Методическая копилка.
«Практические задания
для работы с семьей»
Ф.И.О.: Руденко Олеся Николаевна
Должность: Педагог-психолог
ОУ: КГУ "Школа-лицей №4 акимата г. Рудного"
эл. адрес: [email protected]
Данная подборка диагностических техник может быть использована в работе педагогов – психологов, классных руководителей, социальных педагогов в работе с семьей, по вопросам эффективного взаимодействия родителей и детей.
Цель: Выработка навыков применения психологических техник работы с семьей индивидуально, в парах и в малых группах.
Как часто бывает, большая часть работы психолога заключается в диагностировании. И чтобы диагностирование не было ради диагностирования, я предлагаю Вам интересные и несложные методики и техники работы с семьей, которые Вы можете с использовать в своей работе.
Использование традиционных подходов к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья в известной степени ограничены. В первую очередь это касается таких методов, как опросники и анкетирование. Дети с ограниченными возможностями здоровья, могут испытывать большие трудности в понимании вопросов. Взрослый же, согласно требованиям к заполнению опросников, не имеет права объяснять смысл вопросов. Опросники целесообразно применять лишь в случае, когда есть уверенность в том, что речевые и интеллектуальные возможности ребенка достаточны для ответов на вопросы.
Поэтому я предлагаю для проведения исследования, использовать проективные методики. Они предполагают создание ситуации неопределенности, поскольку стимулируют проекцию. Стимульный материал, предъявляемый в обследовании (исследовании), может толковаться разными способами, но для получения диагностических данных важно отношение, которое он вызывает, личностный смысл, ассоциации.
В диагностировании можно использовать различные подручные материалы. Сегодня я предложу Вашему вниманию работу со стеклом, красками, салфетками, пластилином, пуговицами, веревками.
Практические задания для работы с семьёй.
Техники, используемые для социальной диагностики семьи:
Техника «пуговицы». Инструкция:
Перед Вами представлен набор пуговиц, вы должны выбрать членов своей семьи, проектируя их на пуговицах, а затем разложите возле себя.
Работа с ребенком (родителем, опекуном):
Обсуждение:
Посмотрите, какой формы эти пуговицы, какого цвета?
Есть ли в них то-то общее?
Почему вы разложили их в этой последовательности?
Вам хочется поменять пуговицы? Кто хочет, может поменять.
Поему пуговица была заменена вами?
Какие мысли приходят о семье, глядя на выбранные вами пуговицы?
Техника «веревки»
Инструкция: на столе лежат верёвки. Каждая разной длины 2 метра, 1.5 метра, 1 метр. Вам необходимо обвязав за талию верёвкой, выбрав её длину, на которой, по вашему мнению, находится этот член семьи.
Обсуждение:
Почему на такой дистанции каждый из них о вас?
Как бы вам хотелось?
Завяжите верёвку на такую длину, чтобы вам было комфортно.
Теперь вам комфортно? Какая мысль возникла, выполняя это упражнение?
Тест «семейная социограмма».
(авторами методики являются Э.Г.Эйдемиллер, О.В.Черемисин, относится к рисуночным проектным методикам)
Данная проективная методика дает возможность диагностировать, изучить взаимоотношения между членами семьи, что позволяет более эффективно проводить семейную диагностику, консультирование и психотерапию.
Инструкция:
Перед вами лист бумаги. На листе круг. Нарисуйте в нем в форме кружков себя самого и членов своей семьи, подпиши кто, где.
Этот тест позволит выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и помогает определить характер коммуникаций в семье, прямой или опосредованный.
Интерпретация :
Авторами предложены критерии, по которым проводится оценка результатов тестирования:
Число членов, попавших в площадь круга, сопоставляется число членов семьи изображённые, и реально существующие. Возможно, что член семьи с кем конфликтует обратившийся, не попадает в круг, он «отвергнут», возможно, будут дорисованы «кружки», которые не являются членами этой семьи.
Размеры кружков, особое внимание стоит обратить именно на этот показатель, т.к. определяется самооценка испытуемого, а также говорит о значимости других членов семьи в глазах испытуемого).
Расположение относительно друг к другу, обратить внимание на расположение в площади тестового поля и по отношению друг к другу. Если испытуемый изобразил себя в центре, это может указывать на эгоцентрическую направленность личности, а помещенные себя внизу, указывает на переживание эмоционального отвержения. Наиболее значимые члены семьи изображается испытуемым кружками больших размеров в центре или в верхней части тестового поля.
Дистанция между ними, определённую информацию можно получить, проанализировав расстояние между кружочками. Удаленность кружочков друг от друга говорит о конфликтных отношениях в семье. Эмоциональном отвержении со стороны испытуемого, или в его адрес. «Слипание», как бы наслоение друг на друга. Говорит о недифференцированной «Я» этих членов семьи, наличие симбиотических связей.
Использование теста «Семейная социограмма» позволяет психологу за считаные секунды выявить характер взаимоотношений в семье, и обсудить их. Это поможет прояснить особенности взаимоотношений, сравнить и проанализировать полученные результаты, что способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.
Бланк теса «Семейная социограмма» состоит из инструкции и круга, диаметром 110мм.(приложение № !)
Следующая методика для определения жизненных ценностей консультируемого.
«дерево семейных ценностей».
Инструкция: нарисуйте пожалуйста дерево. Ваше дерево – это дерево семейных ценностей. Изобразить его необходимо таким образом, чтобы конями стали ваши наиболее принципиальные ценности, ствол – это менее важные на ваш взгляд ценности, ветви же, ценности которые важны, но не столь принципиальны для вас.
наличие общих интересов; взаимное уважение членов семьи;
невмешательства в дела друг друга;
любовь;
преданность;
сохранение независимости членов семьи;
материальное благополучие; национальная монолитность; благополучие в глазах окружающих;
дисциплина и жесткость; выполнение всеми членами семьи своих обязанностей; совместное проведение свободного времени; открытые двери перед друзьями, родственниками, коллегами;
много детей;
хорошее здоровье; сотрудничество между членами семьи; непререкаемый авторитет родителей;
доверие;
взаимопомощь
Обсуждение:
Что вызвало затруднение при выполнении задания?
С каким настроением вы его выполняли?
Что для себя ценного выделили?
Для определения семейных ролей и приоритетов я использую следующие методики.
Методика «Кто Я?»
Инструкция:
Напишите 20 социальных ролей, которые вы выполняете в жизни (мама, бабушка, женщина, коллега и
т.д.).
Круг поделён на 4 части. В каждой написаны жизненные приоритеты, определяем степень удовлетворённостью этими приоритетами, а затем расставляем цифры. После, вы выписываете те роли, которые соответствуют каждому приоритету. Посчитайте, сколько получилось ролей по каждому пункту?
Обсуждение с клиентом:
Какой вывод можно из этого сделать?
С какой области вы начинали записывать свои социальные роли?
Чему вы отдаете в жизни предпочтение?
Какой из приоритетов у вас западает?
Как можно это исправить?
Что в этой роботе было для вас ценно?
Стимульный материал (приложение №2)
Различные техники для работы с семьей.
Работа со стеклом
Методика «портрет комплимент»
Инструкция:
Напишите, какие имена, прозвища, клики вы слышали в свой адрес в детстве (с детства).
Теперь напишите те слова или выражения, которые вы никогда не слышали, но вамп бы очень хотелось их услышать.
Первый участник берет в руки стекло и держит его на уровне лица, второй, рисует портрет первого участника, хочу отметить, что это должен быть только портрет, а не шарж или карикатура. При этом второй участник говорит комплименты первому. Третий, (как правило, психолог) записывает всё то, что говорит первый и второй участник.
Обсуждение:
вы услышали те слова или выражения, которые хотели услышать?
Вам приятно было слушать комплименты?
Что вы чувствовали при этом?
Какое впечатление осталось после упражнения?
Методика «круг семейной гармонии» Работа в паре.
Стекло, устанавливается вертикально между двумя участниками можно использовать подставки. В руках у двух участников кисточки. Выбирают цвет (не договариваясь), ставят кисточки в один угол и делают круг. Это круг семейной гармонии. Каждый участник рисует в круге то, что ин мог назвать семейной гармонией. Пока рисуют, сообща придумывают сказку с изображенными предметами и название для сказки. После завершения работы. Стекло поворачивается к другому участнику и предлагается стереть то, что не понравилось. Если такого желания нет, тогда можно что-нибудь дорисовать и исправить. После поверните рисунок его хозяину, если он хочет, он может вернуть свой прежний рисунок. Психолог записывает разговор.
Обсуждение:
Что вы чувствовали, когда начали рисовать?
Легко ли было определить, из чего состоит семейная гармония?
Трудно ли было сообща придумывать сказку?
что понравилось в рисунке второго участника?
гармоничен ли ваш рисунок?
можно ли сказать, что это круг семейной гармонии?
Работа с красками
Методика « семья в образах». Эта методика очень удобна и доступна как в условиях психологического консультирования, так и при диагностике после проведенной коррекции нарушения межличностных отношений т.к. дает представление о субъективной оценки своей семьи, его места в ней, потому что в рисунках дети могут выразить то, что не могут высказать словами.
Также эта методика позволяет установлению эмоционального контакта психолога с ребёнком, снимает напряжение. Особенно удачное использование этой методики в младшем школьном возрасте.
Методики «семья в образах цветов»
Инструкция:
Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде цветка.
обсуждение:
какое настроение вызывает рисунок?
что на этом рисунке выглядит необычно?
Жизнеспособность этих цветков?
какая это семья?
Есть ли на рисунки какие-нибудь родственники? (обратить внимание на наличие на рисунке умерших родственников)
Методика «семья в образах животных»
Методика « семья в образах сказочных героев»
На что следует обратить внимание психологу, при индивидуальном тестировании:
Последовательность рисования деталей;
Паузы более 15 секунд;
Стирание деталей;
Спонтанное комментирование ребёнка;
Эмоциональные реакции и их связь с изображением.
Обычно задаются вопросы:
Скажи. Кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают?
Им весело или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из нарисованных несчастный? Почему?
Интерпретация:
Работая с рисунком можно определить,
Степень развития изобразительной культуры (примитивно или четко изображён);
Эмоциональная выразительность;
Особенности состояния ребёнка во время рисования;
Эмоциональное самочувствие ребёнка во внутри семейных отношениях.
Работа с салфетками
Методика «жила была девочка похожая на меня».
инструкция:
Из 2 салфеток вы должны сделать девочку или мальчика. Дать ему имя, и она (он) должна рассказать свою историю, которая началась бы со слов: «жила была девочка, похожая на меня. И звали её………
Обсуждение:
Работа с пластилином
Техника «метафорический пластилиновый портрет»
Хотелось бы отметить, что работа с образом «Я», исследование само - идентичности, коррекция искажённой самооценки и само - принятия, осложненных переживанием кризисных состояний. Поэтому в качестве метафорической основы будет использован пластилин.
Для создания пластилиновой картины-портрета понадобиться пластилин различных цветов (лучше 12,24).
Инструкция:
Сделайте фон любого цвета;
Из белого и оранжевого пластилина (смешайте), вылепите цвет лица;
Овальная лепешка для лица, а чуть по тоньше прямоугольник для шеи;
Из пластилина телесного цвета добавьте подбородок, нос, брови;
Размажьте, чтобы сгладить границы;
Слепите глаза
Затем губы, волосы, украшения и одежду.
Обсуждение:
Какое имя вы дадите своему портрету?
Какой он по характеру человек?
Какие положительные качества Вы в нем видите?
Какие отрицательные качества Вы в нем знаете?
Коллаж
Упражнение «о себе»
Инструкция: найдите, и вырежьте картинки, глядя на которые вы ассоциируете с собой, я в прошлом, я в настоящем, я в будущем.
Обсуждение:
Что интересного было для вас в этой работе?
Почему вы ассоциировали себя с этими картинками?
Как бы вы хотели изменить это?
Если это желание явное и сильное сделайте это!
Какие ощущения испытываете сейчас?
Все эти техники, упражнения, методики и тесты я, используя в работе с семьей. Надеюсь, что и вы будете применять их. Удачи вам!
Список используемой литературы:
1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
2.
3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
4. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
6. http://dupelbiz.com/wp-content/uploads/2012/03/2012-03-27_131354.jpg - картинка «Семья»,http://www.pugachev64.ru/images/img39.jpg - картинка «домик»
7. http://banauka.ru/1320.html - электронная библиотека