СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод обучения в сотрудничестве на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод обучения в сотрудничестве является одним из методов интерактивного обучения. Одним из принципов обучения в сотрудничестве является самостоятельная образовательная деятельность обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Метод обучения в сотрудничестве на уроках английского языка»

Ротаенко О.Ф.

Метод обучения в сотрудничестве

на уроках английского языка.


Ротаенко Ольга Федоровна – учитель английского языка высшей категории, МБОУ «Голубинская СОШ», Бахчисарайский район, с. Голубинка

Аннотация: в статье рассматривается метод обучения в сотрудничестве и возможности его практического применения на уроке английского языка.

Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, совместное обучение.

Каждый урок для учителя – это поиск новых педагогических приемов, методов совершенствования профессионального уровня в творческом сотрудничестве с обучающимися.

В современных условиях работы школы по ФГОС произошла смена образовательной парадигмы. На смену традиционному подходу пришел компетентностный и системно – деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС.

На уроках английского языка используются различные приемы интерактивного обучения, которые развивают коммуникативные умения и навыки, приучают учащихся работать в группах, прислушиваться к мнению своих товарищей. Одним из методов интерактивного обучения является обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – это работа в малых группах, это совместное определение цели, содержания, в результате которой учащиеся продуцируют новые знания, а не получают их в готовом виде. Одним из принципов обучения в сотрудничестве является самостоятельная образовательная деятельность обучающихся. Роль учителя меняется, он может быть в роли консультанта, помощника.

Учащиеся разные: одни активные, быстро схватывают учебный материал, легко овладевают лексическим и грамматическим материалом, коммуникативными умениями; другие менее активные или пассивные, которым требуется больше времени не только на усвоение материала, но и дополнительные объяснения, примеры. Такие ребята, как правило, не осознают, что конкретно они не знают, стесняются задавать вопросы, не могут правильно сформулировать вопрос.

Технология обучения в сотрудничестве предполагает работу в малых группах по 3 – 4 человека. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся, девочки и мальчики. Перед выполнением задания оговаривается роль каждого участника. Такие группы могут быть постоянными или меняться в зависимости от сложившейся ситуации. Таким образом, создается ситуация когда каждый учащийся отвечает не только за свой результат, а за результат работы всей группы. Позиция слабого ученика меняется. Ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Если он не знает он должен просить помощи у сильного ученика, который будет заинтересован в хорошем результате всей группы и ему предоставляется возможность применить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами.

Обучение в сотрудничестве (Cooperative Learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно в Западной Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но технология совместного обучения начала разрабатываться лишь в 1970 – е годы тремя группами американских педагогов Робертом Славиным из университета Джона Хопкинса; Роджерсом Джонсоном и Дэвидом Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Элиота Аронсона из университета штата Калифорния.

Существует много вариантов обучения в сотрудничестве: обучение в команде (Student Team Learning), совместное обучение в командах (Student Teams Achievement Divisions), индивидуализация обучения в командах (Team Assisted In-dividualization), обучение в команде на основе игры (Teams Games Tournament), «Пила» (Jigsaw), Учимся вместе (Learning Together) и другие.

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование активных форм, таких как диспут, пресс – конференция, ролевая игра, дискуссия, исследовательская работа учащихся в группах и другие.

Задания при обучении в сотрудничестве могут быть разного характера: задания для работы над текстом для чтения, подготовка к контрольной работе, задания на проверку домашнего чтения, совместная работа по проекту, работа над изучением грамматического материала, лексикой.

Как практика показывает, что обучение в сотрудничестве целесообразно начинать с начальных классов при:

- работе с текстом;

- ознакомлении и усвоении новых лексических единиц по теме;

- изучении грамматического материала;

- выполнении творческих заданий таких как, мини - проектов, коллажей, оформлении поздравительных открыток и т.д.

Эту работу следует продолжать и в старших классах. Работая с УМК «Английский в фокусе», следует сказать, что в каждом модуле имеются задания, требующие коллективной, групповой работы над проектом, презентацией, сбором информации, дискуссии.

При изучении новых слов по теме «My House» в 5-м классе для работы в малых группах можно использовать следующие задания:

  1. Fill the missing letters.

  2. Complete the Mind – map.

  3. Say what there is in each room.

  4. Test.

При работе с текстом «Places to eat in the UK», 6 класс «Английский в фокусе» Можно использовать работу в сотрудничестве.

Цель: понять основное содержание текста и составить высказывание. Учащиеся получают задание прочитать текст за определенное время, охарактеризовать места где можно поесть и выполнить следующие задания:

  1. List all the names of desserts, drinks, meat, dairy products and vegetables.

  2. Match the places A – D to the statements 1-5.

  3. Ask questions or answer the question – What place would you choose to eat out at when in the UK?

  4. Mark the statements True or False.

В старших классах после изучения тем «Спорт», «Здоровье», «Еда» можно провести Пресс – конференцию «What do people need to keep fit?». Все учащиеся делятся на три группы:

1 группа – врачи, диетологи, спортсмены;

2 группа – представители прессы (газеты, журнала), участники конференции;

3 группа – редколлегия.

Участники конференции должны обсудить вопрос What do people need to keep fit? Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Ведущий открывает конференцию, объявляет тему, цели, представляет участников, названия газет, журналов. Участники первой группы делают сообщение, что нужно делать для того, чтобы быть в форме. Спортсмены делают доклад с точки зрения спорта. Врачи говорят о здоровом образе жизни, а диетологи предлагает режим питания и здоровую еду.

Представители прессы готовят интересные вопросы, например,

1. Which club or clubs would you recommend for someone who:

- wants to use weights?

- likes moving music?

- wants to become much stronger?

2. What role does sport play in a child’s education?

3. Why do some of people count the number of calories they eat?

4. What makes people fat?

5. Which food is healthier plant or animal food?

6. What does healthy of life mean?

7. In what way have we to care about our health?

Редколлегия занимается оформительской работой. Они подготавливают значки для ведущего, таблички с названиями журналов и газет, а также таблички с данными для участников, плакаты.

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объеме. Надо иметь ввиду, что вся необходимая лексика уже усвоена ранее. На подготовку выделяется 15 - 20 минут и длится конференция 20 минут. Ведущий закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итог.

Близкой формой группового общения является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Примерные темы для дискуссионных игр:

  1. Why is the world in danger now?

  2. What is the most important problem for teenagers?

  3. Why do people travel?

  4. How are you planning to use English in future?

  5. How can young people solve their problems?

  6. Can you say that you are happy at school? Why?

  7. What role does music play in the life of people?

  8. What can people do to save our planet?

  9. What ways of exploring the world do you know?

В заключении хочу сказать, что разнообразие форм работы, многократное повторение лексического и грамматического материала, игровые моменты способствуют повышению у учащихся мотивации к изучению английского языка. Обучение в сотрудничестве предполагает постоянное самообразование и саморазвитие обучающихся. В его основе лежит деятельностный подход, так как совместная деятельность есть суть этого метода. В результате совместной учебной деятельности учащихся увеличивается время речевой практики каждого обучающегося на уроке, проводится индивидуализация обучения и что не менее важно, дается

возможность овладеть новыми знаниями и почувствовать радость успеха.


Источники и литература

  1. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. М. : Иностранные языки в школе, 2000, №1 – с. 4 – 11.

  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие М.: Народное образование, 1998 – 256с.

  3. Конышева А.В. «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках по иностранному языку». – Санкт – Петербург – «Каро» - 2005.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – (Серия «Стандарты второго поколения»).

5.Сафонова В.П. Современный урок иностранного языка: рекомендации, разработки уроков. – М.: Изд. «Учитель», 2011.