Наталья Викторовна Соловей,
преподаватель филологических дисциплин,
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж», город Трубчевск.
МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В ФОРМАТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СОО
Современные стандарты начального, основного общего и среднего образования ориентированы на формирование и развитие универсальных учебных действий (далее УУД). В том числе деятельность дошкольников по пяти обозначенным ФГОС ДО направлениям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое) четко проецируется на личностные, метапредметные и предметные результаты.
Исходя из этого предметное содержание общеобразовательных учебных дисциплин по всем специальностям, реализуемым педагогическим колледжем, мы должны соотнести с номенклатурой УУД, сориентировать на достижение новых результатов, усовершенствовать средства их достижения.
Для формирования учебно-методической документации, соответствующей новым стандартам, априорно ориентироваться на требования к структуре основных образовательных программ и их объему, условиям реализации и результатам их освоения, прописанным в ФГОС СОО. Работу по созданию учебно-методической документации необходимо осуществлялась поэтапно. Основными этапами, на наш взгляд, являются:
1. Анализ ФГОС СОО с целью определения содержательной и критериальной основы для разработки программы и прогнозирования результатов изучения общеобразовательной учебной дисциплины.
2. Изучение содержания и структуры личностных и метапредметных универсальных учебных действий (работы А.Г.Асмолова, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой, С.В. Молчанова и некоторых других ученых) с целью создания справочной таблицы [2].
3. Анализ метапредметных УУД, заявленных во ФГОС СОО, составление кодификатора с опорой на справочную таблицу.
4. Изучение локального акта «Положение о разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах реализации программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС СОО и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии или специальности в ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж», составленного творческой группой нашего колледжа, с целью определения требований к структуре и содержанию рабочей программы дисциплины, определения формы тематического планирования. Наряду с общими положениями в документе перечислены структурные элементы программы, содержание Пояснительной записки, форма тематического планирования.
№ | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект (если предусмотрены) | Объ-ем ча-сов | Характери-стика основных видов деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины) | Планиру-емые результаты (предмет-ные знания; предмет-ные умения) | Фор-мы и мето-ды конт-роля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раз-дел I. Тема 1.1 | | 20 | | | |
Содержание учебного материала | 6 |
1. | 2 |
2. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
| 2 |
| 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1. | | |
Таблица 1. Форма тематического планирования:
5. Анализ примерной программы общеобразовательной (профильной) учебной дисциплины с целью установления соответствия требованиям ФГОС СОО и приведенному выше «Положению». В результате преподаватель скорректирует предметные результаты (с учетом получаемой профессии или специальности), расширит перечень метапредметных УУД (с учетом требований ФГОС СОО, специфики дисциплины, ее роли в профессиональном становлении личности).
6. Составление таблицы «Результаты изучения дисциплины». В случае затруднения
Результаты изучения дисциплины |
личностные | метапредметные | предметные |
| познаватель-ные | коммуникатив-ные | рефлексив-ные | |
| | |
Таблица 2. Результаты изучения дисциплины.
7. Формирование таблицы «Тематическое планирование» с учетом перечисленных в примерной программе основных видов деятельности и планируемых результатов. При этом содержание самостоятельной работы студентов и формы контроля целиком корреспондируются с видами деятельности обучаемых, заявленных в программе.
8. Изучение локального акта «Положение о составлении календарно-тематического планирования (КТП) по общеобразовательным учебным дисциплинам в ГПБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» (в формате ФГОС СОО)» с целью составления КТП. Работа со структурой и содержанием КТП позволяет определить недостающие данные (самостоятельная работа обучающихся, информационное и материально-техническое обеспечение занятий). Документ содержит требования к составлению КТП, форму календарно-тематического плана. Особое внимание уделено графам «Характеристика основных видов деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины)», которая заполняется в соответствии с рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины и отражает виды деятельности обучающихся по разделам содержания учебной дисциплины в виде универсальных учебных действий: регулятивных универсальных учебных действия (РУУД), познавательных универсальных учебных действия (ПУУД), коммуникативных универсальных учебных действия (КУУД), и «Планируемые результаты (предметные знания; предметные умения)», которая отражает требования ФГОС СОО, зафиксированные в рабочей программе общеобразовательной учебной дисциплины, к предметным результатам. Отсюда следующим шагом должен стать анализ средств достижения планируемых результатов.
9. Составление таблицы «Основные виды деятельности и результаты образования» (с учетом требований ФГОС СОО, материалов примерной программы и специфики дисциплины, ее роли в профессиональном становлении личности). Необходимо при этом учитывать, что каждому виду деятельности соответствует предметный или метапредметный результат. В качестве примера приведем фрагмент такой таблицы по общеобразовательной учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык.»
Характеристика основ-ных видов деятельности (по разделам содержа-ния учебной дисциплины) | Личностные и метапредметные результаты (коммуникативные, познавательные и регулятивные) УУД | Планируемые результаты (предметные знания; предметные умения) |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
- проводить фонетический разбор; | | Знание понятий фо-нетики, владение уме-нием анализировать единицы различных языковых уровней; |
- извлекать необхо-димую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; | ПУУД: 1) готовность и способность к самостоя-тельной информационно-познавательной деятельности; | |
- извлекать необхо-димую информацию из мультимедийных ор-фоэпических словарей и справочников; | ПУУД: 2) умение извлекать информацию из различных источников. | |
- использовать ее в различных видах деятельности; | ПУУД: 1)готовность и способность к само-стоятельной инфор-мационно-познаватель-ной деятельности; | |
- строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; | РУУД: 1)умение строить рассуждение с целью анализа проделанной работы. КУУД: 1)вла-дение всеми видами речевой деятельности. РУУД: 2) способность к речевому самоконтролю; | |
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; | | Знание орфографии-ческих и пунк-туационных правил; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней; |
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; | ПУУД: 3)умение проводить операции синтеза, анализа с целью обобщения признаков, характеристик, факторов; | |
- извлекать необхо-димую информацию из орфоэпических слова-рей и справочников; | ПУУД: 1) умение извлекать информацию из различных источников. | |
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) | | Знание основных выразительных средств фонетики |
Таблица 3. Основные виды деятельности и результаты образования
В таблице личностные результаты можно не отражены, так как их формирование предусмотрено на каждом уроке.
10. Заполнение таблицы КТП (с учетом выделенных параметров, заявленных результатов, объема и содержания самостоятельной работы обучающихся и формы контроля качества усвоения материала). При этом необходимо следить, чтобы формировались в конечном итоге все заявленные метапредметные УУД, предметные знания и умения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165854/
Асмолов А.Г (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. — (Стандарты второго поколения)
Согласна на публикацию текста доклада в сборнике итоговых материалов Форума, размещение презентации доклада на официальном Интернет-сайте Форума и на компакт-диске с материалами Форума.