МБОУ « Средняя общеобразовательная школа» №21
Научно – исследовательская работа
по теме «Метод учебного проекта на уроках немецкого языка».
Автор: Исмагилова Альмира Анваровна–
учитель немецкого языка, МБОУ «СОШ №21»,
высшая квалификационная категория,
педагогический стаж 37 лет.
Нижневартовск, 2012 год.
Благодаря появлению гуманистического подхода в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития учащихся, воспитании в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико- ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.
К корректировке целей приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Очерченные проблемы уже обусловливают необходимость рассмотрения метода учебных проектов с позиций возможности их решения. Надо оговорить только, что новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно – урочной системы. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции.
В современном мире практически во всех развитых странах основные цели обучения формулируются сегодня как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, самостоятельности, умения работать с информацией и т. д. При такой целевой установке образовательная деятельность в школе должна строиться на основе личностно-ориентированных технологий, основная задача которых – создание условий для познавательной активности, развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Одним из способов активизации учащихся на уроках иностранного языка, как показывают педагогические наблюдения, является использование метода проектов, основанного на технологии проблемного обучения. О проектном методе не говорит сегодня только ленивый. Наверное, потому, что, кажется, это и есть именно то, что требует от школы время. Проекты многолики и многогранны. Может быть, отсюда проистекает и некоторое недоразумение, что теперь чуть ли не каждое хорошее дело называют проектом. Но это не так. У проектов есть
своя философия, своя методология, своя практика.
Краткая историческая справка: Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Кильпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В России данный метод получил распространение почти в то же время, в начале XX-го века. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого и других советских педагогов, которые считали, что, критически переработанный, он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применить эти знания на практике. Пропагандировалась активность ребёнка на основе свободы, а роль учителя сводилась к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости. Но однобокое применение его привело к снижению теоретических знаний учащихся, в результате чего проектный метод был осужден и не применялся в практике до 90-х годов. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. В настоящее время, когда на смену авторитарной педагогике приходят личностно-ориентированные технологии, метод проектов вновь актуален и востребован. Дело в том, что в традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Чем хорош метод проектов? Прежде всего тем, что он как раз и развивает интеллект ученика, его творческие способности и самостоятельность. Известно, что интеллект предусматривает триаду умений: планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности. Именно эти умения лежат в основе применения проектного метода Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), что предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т. д. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то он предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Таким образом, учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проекты классифицируются по различным признакам.
По типу проекты бывают: - исследовательские; -творческие, -ролевые,
- информационные; - прикладные и др. По содержанию это могут быть монопроекты (в рамках одного учебного предмета) или межпредметные (интеграция нескольких учебных предметов). По продолжительности проекты делятся на: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.
И, наконец, проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, различным по своей форме. Это может быть: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах, макет, схема, план-карта, видеофильм, презентация, выставка, праздник, туристический проспект или буклет и многое другое, используя традиционные и информационно– коммуникативные технологии. Итак, метод проектов даёт педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. У учителя иностранного языка возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьников потребности общения на иностранном языке и познания средствами этого языка личностно – значимой деятельности. Таким образом, общий принцип, на котором базируется метод проектов, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся. Важнейшими факторами, которые способствуют, формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении являются: 1.Связь идеи проекта с реальной жизнью. 2.Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников.
3.Ведущая роль консультативно – координирующей функции преподавателя. Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа: ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
Подготовительный: мотивация; целеполагание; планирование. | -определение темы; -выявление и анализ проблемы; -уточнение целей конечного результата -выбор рабочих групп, распределение ролей в команде; -ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ, СПОСОБОВ ЕЁ СБОРА И АНАЛИЗА | Уточняют информацию; обсуждают зада - ние; выявляют проблемы; выдвигают пути решения проблем, формируют задачи; распределяют роли; определяют источники информации. | Мотивирует учащихся; помогает в постановке целей проекта, выработке стратегии. определяет прдолжительность проекта, масштаб вовлечённости учащихся. |
Основной: - принятие решений; - выполнение проекта. | -обсуждение путей реализации проекта; - определение целевой аудитории; - определение способа представления результата; - сбор информации - интервью, опрос, наблюдение, эксперимент; Поиск необходимой информации: - творческая переработка; - выполнение проекта. | Определяют тактику: обсуждают; выбирают оптимальный вариант способа реализации; работают с информацией. Проводят исследования; синтезируют и анализируют идеи; оформляют проект. | Наблюдает; консультирует; советует (по просьбе учащихся) косвенно руководит. Наблюдает, направляет процесс анализа. |
Заключительный: -защита проекта -проверка и оценка результатов | -подготовка и оформление доклада; -обоснование процесса проектирования; -объяснение полученных результатов; -коллективная защита проекта; -анализ выполнения проекта, достигнутых результатов; -анализ достижения поставленной цели; -оценка результатов, выявление новых проблем. | Защищают (презентируют) проект. Коллективный самоанализ проекта и самооценка. | Наблюдает; направляет процесс защиты. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Как можно применять проектный метод на уроках немецкого языка?
В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, характерных для традиционной методики обучения. К ним, в частности, относятся:
1. Низкий авторитет предмета. При значительных затратах времени и сил на обучение иностранному языку, при высоком образовательном уровне учителей, при делении класса на группы результаты этого обучения в целом не выдерживают критики.
2. Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся.
3. Высокая степень забывания учебного материала.
4. Поверхностность в формировании базовых умений и другие.
Желание устранить эти трудности заставляет нас обращаться к опыту коллег, к новаторским идеям, науке. В связи с тем, что в наши дни явно усиливается исследовательская функция учителя, для него появляется возможность апробировать и внедрять в практическую деятельность инновационные педагогические технологии, проводить собственное педагогическое исследование.
Прежде всего, следует пересмотреть учебный материал, проанализировать значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Далее нужно сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирование обходимого творческого опыта. Уже во втором полугодии 5-го класса имеются темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод. При изучении тем “Wir malen, bauen, basteln”, “Wir bauen unsere Stadt”, “Bei unseren Freunden zu Hause” предлагаю учащимся принять участие в проектах прикладного характера. Дети с удовольствием рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.
Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch. Zweite Schritte” И. Бим до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел “Projekte, Projekte”. Можно отнестись к данному разделу формально или вовсе не заметить его (при малом количестве часов, отведенных на тему). Но при этом учитель теряет возможность раскрыть творческий потенциал ученика, увидеть его в активной позиции, поддерживая при этом интерес к немецкому языку. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считаю, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными. При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 кл.), Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8кл.) ученики представляют свои проекты в различных формах на немецком языке
В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации. В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:
- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.; - специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.; - собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение. Новый учебник для 10-11 классов Г. И. Ворониной “Deutsch
, Kontakte
” построен на основе коммуникативно-деятельностного подхода к школьному языковому образованию. Он заключается в том, что проблемное коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку как средству международного общения в контексте диалога культур отражает ценностно-ориентационные потребности учащихся, связанные с познанием национальных особенностей страны изучаемого языка, образа и стиля жизни зарубежных сверстников, характера взаимоотношений с окружающим миром и представителями других наций. В учебнике дана широкая информация о молодежной культуре, которая является важной частью общенациональной культуры Германии. С помощью этих материалов учащиеся находят ответы на волнующие их вопросы: как живут их зарубежные сверстники? Какие проблемы их волнуют? Что читают, чем интересуются? Каково их отношение к иностранцам? Проблемные задачи и проектные задания помогают дальнейшему развитию коммуникативной культуры и духовного потенциала учащихся. Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т.е., определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Нужно ещё сказать о воспитывающей роли учебного проекта, которая проявляется на презентации результата. Воспитательное воздействие оказывают и планирование, и осуществление проекта, и выводы, которые ученики делают. Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе совместной деятельности они учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Литература
Белякова М. А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика. «Иностранные языки в школе», № 3 2007.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. «Учитель», №1 2000.
Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности. «Учитель», № 4 2000.
Сержантова Л. Б. Учебный проект «Экологические проблемы России». Москва, АРКТИ,2008.
Сокол И. А. «Иностранные языки в школе», № 1 2008.
Яковлева Н. В. «Технология проектного метода в преподавании немецкого языка». Москва, 2008.