СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов.(теоретическая часть).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: " Метод проектов" была представлена мною на мастер-классе по теме:" Метод проектов как образовательная технология, направленная на реализацию ФГОС основного общего образования". 

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов.(теоретическая часть).»

МЕТОД ПРОЕКТОВ ПОЛАТ Е.С.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

ПОЛАТ Е.С.

Основные цели современной системы образования  Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией .

Основные цели современной системы образования

Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией .

Современные тенденции образования   Предоставить учащимся возможность:  размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Современные тенденции образования

Предоставить учащимся возможность:

  • размышлять,
  • сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
  • формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Уровень сформированности умений критического мышления в России  (данные Международного исследования 2002 г.) Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании. Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР .  В России таких учащихся оказалось 18 %. Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6% В России – 9 %.

Уровень сформированности умений критического мышления в России (данные Международного исследования 2002 г.)

  • Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.
  • Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР .
  • В России таких учащихся оказалось 18 %.
  • Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6%
  • В России – 9 %.
ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития  http://oecdmoscoworg.83.com1.ru  ОЭСР –  организация, объединяющая 30 стран –является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. ОЭСР – клуб государств-единомышленников. Страны-члены ОЭСР производят две трети товаров и услуг в мире. Основное условие членства - приверженность страны рыночной экономике и плюралистической демократии. Организация (ядро на момент основания -государства Европы и Северной Америки) расширилась за счет Японии, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Мексики, Республики Чехия, Венгрии, Польши и Южной Кореи. Россия не является членом, но имеет соглашения и сотрудничает по многим направлениям.

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития http://oecdmoscoworg.83.com1.ru

  • ОЭСР –  организация, объединяющая 30 стран –является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику.
  • ОЭСР – клуб государств-единомышленников. Страны-члены ОЭСР производят две трети товаров и услуг в мире. Основное условие членства - приверженность страны рыночной экономике и плюралистической демократии. Организация (ядро на момент основания -государства Европы и Северной Америки) расширилась за счет Японии, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Мексики, Республики Чехия, Венгрии, Польши и Южной Кореи.
  • Россия не является членом, но имеет соглашения и сотрудничает по многим направлениям.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ  … «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».  ( The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

… «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».

( The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)

 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Характеризовать проблему  (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Представлять проблему  (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

  • Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
  • Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
  • Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (2) Решать проблему  (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением  (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Сообщать решение проблемы ( выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (2)

  • Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
  • Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
  • Сообщать решение проблемы ( выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
МЕТОД ПРОЕКТОВ  Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы . Принимать самостоятельные аргументированные решения . Научить работать в команде , выполняя разные социальные роли.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы .
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения .
  • Научить работать в команде , выполняя разные социальные роли.
СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация ПРОБЛЕМА Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Оформление результатов Исследовательская, поисковая пр. деятельность Защита проекта Прогнозирование новых проблем

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Проблемная ситуация

ПРОБЛЕМА

Поиск способов решения

(выдвижение гипотез)

Оформление результатов

Исследовательская,

поисковая пр. деятельность

Защита проекта

Прогнозирование новых проблем

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА   Метод проектов Ролевые игры Обучение в сотрудничестве Дискуссии Портфель ученика Мозговая атака

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Метод проектов

Ролевые игры

Обучение в сотрудничестве

Дискуссии

Портфель ученика

Мозговая атака

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная

деятельность

Исследовательские

Поисковые

Научный метод

Дискуссии,

эвристические беседы

Мозговые атаки

Ролевые игры

Рефлексивные

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Умения предметной области знания Коммуникативные  умения Интеллектуальные умения критического мышления Умения совместной деятельности Поиск информации Совокупность соответствующих компетентностей Осмысление Анализ  Ключевые компетенции Синтез Умения дискутировать принимать решения Применение Оценка

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Умения предметной

области знания

Коммуникативные

умения

Интеллектуальные умения

критического мышления

Умения совместной деятельности

Поиск информации

Совокупность соответствующих компетентностей

Осмысление

Анализ

Ключевые компетенции

Синтез

Умения дискутировать принимать решения

Применение

Оценка

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ Третий  уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик с амостоятельно ее разрешает. Четвертый уровень - полная самостоятельности ученика: сам находит проблему и решает ее, разрешая возникшую проблемную ситуацию.  Основание - степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся: П ервый уровень - проблемное изложение учебного материала учителем . Второй уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ

  • Третий уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик с амостоятельно ее разрешает.
  • Четвертый уровень - полная самостоятельности ученика: сам находит проблему и решает ее, разрешая возникшую проблемную ситуацию.

Основание - степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:

  • П ервый уровень - проблемное изложение учебного материала учителем .
  • Второй уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .

Что такое критическое мышление? … есть мышление самостоятельное. … информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. … начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить … стремится к убедительной аргументации. … есть мышление социальное.   (Дэвид Клустер, США)

Что такое критическое мышление?

  • есть мышление самостоятельное.
  • информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  • начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  • стремится к убедительной аргументации.
  • есть мышление социальное.

(Дэвид Клустер, США)

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА Представление проблемной ситуации: вербально; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств. 2 . Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Представление проблемной ситуации:
  • вербально;
  • с помощью видеоряда;
  • с помощью мультимедийных средств.

2 . Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА (продолжение-1) 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов . 8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА (продолжение-1)

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов .

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА (продолжение-2)  10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА (продолжение-2)

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Проектная деятельность На уроке Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная

деятельность

На уроке

Во внеурочной

деятельности

Общешкольный

проект

Телекоммуникационный

проект

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА З начимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки  получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;  коллективный характер принимаемых решений;

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

  • З начимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) характер общения и взаимопомощи    участников проекта;  необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;  эстетика оформления результатов  проекта;  умение отвечать на вопросы оппонентов .

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

  • характер общения и взаимопомощи участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов .