Выступление на педагогическом совете.
(слайд 1) Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
(слайд 2) Метод проектов, как один из методов обучения учащихся. Этот метод возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик.
В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.
Несмотря на то, что данная технология была разработана практически сто лет назад, она становится очень актуальной и в современном информационном обществе.
(слайд 3) Итак, что же такое проектная технология обучения?
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Учебный проект по географии – совместная учебно-познавательная, игровая ли творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению конкретной проблемы, значимой для участников проекта.
Для ученика проект – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, результатом которого становится найденный способ решения проблемы, что носит практический характер, и очень значим для самих участников проектной деятельности. А для учителя учебный проект – дидактическое интегративное средство развития, обучения и воспитания своих учеников.
(слайд 4) Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность учащихся
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
2. выдвижение гипотез их решения;
3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.
(слайд 5) - Типология форм организации проектной деятельности (проектов) учащихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
-по содержанию: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические
(слайд 6) - видам проектов (по способу преобладающей деятельности): информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
(слайд 7) - по уровню интеграции (содержанию): монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
(слайд 8) - количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
- длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта;
-по включенность проектов в тематический план: текущие, итоговые;
- дидактической цели: ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В индивидуальном и групповом проектах отрабатываются универсальные учебные действия, в первую очередь, познавательные. Разработка и защита проекта в 5-х классах.
(слайд 9) На своих уроках я стараюсь использовать следующие типы учебных проектов:
информационный проект – сбор, оформление и представление информации по определенной учебной теме.
исследовательский проект – проекты, требующие проведение эксперимента и анализа результатов
творческий проект – позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.
Работа над учебным проектом предполагает очень тесное сотрудничество и взаимодействие учителя и ученика. Ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его собственное изобретение и тонкость работы учителя заключается в том, чтобы с уважением относиться к точке зрения каждого ученика, принимающего участие в работе, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога (слайд 10)
Взаимодействие учителя и ученика в зоне ближайшего развития при работе над проектом
Сегодня | Завтра |
 |  |
(слайд 11) Тем не менее, урок географии впервые начинается для учеников только в 5-6 классах, поэтому пяти- и шестиклассники практически на всех этапах работы над проектом в значительной степени нуждаются в обучающей и стимулирующей помощи учителя. Но для детей данного возраста есть и определенные ограничения – им трудно осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного периода времени, поэтому я на уроках стараюсь использовать урочные и краткосрочные проектные работы. Поэтому наряду с групповыми проектами я пробую силы детей и в индивидуальной проектной работе. Основные проектные работы, которые выполняют учащиеся 5-6 класса – “Времена года”, “Оболочки Земли в будущем”, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д.
Семиклассники уже самостоятельно могут сформулировать проблему и цель проекта – их учебных знаний и опыта уже достаточно для этого. Самой большой проблемой для этого возраста учащихся является мотив к деятельности – это слабое место подросткового возраста. Поэтому, при ненавязчивом контроле и необходимой помощи учащиеся 7 класса успешно справляются с такими проектами как “Влияние природных условий на черты народа материка” (можно составить проект по данной теме по любому из материков Земли), “Современные исследования Арктики и Антарктиды”, “Вклад отечественных экспедиций в изучение Мирового океана”.
Восьми - и девятиклассники обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Этнические традиции народов Поволжья», «Народные промыслы Центральной России», “Стихийные природные явления в России”, “Заповедные территории, зачем они нужны?”, “География литературного произведения” и т.д.
Десятиклассники уже практически самостоятельно могут работать на всех этапах проекта. Они самостоятельно формируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план работы, разделяют все необходимые роли в группе, разрабатывают подробный план работы, учитывая необходимые ресурсы и имеющийся у себя материал. Но это не значит, что нужно полностью отстраниться от работы. Помощь учителя необходима для обсуждения с учащимися различных гипотез и версий, направления хода работа и т.д. Они как правило сами выбирают темы проектов и работают над ними – например “Атомная энергетика: за или против”, “Россия в международном географическом разделении труда”,
(слайд 12) “География международного туризма” (10 класс).
В своей работе я давно применяю метод проектов, использую на предметах, которые веду. Темы проектов, которые выполняли мои ученики: на элективном курсе География мирового туризма: «Создание визитной карточки сраны», «Лучшие туристические маршруты мира», «Маршрут выходного дня по Республике Чувашия», «Просторы Родины моей» и др. В конце учебного года каждый ученик выступает с защитой своего проекта «Лучшая турфирма».
Примерные планы проектов.
(слайд 13-14)
Проект "Природные зоны в жизни людей"(учащиеся 7-8 классов)
I этап. Индивидуальные задания
Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам:
Учение о природных зонах
«Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика»
«Таежная зона»
Зона смешанных и широколиственных лесов
Лесостепи и степи
Полупустыни, пустыни, субтропики
«Многоэтажность» природы гор.
II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.
IV этап. Презентация проектов.
Проект «Маршрут выходного дня» (учащиеся 10 класса –эл.курс)
I этап. Индивидуальные задания
Каждый учащийся получает задание с перечнем вопросов и указанием литературы:
«Храмы республики»
«Святители земли Чувашской»
«Лесная зона»
«Национальные парки республики»
«Старые улицы Чебоксар»
«Музеи нашего города» и т.д.
II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.
IV этап. Презентация проектов.
(слайд 15)
План действий учащихся в проекте.
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
(слайд 17)
Для формирования метапредметных результатов обучения и УУД на уроках географии я часто использую мини-проекты. На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью. Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока. Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Например, мини-проект по теме: «Путешествие по России» - два урока (8-9 класс), «Возрождение сельских поселений Центрального района» - два урока (8-9 класс), «Природные зоны Евразии» - один урок (7 класс).
Материалы и презентации к проектам широко использую как во время уроков, так и во внеклассной работе. В результате работы над проектами по географии повышается качество обучения, развития и воспитания всех обучающихся, осуществляется постоянный поиск и поддержка талантливых детей, обеспечивается возможность самореализации обучающихся через дополнительное образование, участие в олимпиадах, конкурсах и исследовательской деятельности. Таким образом, целесообразность подобной деятельности очевидна при переходе на новые стандарты ФГОС второго поколения. Проектное обучение является развивающей, личностно-ориентированной технологией. Очевидно, что метод проектов более эффективен в качестве важного дополнения к инновационным методам обучения. Он прекрасно дополняет современный урок и внеурочную работу школе.
(слайд 18)
Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен.
Список используемой литературы.
1. Душина И.В.,Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // Методика и технология обучения географии - М: Астрель, 2012. – с.151.
2. Иванов Ю.А.. Педагогические технологии в обучении географии – Брест, БРГУ им. А. С. Пушкина, 2014.
3. Интерактивное образование (электронная газета) №30, октябрь, 2013.
4. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии, География в школе. – 2013. №2. – с. 38 – 43.
5. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2013. №6. с.37-43.