Международный День Учителя
- Сегодня мы с вами поговорим об одном важном для нас празднике – Дне Учителя.
- Послушаем, о чем звучит песня «Первая учительница».
Я снова открываю двери в класс И вспоминаю лучшие мгновенья, Когда впервые вы узнали нас, Забавными мы были без сомненья. Нам правила твердили у доски. И белый мел в руках держали. Мы были ваши все ученики — Смешные, озорные малыши.
Я вспоминаю первый свой урок, От слова вашего мы чуда ждали. Весёлым перезвоном пел звонок, А мы в тетрадках палочки писали. До боли огорчали вас по час, Но радости бывало больше. Вы забывали и жалели нас. Простите за ошибки, просим Вас.
Припев: Учительница первая моя. Признанье выражаем вам сегодня. От всей души спасибо говорим И искренне за всё благодарим. За сказку, за улыбку, за мечту, За искреннюю сердца доброту. Дорогой верной к знаниям вели. Уроки жизни нам дарили Вы.
Припев.
Мы помним всех вас поимённо. И вы навсегда поселились в наших сердцах. И именно поэтому мы всегда будем говорить вам: ‘Спасибо!’
:За сказку, за улыбку, за мечту, За искреннюю сердца доброту. Дорогой верной к знаниям вели. Уроки жизни нам дарили Вы: Уроки жизни нам дарили Вы.
- Каждый школьный день мы проводим вместе с учителем, с одноклассниками.
- Первый учитель – это тот человек, который становится для тебя не только проводником в мир знаний, но и другом. Без его наставлений и поддержки очень сложно привыкнуть к новой обстановке.
- На время обучения школа становится для нас вторым домом, а первого учителя обычно человек помнит всю жизнь.
- Давайте представим, как строится дом: выкладывается кирпичик за кирпичиком, и постепенно выстраиваются стены дома. Так же по маленьким кирпичикам будут обогащаться ваши знания, и вы многому научитесь.
- Конечно, в вашей жизни будут встречаться и трудности, и учитель – первый, кто придет к вам на помощь в трудной ситуации.
- С древних времен профессия учителя была очень востребованной. Учителя уважали за его труд, понимали, что от него зависит будущее детей.
- Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.
- Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя.
- Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии.
- Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений.
- Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. С самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.
- Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн. лет назад.
- Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.
- Стала развиваться речь, мышление. Появилась необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям, овладению огнем, появление орудия труда и охоты.
- Когда родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, за воспитанием подрастающего поколения стала следить семья.
- В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.
- Возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока.
- Появляются новые профессии – наставник, учитель.
- Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи.
- Почти в каждом городе были школы, организованные при храмах, и уже к 3 тысячелетию до н. э. число школ было значительным.
- Школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов.
- В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой.
- В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть.
- Образование в средневековье косвенным образом зависело от христианской церкви, ведь она полностью контролировала данный процесс.
- В тот период религия занимала господствующее место в сознании человека, она определяла поведение человека, регулировала образ жизни, человеческие взаимоотношения.
- В средневековье существовали школы различных уровней . Самыми высокими были монастырские школы, за ними шли соборные школы, а самыми обычными школами, где учились все остальные, были приходские школы, тут получали элементарное образование.
- Весь процесс обучение в средневековых школах велся исключительно на латинском языке. И только в четырнадцатом веке начали появляться школы, где частично обучали на разговорном языке того или иного государства.
- Особым в средневековье было образование для будущих рыцарей. С самого начала обучения им внушали, что они стоят значительно выше обычного люда.
- Кроме семи свободных искусств (пение, танцы, умение одеваться, поведение в обществе, чтение, письмо, арифметика) будущие рыцари проходили разностороннюю физическую подготовку.
- К тому же рыцарей обучали владению холодным оружием, щитом и обращению с лошадью.
- Отличалось также воспитание для женской половины населения.
- Прежде всего, их обучали послушанию мужчине, нравственности, занятию домоводством.
- Девочек грамоте могли и вовсе не обучать, это было необязательным.
- Большинство девочек воспитывалось на дому, но девушки из более богатых семей могли также ходить в школу вместе с мальчиками.
Первые школы на Руси
- 988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.
- Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
- Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
- Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
- В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
- Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:
- В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
- При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян.
- В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.
- В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
- В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
- Знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
- Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
- Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
- Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
- В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
- Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
- Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
- Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
- В 1918 году был введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет.
- Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
- В 1930-х годах введено обязательное начальное образование (ликбез).
- В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
- В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
- С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.
- В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании».
- Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение.
- Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие.
- В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.
Онлайн – школа
- В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира.
- Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ.
- Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.
5 ОКТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
- В День Учителя наших педагогов благодарят, поздравляют, вручают им награды.
- В этот день, как правило, ученики готовят праздничный концерт. Дети учат стихи и песни, рисуют открытки, поздравляют учителей.
Подумайте, как связаны слова:
УЧИТЬ
УЧИТЬСЯ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Может ли компьютер заменить учителя?
Можно ли без учителя всё узнать благодаря Интернету?
Как можно объяснить пословицу
«И груда книг не заменит хорошего учителя»?
В чём секрет профессии учителя?
Почему День учителя праздник всемирный?
Страны на нашей планете разные, отличаются и школы, но важность профессии учителя признаётся во всех странах, во всём мире.
Во все времена все народы понимали, что от учителя зависит то, какими вырастут дети: будут ли они воспитанными, образованными, научатся ли они думать, будут ли любить свою Родину, заботиться о ней.
Всемирный День Учителя отмечается более чем в ста странах.
Как вы думаете, какой самый главный результат работы учителя?
Творческое задание:
Составить рассказ «Чему нас учат учителя?»
Можете ли вы быть для кого-то учителями не только в игре?
Знаю, что у многих из вас есть младшие братишки и сестренки. Постарайтесь быть для них хорошими учителями, не забывайте, что только с любовью и терпением можно чему-то научить.
А еще вы вполне можете быть учителями друг для друга. Уверена, что каждый из вас что-то умеет делать лучше других: кто-то лучше всех вышивает, кто-то лучше всех делает салат, кто-то лучше всех делает оригами.
Давайте учиться друг у друга. А еще мы часто будем работать в группах, кто-то из вас окажется более знающим, очень важно помочь другим, спокойно объяснить!
Игра «Продолжи предложения»
- Если бы я был учителем, я бы всегда …..
- Если бы я был учителем, я бы обязательно ……
- Если бы я был учителем, я бы никогда …….
- Я хочу научиться у своих учителей ….
Всероссийский проект «Открытые уроки»
Темы:
«Призвание учитель»
«Школа Niletto»
«Ученик становится учителем»
Книги
Марина Дружинина
«Уроков не будет!»
В.Ледерман
«Уроков не будет!»
Я.Аким
Н.Носов
«Учитель Так-Так и его разноцветная школа»
«Витя Малеев в школе и дома»
Фильм «Усатый нянь»
Мультфильмы
«Лентяйка Василиса»
«Гора самоцветов»
«В стране невыученных уроков»