Задания по
МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Студенты индивидуально выбирают одну тему, с представленными вопросами и практическими заданиями и оформляют в виде портфолио.
Портфолио 1: «Экологическое воспитание дошкольников»
Задание:
1.Концепция экологического воспитания дошкольников, краткая аннотация.
2.Анализ программ экологического образования дошкольников, анализ 5 ведущих программ.
3.Конспекты кратковременных наблюдений в живой и не живой природе в разных возрастных группах ДОО(1конспект).
4.Конспект занятия по экологическому образованию во 2 младшей группе ДОО, тема любая на выбор.
5.Картотека игр на закрепление знаний о животных в разных возрастных группах ДОО.
6.Сценарий игровой обучающей ситуации, сюжетно-ролевая игра с дидактической ролью в старшей группе ДОО (конспект 2 занятия с применением этих видов деятельности).
7.Сценарий экологического развлечения.
8.Подборка физкультминуток к занятиям по экологическому воспитанию.
9.Подборка литературного материала о природе (стихи, загадки, пословицы и поговорки, приметы).
10.Диагностика уровня экологического воспитания детей о мире животных и растений по 2.
11.Работа с родителями по экологическому воспитанию в ДОО, краткая аннотация.
Портфолио 2: «Эколого-развивающая среда в детском саду»
Задание:
1Конспект познавательного экологического занятия в старшей или подготовительной к школе группе детского сада для расширения знаний детей об особенностях приспособления живого организма к окружающей среде (цель занятия, его вид в соответствии с требованиями примерной образовательной программы детского сада; задачи, методы и приемы обучения, требования к наглядному материалу; деятельность педагога и деятельность детей);
Рассказ воспитателя для детей старшего дошкольного возраста о приспособлении живого организма к среде обитания по плану:
- потребности живого организма;
-особенности строения живого организма;
-приспособление к окружающей среде;
Примеры дидактических игр и упражнений, моделей на закрепление умений детей устанавливать причинно-следственные связи между объектами в природе;
Пример детской природоведческой литературы (ксерокопия) для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
Примеры опытно-экспериментальной деятельности в природе (с живой и неживой природой) возрастная группа на собственный выбор;
.Конспект познавательной экскурсии, природоохранной акции или экологического развлечения (возрастная группа на собственный выбор);
.Конспект проведения наблюдения для старшей возрастной группы.
.Пример моделей (предметных, предметно-схематических, графических) (можно распечатать) цель и задачи использования в работе с детьми дошкольного возраста; особенности использования моделей и моделирующей деятельности в совместной образовательной деятельности воспитателя и ребенка, в непосредственной образовательной деятельности воспитателя и ребенка;
Портфолио 3: «Моделирование в экологическом воспитании дошкольников»
Задание:
1. Понятие о моделях и моделировании
1. Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой.
2. Классификация моделей и видов моделирования.
3. Моделирование как средство экспериментального исследования.
4. Как обучать дошкольников моделированию.
5. Существующие модели при ознакомлении детей с природой и их характеристика.
6. Применение моделирования в программах «Детство», «Развитие», «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Мы» (примеры).
7.Разработайте обобщенные графические модели для различных систематических групп животных (на выбор для 2 групп любого систематического ранга).
8. Приведите пример занятия для любой из возрастных групп ДОУ с применением моделей (письменно).
9. Представить конспекты 3 занятий для разных возрастных групп дошкольников с применением моделирования.
10.Разработать макет календаря наблюдений за погодой для старшей группы дошкольников, представить мини- макет.
11. Создать макет зеленой зоны в ДОУ.
Портфолио 4: «Экологические проекты и экотренинги».
1. Понятие «Экологический проект». История метода, использование метода проектов в дошкольной педагогике. Этапы и участники проекта. Длительные и кратковременные проекты. Проекты И.В. Цветковой, Н.А. Рыжовой, волгоградских педагогов.
2.Экотренинг как разновидность психологического тренинга для формирования субъективно-непрагматического отношения к миру природы (В.А. Ясвин). Психогимнастика как метод формирования эмпатии по отношению к объектам природы (Е.А. Алябьева).
3.Подготовьте краткое описание проектов Н.А. Рыжовой и И.В. Цветковой.
4. Объясните сущность экотренинга и специфику его проведения в ДОУ, используя материал по экотренингам Н. Токмаковой и В.А.Ясвина.
5.Приведите примеры использования психогимнастики для формирования эмпатии по отношению к объектам природы, проведите на занятии одно из выбранных Вами психогимнастических упражнений.
6. Создать проект «Мое дерево» в виде презентации или альбома, используя методические рекомендации Н.А. Рыжовой.
7.Элементарные опыты (эксперименты) в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
8. Элементарная поисковая деятельность как комплексный метод эколого-педагогической работы с детьми.
9. Представить разработки 3 занятий для разных возрастных групп дошкольников с использованием элементов поисковой деятельности.
10. Представить тематику проектов по изучению мира животных и растений для разных возрастных групп.
Портфолио 5: «Экологическая тропинка».
1. Значение и роль экологической тропинки в экологическом образовании дошкольников.
2. Типы экологических тропинок, критерии выбора маршрута и объектов.
3. Этапы создания и оформления тропинки.
4. Оборудование для организации наблюдений.
5. Оформление материалов для работы с детьми. «Экологический паспорт тропинки».
6.Разработать проект экологического паспорта тропинки – некоторые его элементы: план-схему тропинки (например, на территории детского сада), список видовых точек, описание некоторых видовых точек или точки. Основная цель задания - творческий подход к составлению «Экологического паспорта тропинки». Можно выбрать любое время года, растения и животные, неживые объекты, которые могут реально встретиться, о которых можно рассказать детям (по желанию выбирается любая возрастная группа). Используются интересные сведения об объектах, доступные пониманию детей (например, можно рассказать о способах распространения плодов, о воде, о ветре, о солнце, о цветах и т.д.), короткие сказки, рассказы, загадки.
Портфолио 6: « Наблюдения в экологическом воспитании дошкольников»
1. Наглядность – основной принцип экологического образования. Использование наглядных методов, в т.ч. иллюстраций, настольно-печатных игр, коллажей, видеофильмов. Фонотека и видеотека.
2. Особенности наблюдения как одного из основных методов, повышающих познавательную активность детей
3. Виды наблюдений, проводимых в детском саду (на примере применения наблюдении в различных комплексных и парциальных программах). Циклические наблюдения. Недельные наблюдения. Наблюдения во время работы по экологическим проектам.
4. Методические требования к подготовке и проведению наблюдений. Организация наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями.
5. Особенности проведения наблюдений в разных возрастных группах.
6. Понятие о циклических наблюдениях (циклы наблюдений за природными объектами, недельные наблюдения на участке ДОУ). Фиксация результатов (календари природы, фенологический календарь).
7.На основе литературных данных выяснить значение наблюдений в экологическом воспитании детей. Познакомиться с разными видами наблюдений в детском саду. Описать методику проведения наблюдений в групповой комнате или уголке природы для разных возрастных групп
8.Разработать методику наблюдений в природе для разных возрастных групп за природным объектом (по выбору студента: желательно, чтобы объект был доступным для наблюдения на территории детского сада).
9.Разработать цикл наблюдений за хомячком или морской свинкой (указать номер, название и цель каждого наблюдения).
Портфолио 7: « Использование словесных методов в экологическом образовании дошкольников».
1. Определение словесных методов, их роль в экологическом образовании детей.
2. Классификация словесных методов.
3. Примеры рассказов воспитателя. Составление сказок, загадок.
4. Чтение познавательной и художественной литературы.
4. Методика применения словесных методов во время экологических занятий.
5. Особенности применения словесных методов для разных возрастных групп.
6. Характеристика применения словесных методов в комплексной программе «Радуга» и парциальной программе «Наш дом – природа» (авторские сказки и рассказы, загадки - примеры).
7. Придумайте экологическую сказку с применением одного из методов составления сказки (по Н.А. Рыжовой).
8.Приведите пример занятия для любой из возрастных групп с применением данного метода (укажите, что именно вы используете – рассказ, чтение и т.д.)
Портфолио 8: Использование игры в экологическом образовании дошкольников
Вопросы.
1. Определение игровой деятельности, роль ее в экологическом образовании детей.
2. Классификация игр. Примеры игр. Описание отдельных видов игр.
3.Игровые обучающие ситуации (ИОС), их виды, методика проведения занятий с использованием ИОС.
4. Особенности применения игр в различных программах для ДОУ.
5.Придумайте ИОС со своим сказочным персонажем и со своим сюжетом.
6.Придумайте дидактическую игру (словесную или настольно-печатную) на тему: «Способы приспособления животных к окружающей среде» или «Способы защиты у растений».
Портфолио 9: Диагностика в эколого-педагогическом процессе дошкольного учреждения.
1. Значение и место диагностики в совершенствовании эколого-педагогического процесса дошкольного учреждения.
2. Задачи, методы и формы организации диагностики уровня экологического развития детей. Педагогические условия и методика проведения обследования: тестирование, использование наблюдений за поведением детей, системы заданий; составление диагностических карт, создание специальных ситуаций,
3. Фиксация полученных результатов: ответов детей, особенностей их поведения, эмоциональных проявлений и др; количественный и качественный анализ результатов обследования, их обобщение. Выводы и методические рекомендации по совершенствованию эколого-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста: коррекции деятельности воспитателя, планированию работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
4.Составьте таблицу сравнительного анализа различных подходов к проведению диагностики (на выбор два подхода: Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Арсентьева В.П., Бондаренко Т.М., Дерябо С.Д., Соломенникова О.А., Корепанова М.В., Кондратьева Н.Н., Бурлакова Е.Н. и др.)
5.Составьте диагностику сформированности экологических представлений для детей подготовительной группы на тему «Сообщество живых организмов степи», используя несколько методик.
Вопросы к дифференцированному зачету по МДК 03.03. Теория и методика
экологического образования дошкольников.
Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.
История становления и развития МЭО дошкольников.
Методы развития экологического мышления у дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников в уголке живой природы.
Экологический подход к содержанию животных в детском саду.
Экологический подход к содержанию комнатных растений.
Наблюдение – основной метод экологического образования. Типы наблюдений. Циклические наблюдения в природе.
Требования к проведению наблюдений.
Наблюдения за ростом и развитием живых существ.
Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.
Несложные опыты в неживой природе как метод экологического образования.
Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.
Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей.
Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников.
Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников.
Роль труда в формировании знаний детей о природе.
Значение игры в экологическом образовании дошкольников. Сюжетно-ролевые экологические игры.
Роль моделирования в экологическом образовании детей. Предметное моделирование различных явлений природы.
Формы экологического образования дошкольников. Занятия и их виды.
Словесные методы в экологическом образовании дошкольников. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Беседы о природе. Типы бесед, их цели и задачи.
Рекомендуемая литература:
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
2. Рыжова Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы // Управление ДОУ. - № 3. – 2007. – С. 15-25.
3. Рыжова Н.А. О диагностике результатов экологического образования дошкольников // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. – 2002. – 3. – С.9-16.
4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
6. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния педагогического воспитания в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 5, 2002. – С. 82-86.
7. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений /Ред.-сост. Стеркина Р.Б. – М.: Издательство АСТ, 1997.
8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 дет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159 с. (то же – 6-7 лет)
9. Бурлакова Е.Н. Экологический проект «Книга природы». – Волгоград, 2004.
10. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 1999. – 306 с.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
12. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для студ. заочного отделения факультута Пим ДО, воспитателей образовательных учреждений / Сост. В.А. Зебзеева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – 28 с.
13. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии (из опыта работы ДОУ № 352 г. Волгограда). – Волгоград, 1994. – 74 с.
14. Иванова А.И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
16. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2003.
17. Педагогическая диагностика по программе развития и воспитания дошкольников «Детство»: Методическое пособие / Под ред. проф. М.В. Корепановой. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 160 с. (Приложение к журналу «Учебный год», № 60. Серия «Дошкольное образование». Вып. 5).
18. Рыжова Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы // Управление ДОУ. - № 3. – 2007. – С. 15-25.
19. Рыжова Н.А. О диагностике результатов экологического образования дошкольников // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. – 2002. – 3. – С.9-16.
20. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 1999. – 170 с.
21. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 7. – 2004.
22. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.
Преподаватель С.М. Константинова