СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая помощь учителю. Таблица. Роль рефлексии на различных этапах урока при организации информационно- познавательной деятельности учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель рабочего материала: показать классификацию рефлексивной деятельности учащихся, применение ее на различных этапах урока, задачи рефлексивной деятельности, приемы и формы организации на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая помощь учителю. Таблица. Роль рефлексии на различных этапах урока при организации информационно- познавательной деятельности учащихся»

Роль рефлексии на различных этапах урока при организации

информационно – познавательной деятельности обучающихся

Классификация

Этапы урока

Задачи

Приемы

Высказывания

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

В начале урока

Установление эмоционального контакта с группой

Карточки с изображением лиц, ,цветовое изображение настроения, эмоционально – художественное оформление(картины, музыка),вербальные техники(«по цепочке» ,»пять пальцев», «оценка», « если бы я был», « ассоциации»,» ниточка) невербальные техники(«карта настроения», »роза настроения», «настроение в лучах солнца»)

Я почувствовал, что…

Было интересно…

Меня удивило…

Своей работой на уроке я...

Материал урока мне был..

Мне захотелось…

Мне больше всего удалось.

Мое настроение…

Заставил задуматься…

Навел на размышление…

Могу похвалить своих одноклассников…

В конце деятельности

Выявление эмоционального состояния степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

В конце проверки домашнего задания, защите проектных работ

Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиски наиболее рациональных форм и видов деятельности.

Приемы:» лестница успеха», »анкета», «благодарю»,» плюс – минус- интересно», »мишень», « пантомима» , »для меня сегодняшний урок»,» каким было общение на уроке»

У меня получилось…

Я научился…

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…

Наиболее трудным мне показалось…

Если бы я еще раз выполнил эту работу, то я бы сделал следующее…

В конце урока.

Оценка активности каждого на разных этапах урока, эффективности решения поставленной учебной задачи ( проблемной ситуации)

Рефлексия содержания учебного материала

На этапах изучения учебного материала

Выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изученной проблеме, соединение изученного с осмыслением нового.

Приемы:» незаконченное предложение», « тезис»,» афоризм», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…-Теперь я знаю…»), прием анализа субъектного опыта, «синквейн», « корзина идей»,

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я мору…

Я приобрел..

Я научился…

Урок для меня показался…

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

Материал урока был мне…

Добавить этап рефлексии из урока и синквейны



Урок 18

Тема. Краткие сведения о датском писателе – сказочнике Хансе Кристиане Андерсене, его детстве и творчестве. «Снежная королева». Композиция сказки, главные герои.

Цель: познакомить со страной , в которой жил Андерсен; показать мир, в котором вырос будущий писатель; представить страну сказок Андерсена ученикам; познакомить с композицией сказки « Снежная королева», главными героями.

Оборудование: учебник « Литература» (авторы Е.Е. Бондарева, Г. В. Биткивская), портрет Андерсена работы художника К. Йенсена, иллюстрации к сказке художников В.Педерсена, Э. Дюлака, В. Ерко, А. Баррет, А. Лебедева, карта Европы.

Тип урока: урок-портрет.

Словарь: Дания, Европа, город Копенгаген, Оле- Лукойе (в переводе означает: «Оле. Закрой Глазки!»), тролли, литературные герои, Кай, Герда.

Эпиграф:

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке там песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Х.К.Андерсен.

Ход урока

I. Актуализация знаний:

1. Слово учителя:

Ребята, сегодня мы начинаем изучать творчество великого писателя- сказочника Ханса Кристиана Андерсена

- Что вы читали о нем? (данные вопросы можно дать опережающим домашним заданием)

- Какие произведения сказочника читали?

- Что вам из прочитанного понравилось больше всего?

2. Словарная работа.

- На доске записаны слова, которые нам сегодня пригодятся на уроке.( Далее работа со словарем .Это было тоже опережающее домашнее задание. Выяснить значение каждого слова, используя текст сказки).

II. Работа над темой урока:

(обращение к портрету писателя, датам жизни, рассказ учителя по плану )

План.

1.Известные сказки Андерсена.

2. Годы учебы.

3. Путешествие по Европе( показать на карте).

4. Встреча с известными писателями (на доске написать фамилии: В.Гюго, А. Дюма, Бальзак, Гейне, Диккенс, портреты можно показать все сразу на мультимедийном экране)

5. Музыка в жизни писателя ( на доске написать фамилии и продемонстрировать портреты Вагнера, Шумана, Мендельсона, Листа, Россини)

6. 1835 год- первый сборник « Сказки, рассказанные детям»

7. Волшебное и реальное в сказках Андерсена.

8. Тема любви - центральная в его творчестве.

9. Житейская мудрость его сказок.

10. Памятники писателю и его героям (учебник стр.90- скульпторы Собю,1880год и Эриксен,1913год).

11. 1894 год- первое собрание сочинений на русском языке.

III. Работа над текстом сказки

1. Слово учителя:

Мы открываем учебник и начинаем знакомиться с удивительной сказкой Андерсена « Снежная королева».

- Из скольких глав состоит сказка?

- Почему каждая глава – это отдельная сказка?

- Что объединяет все семь сказок?

- Эта сказка – путешествие и необыкновенные приключения главных героев. Давайте вместе с ними совершим это путешествие.( Далее чтение сказки, у ребят должно быть целостное впечатление от текста).

IV. Рефлексия

- Сегодня для меня стало открытием то, что…

- Из всех героев сказки мне больше всего понравился…

- Секрет победы Герды в том, что…

V. Домашнее задание

1. Дочитать сказку (выбрать понравившийся отрывок и выразительно его прочитать).

2. Составить рассказ о писателе.


Урок 19

Тема. Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке Андерсена «Снежная королева»

Цель: закрепить знание содержания сказки Андерсена; помочь ребятам осознать суть произведения, т.е. искренность человеческих отношений и их превосходство над богатством Снежной королевы; раскрыть особенности построения сказки; выяснить роль антитезы как основы построения сюжета; развивать навыки анализа художественного текста; воспитывать вечные духовные ценности: верность, сочувствие, умение прийти на помощь.

Оборудование: учебник « Литература» ( авторы Е. Е.Бондарева, Г.В Биткивская), портрет писателя, иллюстрации к сказке, рисунки учащихся к сказке, плакат с названием частей сказки, х/ф « Снежная королева» ( реж.Г. Казанский, СССР, 1967 год) Cловарь: Оле-Лукойе, эльфы, антитеза, тролль.

Тип урока: урок-практикум.

Эпиграф:

В прекрасной сказке « Снежная королева» огромная сила

любви и светлых человеческих чувств, мужеств и

стойкости показана особенно ярко.

Т. Сильмон.

Ход урока

I . Ознакомление с темой урока, его целями и задачами.

1. Слово учителя:

На фоне мелодии К. Сен- Санса « Лебедь» учитель читает стихотворение:

Тихо за окнами ночь плывет,

В сказки нас Андерсен позовет,

Оле- Лукойе откроет дверь,

Сказкам, друг, ты верь теперь.

Герда и Кай будут вновь дружить,

Эльфы над каждым цветочком кружить,

В вальсе закружат опять цветы

Мир добра, любви, красоты.

Сказки Андерсена - целая страна, в которой мы выросли. Мы возвращаемся сюда, чтобы среди бурь и рутины взрослой жизни не утратить хрупкое чувство веры в чудо, чтобы почерпнуть силы и мужество у героев Андерсена, чтобы еще раз убедиться, что жизнь прекрасна.

II. Работа над темой урока.

1.Актуализация опорных знаний, закрепление изученного.

- Повторение полученных сведений о творчестве Андерсена и об изучаемой сказке. ( учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания)

- Кто такой Андерсен? Каковы особенности его сказок? В чем, на ваш взгляд, секрет популярности его сказок?

- Кто из героев его сказок вам нравится больше всего и почему? Есть ли они на рисунках ребят?

- На встречу с любимым писателем всегда идут с цветами. Какой цветок вы бы подарили Андерсену? Почему? ( роза- эмблема его творчества, он старался пробудить прекрасное в душах людей)

2. Анализ особенностей построения сказки.

Работа в « тройках», учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания.

- Как построена сказка? Можно ли назвать ее построение характерным для сказки?

- Сказочный мир «Снежной королевы» построен на основе антитезы (на доске записано: антитеза- это резкое противопоставление разных жизненных явлений, образов, понятий, чувств, мыслей, характеров)

- Что противопоставляется в сказке? ( небо- тролль, роза- снежинка, Герда- Снежная королева, слеза – льдинка)

- Подберите антитезу к чувствам, изображенным в сказке « Снежная королева» Любовь- …; дружба- …; верность- …

3. Осознание сути сказки.

Интервью с главными героями (для интервью с Гердой).

- Расскажите о себе.

- Зачем вам нужно было искать Кая, ведь он так себя плохо вел в последнее время?

- Поделитесь своими впечатлениями о путешествии.

Интервью с Каем.

- Расскажите историю своей сказочной жизни.

- Неужели вам не было страшно во время встречи со Снежной королевой?

- Что вы чувствовали, когда таяло ваше сердце?

- Сможете ли вы отблагодарить Герду за ваше освобождение из ледяного плена?

Ответьте на вопросы и составьте таблицу на тему: «Конфликт сказки «Снежная королева»

- Что поддерживало Герду во время поисков Кая, давало ей силы преодолеть трудности?

- В сказке Андерсен возвышает любовь, верность, пылкое сердце маленькой героини, но сказка называется « Снежная королева». Почему?

- Можно ли утверждать, что автор создал образы добра и зла ?

Добро ----- Герда------роза, любовь

Равнодушие -------- Кай

Зло ------ Снежная королева-------- власть, льды

IV. Подведение итогов урока

Рефлексия

- Мне интересно было узнать…

- Герда-это воплощение силы…

- Верность и дружба побеждают , потому что

V. Домашнее задание

Подготовьте устное сообщение на тему: «О ком можно сказать, что у него «горячее сердце», а о ком - «ледяное сердце»? (пользуйся цитатным материалом).


Урок 20

Тема. Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки Андерсена «Снежная королева»

Цель: закрепить знание содержания сказки; помочь учащимся осознать , что искренность человеческих отношений превосходят богатства Снежной королевы; развивать образное мышление, навыки анализа художественного текста, выразительного чтения; воспитывать вечные духовные ценности: верность, сочувствие, умение прийти на помощь другу.

Оборудование: портрет писателя, учебник (авторы Е.Е.Бондарева, Г. В. Биткивская), рисунки к сказкам, х /ф «Снежная королева» ( реж. Г. Казанский, СССР, 1967 год).

Тип урока: урок применения знаний.

Словарь: шпинат, мансарда, миля, вензель, гвардия, камердинер, фрекен, vita (из лат. - жизнь), муфта, форейтор, вертел, Лапландия, чертог, ворвань, шкипер, дюжина.

Эпиграф:

Зорко одно лишь сердце. Самого главного

глазами не увидишь

Антуан де Сент Экзюпери


Ход урока

I. Ознакомление с целями и задачами урока (учитель объявляет тему урока, его цели)

1. Слово учителя:

(чтение эпиграфа)

Сегодня мы с вами поговорим о добром, любящем и огромном сердце маленькой Герды, о взаимоотношениях людей, о том, на что способен любящий человек. Запомните, что только доброе, верное, любящее сердце способно понять и простить.

II. Работа по теме урока.

Актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала..

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Кто из героев сказки Андерсена вам больше всего понравился и почему?

- Почему об Андерсене можно сказать, что его « сердце, полное сказок»?

2. Проверка домашнего задания (устное сообщение на заданную тему)

Вывод по проверке домашнего задания: (на этот вопрос отвечает каждый ученик, делающий устное сообщение по теме домашнего задания)

- Как писатель относится к своим героям?

3. Закрепление изученного материала.

Учитель. Человека , который хорошо читает, рассказывает, всегда приятно слушать. Умение выразительно читать, декламировать и пересказывать необходимы каждому. Сегодня на уроке мы должны эти умения показать, а может, и чему- то научиться. Проведем конкурс. Кто лучше перескажет сказку, ее эпизодов на тему: « В чем заключается внешняя и внутренняя красота главных героев» (план к ответу)

- Главные герои , их отношения в начале сказки.

- Портреты.

Поступки, характеры.( Как меняется Кай? Почему не изменилась Герда ? )

- Другие герои, как они относятся к Каю, не зная его, к Герде? Почему о некоторых из них можно сказать, что , помогая Герде, они тоже становятся красивыми внешне и внутренне?

- Как к героям сказки относится автор?

- Почему Герда победила Снежную королеву? Какие качества человеческого разума она противопоставила ей?

Внутренняя рефлексия

- Внешне красива только …

- Внутренняя красота человека заключается в ...

5. Учитель.

- Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть фрагмент художественного фильма « Снежная королева». После просмотра фрагмента ответьте на следующие вопросы:

- К кому из героев сказки можно отнести следующие слова: » Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?» .

- Кто в сказке воплощает добро и справедливость? Можно ли сказать, что они внутренне красивые люди?

- В конце сказки Кай и Герда , входя в низенькую дверь, заметили, что выросли. Только ли ростом стали они больше или Андерсен хотел еще что- то сказать о своих героях?

III Рефлексия

- К сегодняшнему уроку я бы нарисовал…

- В сказке внешне красивы…

- Внешняя и внутренняя красота только у…

IV Домашнее задание:

1. Подготовьте пересказ первой и седьмой сказок.

2. Ответьте на вопрос: «В чем заключается победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью? (используй цитаты).

3. Подготовить инсценировку отдельных сцен из сказки (индивидуальное задание).


Урок 21

Тема. Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью.

Цель: развивать умение мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, фантазию, воображение, память; развивать умение работать в группах; воспитывать сознание ответственности за свои поступки, мысль о могуществе добра, любви, верности, силы дружбы.

Оборудование: учебник, схемы-таблицы, карточки- задания, иллюстрации к сказке.

Тип урока: нестандартный.

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний.

- В чем заключается победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью?

( проверка домашнего задания: полные ответы с использованием цитатного материала).

II. Слово учителя:

Сегодня мы поговорим о том, почему настоящая доброта и искренность всегда побеждают над злом и жестокостью. Проанализируем сказку, поговорим о поступках главных героев и попытаемся понять, почему они поступают так, а не иначе. При совершении того или иного поступка у человека есть право выбора?

III. Работа над темой урока:

1.Театр в классе (просмотр подготовленных инсценировок).

2.Работа над проблемным заданием (учащиеся заранее разделены на группы, каждая группа получает предметы, которые могут быть и в картинках).

- Что эти предметы значат?

- Какую роль в сказке они играют?

- Как они повлияли на ход событий в сказке?

(предметы могут быть такие: осколок зеркала, роза, кусочек льда, расческа, муфта, вяленая треска). Далее - обсуждение ответов в группах , каждая группа предоставляет свой ответ.

3 .Задание теоретическое каждой группе:

- Дать определение следующим понятиям: сострадание, благородство, самоотверженность. Найти в сказке текст, которым можно подтвердить эти понятия.

- В поступках героев как они проявляются?

IV. Эвристическая беседа.

Нам предстоит ответить на вопросы:

- Как маленькая девочка с большим сердцем преодолевает все преграды и добивается счастья, что ей дает силу?

Тезис для беседы: «Добро всегда побеждает зло».

- Всегда ли этот тезис верен? (ответы учащихся и общий вывод).

Вывод:

Счастье Герды и других героев сказки в том, что каждый из них стремится сделать добро, а Герда - очень самоотверженная девочка, она готова пожертвовать всем ради счастья другого. Это и будет победой настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью.

Схема на доске (можно дать на экран)

ЧЕЛОВЕК ----ВЫБОР

ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ зло -- ДОБРО

ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ зла --- ТРЕБУЕТ ДЕЙСТВИЯ

СЧАСТЬЕ В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА.

IV. Итоговая работа по схеме.

Задание:

Подбери к каждой строчке схемы маленькое, но точное определение и запиши его.

1. Добро побеждает зло.

2. Любовь сильнее смерти.

3. Выбор между добром и злом делает сам человек.

4. Добро побуждает к действию, слова так и останутся словами.

5. Добро нужно делать своими руками.

V. Инверсия.

Задание классу:

1.Составь рисунок- схему на тему: «Чему меня научила сказка Андерсена « Снежная королева», в основе работы должен быть один из тезисов.

2. Проверка работы, выставление оценок.

VI.Домашнее задание

Попробуйте и вы дома в обычных вещах увидеть сказку. Почему и в вашей сказке будет добро и зло, но победит доброта и искренность? (письменно, сочинение- миниатюра).

Урок № 22

Тема. Авторская оценка героев произведения.

Цель: помочь учащимся осознать суть произведения с точки зрения автора; раскрыть особенности построения сказки, научиться объяснять, в чем они заключаются; повторить и закрепить ранее полученные знания; воспитывать вечные духовные ценности: верность, сочувствие, умение прийти на помощь.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, выставка книг Андерсена, рисунки учащихся к сказке.

Тип урока: урок-практикум.


Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

1. Ученик:

Случайно на ноже карманном

Найти пылинку дальних стран,

И мир опять предстанет странным,

Окутанным в цветной туман.

Слово учителя:

- Мы постоянно постигаем мир. И в этом мире нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал отцу вопрос: «Что такое сказка?» Тот ему отвечал: « Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с волшебным, мудрым и справедливым миром сказки Андерсена « Снежная королева», но осознавать этот мир мы будем с точки зрения автора.

II. Проверка домашнего задания:

-Ребята читают сочинения- миниатюры о простых вещах, увиденных дома.

- Почему в них есть добро и зло, но побеждает доброта и искренность?

- Назовите главных героев своей сказки. Как вы к ним относитесь?

III. Работа над темой урока:

Мы много говорили о главных героях, но мало- о самом писателе и его видении характеров и поступков своих героев. Чтобы поговорить об этом, весь класс разделится на три команды. Каждая команда получает вопросы, обдумывает их и готовит интересные ответы, подтвержденные текстом сказки.

1.Задание первой команде:

- Поработайте с первой сказкой. Какое зло приносили людям осколки зеркала?

- Выразительно прочитайте отрывок из сказки, подтверждающий это.

- Что произошло с Каем после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз?

- Как вы думаете, встревожен ли его судьбой сам автор?

- Подтвердите это текстом сказки.

2. Задание второй команде.

-Поработайте с третьей сказкой. Почему автор сравнивает лицо Герды с розой?

- Выразительно прочитайте отрывок из сказки, подтверждающий это.

- Как автор относится к своей героине?

- Какое участие в развитии действия принимает природа?

- Почему автор заинтересован таким участием природы в жизни Герды?

3. Задание третьей команде:

- Поработайте с пятой сказкой. При новой встречей с героями маленькая разбойница говорит Каю: «Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?» Почему автор вложил эти слова в уста маленькой разбойницы?

-Выразительно прочитай отрывок из сказки, подтверждающий это.

- Поработайте с шестой сказкой. В чем автор увидел силу Герды?

- Подтвердите это текстом сказки.

-Выразительно прочитайте концовку сказки от слов « Кай и Герда вышли рука об руку из ледяных чертогов…». Какие чувства пробуждает у вас этот отрывок? Какие чувства в эти слова вкладывает автор?

IV. Учитель подводит итоги работы, выставляет оценки.

V Рефлексия

- Мнение автора совпадает…

- Мне интересно сегодня было узнать на уроке…

- Я обязательно расскажу о том , что…

VI. Домашнее задание:

1 Авторская оценка характеров героев сказки.

2.Составить рассказ о герое, который вам больше всего понравился.


Урок № 23

Тема. Путешествие по сказке Андерсена.

Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся; развитие умения работать в группах, творчески мыслить.

Оборудование: портрет Андерсена, выставка книг писателя, карточки- задания, рисунки учащихся к сказке, песня И Николаева « Маленькая страна»,

Тип урока: игра- путешествие.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

- Нет в мире человека, которому не было бы известно имя датского писателя- сказочника Андерсена. Мир сказок покоряет своей добротой и поэтичностью. К. Паустовский писал, передавая детские впечатления от знакомством с этим чудесным миром: «Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья».

II. Работа над темой урока

Сегодня нас ожидает сказочное путешествие в волшебную страну , придуманную Андерсеном. В игре участвуют две команды ( весь класс разделен на две команды, каждая придумывает себе сказочное название). Звучит песня И. Николаева.

Конкурс № 1 «Пропуск»

Учитель. Чтобы войти в сказку, нужно получить пропуск. Какое слово должен был сложить Кай по заданию Снежной королевы? Из карточек, которые лежат у вас, составьте это слово. Это и будет вашим пропуском.

Конкурс №2 « Реклама»

Учитель. Сказку вы знаете и любите. Но ни одно дело не обходится без рекламы. Каждая команда должна представить рекламу сказки «Снежная королева»

Конкурс № 3 «Викторина»

Учитель. Каждой команде по очереди задается вопрос. Если команда не отвечает, на вопрос может ответить команда соперников.

  1. Какие сказки начинаются так:

- В Китае, как ты знаешь, сам император и все его подданные - китайцы.

- Ну, начнем! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь.

- Шел солдат по дороге: раз- два! раз- два! Ранец за спиной, сабля на боку.

2. В какой сказке происходят события:

- в старом дупле ?

- в каморке на чердаке?

- на птичьем дворе?

3. Сказочное истолкование у Андерсена получают природные явления. Пусть каждая команда опишет долгий зимний вечер, когда бабушка рассказывает детям необыкновенные истории.

Конкурс №4 «Цветочная поляна»

Задание: собери букет из сказочных цветов. Найди в сказке описание цветника женщины, умевшей колдовать. Каких цветов не было в саду? Нарисуйте цветочную поляну (задание может быть опережающим). И мы приглашаем вас в картинную галерею.

Конкурс № 5 « Картинная галерея»

Учитель. От каждой команды приглашается один участник, который определит, к какому эпизоду сказки сделан рисунок, подобрать к 1-2 рисункам текст из сказки.

Конкурс № 6 «С мира по нотке»

Учитель. Кто из героев сказки мог бы спеть следующие песни (звучит музыка)

1 .Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

2. Примчись, лесной олень,

По моему хотенью,

Умчи меня, олень,

В свою страну оленью…

3. И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, эх три белых коня:

Декабрь, Январь и Февраль.

Конкурс № 7 «Театр одной сказки»

Учитель. А теперь мы увидим, как оживет сказка.

( каждая команда представляет сцену из сказки)

III. Итоги урока

Учитель. Наше путешествие по сказочной стране подошло к концу. Оно показало, что вы хорошо знаете сказку и можете, как Герда, справиться с любыми преградами. (Подведение итогов урока и объявление результатов). Хочется надеяться, что, прочитав эту сказку, вы станете добрее и мудрее.

IV. Домашнее задание:

  1. Подготовка к уроку развития речи. Выразительное чтение седьмой сказки и пересказ близко к тексту.


Урок № 24

Тема. Развитие речи. Обучение письменному изложению текста (фрагмента) с творческим заданием (от имени одного из персонажей).

Цель: формировать умение давать полный связный ответ по прочитанному тексту, четко формулировать свою мысль; отрабатывать умение работать с текстом: определять тему, основную мысль, озаглавить текст; формировать умение найти слова - повторы и местоимения, которые связывают предложения в тексте, использовать их в своем пересказе; обучать пересказу текста, после прочтения которого нужно высказать свое мнение и передать события от имени одного из героев.

Оборудование: учебник «Литература» авторы Е.Е.Бондарева, Г.В.Биткивская, иллюстрации к седьмой сказке «Что было в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

Тип урока: комбинированный.

Словарь: вольная, ничуть, ледяные буквы, чертоги, олениха, свирепые ветры, финка, Лапландия, герой литературного произведения, персонаж.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя:

Сегодня урок развития речи. Вы должны научиться излагать текст письменно, то есть писать изложение, но при этом нужно высказать свое мнение от имени понравившегося вам героя (далее учитель рассказывает, какие поставлены цели перед ребятами).

2.Работа над текстом изложения:

а) чтение текста (отрывок из седьмой сказки ) стр. 116- 117.от слов «Герда поцеловала Кая» и до слов « …и поехала их провожать».

б) озаглавьте текст, определите тему и основную мысль текста;

в) найдите в тексте слова-повторы, которые скрепляют предложения, местоимения, помогающие пересказать текст, с их помощью перескажите текст;

г) составьте план.

План

1.Герда нашла Кая.

2.Кай не боится Снежной королевы.

3.Мальчтк свободен.

4.Возвращение домой.

5.Встреча с друзьями.

От имени какого героя ты будешь пересказывать текст?

(далее пересказ текста от имени выбранного героя).

3. Пишут изложение.

4. Можно использовать при пересказе текста следующие синонимические ряды:

– Видеть, замечать, различать.

– Говорить, сообщать, высказывать.

– Думать, размышлять, раздумывать.

– Заглядеться, засмотреться, залюбоваться.

– Бояться, страшиться, пугаться, робеть.

– Радоваться, ликовать, торжествовать.

5. В конце урока можно, чтобы несколько человек прочли свои работы.

II. Домашнее задание.

1. Читать сказку С. Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».

2. Индивидуальные задания: биография писательницы (смотри план по биографии в уроке 13 ).


Урок № 25


Тема. Внеклассное чтение. С. Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».

Цель: познакомить учащихся с жизнью С. Лагерлеф; показать, какую роль в ее жизни сыграло чтение и книги; познакомить со сказкой, ее героями; обучать ребят умению анализировать текст, высказывать свою позицию; обучать умению определять художественные особенности сказки; учить умению обобщать изученный материал.

Оборудование: текст сказки, карта Европы, рисунки С. Набутовского, мультфильм «Заколдованный мальчик» ( Союзмультфильм, 1955 год),портрет писательницы.

Тип урока: урок-путешествие.

Словарь: Швеция, Скотт, Нильс Хольгерсон, гном, попутчик, гусь Мартин, деревушка Вестменхег, гусыня Акка Кебнекайсе, Лапландия, лис Смирре, белка Сирле, бельчонок Тирле, Глиммингенский замок, аист Эрменрих, филин Флимнеа, гора Кулаберг, медвежата Мурре и Брумме, орел Горго, птенец Юкси.


Ход урока


I .Актуализация опорных знаний.

Слово учителя:

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной сказкой.(далее ребята отвечают на вопросы с учетом опережающего домашнего задания).

- О какой сказке сегодня пойдет речь? Когда она была написана и где?( показать на карте Швецию).

- Назовите главных героев сказки.

II. Работа по теме урока.

(на доске записано: Сельма Лагерлеф (1858- 1940 годы), портрет.

1. Рассказ учителя по плану:

1. Сельма Лагерлеф - знаменитая шведская писательница, Лауреат Нобелевской премии по литературе(1909).

2. Семья, привитие интереса к чтению.

3.Годы учебы.

4.Учительница в маленьком городке.

5.Первый роман- первый успех.

6.Сказка «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции (1906-1907г.).

7.Нильс понял, в чем истинные человеческие ценности.

(по ходу рассказа учителя можно послушать подготовленные ответы учащихся).

2. Работа над текстом сказки (ответы на вопросы должны быть полными).

- Сколько лет было Нильсу Хольгерсону? Каким он был в начале сказки? Найдите это в тексте.

- Чем Нильс обидел гнома и как за это был наказан?

- Он стал крохотным человечком, что нового в окружающем мире он для себя открыл?

- Как Нильс попал в стаю диких гусей?

- Как Нильс заботился о гусе Мартине?

- Какая беда грозила замку Глиммингенскому, как Нильс его спас? В чем был секрет волшебной дудочки?

- В чем заключалось условие гнома для превращения Нильса в обычного мальчика?

3. Просмотр отрывка из мультфильма. Работа в группах.


Группа № 1

Группа №2.

1.Когда Нильс впервые проявил свою храбрость?

2.Почему звери отреклись от остаться в гусиной стае?

лиса Смирре? (найди в тексте приговор для Смирре.)

3.Чему научило Нильса его путешествие в гусиной стае?

4.Какими языковыми средствами автор создал мрачную картину замка?

5. Раскройте мастерство автора в изображении хитрости и коварства лиса Смирре.


  1. Почему Акка Кебнекайсе позволила Нильсу остаться в гусиной стае?

Доказать мудрость ее решения текстом.

  1. Как изменился мальчик?

  2. Почему гоном так долго не раскрывал Нильсу тайну своих чар?

  3. Какой момент сказки можно назвать кульминацией?

  4. Объясните роль эпитетов: каменные стены, узкие, как щели, оконца, мрачны, холодные залы, заброшенные покои.


Задание двум группам:

Составить карту путешествия Нильса и защитить ее.

III.Рефлексия

- Нильсу пошло на пользу…

- Испытания ленивым и жестоким детям необходимы для того, чтобы…

IV.Домашнее задание:

1 . Составить рассказ « Новые приключения Нильса».

2. Выразительно читать понравившиеся главы из сказки.

3. Проиллюстрировать сказку своими рисунками.


Урок 26

Тема: Тематическое оценивание №3. Контрольная работа по теме :» Творчество А.С.Пушкина и Х.К.Андерсена».