СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метафоры в лирике С. А. Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена защита  реферата с презентацией по теме "Метафоры в лирике С. А. Есенина" ученицей 8 класса. Школьница в своём исследовании показала авторскую индивидуальность великого русского поэта, которая  проявляется в  богатстве и глубине используемых метафор.  

Просмотр содержимого документа
«Защита реферата»

Защита исследовательской работы по теме «Метафоры в лирике С. А. Есенина»

на школьных «Есенинских чтениях»

ученицей 8 класса Давыдовой Виктории МАОУ «СОШ № 60» г. Улан -Удэ


Актуальность выбранной темы (слайд 2) обусловлена следующими факторами:

1.Почему Сергея Александровича Есенина называют «поэтом метафор»?

2.Любой грамотный читатель должен учиться понимать метафору, необходимую для освоения образных богатств и идейного смысла художественных произведений.

3.Метафора - не только излюбленный Есениным художественный приём, но и некий механизм, служащий для развития творческого мышления читателей. 

Цель работы (слайд 3) состоит в исследовании метафоры в творчестве С. Есенина.

Определены следующие задачи:

1.Выделить основные типы метафор, используемые С.Есениным.

2.Определить художественные особенности метафор на основе сквозных лирических образов.

Объект исследования - поэзия С.А. Есенина

Предмет исследования – изобразительно-выразительное средство- метафора

Мы проанализировали различные виды метафоры в лирике С. Есенина, проследили обновление и изменение метафоры от простых до развёрнутых и индивидуально-авторских на примере лирических произведений поэта.

Например, в трогательном стихотворении «Песнь о собаке» (слайд 4-5) поэт передал силу и нежность материнского чувства: «до ночи она их ласкала, причесывая языком». Боль матери, потерявшей последнюю надежду на сострадание, показана пронзительной метафорой, которую страшно читать: «покатились глаза собачьи // золотыми звездами в снег». Эту метафору невозможно логически объяснить. И все же... Глаза – зеркало души. Умерла душа – глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез, страдания.

Также обратили внимание на систему основных лирических образов Есенина. Это любимые поэтом неповторимые образы месяца, луны, клёна, наиболее часто встречаемые в стихотворениях. Из светил на первом месте образ луны-месяца (слайд 6-7),который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина. Лунный поэт русской литературы показывает луну всегда в движении. «Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…»; «Луна золотою порошею осыпала даль деревень».

В образе месяца подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций — «жеребенок», «ворон», «теленок», «лошадиная морда», «ягненок», «рог», «колоб», «лодка».

Поэт как будто щеголяет яркими, броскими, нарядными эпитетами, их называют индивидуально-авторскими метафорами (слайд 8), поэтому запоминаются только эти образы- метафоры:

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины…

Первый "этаж": изба-старуха. Второй: изба жует. Третий: жует мякиш тишины. Таким образом, метафора обрастает подробностями, деталями и выражает более глубокий смысл.

Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого — клен (слайд 9 ).

Образу клёна посвящены много стих.: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»; «Я по первому снегу бреду…»; «Мой путь»; «Зеленая прическа…».

Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы — «стан», «бедра», «груди», «ножка», «прическа», «подол», у клена — «нога», «голова».

Для Есенина не существует четких образных граней между человеком, зверем и растением: например, кленёночек, как телёнок, сосет зеленое вымя.

Клен и лирический герой, пожалуй, даже близнецы. Своему "молочному братцу" лирический герой доверяет едва ли не больше, чем себе: покинув родимый дом и зная, что вернется нескоро, он оставляет клен стеречь "Голубую Русь". Когда же, запутавшись "в городской и горькой славе", думает о покинутой деревне, то прежде всего вспоминает, что ждет не дождется старый товарищ - клен:

Клен и липы, в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Именно в такой метафоричности проявляется авторская индивидуальность великого русского поэта. Ведь поэт не просто оживляет" природу: она для него живое существо, которое чувствует, страдает и радуется.

В заключение хотелось бы сказать: всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы.

















Просмотр содержимого презентации
«Метафоры в лирике Есенина»

Метафоры в лирике С. А. Есенина

Метафоры в лирике С. А. Есенина

Актуальность темы

Актуальность темы

  • Почему Сергея Александровича Есенина называют «поэтом метафор»?
  • Любой грамотный читатель должен учиться понимать метафору, необходимую для освоения образных богатств и идейного смысла художественных произведений
Цель работы состоит в исследовании метафоры в творчестве С. Есенина Задачи:  1.Выделить основные типы метафор, используемые С.Есениным.  2.Определить художественные особенности метафор на основе сквозных лирических образов.

Цель работы состоит в исследовании метафоры в творчестве С. Есенина

Задачи:

1.Выделить основные типы метафор, используемые С.Есениным.

2.Определить художественные особенности метафор на основе сквозных лирических образов.

С.Есенин «Песнь о собаке»

С.Есенин «Песнь о собаке»

С.Есенин «Песнь о собаке»     Покатились глаза собачьи  Золотыми звездами в снег…

С.Есенин «Песнь о собаке»

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег…

Любимый образ месяца Предметные ассоциации: «жеребенок», «ворон», «теленок», «лошадиная морда», «ягненок», «рог», «колоб», «лодка»…

Любимый образ месяца

Предметные ассоциации:

«жеребенок», «ворон»,

«теленок», «лошадиная морда»,

«ягненок», «рог»,

«колоб», «лодка»…

Образ месяца - луны

Образ месяца - луны

Индивидуально-авторская метафора    Изба-старуха челюстью порога  Жуёт пахучий мякиш тишины…

Индивидуально-авторская метафора

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины…

Любимый образ клёна  Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого — клен. Очеловеченные образы деревьев Клен и лирический герой - близнецы Лирический герой доверяет клёну больше, чем себе: покинув родимый дом и зная, что вернется нескоро, он оставляет клен стеречь

Любимый образ клёна

Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого — клен.

Очеловеченные образы деревьев

Клен и лирический герой - близнецы

Лирический герой доверяет клёну больше, чем себе: покинув родимый дом и зная, что вернется нескоро, он оставляет клен стеречь "Голубую Русь".

Заключение  Авторская индивидуальность великого русского поэта – метафоричность. Еще античные авторы признавали, что «нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора».

Заключение

Авторская индивидуальность великого русского поэта – метафоричность.

Еще античные авторы признавали, что «нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора».