Конспект внеклассного занятия на тему: "Что такое вежливость?"
Цели:
Образовательные:
-повторение вежливых слов;
-формирование доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим.
Развивающие:
-развивать умение выражать свои мысли, чувства в речи, использовать слова, связанные с этикой общения, культурой поведения;
-развивать творческие способности каждого ребенка.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские отношения, желание помогать друг другу.
Оборудование: таблица"Волшебные слова", карточки с "волшебными словами", реквизиты к сценке "Вежливое слово".
Ход мероприятия:
1. Орг. момент. (Таблица "Волшебные слова")
Учител: Сегодня мы проводим занятие, на котором выясним что же такое вежливость и являемся ли мы вежливыми людьми. Проверим на практике, как вы умеете пользоваться Волшебными словами.
-Какие «Волшебные» или "Вежливые" слова вы знаете?
-Почему так говорят "Как аукнется, так и откликнется", "Чего себе не хочешь, того и другому не делай", "Язык острее меча"?
-От чего зависит сила волшебных слов? Как их надо произносить? (Вежливые слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).
-Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).
2. Инсценировка стихотворения Эммы Мошковской "Вежливое слово" (ученики класса в костюмах и масках выходят на сцену)
Вежливое слово
Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются за вежливое слово!
За три часа открылась касса, собралась народу масса.
Даже ёжик пожилой притащился чуть живой.
-Подходите, ёжик, ёжик! Вам билет в каком ряду?
-Мне поближе: плохо вижу, вот спасибо, ну пойду!
Говорит Овечка: - Мне одно местечко! Вот моё "Благодарю" – доброе словечко.
Утка: - Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!
И достала Утка "Доброе утро!".
И Олень: - Добрый день! Если только вам не лень, уважаемый кассир,
Я бы очень попросил мне, жене и дочке дайте лучшие места, вот моё "Пожалуйста".
И вдруг отпихнув старух, стариков, барсуков, бурундуков…
Вдруг ворвался косолапый, отдавив хвосты и лапы, стукнул зайца пожилого…
-Касса, выдай мне билет!
-Ваше вежливое слово?
-У меня такого нет!
-Не получите билет!
-Мне билет!
-Нет и нет! Не стучите, не кричите, до свидания, привет!
Косолапый зарыдал и ушёл он со слезами, и ушёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка косолапого сынка и достала из комода очень вежливое что-то...
Развернула, и стряхнула, и чихнула, и вздохнула:
-Ах, слова какие были! И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь…Их давно уж съела моль!
Бедные "Пожалуйста", что от них осталося?
Театр открывается! К началу всё готово! Билеты продаются за вежливое слово!
Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…
-До свидания, здравствуйте, доброй ночи и рассвета, замечательной зари!
И кассир даёт билеты – не один, а целых три!
-С Новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять!
И кассир даёт билеты – не один, а целых пять!
-Поздравляю с днём рожденья! – приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья постоял на голове!
И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:
"Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!"
-Благодарен, извиняюсь!
-Славный парень!
-Я стараюсь!
-Вот какая умница!
Вот идёт медведица, и она волнуется и от счастья светится.
-Здравствуйте, медведица, знаете, медведица, славный мишка ваш сынишка, даже нам не верится!
"Почему не верится?" - говорит медведица.
-Мой сыночек молодец! До свидания! Конец!
-Ну что ребята скажите о мишке?! Случалось ли вам оказываться в подобных ситуациях?
3. Вежлив Витя или нет?
Стук в дверь, входит почтальон и вручает письмо.
-Ребята, нам прислали письмо школьники из города Норильска и им нужна ваша помощь (ученик читает письмо).
Вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя, но пред школою в строю, Витя просит:
- Извините, я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: «Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе: «Вежлив Витя или нет?»
Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.
-Какой же ответ мы дадим ребятам?
4.Случай в трамвае
-Ребята, послушайте, о каком случае нам сейчас расскажет Дима.
Случай в трамвае
Мальчик сидел у окошка трамвая, по сторонам из окошка зевая.
Рядом стоял, возвращаясь домой, с папкой в руках гражданин молодой.
Мальчик, заметив такую картину, место своё уступил гражданину.
Долго не стал гражданин возражать – старших положено всем уважать.
Было в трамвае и людно, и тесно, и гражданин уступил своё место:
Он усадил пожилого мужчину, сунул под лавку его же корзину.
Только недолго сидел и мужчина, важной была и на это причина:
Как не уважить почтенного старца, мог ли мужчина на месте остаться?
Старец довольный в окошко глядит, мимо него новый город летит.
Всё изменилось – в погоде, в природе, а уваженье осталось в народе.
(Пулат Мумин, перевёл Ю.Кушак)
5. Доскажи вежливое слово
-Ребята, а вы помните кто такой Дядя Степа?
-Но в его жизни тоже бывают огорчения. Послушайте стихотворение Л.А.Шкатовой и доскажите вежливые слова.
Дядя Стёпа огорчён. Рассказал он вот о чём:
Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти я не слышу слова (Здравствуйте).
А слово-то какое – очень дорогое.
Встретил Витю я соседа. Встреча грустною была:
Налетел он как торпеда, налетел из-за угла.
Но представьте! Зря от Вити ждал я слова (Извините).
А слово-то какое – очень дорогое.
Он про внучку говорил: - Экая досада! Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада! Но нельзя ж молчать как рыба.
Ну сказала бы … (Спасибо).
Слово-то какое – очень дорогое!
-А вы не забываете говорить волшебные слова?
6. Игра «Вежливые ребята» (По мере надобности в рассказ вставляются «волшебные» слова.)
Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел и с удовольствием рассматривал улицы. На остановке в салон автобуса вошла женщина с грудным ребёнком. Вова встал и сказал ей (Садитесь пожалуйста). Женщина была очень вежливой и сказала Вове (Спасибо). Вдруг автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал (Извините, пожалуйста).
7. Ролевые игры ( Дети показывают, как бы они поступили на небольших сценках с участием одноклассников.)
- Как надо произносить вежливые слова? (В сценке участвуют два человека. Петя забыл учебник по чтению дома. Он просит у Оли чтение на один урок. Петя благодарит девочку за учебник).
- Что бы ты сделал, если бы случайно наступил кому-то на ногу? (В сценке участвуют до десяти человек, изображая давку в автобусе. Игорь наступает на ногу гражданину в очках и просит у него прощения).
- Если тебе надо что-то попросить у одноклассника, как ты это сделаешь? (В сценке участвуют два человека. Катя просит у Лены зелёный карандаш, чтобы раскрасить листья на дереве).
8. Оценка вежливого поступка
– Оцените еще один вежливый поступок (ученица читает стихотворение А. Л. Барто)
Вежливый поступок
Было лето, пели птички. Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки. Скромно стали в уголке.
Павлик понял: «Иностранки! Это видно по осанке!
Может быть, они туристки, в первый раз у нас в стране?»
И с трудом он по-английски произнёс: «Позвольте мне
Пригласить вас на скамью! Ну, а сам я постою!»
Было лето, пели птички. Две девчонки в электричке
Сели у окна. «Между прочим, мы москвички», -
Улыбается одна. Павлик крикнул: «Как же так!
Значит, я попал впросак?» И теперь не пьёт, не ест он!
Посочувствуем ему. Уступил девчонкам место неизвестно почему!
-Как вам этот поступок, можно ли его назвать вежливым?
9. Игра «Вежливое слово»
-Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо).
-Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
-Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
-Мальчик вежливый, развитый говорит при встрече (здравствуй).
-Когда нас бранят за шалости, говорим (прости, пожалуйста).
-И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания).
10. Итог мероприятия.
-А сейчас в завершение нашего мероприятия я предлагаю вам подвести итог всему, о чём мы говорили и составить памятку Вежливого человека, которая пригодится, наверное, нашим гостям.
Памятка вежливого человека
* НИКОГДА НЕ ГРУБИ ЛЮДЯМ.
* НЕ ОБЗЫВАЙ ТОВАРИЩЕЙ.
* ПОЛЬЗУЯСЬ ВЕЖЛИВЫМИ СЛОВАМИ, БУДЬ ИСКРЕННИМ.
* ГОВОРИ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА ТИХИМ ГОЛОСОМ, ГЛЯДЯ ПРЯМО В ЛИЦО ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ,
К КОТОРОМУ ОБРАЩАЕШЬСЯ.
* НЕ ДЕЛАЙ И НЕ ГОВОРИ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ.
* УВАЖАЙ ВЗРОСЛЫХ.
* НЕ ОБИЖАЙ МЛАДШИХ.
* УСТУПАЙ МЕСТО В ТРАНСПОРТЕ СТАРШИМ И МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ.
* ВЕЖЛИВЫМ И ПОЧТИТЕЛЬНЫМ БУДЬ НЕ ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, НО И ДОМА.
* ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ, ПОМОГАЙ ПО ДОМУ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПРОСЬБ.
* ПОЧИТАЙ УЧИТЕЛЯ, КАК СВОЕГО РОДИТЕЛЯ.
10