Метапредметная диагностическая работа по русскому языку в 5 классе
Пояснительная записка
Данные задания разработаны для обучающихся 5-6 классов с целью определения уровня сформированности основных метапредметых результатов обучения – умения работать с информацией и качество сформированности уровня смыслового чтения.
Проверяются следующие УУД
1. Общеучебные универсальные действия:
2. Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Регулятивные действия:
4. Личностные действия:
Прочитай тексты и выполни задания 1-10
Текст № 1
Дождь – это атмосферные осадки, которые выпадают на поверхность земли в виде капель жидкости. Средний их диаметр разнится в диапазоне от 0,5 до 6-7 мм. В случае, если размер их еще меньше, это считается моросью. В процессе испарения жидкости солнцем или ее выветривании капли переходят в газообразное состояние и поднимаются в атмосферу, где через какое-то время происходит их конденсация, после чего жидкость возвращается на землю.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Текст № 2
Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А.А. Фет
Текст № 3
Кислотные дожди – это природные осадки с кислотностью, которая в несколько раз превышает нормальную. До настоящего времени учеными еще не установлены все последствия кислотных дождей. Ясно лишь то, что умываться дождевой водой для улучшения состояния кожи лица, как это было лет 20 назад, нельзя категорически. Это объясняется тем, что кислотные дожди могут оказать негативное и непредсказуемое воздействие, как на лицо, так и на все здоровье. Невосполним их вред для всего живого мира, экономики и сельского хозяйства.
По материалам Интернета
Текст № 4
Отрывок из повести «Золотая роза»
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы —липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки…
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде...
К. Г. Паустовский
Задание 1.
Что объединяет все данные тексты? Что объединяет текст № 2 и № 4?
Задание 2.
В таблице перечислены характеристики разных текстов. Какие из них относятся к 1 тексту, какие к тексту № 2 ? Отметь знаком «+» в соответствующем столбике.
Характеристика текста | Текст № 1 | Текст № 2 |
Для текста характерна смысловая точность, объективность изложения | | |
Это художественное произведение. | | |
В тексте использованы изобразительно-выразительные средства | | |
Особенностью языка является использование научной терминологии. | | |
Для текста характерна образность, эмоциональность. | | |
Задание 3.
Какое изобразительное средство содержится в строках из текста № 2. Обведите номер правильного утверждения.
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Сравнение
Аллегория.
Олицетворение.
Антитеза.
Задание 4. В какой сборник можно было поместить текст № 3. Обведите номер выбранного ответа.
1.Чарующее явление природы.
2.Виды дождей.
3.Что такое дождь.
4.Вредный дождь.
Задание 5.
Опираясь на сведения из текста № 3, объясни, почему дождь бывает опасен.
Задание 6.
В таблице перечислены школьные предметы. Какие из текстов можно поместить в учебники по данным предметам. Отметь знаком «+» в соответствующем столбике.
Характеристика текста | Текст № 1 | Текст № 2 | Текст № 3 | Текст № 4 |
Природоведение | | | | |
Литература | | | | |
Экология | | | | |
Задание 7.
Какова основная цель текста № 3. Обведите номер выбранного ответа.
1. Вызвать восхищение дождём.
2. Рассказать о вреде кислотных дождей.
3. Дать точную информацию о дожде.
4. Вызвать страх перед дождём.
Задание 8.
Опираясь на текст № 4, соотнесите название дождя (колонка 1) с существительными (колонка 2), укажите соответствие с помощью стрелочек.
1.Спорый а) солнце
2. Грибной б) кусты
3. Слепой в) река
Задание 9.
Опираясь на текст № 4, определите, какой вид дождя изображён на картинках? Приведите в подтверждение своих мыслей слова из текста. Напишите их напротив рисунка.
Картинка 1

Картинка 2.

Картинка 3.

Задание 10.
Найди утверждение, которое противоречит содержанию текста №4. Обведи номер этого утверждения.
1. Спорый дождь вызывает на реке стеклянный звон.
2. Грибной дождь чуть заметно возится в кустах.
3.Капли слепого дождя похожи на крупные слёзы.
4. О грибном доже в народе говорят: «Царевна плачет»