6
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98732049
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98732047
Проектные технологии Авдеева Н.П.
Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста: младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации).
На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности.
В результате проектной деятельности рождается проект. Проект может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы многие работники сферы образования активно участвуют в проектах.
Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Её развивающая функция основана:
- На продуктивности воображения
- Силе и свободе творчества
- Стимуле к развитию социальной активности
В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным необходимо поставить процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии ставят следующие задачи:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
• владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
• уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект это результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.
• учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь.
Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Системы действий учителя и учащихся.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Этапы работы над проектом.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовительный этап |
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) б) определение количества участников проекта, состава группы | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
Планирование работы |
а) определение источников информации б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (формы представления результата) Продукт: – отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов) – издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д. г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно) |
Исследовательская деятельность |
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д. | Проводят исследования, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. |
Результаты или выводы |
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует |
Представление готового продукта |
Представление разнообразных форм результата работы. | Отчитываются, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. |
Оценка процесса и результатов работы |
| Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. |
Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, должен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:
• Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?
• Как правильно организовать деятельность учеников?
• Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?
Типология проектов:
1. Исследовательские проекты.
2. Творческие проекты.
3. Ролевые, игровые проекты.
4. Информационные проекты.
5. Практико-ориентированные проекты.
Основные виды проектов:
Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".
Мини-исследование
Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы.
Мы считаем последний тип, Проект на основе работы с литературой, самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д.
Проектно-исследовательская технология
2. Включает многие известные методы и способы активного обучения: *метод проектов; *метод погружения; *методы сбора и обработки данных; *исследовательский и проблемный методы; *анализ справочных и литературных источников; *поисковый эксперимент; *опытная работа; *обобщение результатов деятельности; * деловые и ролевые игры и др.
3. Проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Можно дефинировать метод проектов как совместную деятельность педагога, обучающихся по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта (от projectus (лат.) брошенный вперёд).
4. Цель проектного обучения создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
5. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
* поисковая (поисковый проект);
* исследовательская (исследовательский проект);
* творческая (творческий проект);
* ролевая (игровой проект);
*прикладная (практико-ориентированная) (практико-ориентированный проект); *ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект).
6. По предметно-содержательной области:
- Монопроект (в рамках одной области знаний);
- Межпредметный проект (на стыке различных научных областей).
7. По количеству участников проекта:
Индивидуальный проект;
Парный проект;
Групповой проект;
Коллективный проект;
Массовый проект.
8. – 12. Взаимодействие учителя и обучающихся в проектно-исследовательской деятельности (см таблицу)
13 ПРОЕКТЫ на уроках РЯ и Л
РЕКЛАМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ, средств художественной выразительности, словарей, автора и т.п.;
ПРИМЕРЫ ОЧЕРКА, ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ;
проект «СКАЗКА ПО ЦЕПОЧКЕ» (ТЕМА задается учителем- РАЗВИТИЕ ТЕМЫ ИДЕТ ПО ЦЕПОЧКЕ);
Проект -СОПОСТАВЛЕНИЕ (СТИХОТВОРЕНИЕ- КАРТИНА, ИЛЛЮСТРАЦИЯ). «Природа вдохновляет»;
СОЗДАНИЕ ОБЛОЖКИ КНИГИ;
СБОРНИК БАСЕН, СТИХОТВОРЕНИЙ;
Интегрированные ПРОЕКТЫ: ЛИТЕРАТУРА+РУССКИЙ ЯЗЫК; ЛИТЕРАТУРА+МУЗЫКА; ЛИТЕРАТУРА+БИОЛОГИЯ; ЛИТЕРАТУРА+ИСТОРИЯ и т.п.
14 ПРОЕКТ
Составление антологии рассказов на определенную тему с последующей рекламой; Образ героя в современной интерпретации (если бы литературный герой жил в наше время);
Сравнительный анализ героев ("Фауст" И.-В. Гете и "Фауст" И.С. Тургенева, "Король Лир" В. Шекспира и "Степной король Лир" И.С. Тургенева, "Гамлет" В. Шекспира и "Гамлет Щигровского уезда" И.С. Тургенева, "Макбет" В. Шекспира и "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С. Лескова "Записки охотника" И. Тургенева и полесские рассказы А. Куприна ("Болото", "Лесная глушь"),
Образы свах в произведениях Н. Гоголя "Женитьба", А. Островского "Женитьба Бальзаминова", Н. Лескова "Воительница".
«Музыка природы»»(музыка+живопись+литература) Фильм об авторе, о произведении, о герое ( программа Movie Maker)
15 Проект-рецензия (после посещения спектакля, просмотра фильма, прочтения книги) сравнительный анализ - книга+спектакль, книга+фильм (фильм Григория Аронова «Весенние перевертыши» и повесть Тендрякова Владимира;
«Уроки французского» Валентина Распутина и фильм Евгения Ташкова «Уроки французского»);
Плакат по итогам анализа произведения;
Литературный портрет М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета и др.;
Сравнение произведений одного жанра: сказка народная и авторская, сонет В.Шекспира и сонет «серебряного века» и др.;
Проект «Мой ровесник в литературе»;
Проект «Иллюстрация к произведению».
16 Проект-кроссворд;
Проект «Авторской тропою» (проследить историю создания произведения); Проект-светопись (цвета в произведении);
Выделение лексемы в произведении (дом и бездомье Блока, ветер в творчестве Пушкина и т.п.);
Этимология названий (названия торговых точек, оформление рекламных вывесок, слоганов) классификация, ошибки, стиль;
История моей семьи в истории города, в творчестве писателя и т.п.;
Выполнение раскладушки по определенным темам: («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, 6 групп:«Формирование личности Петра Гринева»;
«Петр Гринев и Маша Миронова»; «Гринев и Швабрин»; «Емельян Пугачев и Гринев»; «Гринев и Савельич»; «Маша Миронова и императрица»);
17 Проект «Женские имена в произведениях поэтов «золотого» и «серебряного» века»; Особенности речи современных подростков (героя, автора произведения и т.п.);
Проект «Читательский дневник» (рекомендации для чтения одноклассникам);
Проект «Аудиокнига» (выразительное чтение рассказа, стихотворения);
Проект «Киносценарий» (создание сценария на определенную тему «Социальная реклама силами молодежи»);
Проект « Озвучивание фильма»;
Проект «Очевидец» (воспоминание очевидцев событий и художественное изображение действительности) Костриков Виктор Иванович и герои произведений Виктора Некрасова В окопах Сталинграда, Юрия Бондарева «Горячий снег» и Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»).
18 Литература:
1. Бордовская Н.В.,Даринская Л.А.Костромина С.М.Современные образовательные технологии.- М.: «Кнорус», 2011, 452 с.
2. Висленко Л.П., Белокурова С.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы//научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,11, с.38-41
3. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// научно-методический журнал «Литература в школе»,2008,11, с.36-37
4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, М: «Просвещение», 1988, 167 с.
5. Селевко Г.К. С.М.Современные образовательные технологии.- М.: «Народное образования», 2000,256 с.
6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/М.А.Ступницкая. -М.: Первое сентября, 2010, 44 с.
7. Талалова С.В. Принципы исследовательской работы на уроках//научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников», 2010, 1, с.65-71
19 «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н.Колмогоров
Спасибо за внимание!