Конспект урока по обществознанию 6 класс
Межличностные отношения.
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; уметь анализировать текст учебника и дополнительный материал, вести дискуссию, эвристическую беседу, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД:
Предметные: объяснять понятия межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми.
Метапредметные:
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить; определять собственное отношение к явлениям современной жизни
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты, проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий
Личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за сои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока:
Организационный момент
- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном уроке обществознания.
Поприветствуйте друг друга и улыбнитесь.
Существует золотое правило нравственности «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», это изречение я сегодня выбрала эпиграфом к нашему уроку.
Мы начинаем изучать новую интересную главу в курсе обществознания - «Человек среди людей».
Мотивационно – целевой этап.
Притча о дружбе и любви
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
- Как вы понимаете смысл этой притчи?
- Подумайте какое отношение она имеет к нашему уроку?
- Попробуйте ответить на вопросы, представленные в рубрике «Вспомним» на с. 50 учебника.
Тема урока: Межличностные отношения.
- О чем мы должны поговорить сегодня?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
План урока:
1.Какие чувства называют межличностными?
2.Чувства – основа межличностных отношений.
3.Виды межличностных отношений.
Проблема: почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
Введение в новый материал.
Какие межличностные называются межличностными.
Люди – существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.
- Прочитайте п. § 6 на с.50-51 учебника.
Изучите схему в группах и прокомментируйте ее.
( дети обсуждают мнения в 3 группах и высказываются)
2.Чувства – основа межличностных отношений.
Особенность межличностных отношений связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.
- Прочитайте п.2 § 6 на с. 51-52 учебника, разделитесь на две группы и обсудите чувства: 1 группа – способствующие развитию межличностных отношений, 2 группа – препятствующие.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Так, благодаря симпатии люди объединяются в группы на основе общих взглядов, ценностей, интересов.
- Какие люди вызывают у вас симпатию, то есть привлекательность или положительное отношение?
Чувство противоположное симпатии называется антипатией.
- Какие люди вызывают у нас антипатию?
Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества.
Б.Окуджава написал следующие строчки:
- Как вы понимаете эти строчки?
- Чему могут научить вас эти строчки?
Давайте отправимся в небольшую экскурсию.
- Итак, что такое стереотип? Приведите примеры. Помогают ли они в восприятии или мешают?
3.Виды межличностных отношений.
Взаимосвязи человека с другими людьми могут быть классифицированы по различным признакам.
Отношения по стилю бывают официальными и личными.
- Предположите в чем их отличие?
- Официальные отношения строятся на основе утвержденных правил. Например, отношения ученика и учителя.
Неофициальные (личные) - это любовь и дружба.
Отношения, возникающие между людьми, связанные с совместной работой, называются деловыми.
Задания на карточках
определить стили межличностных отношений:
Ситуация 1. Двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться.
Ситуация 2. Президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров.
Ситуация 3. Учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой.
Ситуация 4. Родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю.
Ситуация 5. Учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка.
Ситуация 6. Девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью
Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
- Вам понравился урок?
- Чему научил нас этот урок?
- Достигли мы нашей цели урока?
Подведение итогов.
Тест из КИМов « Межличностные отношения»
Домашнее задание:
Прочитать § 6 учебника.
Выполнить задания на выбор:
Рубрика жил на свете человек, ответить на вопросы письменно в форме мини – сочинения.
Рубрика «Картинная галерея», ответить на вопросы в форме сочинения.
Рубрика в классе и дома, задание № 4,5, письменно.