СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие по внеурочной деятельности "Вся правда о пищевых добавках

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано для учащихся дополнительного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие по внеурочной деятельности "Вся правда о пищевых добавках»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

дополнительного образования «Дом детского творчества»

Первомайского района Тамбовской области














Мероприятие

по внеурочной деятельности на тему:

«Вся правда о пищевых добавках»











Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Новикова Татьяна Ивановна








р.п. Первомайский 2016



Цель: формирование здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные – раскрыть значение некоторых пищевых добавок, как потенциально опасных для здоровья человека; изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания;

Развивающие – развивать коммуникативные навыки учащихся, расширять их кругозор;

Воспитательные – воспитывать внимательное и бережное отношение к своему здоровью.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: этикетки, коробки, наклейки от продуктов питания, карточки «Пищевые добавки», компьютер.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: « Здравствуйте, ребята! Я говорю вам « здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья. Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?»

(Предполагаемый ответ: потому что здоровье для человека – самая главная ценность.)

Правильно. В наш век технического прогресса для нас всего дороже – здоровье.

Отгадайте следующие загадки:

Что на свете дороже всего? (здоровье)

Что без языка, а сказывается? (болезнь)

Чего хочешь, того не купишь, чего не надо, того не продашь? (молодость и старость).

Учитель: «Что же нужно делать, чтобы у нас было крепкое здоровье?»

(Предполагаемый ответ: вести здоровый образ жизни.)

Давайте назовем основные правила здорового образа жизни:

- Правильное питание;

- Хороший сон;

- Активная деятельность и активный отдых;

- Отказ от вредных привычек.

Сегодня мы поговорим о первом правиле – правильном питании.

Ведущий 1. Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. С помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи?

( Предполагаемый ответ: с помощью вкуса и запаха)

Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но не сегодня. Мы живем в такое время, когда любому продукту можно придать нужные вкус, запах, срок хранения.

Вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках, как они колдуют над котелком с варевом?»

(Предполагаемый ответ: несколько волшебных порошков, заклинание – и зелье готово).

Ведущий 2. Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания, только волшебные слова – это длинные названия химических формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.

Пищевые добавки – это вещества, которые вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, внешнего вида, для сохранения пищевой ценности, улучшения условий хранения, транспортировки.

Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, на какие продукты вы обращаете внимание?

(Предполагаемый ответ: запакованные в красивые, яркие обертки, банки и коробки).

А читаете ли вы состав веществ, входящих в данный продукт?

(Предполагаемый ответ: скорее всего, нет).

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма «История пищевой добавки».

По окончании просмотра дети отвечают на вопросы:

1.Ученый какой страны открыл пищевую добавку? (Япония)

2. Как она называется? (Глютамат натрия)

3. Как глютамат натрия называют в Японии? («Душа вкуса»).

Очень часто на этикетках можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Что же это за вещества и можно ли вообще это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, Е330 и другие говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, красители, стабилизаторы, усилители вкуса. На сегодняшний день число пищевых добавок достигает 500.

Некоторые добавки разрешены с ограничением в применении.

Известны коды пищевых добавок, которым можно дать такие характеристики (распечатать и раздать детям карточки):

Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е125 – 126, Е130, Е152;

Опасные – Е102, Е110, Е120, Е121;

Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150;

Вызывающие расстройство кишечника – Е221 – 223, Е230 – 232, Е239;

Провоцирующие появление сыпи – Е311 – 313;

Повышающие холестерин – Е320 – 321;

Вызывающие расстройство желудка – Е338 – 341, Е407, Е450, Е461.

Индекс Е1** - это красители, применяются при подделке продуктов для повышения интенсивности цвета.

Индекс Е2** - консерванты, применяются для увеличения сроков годности продуктов.

Индекс Е3** - антиокислители, останавливают самоокисление продуктов.

Индекс Е4** - загустители, используются в производстве мороженого, желе, консервов, майонеза.

Индекс Е5** - эмульгаторы, отвечают за вязкость продукта, применяются в производстве маргарина, фарша, кондитерских и хлебобулочных изделий (не дают им быстро черстветь).

Индекс Е6** - усилители вкуса.

Учитель: Красивая, яркая, телевизионная реклама, где часто выступают дети, предлагает нам не питательную пищу, а чипсы, шоколадные батончики, пепси и кока – колу. Никак не удержаться! Врачи называют такую еду «мусорной». Я предлагаю вам прослушать сообщения ваших друзей и сделать выводы, насколько полезны эти продукты.

Выступление учащихся.

Первый ученик: «Я расскажу вам про газированные напитки. Они могут реально принести вред. В 0,33 л. пепси – колы содержится 8 кусочков сахара. Мало кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти сахара откладываются в виде жира. В состав газировки входят подсластители. Они являются главными секретами газированной воды – они не утоляют жажду, а наоборот, вызывают аппетит. Газировка содержит Е338, способный разъедать зубную эмаль и способствовать появлению кариеса.

Самое коварное в газированной воде – это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас. Кока – кола с успехом заменяет бытовую химию. История колы утверждает, что во многих штатах США полиция всегда имеет в машине 2 баночки колы, чтобы смывать кровь после аварии. Чтобы почистить раковину, вылейте туда кока – колу и не смывайте в течение часа. Кола поможет избавиться от пятен.

В составе кока – колы фосфорная кислота. Она может за 4 дня растворить ногти.

Чтобы уменьшить вред любой газировки нужно соблюдать простые правила:

Пейте ее холодной, чтобы избежать разрушения эмали зубов.

Пейте через трубочку, чтобы избежать контакта с банкой.

Ограничьтесь 1 стаканом 1-2 раза в неделю.


Второй ученик: «Я расскажу про чипсы и сухарики. Вкусы чипсов и сухариков достигаются за счет применения ароматизаторов, которые производители почему – то называют специями. Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности.

Существуют чипсы и без привкусов, но мы предпочитаем чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Но на самом деле никакой икры нет – ее вкус и запах чипсам придают ароматизаторы. То же самое относится и к сухарикам.

Учитель: Кто - то нашел что-то полезное в этих продуктах? Нет! Вкусно – не значит полезно. Выбирая продукт, смотрите не только на его внешний вид, но и на то, что на нем написано мелкими буквами».

Физкультминутка

Учитель: Пожалуйста, все встаньте.

Если вы согласны с вопросом – поднимите руки вверх, а если нет – сделайте повороты туловищем.

Вопросы:

1.Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья? (да)

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)

4.Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)

5.Верно ли, что морковь полезна? (да)

6.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)

7.Чтобы сохранить зубы здоровыми надо есть много сладкого? (нет)

8.Зарядка укрепляет организм? (да)

9.Чтобы сберечь глаза, нужно читать лежа? (нет)

10.Пить много газировки – вредно? (да).

Практическое задание

Учащиеся работают в группах и проводят исследование этикеток, наклеек и упаковок с продуктов питания (майонез, кетчуп, йогурт, чипсы, сухарики, супы быстрого приготовления, жевательная резинка, шоколадные батончики, газированные напитки) на содержание пищевых добавок.

Результаты обсуждаются в ходе беседы.

Предполагаемые результаты:

- запрещенные, опасные пищевые добавки обнаружены;

- запрещенных добавок не обнаружено;

- обнаружены добавки, употребление которых отрицательно влияет на организм.

Рефлексия.

Учитель: Давайте вспомним пословицы о здоровье.

Я начинаю пословицу, а вы попробуйте закончить.

- Было бы здоровье, а счастье найдется;

- Здоров будешь – все добудешь;

- Не рад больной и золотой кровати;

- Здоровье губишь – новое не купишь;

Желаю вам никогда не болеть, правильно питаться

Быть бодрыми, вершить добрые дела

В общем, вести здоровый образ жизни. Каждый из вас должен сделать для себя вывод: прислушаетесь к нашим советам или все останется как раньше.

Литература:

1. Зубова С. А. Рациональное питание: Урок-практикум/С. А. Зубова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №3. – С.17-21

2. Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. – 2010. – № 8. – С. 5-10. Диетология, здоровое питание.

3. Популярно о питании / под. ред. А. И. Столмаковой, И. О. Мартынюка. – Киев: Здоровье, 1989. – 272 с.: ил.

4. Синяков А. Ф. Правильное питание – залог здоровья / А. Ф. Синяков. - М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.- 432 с.