СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межведомственное взаимодействие как важнейший инструмент профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Межведомственное взаимодействие как важнейший инструмент профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

УДК 376.5

Ф.И.О., студент магистратуры

профиль «Региональное управление»

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

Россия, г. Омск



МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: Статья посвящена вопросам необходимости профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. На основе законодательных актов показана структура органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. Проанализировано сотрудничество средних общеобразовательных учреждений и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Ключевые слова: комиссия по делам несовершеннолетних, образовательные организации, межведомственное взаимодействие.

Abstract: the Article is devoted to the need to prevent neglect and homelessness of minors. On the basis of legislative acts, the structure of bodies and institutions of the system of prevention of neglect of juvenile delinquency is shown. The article analyzes the cooperation of secondary educational institutions and commissions on minors ' Affairs and protection of their rights.

Keywords: Commission on juvenile Affairs, educational organizations, interdepartmental interaction.


Несовершеннолетние – это одна из самых незащищенных групп социума, подверженная рискам криминализации. Статистика свидетельствует о том, что в нашей стране происходит «омоложение преступности». Ежегодно в Российской Федерации деяния, в которых содержатся признаки преступления, совершают около 100 тыс. несовершеннолетних, не достигших 14 лет [7, с. 13-14]. Помимо этого, дети и молодежь периодически сталкиваются с проблемой нарушения их прав. Поэтому в рамках деятельности образовательных учреждений ведется целенаправленно организованная работа по распространению знаний о правах человека [8, с. 47].

С целью профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних граждан высшим исполнительным органом государственной власти субъектов РФ создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних выполняют ряд функций:

- анализируют сведения о несовершеннолетних гражданах, проживающих на подведомственной территории;

- выявляют и пресекают случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, противоправных антиобщественный действий;

- регулярно организовывают мероприятия, направленные на минимализацию рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних;

- выявляют места сбора молодежных групп преступного характера [9, с. 57.].

Нормативно-правовые документы федерального уровня включают в себя аспекты защиты прав несовершеннолетних. К ним относятся: Конституция РФ; Семейный Кодекс РФ; Уголовно-процессуальный Кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (ред. от 27 июня 2018 г.); ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 25 декабря 2018 г.); ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (ред. от 27.12.2018 г.) [11, с. 7].

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации (действует с 1.03.1996 г.), должностные лица и иные граждане РФ, которым известно об угрозе для жизни и здоровья ребенка, должны принимать меры для защиты его прав и законных интересов, проинформировав органы опеки и попечительства по местонахождению ребенка [2]. Данная процедура носит излишне формализованный характер, а органы опеки и попечительства в основном подключаются в крайних случаях. Поэтому особое значение несут меры профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» отражена структура органов и учреждений системы профилактики (в том числе порядок деятельности комиссий по делам несовершеннолетних). Помимо КДН, функцию профилактики правонарушений несовершеннолетних граждан, согласно ФЗ № 120, выполняют: органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы опеки и попечительства и ряд других организаций и подразделений [3, ст. 4] .

Исходя из вышеизложенных сведений становится очевидным, что в ситуации необходимости профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особую значимость приобретает не только деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, но и межведомственное взаимодействие.

С 1 января 2011 года в г. Москве действует «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (трудной жизненной ситуации)». Регламент разработан с целью выполнения статьи от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К основным задачам Регламента относится: «выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних; оказание социально-психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним; проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении; реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия» [6].

Согласно Регламенту, одним из важнейших аспектов профилактики безнадзорности является сотрудничество образовательных учреждений и КДН. Например, сотрудники школ при выявлении несовершеннолетних, которые длительное время не посещают занятия, при выявлении социально опасных семей должны передать данные сведения в комиссии по делам несовершеннолетних [6].

В ходе межведомственного взаимодействия школ и КДНиЗП осуществляется процесс занятости подростков «группы риска» во внеучебное время. В «группу риска» входят дети, которые:

- периодически пропускают занятия, не успевают;

- конфликтуют с одноклассниками, замечены в драках;

- замечены в употреблении алкоголя, табака, наркотических веществ;

- за правонарушительные действия задержаны сотрудниками правоохранительных органов и поставлены на учет в КДНиЗП [10, с. 32.] .

КДНиЗП совместно с образовательными организациями способствуют вовлечению детей из «группы риска» в спортивные секции, творческие кружки. Инспекторы КДНиЗП проводят профилактическую работу с учащимися и родителями. Еще одной важной функцией деятельности КДНиЗП является содействие трудоустройству несовершеннолетним граждан в соответствии с законодательством РФ. Для эффективного межведомственного взаимодействия при школах создаются Советы профилактики безнадзорности и правонарушений. В их состав, как правило, входят директор школы, замдиректора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, психолог школы, инспектор КДНиЗП. Регулярно проводятся заседания Совета профилактики [10, с. 33-34].

В субъектах РФ устанавливается межведомственное взаимодействие и организовывается совместная деятельность педагогов и специалистов КДНиЗП. Например, в Волгоградской области активно действует региональная модель сотрудничества средних общеобразовательных школ и КДН: более ста школьных служб примирения осуществляют взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних. В Иркутской области иная форма взаимодействия: в образовательных учреждениях происходит постоянный контроль посещаемости уроков. С каждым годом в субъектах РФ разрабатываются новые модели сотрудничества [7, с. 15].

Межведомственное взаимодействие на примере Омской области. На территории Омской области КДНиЗП являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В систему комиссий КДНиЗП Омской области входят:

1. Областная комиссия при Правительстве области. В ее состав входят первый заместитель Председателя Правительства, два заместителя председателя областной комиссии и иные члены областной комиссии (руководители субъектов системы профилактики, представители иных государственных органов, организаций и учреждений, представители общественных объединений и др.). Областную комиссию возглавляет Т.А. Вижетова.

2. Муниципальные комиссии (районные, городские, окружные). В состав входят: первый заместитель главы муниципального района Омской области, два заместителя председателя и иные члены комиссии. Городскую комиссию возглавляет А.П. Терпугова.

3. Комиссии в административных округах города (окружные комиссии) (Председатель, два заместителя и иные члены комиссии) [4].

Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Омске являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Они обеспечивают координацию деятельности органов, организаций и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних
в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Систему муниципальных КДНиЗП г. Омска составляют:

  1. КДНиЗП г. Омска;

  2. КДНиЗП Кировского административного округа г. Омска;

  3. КДНиЗП Ленинского административного округа города Омска;

  4. КДНиЗП Октябрьского административного округа города Омска;

  5. КДНиЗП Советского административного округа города Омска;

  6. КДНиЗП Центрального административного округа города Омска.

Уполномоченным при Губернаторе Омской области по правам ребенка предоставляется ежегодный отчет по окончании календарного года, не позднее 30 марта. Доклад направляется Губернатору Омской области, в Законодательное Собрание Омской области Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Доклад содержит в себе оценку соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, а также рекомендации по совершенствованию правового положения детей в области. Согласно последнему докладу, в 2018 году областной комиссией по делам несовершеннолетних было организовано 7 заседаний, в рамках которых было рассмотрено 11 вопросов, связанных с межведомственным взаимодействием. Областной КДН был разработан Регламент, направленный на внедрение механизма эффективного взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. С целью усовершенствования механизма профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков межведомственная рабочая группа организовала выезды в 10 муниципальных районов области [12, с. 83-85].

В 2018 году муниципальные КДН провели 950 заседаний, на которых было рассмотрено 544 вопроса о межведомственном взаимодействии. Муниципальные комиссии за 2018 год провели обследование у врача-нарколога 2 058 несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, с 267 семьями были проведены профилактические работы [12, с. 85]. Именно в ходе межведомственных рейдов выявляются семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении. Количество семей, находящихся в социально опасном положении, которые состоят на разных видах профилактического учета, составляют 1 076 на 2018 год (в 2017 – 1048). Количество детей из данных семей на 2018 год – 2 339 (2017 – 2310) [Степкина Е.Е., с. 115]. Работа с группами социального риска функционирует на межведомственном уровне. В качестве одной из форм можно привести профилактические акции. В 2018 году акции были направлены на формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних. Всего было охвачено 73 562 чел. [12, с. 26].

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что межведомственное взаимодействие средних общеобразовательных учреждений и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав играет важнейшую роль в профилактике девиантного поведения среди подростков. КДНиЗП совместно со школами проводят мероприятия, направленные на помощь несовершеннолетним и их родителям в разрешении сложных ситуаций; занимаются пропагандой здорового образа жизни; информируют учащихся б их правах и обязанностях, об уголовной и административной ответственности за те или иные действия. Сотрудничество и плодотворная совместная работа КДНиЗП и школьных педагогов является залогом успешной профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.


Список использованных источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №31. Ст. 4398.

  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. №1. Ст. 16

  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102060520 (Дата обращения: 28.09.2019).

  4. Закон Омской области от 06 ноября 2014 года N 1676-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document /467317898 (Дата обращения: 5.10.2019).

  5. Постановление Администрации города Омска от 31 декабря 2014 года № 1900-п «О муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Омске».

  6. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) (утв. Протоколом Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25 ноября 2015 года N 04-15) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/40610912/#friends (Дата обращения: 5.10.2019).

  7. Арсентьева Д.Д. Взаимодействие общеобразовательной школы и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. С. 13-16.

  8. Волох О.В., Волох Т.С. О некоторых вопросах правового просвещения обучающихся в образовательном учреждении // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – Омск, 2012. – С. 46-47.

  9. Кайбышева Д.З., Шайдукова Л.Д. Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по работе с безнадзорными несовершеннолетними. – 2019. – С. 56-58.

  10. Лакомова А.А. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: межведомственное взаимодействие школы и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. «Наука. Мысль: электронный периодический журнал». № 3-2. – 2017. – С. 32-36.

  11. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся: методические рекомендации. – Смоленск, 2019. – 142 с.

  12. Степкина Е.Е. Доклад о соблюдении прав и интересов ребенка на территории Омской области в 2018. – Омск, 2019 год. – 137 с.


Список сокращений:

КДНиЗП – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав


Сведения об авторе:

Ф.И.О.

Тел.: ………..

E-mail: ……………