СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и интересная презентация помогут в подготовке и проведении урока русского языка по программе Перспектива.

Просмотр содержимого документа
«местоимение. конспект урока»

Тема:Местоимение как часть речи.

4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Учебная цель: освоить определение понятия «местоимение», сформировать умение находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по освоению понятия « местоимение», организовать работу по формированию у учащихся умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.

Цель считается достигнутой, если: ученик дает определение понятия «местоимение»,может найти местоимение в тексте, умеет заменить имя существительное местоимением, умеет отличить местоимение от других частей речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с тестом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения, карточки с разноуровневыми заданиями для домашней работы.


Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.


Учите русский - годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.

Сабир Абдулла


- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.


  1. Минутка чистописания, работа со словарным словом.

-Итак, приступим к уроку. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Обратите внимание на доску, что появилось на ней? (буквы)

- Прочитайте их. (а ю т л с)

-Запишем их на строчке правильно, красиво под наклоном.

- Составьте из этих букв слово. (салют)

- Что означает это слово? (ответы детей)

- Где мы можем найти значение слова? (в словаре)

- В каком именно? ( в толковом словаре)

- Найдем значение слова САЛЮТ в словарях, которые лежат у вас на партах.

- В честь чего бывают салюты? (в честь Дня победы, в честь 23 февраля, в честь Нового года, свадьбы, дня рождения и т. д.)

- Слово САЛЮТ - это словарное слово, написание которого нужно запомнить.

- Сколько в слове слогов? (2 слога)

- На какой слог падает ударение? (на второй)

- Написание какой буквы мы должны запомнить? (А)

- Запишите это слово в тетрадь, выделите сильную и слабую позицию.

-Устно составьте предложение со словом САЛЮТ. (ответы детей)

- Одно предложение записываем, выделяем главные члены.

- У вас получились хорошие умные предложения.

Какая птица является символом ума? (сова)


  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.


Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

- О какой птице говорится в данном тексте? (о сове)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.


- Какой частью речи является слово сова? (именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)

- Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны вспомнить, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

- Для начала вспомним, почему же эта часть речи получила такое название? (ответы уч-ся)

- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.


Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!


- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга? (он)

- Про подругу? (она)

- Про детей? (они)

- Как бы вы обратились к другу? (ты)

- А к взрослому человеку? (Вы)

Все названные местоимения выставляются на доску


- В чем же различие существительного и местоимения?

( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)

- Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто употребляются в нашей речи.

- С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?(Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)

- Ребята, а можем мы вне текста определить, кого или что называют местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНИ?

- А сейчас откройте свои учебники на странице 70, упр.117. Прочитайте задание к нему самостоятельно. Итак, какое задание нужно выполнить в упражнении?

- Чтение текста (вслух)

- Верно ли школьник употребил местоимения? (в предложении Она лежала на полке местоимение она может заменять и слово книга, и слово соседка. Такое употребление является речевой ошибкой.

- Какой вывод мы можем сделать? (в речи местоимения надо употреблять так, чтобы было понятно, какое имя существительное они заменяют).


4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Н а б л ю д е н и е над местоимениями.

1. С ц е н к а «Разговор по телефону».

– Алло! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

– Да, хорошо.

– Мне нужна Маша. Скажи, она дома?

– Нет, её нет.

– А Саша? Где он?

2. Б е с е д а.

– Кто может сказать о себе «я»?

– А кого мы можем назвать словом «ты»?

– О ком можно сказать «она», «он»?

– Кто был первым лицом в диалоге?

– Как он себя назвал?

– Кто второе лицо – участник диалога? Какое местоимение указывает на него?

– О каких «третьих лицах» разговаривали участники? Какие слова на них указывают?

В ы в о д: местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения (на доске таблица).

Лицо

Число

ед. ч.

мн. ч.

1-е лицо

я

мы

2-е лицо

ты

вы

3-е лицо

он, она, оно

они


- Как вы думаете, а будет ли местоимение иметь род? (да)

- Какие именно? (местоимения 3-го лица, единственного числа)


5.Физкультминутка.

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.


6. Первичное закрепление.

- Сейчас мы с вами попробуем закрепить новые знания.

На слайдах будут появляться предложения, ваша задача найти и выписать все личные местоимения, каждое на новой строке.


  1. Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

  1. Я помню бал.

Горели ярко свечи.

И группы пёстрые мелькали предо мной.

  1. Меж камней бурлит она в дороге,

Сердится, катясь через пороги.

  1. Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

  1. В плен нас брали немцы

Но не сдались мы,

Не сложили ружья

До конца войны…


- Сейчас самостоятельно определите лицо, число и если возможно род у местоимений. (2 мин.).


Он- 3 л., ед. ч., м. р..

Я- 1 л., ед. ч..

Она- 3 л., ед. ч., ж. р..

Ты- 2 л., ед. ч..

Мы- 1 л., мн. ч..

- А теперь проверим, как вы справились с этим заданием (самопроверка). Фронтальная работа.

- Самооценка.


- А сейчас поиграем, нужно найти лишнее слово в каждом раду и обосновать свой ответ.


Найдите лишнее в каждом
ряду

  • Я она они оно

  • Она оно они он

  • Мной мне мил меня

  • Ты вы тебе она

  • Нос нас нож нюх

  • Перед тебя под от


7. Самостоятельная работа совзаимопроверкой.

- Внимание на экран, следующее задание. Нужно вставить пропущенные местоимения в предложения и записать их. У местоимений определить лицо, число и если это возможно род, подписав выше карандашом. (5 мин.).


рисую елочку, а … что будешь рисовать? Завтра … пойдем на речку. Кого … ждешь? Почему … улетают? Завтра … пойду в лес.


Фронтальная проверка.

- Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите простые карандаши и проверим с вами выполнение ваших самостоятельных работ. Если допущена ошибка, вы карандашом исправляете аккуратно. (Взаимопроверка).

- А сейчас оцените выполнение данного упражнения.

(Самооценка).


-А сейчас давайте отгадаем загадки с местоимениями.


Загадки.

Мое стихотворение -
Про местоимения…
Утром –
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар-птицей… (Солнце)

Срок прошёл – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна… (Луна)

А стемнеет – он придет:
Тоненький,
Смущенный,-
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)


9. Домашнее задание (дифференцированное).

- Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для выполнения.


КАРТОЧКА

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями. Определи у местоимений лицо, число и если возможно род.

Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями. Определите лицо и число у местоимений.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.

Определите лицо и число у местоимений.

10. Итог урока. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке? (о личных местоимениях)

- Назовите их (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они).

- Что нового узнали об этой части речи? (личные местоимения имеют лицо, число и род в 3 лице, единственном числе).

- Для чего мы используем местоимения в речи? (Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов).


-Что вам больше всего понравилось в уроке?

На протяжении всего урока вам светило солнышко удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. Все ли у вас получилось на уроке, что вам хочется сказать самому себе?

Оцените свою работу на уроке.

Зеленые карточки - «все на уроке удалось»

Желтые - «старался, но не все удалось»

Красные – «затруднялся выполнять большинство заданий»

Оценки за урок получают …

На этом наш урок окончен.







Просмотр содержимого презентации
«местоимение 4 кл»

Учите русский - годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда - в нем самом. Сабир Абдулла

Учите русский - годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.

Сабир Абдулла

Шестнадцатое марта . Классная работа . а т л ю с

Шестнадцатое марта .

Классная работа .

а т л ю с

с а лют

с а лют

Из толкового словаря Ожегова  Салют - военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, флагами, поднятием обнажённой сабли, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события.

Из толкового словаря Ожегова

Салют - военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, флагами, поднятием обнажённой сабли, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события.

с а лют

с а лют

сова

сова

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
  • Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У неё мощные когти и чуткие уши.
  • Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У неё мощные когти и чуткие уши.
Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

я он она они ты вы

я

он

она

они

ты

вы

Понятие о местоимении  Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.

Понятие о местоимении

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.

Найдите местоимения Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца.

Найдите местоимения

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Найдите местоимения Я помню бал. Горели ярко свечи, И группы пёстрые мелькали предо мной.

Найдите местоимения

Я помню бал.

Горели ярко свечи,

И группы пёстрые мелькали предо мной.

Найдите местоимения Меж камней бурлит она в дороге, Сердится, катясь через пороги.

Найдите местоимения

Меж камней бурлит она в дороге,

Сердится, катясь через пороги.

Найдите местоимения Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты.

Найдите местоимения

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

Найдите местоимения В плен нас брали немцы Но не сдались мы, Не сложили ружья До конца войны…

Найдите местоимения

В плен нас брали немцы

Но не сдались мы,

Не сложили ружья

До конца войны…

Запиши лицо и число  выписанных местоимений Он  – 3л., ед. ч., м.р.. я – 1л., ед. ч. она – 3л.,ед.ч.,ж.р.. ты – 2л.,ед.ч.. мы – 1л.,мн.ч..

Запиши лицо и число выписанных местоимений

Он –

3л., ед. ч., м.р..

я –

1л., ед. ч.

она –

3л.,ед.ч.,ж.р..

ты –

2л.,ед.ч..

мы –

1л.,мн.ч..

Найдите лишнее в каждом  ряду

Найдите лишнее в каждом ряду

  • Я она они оно
  • Она оно они он
  • Мной мне миг меня
  • Ты вы я она
  • Нос нас нож нюх
  • Перед тебя под от
Вставьте местоимения Я … рисую елочку, а … что будешь рисовать? Завтра … пойдем на речку. Кого … ждешь? Почему … улетают? Завтра … пойдете в лес? ты мы они вы

Вставьте местоимения

Я

… рисую елочку, а … что будешь рисовать? Завтра … пойдем на речку. Кого … ждешь? Почему … улетают? Завтра … пойдете в лес?

ты

мы

они

вы

Мое стихотворение -  Про местоимения…  Утром –  Так заведено -  Разомкнёшь ресницы,  И к тебе идёт оно  Розовой жар-птицей…

Мое стихотворение - Про местоимения… Утром – Так заведено - Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар-птицей…

Срок прошёл – плывет она  В пелене тумана,  Круглолица и грустна,  Будто Несмеяна…

Срок прошёл – плывет она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…

А стемнеет – он придет:  Тоненький,  Смущенный,-  Он на цыпочках войдёт  Долькою лимонной.

А стемнеет – он придет: Тоненький, Смущенный,- Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной.

Упражнение 120, стр. 72 Правило стр. 71

Упражнение 120, стр. 72

Правило стр. 71