Беседа: «Международный день родного языка».
Цель: Формирование базовых национальных ценностей;
познакомить ребят с праздником – Международным днем родного языка;
формировать бережное отношение, как к родному языку
развивать гордость за свой родной язык, чувство принадлежности к, народу, культуре ;воспитывать патриотизм, толерантность
развивать речь детей, память, мышление;
расширять словарный запас.
Оборудование: аудиозапись песни «Солнечный круг» на немецком и русском языках; загадки; синквейн; картинки; Пословицы и поговорки; стихотворение; добрые слова; физминутка, словарные слова.
Ход занятия.
Орг момент
-Дети слушают аудиозапись песни «Солнечный круг» на немецком и русском языках.
. –Все ли вы поняли в этой песни?
= (Ответы детей)
-Почему некоторые слова вам были не понятны?
= (Другой язык)
- Ребята, в какой стране мы живём?
= (Россия)
На каком языке мы с вами говорим?
= (На русском)
А на каком языке говорят:
украинцы – украинском,
белорусы – белорусском,
поляки – польском.
немцы - немецком.
-В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них есть так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка!
Обычно первый язык, на котором учится говорить человек – это родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди. Поэтому родной язык надо знать и беречь
И сегодня мы будем очень активно этот дар развивать! Вы готовы? А начнем с отгадывания загадок.
Загадки:
Всегда во рту, а не проглотишь.(Язык)
Удивительная песня
Есть в родном краю моем:
Эту песню только стоя
Всей странною мы поем!
Знает каждый гражданин –
Это наш российский… (Гимн)
Посмотри, орел чудесный –
У него две головы.
Этот символ знает каждый
На просторе всей страны (Герб России)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?(Родина)
-Молодцы! В следующей игре вам необходимо к прилагательному подобрать имя существительное.
Игра «Подбери слово»
российский…(герб, флаг, дом, гимн)
русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух)
Усложняем задачу! Антонимы - слова с противоположным значением.
Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:
Игра «Слова наоборот»
холодно – тепло,
широкий - узкий,
толстый - худой,
горячий - холодный,
громкий – тихий
день-ночь.
хорошо - плохо.
длинный - короткий.
-Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Составление сингвейна.
Сегодня мы попробуем составить сингвейн на словосочетание (родной язык)
Родной язык.
Знакомый, привычный.
Используется, применяется.
Помогает общаться с людьми.
Русский.
Физминутка:
-А сейчас давайте поиграем. я буду говорить вам команды, а выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова.
Будьте внимательны.
-встаньте, пожалуйста,
-поднимите руки,
-подпрыгните, пожалуйста,
-будьте добры, похлопайте в ладоши,
-потопайте,
-будьте так любезны, потопайте ногами,
-тихо сядьте,
-тихо сядьте, пожалуйста.
Игра «Многозначные слова»
На столе разложены картинки, дети получая картинку, должны найти свою пару и объяснить свой выбор.
(Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).
ручка (рука, то, чем пишут, часть двери)
Кисть (часть руки, для рисования)
Лук (овощ, то, чем стреляют)
Кран (в ванне стоит, строительный)
Коса (прическа, то чем траву режут)
Ключ (от замка, родник)
«Пословицы и поговорки»
-Сегодня мы познакомимся с несколькими новыми пословицами. Как вы понимаете пословицу?
- Язык до Киева доведёт.
- Языком не спеши – спеши делом.
Какие вы еще пословицы знаете?
Выставка «Стена добрых слов»
(пожалуйста, доброй ночи, спасибо, будьте добры, извините, простите, добрый день, благодарю вас, здравствуйте, до свидания, доброго пути!)
Попросить объяснить значение и когда уместно их употребление? Предложить детям распределить карточки с «добрыми словами» по группам: «Приветствие», «Просьба», «Благодарность», «Извинение», «Прощание».
«Стену добрых слов» вывешивают для просмотра.
- Рассмотрите нашу выставку, сколько слов мы узнали и повторили на нашем родном русском языке.
Чтение стихотворение детьми.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им.
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни.
Наш великий язык!
- Молодцы!
3 Итог:
-Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка.
-Как называется наша страна?
-На каком языке мы с вами разговариваем?
- Какого числа отмечают Международный день родного языка?
-Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!