропорту

Б) В аэропорте

7. Какое предложение тут написано верно?

А) На каникулах он решил не терять время зря

Б) На каникулах он решил не терять времени зря

8. Лотерея! Да-да, они ещё существуют. Представьте, что вам повезло и вы выиграли. Как правильно сказать об этом?

А) Выиграть в лотерее

Б) Выиграть в лотерею (ПРАВИЛЬНО!!!! выиграть (что-то) можно, только в лотереЮ (играя в лотерее). Призы же будут разыгрываться в лотереЕ)

9. Как у вас со склонением числительных? Какое предложение написано без ошибок?

А) Трёмстам болельщикам отказали в выдаче паспорта больльщика

Б) Трёхстам болельщикам отказали в выдаче паспорта болельщика