государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Орловского
Открытое
общеинтернатное мероприятие
по теме:
«Я помню!
Я горжусь!»
Воспитатель: Борзило Е.И.
2012-2013 уч.год
Тема: «Я помню! Я горжусь!»
Цель: прививать интерес к событиям истории, о которых нельзя забывать.
Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.
Задачи: 1. Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.
2. Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.
3. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой народ.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, экран, шары, цветы, выставка книг.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей мероприятия. Слайд 1.
- Какой праздник приближается?
- Наше мероприятие посвящено 9 мая и называется «Я помню! Я горжусь!»
- Сегодня мы вспомним некоторые события той страшной войны.
III. Основной этап.
Слайд 2. Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы будем отмечать 9 мая.
Прошло почти 70 лет с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье и смех. А 9 Мая праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.
Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны.
Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.
Вспомним, как наш народ шел к этой Победе. (дети читают стихи)
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь… Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
Окончится она лишь в 45-м, в мае.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Слайд 3. Просмотр видео о начале войны
Слайд 4. На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза (так называлась Россия). Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков.
Слайд 5. Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. В обращении фашистского командования к солдатам Восточного фронта в 1941 г. говорилось: “У тебя нет сердца и нервов… Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…”.
Над советским народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Решался вопрос о жизни и смерти. Это было суровое испытание. В первые часы войны правительство обратилось к армии и народу с призывом встать на защиту Родины, подняться всем на Великую Отечественную войну против фашистских поработителей.
Слайд6 . Прослушивание аудиозаписи Левитана «Внимание! Говорит Москва!»
- Какими словами заканчивалось обращение?
- Как вы обратили внимание, обращение заканчивалось словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”
- Как вы понимаете эти слова?
Слайд7 . (Звучит песня «Священная война». Под звуки песни идут слова, которые произносит ведущий.) Со всех сторон звучали слова.
Вставай, страна огромная!
Вставай, на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная, священная война!
Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…
Слайд 8. Встала вся страна, от мала до велика. Вместе со взрослыми юные девушки и парни уходили защищать свою родину.
( Звучит запись песни «Эх, дороги.)Девочки в костюмах солдат произносят слова
1-я: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: "Подрастите, девочки, вам еще рано на фронт"... Нам по 16 лет было, но я добилась своего, меня взяли.
Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы уже шли к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.
2-я: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте делать-то будешь? Может, вернешься к маме, подрастешь?" А мамы у меня тогда уже не было.
3-я: А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке... А еще духи взяла... Думала, ненадолго еду, война скоро кончится.
У каждой из них была своя дорога на фронт, но цель одна — защищать Родину.
(Девушки уходят, напевая песню "Эх, дороги").
Слайд 9 . Ребята читают стихи.
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Слайд 10. Герои пограничники первые встретили врага. 22 июня 1941 года на рассвете здесь разорвались первые немецкие снаряды и бомбы. Грохот и вой самолетов покрывали все. Бомба за бомбой, снаряд за снарядом. Но застава не дрогнула. Пограничники грудью заслонили крепость. Небольшой гарнизон Брестской крепости свыше месяца вел ожесточенный бой с огромными силами вражеских войск. И здесь фашисты впервые узнали, что такое советская стойкость и советское мужество.
Слайд 11. Дети читают стихи.
Долго немцы крепость бомбили.
Долго взять ее не могли
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.
С каждым днем оборона, слабела
Не слабел только дух боевой.
Но немецкая рать одолела
Пал над натиском «Город-герой».
слайд 12 . НАДПИСИ ЗАЩИТНИКОВ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ НА ЕЕ СТЕНАХ:
22 июня — 20 июля 1941 г.
Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В.
Мы приняли первый бой 22.VI.1941—3.15 ч.
Умрем, но не уйдем!
Умрем, но из крепости не уйдем.
Я умираю, но не сдаюсь!
Прощай, Родина. 20 /VII—41 г.
Слайд 13. Как память о подвиге – памятники и монументы.
Слайд 14. Звучит песня «За Ленинград!»
Навеки останутся в памяти народной события, связанные с Блокадой Ленинграда.
- Скажите, пожалуйста, что вы знаете о блокаде Ленинграда?
Цель немецкого командования:
овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю — к 25 июля 1942 г.
В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. Мир затаил дыхание. Ленинградцам силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом удалось остановить врага у стен города.
Слайд 15. 8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.
Зимой 1941- 42 гг. Ленинград сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества.
От голода люди умирали прямо на улицах.
В день рабочие получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети всего 125 граммов! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы.
Всего в Ленинграде за время блокады погибло около 700 000 человек.
Слайд16. Звучит песня «Москвичи».
- Какой памятник вы видите на слайде? Где он находится?
В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
В декабре 1966 года в 25-ю годовщину московской битвы, у Кремлевской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях под Москвой в 1941 году и погребенного в братской могиле. А убили его враги в одном из боев за нашу столицу.
Слайд 17. Уже близко к Москве подошли тогда фашисты. Уже слышно было в городе, как бьют фашистские пушки. Но стойко и бесстрашно защищали Москву наши войска. Да и все жители столицы готовы были встретить врага боем насмерть и не пустить фашистов в Москву.
И не смогли враги пробиться в нашу столицу. Геройски сражались ее защитники. Остановили они фашистов возле города, а потом погнали прочь от него.
Слайд 18. Незабываемой страницей Великой Отечественной войны была Сталинградская битва. Что вы знаете об этой битве? (ответы детей)
23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей.
Слайд19 . Сражение на Мамаевом Кургане имела важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу.
Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана.
Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток .
В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва. В этом году наша страна праздновала юбилейную годовщину со дня окончания Сталинградской битвы.
Слайд 20. Свидетельством событий является ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГЕРОЯМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ» НА МАМАЕВОМ КУРГАНЕ.
Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Это самый крупный монумент, посвященный событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона.
- Кто из вас был на Мамаевом кургане?
- Что там произвело на вас впечатление?
Слайд 21. Сейчас я расскажу вам о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нем становилось все теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слез. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры. Люди бросились к воротам, стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло… Люди ринулись назад: трещат волосы, дымится одежда. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали людей из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним.
Мученическую смерть приняли 75 детей. Осталось три свидетеля происшедшего. Семилетний Виктор выскочил с матерью из сарая. Пуля настигла женщину. Падая, она прикрыла собой мальчика, Так он пролежал до ухода из деревни убийц.
Двенадцатилетний Антон Барановский тоже выпрыгнул. Автоматная очередь -и он неподвижно распластался на земле. Мертв - решили гитлеровцы. Однако Антон был ранен. Третий - Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, но он выжил.
Немцы сожгли деревню полностью.
Слайд 22. Слышали вы в Хатыни
Траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет,
Только раздастся он.
Кажется, ты в пустыне:
Выжжено все дотла.
В этой военной Хатыни ,
Плачут колокола …
Слайд 23. В память о страшных событиях возведён мемориальный комплекс.
Слайд 24. Это – символическая крыша сарая, в котором сожгли много людей.
Слайд 25. Всего 186 деревень сожгли немцы в Белоруссии.
Слайд 26. Здесь мы видим 186 могил. На каждой могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.
Слайд 27. Очень много женщин, стариков и детей отправляли в концлагеря. В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2 миллионов детей…
Чтение письма одного из заключённых: «И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась, снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерть в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность».
- Ребята, что вы знаете о концлагерях?
Слайд 28. Одним из известных своими жестокими пытками был концлагерь «Бухенвальд».
Узники вспоминали, что женщина по имени Ильза Кох – жена коменданта концлагеря Бухенвальд – разгуливала с сумочкой, выделанной из кожи убитых узников… А дома у нее была настольная лампа с большим абажуром, тоже выделанным из человеческой кожи.
Она коллекционировала книжные переплеты и перчатки - из кожи убитых узников Бухенвальда.
За годы существования Бухенвальда, с тридцать седьмого по сорок пятый, через лагерь прошло 250 тысяч узников из полусотни стран. Пятьдесят шесть тысяч - каждый пятый - были убиты, умерли от голода и болезней или стали жертвами медицинских экспериментов. 11 апреля 1945 года в лагерь вошли передовые части 3-й американской армии. Освободили 21 тысячу заключенных, среди них было 900 детей и подростков. Бухенвальд был первым концлагерем, где немцы не успели уничтожить следы своих преступлений. Поэтому он стал зримым свидетельством нацистских преступлений. По всему миру распространились фотографии узников, гор трупов, содранной с людей кожи, отрезанных и мумифицированных голов людей...
Сейчас вы посмотрите видео. Чтобы всё было понятно – читайте подписи внизу. Затем я отвечу на ваши вопросы.
Слайд 29. Просмотр видео о Бухенвальде.
Беседа по просмотренному видео.
Слайд 30. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Слова детей:
1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 грам-мов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солё-ной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.
7.Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.
Ведущий. Что такое война?
Ученик 1. Война - это разруха.
Ученик 2. Война - это когда плачут дети и старики.
Ученик 3. Война - это очень страшно.
Слайд 31.
Чтец. И вот уже у стен Рейхстага
Ожесточенный бой кипит,
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей,
Победы знамя вознеслось.
Во время боя, в Берлине, два наших солдата сумели взобраться на крышу Рейхстага и установили там красное знамя. Красный флаг в то время был символом нашего государства, и когда красное знамя водрузили над Рейхстагом, то это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне.
Слайд 32.
Чтец. В 9 день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвертый житель страны погиб.
Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.
Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной.
Прошу встать и тех., чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.
Слайд 33. Почтим их память минутой молчания.
Минута молчания Чтец. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
"Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
Слайд 34
Чтец. Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Помните!
Чтец. Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –
Помните!
IV. Итог мероприятия.
Ребята, какой вывод можно сделать, исходя из вышесказанного, увиденного и услышанного?
Мы должны знать историю нашей страны. Помнить о тех, кто подарил нам мир. Гордиться, что мы живём в такой стране.