СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка - Практические задания для работы с семьей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная подборка диагностических техник может быть использована в работе педагогов – психологов, классных руководителей, социальных педагогов в работе с семьей,  по вопросам эффективного взаимодействия родителей и детей. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка - Практические задания для работы с семьей»













Методическая копилка.



«Практические задания

для работы с семьей»









Ф.И.О.: Руденко Олеся Николаевна

Должность: Педагог-психолог

ОУ: КГУ "Школа-лицей №4 акимата г. Рудного"

эл. адрес: [email protected]































Данная подборка диагностических техник может быть использована в работе педагогов – психологов, классных руководителей, социальных педагогов в работе с семьей, по вопросам эффективного взаимодействия родителей и детей.

Цель: Выработка навыков применения психологических техник работы с семьей индивидуально, в парах и в малых группах.

Как часто бывает, большая часть работы психолога заключается в диагностировании. И чтобы диагностирование не было ради диагностирования, я предлагаю Вам интересные и несложные методики и техники работы с семьей, которые Вы можете с использовать в своей работе.

Использование традиционных подходов к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья в известной степени ограничены. В первую очередь это касается таких методов, как опросники и анкетирование. Дети с ограниченными возможностями здоровья, могут испытывать большие трудности в понимании вопросов. Взрослый же, согласно требованиям к заполнению опросников, не имеет права объяснять смысл вопросов. Опросники целесообразно применять лишь в случае, когда есть уверенность в том, что речевые и интеллектуальные возможности ребенка достаточны для ответов на вопросы.

Поэтому я предлагаю для проведения исследования, использовать проективные методики. Они предполагают создание ситуации неопределенности, поскольку стимулируют проекцию. Стимульный материал, предъявляемый в обследовании (исследовании), может толковаться разными способами, но для получения диагностических данных важно отношение, которое он вызывает, личностный смысл, ассоциации.

В диагностировании можно использовать различные подручные материалы. Сегодня я предложу Вашему вниманию работу со стеклом, красками, салфетками, пластилином, пуговицами, веревками.



Практические задания для работы с семьёй.

Техники, используемые для социальной диагностики семьи:

Техника «пуговицы». Инструкция:

Перед Вами представлен набор пуговиц, вы должны выбрать членов своей семьи, проектируя их на пуговицах, а затем разложите возле себя.

Работа с ребенком (родителем, опекуном):

Обсуждение:

  • Посмотрите, какой формы эти пуговицы, какого цвета?

  • Есть ли в них то-то общее?

  • Почему вы разложили их в этой последовательности?

  • Вам хочется поменять пуговицы? Кто хочет, может поменять.

  • Поему пуговица была заменена вами?

  • Какие мысли приходят о семье, глядя на выбранные вами пуговицы?



Техника «веревки»

Инструкция: на столе лежат верёвки. Каждая разной длины 2 метра, 1.5 метра, 1 метр. Вам необходимо обвязав за талию верёвкой, выбрав её длину, на которой, по вашему мнению, находится этот член семьи.

Обсуждение:

  • Почему на такой дистанции каждый из них о вас?

  • Как бы вам хотелось?

  • Завяжите верёвку на такую длину, чтобы вам было комфортно.

  • Теперь вам комфортно? Какая мысль возникла, выполняя это упражнение?



Тест «семейная социограмма».

(авторами методики являются Э.Г.Эйдемиллер, О.В.Черемисин, относится к рисуночным проектным методикам)

Данная проективная методика дает возможность диагностировать, изучить взаимоотношения между членами семьи, что позволяет более эффективно проводить семейную диагностику, консультирование и психотерапию.

Инструкция:

Перед вами лист бумаги. На листе круг. Нарисуйте в нем в форме кружков себя самого и членов своей семьи, подпиши кто, где.

Этот тест позволит выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и помогает определить характер коммуникаций в семье, прямой или опосредованный.

Интерпретация :

Авторами предложены критерии, по которым проводится оценка результатов тестирования:

  1. Число членов, попавших в площадь круга, сопоставляется число членов семьи изображённые, и реально существующие. Возможно, что член семьи с кем конфликтует обратившийся, не попадает в круг, он «отвергнут», возможно, будут дорисованы «кружки», которые не являются членами этой семьи.

  2. Размеры кружков, особое внимание стоит обратить именно на этот показатель, т.к. определяется самооценка испытуемого, а также говорит о значимости других членов семьи в глазах испытуемого).

  3. Расположение относительно друг к другу, обратить внимание на расположение в площади тестового поля и по отношению друг к другу. Если испытуемый изобразил себя в центре, это может указывать на эгоцентрическую направленность личности, а помещенные себя внизу, указывает на переживание эмоционального отвержения. Наиболее значимые члены семьи изображается испытуемым кружками больших размеров в центре или в верхней части тестового поля.

  4. Дистанция между ними, определённую информацию можно получить, проанализировав расстояние между кружочками. Удаленность кружочков друг от друга говорит о конфликтных отношениях в семье. Эмоциональном отвержении со стороны испытуемого, или в его адрес. «Слипание», как бы наслоение друг на друга. Говорит о недифференцированной «Я» этих членов семьи, наличие симбиотических связей.



Использование теста «Семейная социограмма» позволяет психологу за считаные секунды выявить характер взаимоотношений в семье, и обсудить их. Это поможет прояснить особенности взаимоотношений, сравнить и проанализировать полученные результаты, что способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.

Бланк теса «Семейная социограмма» состоит из инструкции и круга, диаметром 110мм.(приложение № !)



Следующая методика для определения жизненных ценностей консультируемого.

«дерево семейных ценностей».



Инструкция: нарисуйте пожалуйста дерево. Ваше дерево – это дерево семейных ценностей. Изобразить его необходимо таким образом, чтобы конями стали ваши наиболее принципиальные ценности, ствол – это менее важные на ваш взгляд ценности, ветви же, ценности которые важны, но не столь принципиальны для вас.

  • наличие общих интересов; взаимное уважение членов семьи;

  • невмешательства в дела друг друга;

  • любовь;

  • преданность;

  • сохранение независимости членов семьи;

  • материальное благополучие; национальная монолитность; благополучие в глазах окружающих;

  • дисциплина и жесткость; выполнение всеми членами семьи своих обязанностей; совместное проведение свободного времени; открытые двери перед друзьями, родственниками, коллегами;

  • много детей;

  • хорошее здоровье; сотрудничество между членами семьи; непререкаемый авторитет родителей;

  • доверие;

  • взаимопомощь



Обсуждение:

  • Что вызвало затруднение при выполнении задания?

  • С каким настроением вы его выполняли?

  • Что для себя ценного выделили?





Для определения семейных ролей и приоритетов я использую следующие методики.



Методика «Кто Я?»

Инструкция:

Напишите 20 социальных ролей, которые вы выполняете в жизни (мама, бабушка, женщина, коллега и

т.д.).

Круг поделён на 4 части. В каждой написаны жизненные приоритеты, определяем степень удовлетворённостью этими приоритетами, а затем расставляем цифры. После, вы выписываете те роли, которые соответствуют каждому приоритету. Посчитайте, сколько получилось ролей по каждому пункту?

Обсуждение с клиентом:

  • Какой вывод можно из этого сделать?

  • С какой области вы начинали записывать свои социальные роли?

  • Чему вы отдаете в жизни предпочтение?

  • Какой из приоритетов у вас западает?

  • Как можно это исправить?

  • Что в этой роботе было для вас ценно?

Стимульный материал (приложение №2)



Различные техники для работы с семьей.

Работа со стеклом

Методика «портрет комплимент»

Инструкция:

Напишите, какие имена, прозвища, клики вы слышали в свой адрес в детстве (с детства).

Теперь напишите те слова или выражения, которые вы никогда не слышали, но вамп бы очень хотелось их услышать.

Первый участник берет в руки стекло и держит его на уровне лица, второй, рисует портрет первого участника, хочу отметить, что это должен быть только портрет, а не шарж или карикатура. При этом второй участник говорит комплименты первому. Третий, (как правило, психолог) записывает всё то, что говорит первый и второй участник.

Обсуждение:

  • вы услышали те слова или выражения, которые хотели услышать?

  • Вам приятно было слушать комплименты?

  • Что вы чувствовали при этом?

  • Какое впечатление осталось после упражнения?

Методика «круг семейной гармонии» Работа в паре.

Стекло, устанавливается вертикально между двумя участниками можно использовать подставки. В руках у двух участников кисточки. Выбирают цвет (не договариваясь), ставят кисточки в один угол и делают круг. Это круг семейной гармонии. Каждый участник рисует в круге то, что ин мог назвать семейной гармонией. Пока рисуют, сообща придумывают сказку с изображенными предметами и название для сказки. После завершения работы. Стекло поворачивается к другому участнику и предлагается стереть то, что не понравилось. Если такого желания нет, тогда можно что-нибудь дорисовать и исправить. После поверните рисунок его хозяину, если он хочет, он может вернуть свой прежний рисунок. Психолог записывает разговор.

Обсуждение:

  • Кто первый начал рисовать?

  • Кто исправлял рисунки?

  • Кто дорисовывал?

  • О чем была сказка?

  • Кто её сочинял?

  • Что вы чувствовали, когда начали рисовать?

  • Легко ли было определить, из чего состоит семейная гармония?

  • Трудно ли было сообща придумывать сказку?

  • что понравилось в рисунке второго участника?

  • гармоничен ли ваш рисунок?

  • можно ли сказать, что это круг семейной гармонии?

Работа с красками



Методика « семья в образах». Эта методика очень удобна и доступна как в условиях психологического консультирования, так и при диагностике после проведенной коррекции нарушения межличностных отношений т.к. дает представление о субъективной оценки своей семьи, его места в ней, потому что в рисунках дети могут выразить то, что не могут высказать словами.

Также эта методика позволяет установлению эмоционального контакта психолога с ребёнком, снимает напряжение. Особенно удачное использование этой методики в младшем школьном возрасте.

Методики «семья в образах цветов»

Инструкция:

Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде цветка.

обсуждение:

  • какое настроение вызывает рисунок?

  • что на этом рисунке выглядит необычно?

  • Жизнеспособность этих цветков?

  • какая это семья?

  • Есть ли на рисунки какие-нибудь родственники? (обратить внимание на наличие на рисунке умерших родственников)



Методика «семья в образах животных»

Методика « семья в образах сказочных героев»

На что следует обратить внимание психологу, при индивидуальном тестировании:

  • Последовательность рисования деталей;

  • Паузы более 15 секунд;

  • Стирание деталей;

  • Спонтанное комментирование ребёнка;

  • Эмоциональные реакции и их связь с изображением.

Обычно задаются вопросы:

  • Скажи. Кто тут нарисован?

  • Где они находятся?

  • Что они делают?

  • Им весело или скучно? Почему?

  • Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

  • Кто из нарисованных несчастный? Почему?

Интерпретация:

Работая с рисунком можно определить,

Степень развития изобразительной культуры (примитивно или четко изображён);

Эмоциональная выразительность;

Особенности состояния ребёнка во время рисования;

Эмоциональное самочувствие ребёнка во внутри семейных отношениях.



Работа с салфетками

Методика «жила была девочка похожая на меня».

инструкция:

Из 2 салфеток вы должны сделать девочку или мальчика. Дать ему имя, и она (он) должна рассказать свою историю, которая началась бы со слов: «жила была девочка, похожая на меня. И звали её………

Обсуждение:

  • Когда ты смотришь на куклу, что ты видишь?

  • Что ты чувствуешь?

  • Что ты осознаешь?



Работа с пластилином

Техника «метафорический пластилиновый портрет»

Хотелось бы отметить, что работа с образом «Я», исследование само - идентичности, коррекция искажённой самооценки и само - принятия, осложненных переживанием кризисных состояний. Поэтому в качестве метафорической основы будет использован пластилин.

Для создания пластилиновой картины-портрета понадобиться пластилин различных цветов (лучше 12,24).

Инструкция:

Сделайте фон любого цвета;

Из белого и оранжевого пластилина (смешайте), вылепите цвет лица;

Овальная лепешка для лица, а чуть по тоньше прямоугольник для шеи;

Из пластилина телесного цвета добавьте подбородок, нос, брови;

Размажьте, чтобы сгладить границы;

Слепите глаза

Затем губы, волосы, украшения и одежду.

Обсуждение:

  • Какое имя вы дадите своему портрету?

  • Какой он по характеру человек?

  • Какие положительные качества Вы в нем видите?

  • Какие отрицательные качества Вы в нем знаете?



Коллаж

Упражнение «о себе»

Инструкция: найдите, и вырежьте картинки, глядя на которые вы ассоциируете с собой, я в прошлом, я в настоящем, я в будущем.

Обсуждение:

  • Что интересного было для вас в этой работе?

  • Почему вы ассоциировали себя с этими картинками?

  • Как бы вы хотели изменить это?

  • Если это желание явное и сильное сделайте это!

  • Какие ощущения испытываете сейчас?



Все эти техники, упражнения, методики и тесты я, используя в работе с семьей. Надеюсь, что и вы будете применять их. Удачи вам!



Список используемой литературы:

1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.

2.

3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

4. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

6. http://dupelbiz.com/wp-content/uploads/2012/03/2012-03-27_131354.jpg - картинка «Семья»,http://www.pugachev64.ru/images/img39.jpg - картинка «домик»

7. http://banauka.ru/1320.html - электронная библиотека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!