Медиация в сфере образования
Аннотация: в статье представлена история становления медиации, ее понятие, основные виды, а также рассматривается в более широком понимании медиация в сфере образования, что является наиболее важным показателем современного школьного образования в наши дни.
Ключевые слова: медиация, образование, школа, урегулирование и разрешение споров, несовершеннолетние.
Понятие "медиация" происходит от лат. "mediare", что означает "посредничать". Медиация представляет собой участие в конфликте незаинтересованной стороны- медиатора, который является специалистом по проведению данной процедуры урегулирования споров. Медиатор выбирается обеими конфликтующими сторонами. Несмотря на профессиональный вклад в дело урегулирования конфликта и помощь в разрешении конфликта, решение возникшей проблемы принимают сами конфликтующие стороны.
Медиация как альтернативный судебному или административному разбирательству способ разрешения конфликтов - профессиональных споров, бытовых ссор - стала применяться с 60-х гг. XX столетия общественными советами США, Канады. Медиация расширяла границы прав и возможностей людей и юридических лиц решать свои собственные проблемы во внесудебном порядке. Несмотря на то, что использование медиации периодически сталкивалось с неприязнью адвокатов и юристов, этот способ урегулирования конфликтов находил множество сторонников в поддержке его внедрения во все сферы человеческой деятельности. [1]
Критика юридического сообщества сосредоточена на озабоченности по поводу эффективности применения медиации в решении проблем, минуя надлежащее судебное разбирательство. Тот факт, что уже в 1982 г. в США насчитывалось более 300 физических и юридических лиц, которые непосредственно занимались этим методом в урегулировании семейных конфликтов, свидетельствовал о доверии к медиации и государство тем самым поддерживало ее развитие и распространение.
Позднее этот метод стал применяться в Латинской Америке и европейских странах. В Европе за короткое время медиация стала самостоятельной профессиональной практикой, во многом благодаря государственной политике стран континента. Во Франции, к примеру, практически все имущественные споры разрешаются медиаторами во внесудебном порядке. В 2003 г. в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. В Германии на протяжении многих лет ежедневно по одному из телевизионных каналов идет передача, где профессиональный медиатор проводит процедуры медиации, разрешая возникшие споры между двумя сторонами. В Латинской Америке исследования в сфере медиации ведутся очень широко, особенно в Аргентине, и применяются в жизненной практике с начала второго тысячелетия. [2]
В России медиация еще продолжает осуществлять свои первые шаги. Принят Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Медиация как способ разрешения конфликтов во внесудебном порядке является продуктом западной культуры прошлого века, однако ее исторические корни уходят вглубь веков и тысячелетий. Практику привлечения в спор третьего лица имели древние иудеи, народы Африки, Китая, Японии.
В России этот метод разрешения споров возник не так давно. Применение медиации (посредничества) как способа разрешения коммерческих споров впервые закреплено в нормах Арбитражного процессуального кодекса в 2002 г. Сторонники метода медиации считают его необходимым элементом построения и развития гражданского общества. В Германии есть термин "примирение жертвы и преступника". В Англии это называется "поддержкой жертвы".
В Москве действует Центр медиации и права Администрации Президента Российской Федерации, который ведет активную исследовательскую деятельность. Им издается журнал "Медиация и право. Посредничество и примирение". [3]
Этой новеллой начали интересоваться образовательные учреждения, стали разрабатываться методы применения медиации с участием педагогов, психологов, конфликтологов. Ни для кого не секрет, что ежедневно сотни тысяч детей школьного возраста во всем мире подвергаются издевательству со стороны своих сверстников, родителей и учителей. К сожалению, ликвидировать это явление полностью не удается. Посредством медиации предпринимается попытка создания взаимопонимания между конфликтующими сторонами, что является важной задачей посреднической деятельности. Использование медиации в школах способствует предупреждению насилия и сокращению применения дисциплинарных мер для решения внутренних проблем, а также воспитанию молодого поколения в духе мира и гражданской ответственности. В некоторых школах медиация входит в школьную программу, а учителя проходят базовое обучение технике медиатора. Программы создаются не только для способствования изменения психологического климата учебных заведений, но и с целью обучения учащихся применению методов разрешения конфликтов за пределами школы путем, отличным от насильственного. Несмотря на некоторые различия административного характера, программы в школах похожи друг на друга. [4]
Базовое медиативное образование предлагает интенсивные тренинги по разрешению конфликтов для учащихся, учителей, сотрудников учебных заведений. Программы медиативной техники отличаются друг от друга не только в сфере возрастного фактора, но и социальной значимости проблем, таких как: наркомания, насилие, шовинизм, нетерпимость, и иные.
Сегодня в развитых зарубежных странах медиация стала признанным и довольно-таки эффективным методом разрешения конфликтных ситуаций в учебных заведениях - как средних, так и высших. Урегулирование конфликтов происходит в тесном сотрудничестве с педагогами для определения правильного подхода к разрешению конкретной конфликтной ситуации. Медиаторы должны иметь возможность дать оценку тому, когда конфликтная ситуация требует вмешательства со стороны специалистов, учителей или сверстников.
В целом, медиация с участием ровесников подразумевает посредничество небольшой группы школьников и студентов с целью разрешения возникших споров и проблем. Школы вправе использовать различные модели урегулирования конфликтов, в частности, с привлечением учителей, родителей учащихся. В зависимости от ситуации учителя и родители могут играть более или менее активную роль в процессе разрешения споров.
Дети, овладевшие методами медиации, формируют в себе иной образ мышления, который базируется на справедливом, а также честном отношении к жизни, ведь именно благодаря такому подходу к решению спорных ситуаций возможно достижение взаимопонимания между людьми. Важно помнить, что создание в школах центров медиации, где дети будут обучаться методам урегулирования конфликтов, разрядит конфликтогенную обстановку не только между учениками в их школьном кругу, но и в их семьях, так как у детей изменится отношение к жизни во всех сферах деятельности. Приобретенные ими навыки понадобятся также при вступлении во взрослую жизнь.
В Нижегородской области Министерством образования был издан приказ от 24 января 2017 г. N 149 «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)», в соответствии с которым в целях снижения правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних, а также содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе восстановительных технологий были утверждены методические рекомендации по организации службы медиации в образовательной организации «Служба школьной медиации в образовательной организации: нормативно-правовые и организационно-методические основы», в соответствии с которыми следует:
- информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;
-мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода "Школьная медиация";
- провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);
- организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;
- обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу "Школьная медиация";
- установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. [5]
В соответствии с данными требованиями и внедрением такой новеллы, как школьная медиация, психологический климат в школах несомненно улучшится, а такие явления, как насилие, нетерпимость и национальная неприязнь, уменьшатся.
Список литературы:
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003;
Баныкина С.В. О готовности педагогического состава школ к модернизации образования в России // Конфликтология. СПб., 2007. №2;
Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы // Восстановительная ювенальная юстиция: Сб. статей. - М.: МОО Центр "СПР", 2005;
Приказ минобразования Нижегородской области от 24.01.2017 N 149 "О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации служб медиации в образовательных организациях "Служба школьной медиации в ОО: нормативно-правовые и организационно-методические основы").