Защита исследовательской работы по теме «Метафоры в лирике С. А. Есенина»
на школьных «Есенинских чтениях»
ученицей 8 класса Давыдовой Виктории МАОУ «СОШ № 60» г. Улан -Удэ
Актуальность выбранной темы (слайд 2) обусловлена следующими факторами:
1.Почему Сергея Александровича Есенина называют «поэтом метафор»?
2.Любой грамотный читатель должен учиться понимать метафору, необходимую для освоения образных богатств и идейного смысла художественных произведений.
3.Метафора - не только излюбленный Есениным художественный приём, но и некий механизм, служащий для развития творческого мышления читателей.
Цель работы (слайд 3) состоит в исследовании метафоры в творчестве С. Есенина.
Определены следующие задачи:
1.Выделить основные типы метафор, используемые С.Есениным.
2.Определить художественные особенности метафор на основе сквозных лирических образов.
Объект исследования - поэзия С.А. Есенина
Предмет исследования – изобразительно-выразительное средство- метафора
Мы проанализировали различные виды метафоры в лирике С. Есенина, проследили обновление и изменение метафоры от простых до развёрнутых и индивидуально-авторских на примере лирических произведений поэта.
Например, в трогательном стихотворении «Песнь о собаке» (слайд 4-5) поэт передал силу и нежность материнского чувства: «до ночи она их ласкала, причесывая языком». Боль матери, потерявшей последнюю надежду на сострадание, показана пронзительной метафорой, которую страшно читать: «покатились глаза собачьи // золотыми звездами в снег». Эту метафору невозможно логически объяснить. И все же... Глаза – зеркало души. Умерла душа – глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез, страдания.
Также обратили внимание на систему основных лирических образов Есенина. Это любимые поэтом неповторимые образы месяца, луны, клёна, наиболее часто встречаемые в стихотворениях. Из светил на первом месте образ луны-месяца (слайд 6-7),который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина. Лунный поэт русской литературы показывает луну всегда в движении. «Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…»; «Луна золотою порошею осыпала даль деревень».
В образе месяца подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций — «жеребенок», «ворон», «теленок», «лошадиная морда», «ягненок», «рог», «колоб», «лодка».
Поэт как будто щеголяет яркими, броскими, нарядными эпитетами, их называют индивидуально-авторскими метафорами (слайд 8), поэтому запоминаются только эти образы- метафоры:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
Первый "этаж": изба-старуха. Второй: изба жует. Третий: жует мякиш тишины. Таким образом, метафора обрастает подробностями, деталями и выражает более глубокий смысл.
Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого — клен (слайд 9 ).
Образу клёна посвящены много стих.: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»; «Я по первому снегу бреду…»; «Мой путь»; «Зеленая прическа…».
Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы — «стан», «бедра», «груди», «ножка», «прическа», «подол», у клена — «нога», «голова».
Для Есенина не существует четких образных граней между человеком, зверем и растением: например, кленёночек, как телёнок, сосет зеленое вымя.
Клен и лирический герой, пожалуй, даже близнецы. Своему "молочному братцу" лирический герой доверяет едва ли не больше, чем себе: покинув родимый дом и зная, что вернется нескоро, он оставляет клен стеречь "Голубую Русь". Когда же, запутавшись "в городской и горькой славе", думает о покинутой деревне, то прежде всего вспоминает, что ждет не дождется старый товарищ - клен:
Клен и липы, в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
Именно в такой метафоричности проявляется авторская индивидуальность великого русского поэта. Ведь поэт не просто оживляет" природу: она для него живое существо, которое чувствует, страдает и радуется.
В заключение хотелось бы сказать: всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы.