МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
ЦЕЛИ:
знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания местоимений;
уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
применять правила разных типов орфограмм;
пользоваться основными способами проверки написания;
воспитывать умение актуализации полученных знаний;
воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация, тетради,
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орфографическая разминка.
Слайд. Пока все ученики выполняют задание, один готовит ответ на вопросы по карточке.
1. Задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните и выделите орфограммы, а также покажите главное слово в словосочетании, укажите вид подчинительной связи.
Неясный почерк (согласование); снова нездоровится (примыкание); купить не на что (управление); недорогой, но красивый ситец (согласование); никого я не боюсь(управление); состоялся несмотря на непогоду (управление); ненавидящий ложь (управление); поступил не по-товарищески (примыкание); скромная незабудка (согласование);нечего бояться (управление), не с кем посоветоваться(управление).
Назовите основную орфограмму «разминки». (Написание не с разными частями речи.)
Вспомните, как пишется не с разными частями речи. (Ученики формулируют правила, приводят примеры.)
2. Проверка карточки. Слайд.
ТЕСТ № 1. Найдите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.
1. Зашумела, разгулялась в поле (не)погода.
2. Я увидел (не) похожего на отца пожилого человека.
3. Мне её (не)(в)(чем) упрекнуть.
4. (Не)доумевая, Сережа внимательно посмотрел на нее.
Слайд. ТЕСТ № 2. Найдите предложение, в котором не со словом пишется слитно.
1. Море детям (не) надоедает.
2. Эта задача оказалась далеко (не)легкой.
3. Эта вещица (не)когда была моей.
4. Командир (не)вмешиваясь слушал доклады подчиненных.
ТЕСТ № 3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Ему просто (не)(с)(кем) было поговорить.
2) Дальняя комната была (не)большая, но светлая и уютная.
3) Со дня отъезда Лизы все оставались (не)весёлыми.
4) Вдалеке виднелись (не)взрачные постройки,
II. Знакомство с теоретическим материалом
1. Мы с вами продолжаем знакомство с местоимением как частью речи. Дома вы должны были познакомиться с § 46-47, напомните мне:
- Что называют местоимением? (местоимение — часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.)
- Назовите Лексико-грамматические разряды местоимений.
Слайд.
личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
возвратные: себя;
притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их;
указательные: то, это, этот, тот, такой, таков, сей (устар.) оный (устар.), этакий (просторечн.);
определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой;
вопросительные: кто?, что?, какой?, который?, сколько?, чей?;
относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей;
неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, некий, кто-то, что-то, какой-либо, какой-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;
отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько.
-Как изменяются личные местоимения?
Слайд.
( При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в именительном падеже – я, а в родительном – совсем другая основа – меня.
Иногда в корне происходит чередование: тебя- тобой, меня- мне.
Местоимение 3-го лица он изменяется по родам: она, оно.
Местоимения ты, вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо.
После предлогов у местоимений 3-го лица появляется н (у него, возле них, около неё).
-Какие местоимения не имеют И.п.?
Слайд.
( не имеет формы И. п. возвратное мест. себя; начальная форма для него — Р. п.; Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа, например: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя. Возьмите себе. В предложении себя является дополнением. Отрицательные местоимения некого, нечего не имеют формы И. п.)
- А какие местоимения имеют только форму И.П. ?
Слайд. (Неопределенные местоимения некто, нечто имеют форму только И. п.) Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь . Эти местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества и называются неопределёнными.
Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто, изменяются по падежам. Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.
В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находится под ударением и пишется слитно.
Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.
Кто-нибудь, кое-кто, кое у кого.
-Как отличить притяжательные местоимения его, ее, их от личных? (не изменяются и в предложении выступают в роли несогласованного определения, по вопросу)
Слайд.
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные.
Формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.
Местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.
-Как изменяются вопросительные и относительные местоимения кто? (кто), что? (что) и отрицательное ничто? (только по падежам. Вопросительные местоимения служат для оформления вопросительных предложений. Относительные — для присоединения придаточной части к главной в сложноподчиненном предложении. Относительные местоимения в сложноподчиненном предложении являются союзными словами).
2. Закрепление.
Слайд.
-Укажите разряд местоимений. Чем являются местоимения в данных предложениях?
1. Ничто не двигалось. (ничто — отрицательное, подлежащее); 2. Всем стало скучно и грустно. ( всем — определительное, дополнение) 3. Ему (Нилову) захотелось выйти наружу. (ему — личное, дополнение). 4. Работа всякого нужна одинаково ( всякого — определительное, определение). 5. Что такое: побежали все сломя голову прочь (что — относительное, подлежащее; такое — указательное, определение; все — определительное, подлежащее) 6. Егор с удивлением перехватил обращенный на себя взгляд попутчика (на себя — возвратное, дополнение).
3.Знакомство с теоретическим материалом.
- В чем заключается особенность изменения личных местоимений 3-го лица? (Многие местоимения 3-го лица в косвенных падежах после всех непроизводных предлогов и после производных предлогов, управляющих Р. п., получают начальное н (у него).)
- Как пишутся приставки не- и ни- в отрицательных и неопределенных местоимениях? ( Слитно)
- Как пишутся отрицательные местоимения, если они разбиваются предлогом? (Раздельно)
- Как пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями? (Через дефис)
4. Закрепление. Подготовка к ЕГЭ.
Слайды.
1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) ЧТО(БЫ) я ни делал, он всегда прощал меня только ЗА (ТО), что я был еще ребенком. 2) ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии. 3) Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.4) НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.
2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит! 2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения. 3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей. 4) (ЗА)ТЕМ, что происходило на арене, наблюдали все зрители, и он сделал ТО(ЖЕ) самое, что и вчера.
3. Среди предложений 1-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1) Но и поныне ещё недостаточно учитывается одно, немаловажное, на мой взгляд, обстоятельство. (2) На художественное воспитание поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эстетические идеалы, народный эстетический вкус, атмосфера семьи, в которой любили трудиться, любили петь, любили детей. (3) И здесь особенно сильным было влияние матери.
(4) Русские женщины — носительницы народной культуры — пестовали детство многих замечательных поэтов и музыкантов
(5) Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима Горького... (6) По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и мать Есенина — Татьяна Фёдоровна. (7) Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала бы и не пела Татьяна Фёдоровна. (8) Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова восхищались её колоритной речью.
(9) Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста предания о героических сражениях далёких предков с полчищами Батыя, о рязанце-богатыре Евпатии Коловрате, об Авдотье Рязаночке. (10) Легендами окутан здесь каждый приокский курган.
4. Какое из предложений'2—9 связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? Напишите номер этого предложения.
(1) Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз. (2) Любое упущение в костюме, причёске, повадке немедленно отмечается...
(3) Мария Владимировна была безукоризненна во всём. (4) Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички. (5) На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». (6) Она достигала этого минимумом усилий — ровным поведением, образцовостью внутреннего и внешнего облика. (7) Весь класс в той или иной мере был неё влюблён.
(8) Путь к сердцу Марии Владимировны я прокладывал через географию, острейшее увлечение которой переживал тогда.
5. Среди предложений 8—14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Назовите номер этого предложения.
(1) Я не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (2) Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (3) И нежная психика ребёнка не справляется — восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
(4) К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (5) Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. (6) Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (7) Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.
6. Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима.
(1)Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (З)Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.
(4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
7. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
(1 )Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (2)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (3)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(4)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (5)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (6)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(7)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
Подведение итогов урока.
Какие разряды местоимений по значению вы знаете?
В чем особенность изменения притяжательных местоимений? (не изменяются, выполняют функцию несогласованных определений)
Как пишутся приставки не- и ни- в отрицательных и неопределенных местоимениях?
Как пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями?
Как пишутся отрицательные местоимения, если они разбиваются предлогом?
Домашнее задание. § 46, 47, упр. 260, 262
6