СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметное содержание и результаты образования: технологические подходы к формированию учебно-программной документации в формате требований фгос соо

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные стандарты  начального, основного общего и среднего образования ориентированы на формирование и развитие универсальных учебных действий (далее УУД). В том числе деятельность дошкольников по пяти обозначенным ФГОС ДО направлениям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,  художественно-эстетическое) четко проецируется на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Исходя из этого предметное содержание общеобразовательных учебных дисциплин по всем специальностям, реализуемым  педагогическим колледжем, мы должны соотнести с номенклатурой УУД, сориентировать на достижение новых результатов, усовершенствовать  средства их достижения.

          Для формирования учебно-методической документации, соответствующей новым стандартам, априорно ориентироваться на требования к  структуре основных образовательных программ и их объему, условиям реализации и  результатам их освоения, прописанным в ФГОС СОО. Работу по созданию учебно-методической документации необходимо осуществлялась  поэтапно.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметное содержание и результаты образования: технологические подходы к формированию учебно-программной документации в формате требований фгос соо»

Наталья Викторовна Соловей,

преподаватель филологических дисциплин,

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж», город Трубчевск.

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

В ФОРМАТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СОО


Современные стандарты начального, основного общего и среднего образования ориентированы на формирование и развитие универсальных учебных действий (далее УУД). В том числе деятельность дошкольников по пяти обозначенным ФГОС ДО направлениям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое) четко проецируется на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Исходя из этого предметное содержание общеобразовательных учебных дисциплин по всем специальностям, реализуемым педагогическим колледжем, мы должны соотнести с номенклатурой УУД, сориентировать на достижение новых результатов, усовершенствовать средства их достижения.

Для формирования учебно-методической документации, соответствующей новым стандартам, априорно ориентироваться на требования к структуре основных образовательных программ и их объему, условиям реализации и результатам их освоения, прописанным в ФГОС СОО. Работу по созданию учебно-методической документации необходимо осуществлялась поэтапно. Основными этапами, на наш взгляд, являются:

1. Анализ ФГОС СОО с целью определения содержательной и критериальной основы для разработки программы и прогнозирования результатов изучения общеобразовательной учебной дисциплины.

2. Изучение содержания и структуры личностных и метапредметных универсальных учебных действий (работы А.Г.Асмолова, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой, С.В. Молчанова и некоторых других ученых) с целью создания справочной таблицы [2].

3. Анализ метапредметных УУД, заявленных во ФГОС СОО, составление кодификатора с опорой на справочную таблицу.

4. Изучение локального акта «Положение о разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах реализации программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС СОО и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии или специальности в ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж», составленного творческой группой нашего колледжа, с целью определения требований к структуре и содержанию рабочей программы дисциплины, определения формы тематического планирования. Наряду с общими положениями в документе перечислены структурные элементы программы, содержание Пояснительной записки, форма тематического планирования.


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект

(если предусмотрены)

Объ-ем

ча-сов

Характери-стика

основных видов

деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины)

Планиру-емые результаты (предмет-ные знания; предмет-ные умения)

Фор-мы и

мето-ды

конт-роля

1

2

3

4

5

6

Раз-дел I.

Тема 1.1


20




Содержание учебного материала

6

1.

2

2.

2

Практические занятия

4



2


2

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.



Таблица 1. Форма тематического планирования:

5. Анализ примерной программы общеобразовательной (профильной) учебной дисциплины с целью установления соответствия требованиям ФГОС СОО и приведенному выше «Положению». В результате преподаватель скорректирует предметные результаты (с учетом получаемой профессии или специальности), расширит перечень метапредметных УУД (с учетом требований ФГОС СОО, специфики дисциплины, ее роли в профессиональном становлении личности).

6. Составление таблицы «Результаты изучения дисциплины». В случае затруднения


Результаты изучения дисциплины

личностные

метапредметные

предметные




познаватель-ные

коммуникатив-ные

рефлексив-ные





Таблица 2. Результаты изучения дисциплины.

7. Формирование таблицы «Тематическое планирование» с учетом перечисленных в примерной программе основных видов деятельности и планируемых результатов. При этом содержание самостоятельной работы студентов и формы контроля целиком корреспондируются с видами деятельности обучаемых, заявленных в программе.

8. Изучение локального акта «Положение о составлении календарно-тематического планирования (КТП) по общеобразовательным учебным дисциплинам в ГПБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» (в формате ФГОС СОО)» с целью составления КТП. Работа со структурой и содержанием КТП позволяет определить недостающие данные (самостоятельная работа обучающихся, информационное и материально-техническое обеспечение занятий). Документ содержит требования к составлению КТП, форму календарно-тематического плана. Особое внимание уделено графам «Характеристика основных видов деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины)», которая заполняется в соответствии с рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины и отражает виды деятельности обучающихся по разделам содержания учебной дисциплины в виде универсальных учебных действий: регулятивных универсальных учебных действия (РУУД), познавательных универсальных учебных действия (ПУУД), коммуникативных универсальных учебных действия (КУУД), и «Планируемые результаты (предметные знания; предметные умения)», которая отражает требования ФГОС СОО, зафиксированные в рабочей программе общеобразовательной учебной дисциплины, к предметным результатам. Отсюда следующим шагом должен стать анализ средств достижения планируемых результатов.

9. Составление таблицы «Основные виды деятельности и результаты образования» (с учетом требований ФГОС СОО, материалов примерной программы и специфики дисциплины, ее роли в профессиональном становлении личности). Необходимо при этом учитывать, что каждому виду деятельности соответствует предметный или метапредметный результат. В качестве примера приведем фрагмент такой таблицы по общеобразовательной учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык.»


Характеристика основ-ных видов деятельности (по разделам содержа-ния учебной дисциплины)

Личностные и метапредметные результаты (коммуникативные, познавательные и регулятивные) УУД

Планируемые результаты (предметные знания; предметные умения)

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

- проводить фонетический разбор;


Знание понятий фо-нетики, владение уме-нием анализировать единицы различных языковых уровней;

- извлекать необхо-димую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

ПУУД: 1) готовность и способность к самостоя-тельной информационно-познавательной деятельности;


- извлекать необхо-димую информацию из мультимедийных ор-фоэпических словарей и справочников;

ПУУД: 2) умение извлекать информацию из различных источников.



- использовать ее в различных видах деятельности;


ПУУД: 1)готовность и способность к само-стоятельной инфор-мационно-познаватель-ной деятельности;


- строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;


РУУД: 1)умение строить рассуждение с целью анализа проделанной работы. КУУД: 1)вла-дение всеми видами речевой деятельности.

РУУД: 2) способность к речевому самоконтролю;


- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;


Знание орфографии-ческих и пунк-туационных правил;

владение умением анализировать единицы различных языковых уровней;

- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;

ПУУД: 3)умение проводить операции синтеза, анализа с целью обобщения признаков, характеристик, факторов;



- извлекать необхо-димую информацию из орфоэпических слова-рей и справочников;

ПУУД: 1) умение извлекать информацию из различных источников.


- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)


Знание основных выразительных средств фонетики


Таблица 3. Основные виды деятельности и результаты образования

В таблице личностные результаты можно не отражены, так как их формирование предусмотрено на каждом уроке.

10. Заполнение таблицы КТП (с учетом выделенных параметров, заявленных результатов, объема и содержания самостоятельной работы обучающихся и формы контроля качества усвоения материала). При этом необходимо следить, чтобы формировались в конечном итоге все заявленные метапредметные УУД, предметные знания и умения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165854/

  2. Асмолов А.Г (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. — (Стандарты второго поколения)



Согласна на публикацию текста доклада в сборнике итоговых материалов Форума, размещение презентации доклада на официальном Интернет-сайте Форума и на компакт-диске с материалами Форума.