СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа на тему: "Развитие музыкального образного мышления".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образное мышление ребёнка, а точнее, степень его развития, очень влияет на достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции – это главное содержание почти любой музыки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа на тему: "Развитие музыкального образного мышления".»

МБУДО Вяземская ДШИ имени А.С.Даргомыжского
















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему: «Развитие музыкального образного мышления».



Подготовила преподаватель

первой категории Вяземской ДШИ

имени А.С. Даргомыжского

Курносова Е. А.













2016 год.



Содержание:

1. Как заинтересовать, увлечь ребёнка музыкой.

2. Связь мира искусства с личностным миром ребёнка.

3. Музыкальная грамотность.

4. Музыка и литература.

5. Музыка и изобразительное искусство.

6. Заключение.

7. Литература.



























Как заинтересовать, увлечь ребёнка музыкой.

Основной целью современного музыкального начального образования является нравственно-эстетическое воспитание и развитие личности ребенка. Все формы занятий с ним должны быть направлены на его духовное развитие и, прежде всего, воспитывать в нем духовную культуру. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании.

Начальное обучение детей музыке направлено на развитие музыкальных данных ребёнка. Именно в это время предопределяется успешность дальнейшего обучения, которое в большей степени зависит от наличия у ребёнка желания и интереса к занятиям. Если мы проанализируем путь развития музыкальных данных у ребёнка, то убедимся, что в основе лежит интерес, проявляемый к звукам. Но интерес возникает не к любому произвольному сочетанию звуков. Это сочетание должно вызывать у ребёнка либо эмоциональное переживание, либо образное представление, создающее то или иное настроение. Найти правильный тон, создать соответствующую атмосферу – это значит обеспечить успешное проведение урока. Разговаривать и рассуждать с учеником на равных., но не забывать, что ребёнку свойственно собственное мнение. Совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успеха. Потянув за эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны, мы создаём условия для ярких музыкальных впечатлений.

Занятия с учеником – это творческий процесс. Всё, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново, открывать, включая ребёнка в активную работу – это и есть основная задача проблемно- поискового метода.

Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Иногда мы недооцениваем способность ребёнка мыслить и понимать, и, желая подделаться под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально это чувствуют – это их отталкивает. И тогда бесцельно стараться пробудить в ребёнке интерес к тому, что вы предлагаете, так как внимание его поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего-либо другого.

Важно вызвать у ребёнка доверие к педагогу. С этого начинается авторитет педагога, необходимый для дальнейшей работы с ребёнком.

Образное мышление ребёнка, а точнее, степень его развития, очень влияет на достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции – это главное содержание почти любой музыки.

С первых уроков нужно объяснить ребёнку, что музыка – это язык. Представьте, пошёл ребёнок в школу, не зная букв, не умея писать, а ему говорят: «Напиши к завтрашнему дню сочинение на заданную тему». У ребёнка ужас в глазах – «я ничего не умею». На занятия музыкой он тоже приходит, ничего не зная, и началось – слух, ритм, память и много ещё «прекрасного». (Ноты!). А ему хочется сразу играть. Вот тут надо создать условия, чтобы он захотел узнать теоретические термины, чтобы он хотел развивать навыки, необходимые для владения инструментом, чтобы он вас услышал. Ведь слух – это умение слышать и осмысливать.

На первом уроке нужно обязательно посадить ребёнка за инструмент. Дать потрогать кнопочки, и объяснить, чем баян, аккордеон похож на организм человека. Мех – это лёгкие. Движение меха – это дыхание человека, а звучание кнопочек правой руки – голос, красивый и певучий.

Как естественнее ввести ученика в мир музыкальных образов? Наиболее эффективное решение этой проблемы связано с опорой на принцип игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии. Например, можно начать с пантомимы. Это занятие полезно и интересно детям в любом возрасте, особенно тем, у кого плохо с воображением. Поскольку музыка – искусство интонационно-ритмическое, то вне образа достичь желаемого результата, т. е. передать характер интерпретируемой музыки, невозможно. С первых дней в репертуаре ребёнка должны появиться упражнения и пьесы, связанные с конкретными образами. Программность и конкретная образность – характерная черта детских пьес, проступающая даже в тех случаях, когда программа не обозначена.

Для наглядности образного восприятия музыки можно, например, исполнить музыкальные сказки «Колобок», «Теремок». Для разгадывания образов привлечь ребёнка. Использовать различные штрихи, тембры, показать разнообразные ритмические рисунки и т.п. – учащийся знакомится с понятиями «лад», «метр», «ритм», «звуковысотность». Новую для ребёнка информацию рассказывать, играя на инструменте. Например, показать колобка, играя арпеджио в мажоре и миноре. Спросить у детей, какой колобок им больше нравится. Обычно выбирают мажорного колобка. То есть, призывать к совместному творчеству. Всё зависит от фантазии педагога.

Работа над художественным образом должна начинаться с первых же шагов музыки. Обучая ребёнка впервые нотной грамоте, педагог должен из только что усвоенных учеником знаков составить начертание какой-нибудь мелодии, по возможности уже знакомой (так удобнее согласовать слышимое с видимым – ухо с глазом), и научить его воспроизвести эту мелодию на инструменте.

Если ребёнок уже способен воспроизвести какую-либо мелодию, надо добиваться, чтобы это исполнение было выразительно, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше нужно добиваться от ребёнка, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, весёлую – весело, торжественную мелодию – торжественно и т. д. Довёл бы своё художественно-музыкальное намерение до ясности.

Связь мира искусства с личностным миром ребёнка.

Запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствовано. Поэтому так важно показать ученику связь мира искусства с его личностным миром, приобщая ребёнка к музыке на личностно-значимом для него материале.

Педагог не должен навязывать ученику какого-то однозначного программного соответствия, снижая полёт детской фантазии. Инициативу ребёнка пробуждают, как раз, образы и сравнения, найденные им самим в совместной работе с педагогом.

Что же происходит, если ребёнок играет не инструктивную пьесу, а настоящее художественное произведение? Во-первых, его эмоциональное состояние будет совсем иное, повышенное по сравнению с тем, какое бывает при разучивании сухих этюдов. Во-вторых, ему с гораздо большей лёгкостью можно будет внушить (потому что его собственное понимание будет идти этому внушению навстречу) каким звуком, в каком темпе, с какими нюансами, и, следовательно, какими «игровыми» приёмами надо будет исполнять заданное произведение, чтобы оно прозвучало ясно, осмысленно и выразительно, то есть - адекватно своему содержанию. Эта работа, работа ребёнка над музыкально-художественно-поэтическим произведением будет в зародышевой форме работой, которая характеризует занятия зрелого исполнителя-художника.

Большую роль в развитии музыкально- образного мышления играет слушание программной музыки, которое включает систему вопросов и заданий, помогающих раскрыть детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос может выражаться через сопоставление музыкальных сочинений между собой и через сопоставление музыкальных произведений других видов искусств. Важна направленность вопроса: нужно чтобы он заострял внимание ребёнка не на вычислении отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, реакциям, впечатлениям, проявляющимся в его душе под воздействием музыки.

Важно не только задавать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный, ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребёнка. И пусть в нём будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нём будет индивидуальность, личностная окрашенность – это и должен слышать и ценить учитель.

Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием.

Для художественно-образного развития ребёнка гораздо ценнее прийти к произведению как результату собственного творчества. Тогда всё образное содержание музыки, вся организация и последовательность музыкальной ткани становятся «пережитыми», отобранными самими детьми.

Те интонации, которые находят дети в процессе своего творчества, не следует обязательно «подгонять» как можно ближе к авторскому оригиналу. Важно попадание в настроение, в эмоционально-образную сферу произведения. Тогда на фоне прожитого детьми, созданного ими самими , и авторский оригинал становится одной из возможностей воплощения того или другого жизненного содержания, выраженного в данной музыкальной образности.

С этих позиций необходимо большое внимание уделять слову о музыке, оно должно быть ярким, образным, но предельно точным и тонким, чтобы не навязывать ребёнку своей трактовки произведения, умело направлять его восприятие, его воображение, его творческую фантазию к музыке, а не от неё.

Музыкальная грамотность.

Наряду с элементарной нотной грамотой есть нечто более важное – это музыкальная грамотность. Музыкальная грамотность – это, в сущности, музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения нотной грамоты. Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения. Любой вид искусства мыслит образами, а образ по своей художественной природе целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Музыкальное искусство имеет свои законы движения ритма, гармонии, формы и т. д. Осваивая эти законы, ученик часто идет от частного к общему. Необходимо выстроить учебный процесс не от конкретного к общему, а наоборот. Особенно большое значение образность играет в детском музыкальном творчестве на ранних этапах, когда у ребенка происходит формирование основных навыков исполнительства – посадки, постановки рук, звукоизвлечения. Именно через раскрытие того или иного образа учащийся способен добиться правильного исполнения штрихов, прикосновения к клавиатуре, поэтому в обучении ребенка необходим учебный материал, в котором технические задачи находились бы в сочетание с образностью. Такое средство дает поразительные результаты в приобретении учащимися необходимых технических навыков.

В отношении практического познания юным музыкантам технических приемов, роли ритма, тембра, лада и т. д. также трудно переоценить значение художественного образа. Например, на простом примере упр. «Паровоз», ребенку даются сразу несколько понятий: длительности нот, паузы, их взаимосвязь. Он знакомится с изобразительными интонациями в музыке, одновременно с этим дается понятие музыки как временного искусства, в отличие от других видов искусств, с которыми следует провести параллель. Пьесы с программным содержанием играют значительную роль и в развитии тембро-динамического слуха. Метафора, ассоциация образа способствует развитию слухового воображения.

Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте только в случае, если соблюдены, по крайней мере, три основных условия.1. Когда исполнитель осознаёт строение фразы (деление на мотивы), её динамику (начало, подъём, кульминацию, спад) независимо от инструмента; 2) владеет средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить своё художественное намерение; 3) умеет слушать себя, своё исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки. Эти конкретные сведения необходимы любому исполнителю. Ученик должен определить (вначале с помощью педагога) форму того сочинения, которое разучивает, твёрдо знать тональность пьесы, количество и названия знаков при ключе и т.д.

Музыка и литература.

Литература и музыка, слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое.

Образное мышление ребёнка, а точнее, степень его развития, очень влияет на достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции – это главное содержание почти любой музыки.

А для этого крайне важно, чтобы он для начала эти образы в музыке услышал. Но у детей того возраста, в котором начинают обучение музыке, ещё не развито абстрактное мышление, поэтому звучащая музыка не всегда вызывает у них ассоциативный ряд образов, близких к тем, с которыми они уже знакомы из своей детской жизни.

В связи с этим чрезвычайно важно подтолкнуть ребёнка к сознательному налаживанию мостов между эмоциональным содержанием музыки, которую он играет и теми образами, эмоциями, впечатлениями, которые он получает из своего жизненного опыта и от соприкосновения с другими, смежными видами искусств.

Одним из таких смежных и очень близких музыке видов искусств является литература. Особенно, если речь идёт о литературно-поэтическом декламировании. В музыке есть термины: «предложение», «фраза». Ещё мы используем понятия: «знаки препинания», «цезуры». Но самое главное, что роднит музыку с выразительной речью и что является одной из главных основ выразительного исполнения музыки – это интонация.

Смысл литературного произведения выражается словами, поэтому ребёнку несложно понять содержание текста. В музыке же это содержание проявляется гораздо более абстрактно, оно скрыто за звучащими символами и для того, чтобы понять смысл, нужно знать расшифровку этих символов.

Выразительное интонирование – один из главных символов, которыми передаётся эмоциональный контекст в музыке. Откуда же пришли в музыку эти интонационные символы и почему они более-менее одинаковы у всех народов (что как раз делает музыкальный язык универсальным)? Причина здесь в том, что пришли они из нашей разговорной речи, точнее, из интонаций, которые сопровождают выразительную речь. Соответственно, чтобы ребёнок научился слышать эти интонации в музыке, надо сначала научить его слышать их в обычной человеческой речи.

Поскольку музыка – язык эмоций, то и речь, с которой «снимаются», копируются интонации, должна быть обязательно эмоциональной. Таким образом, для того, чтобы игра музыканта была выразительной, он должен научиться выразительной, эмоциональной декламации.

. Если ребёнок умеет произносить слова эмоционально, с выразительной интонацией, то привнести эту интонацию в музыку будет намного проще, да и сам смысл музыки станет значительно ближе и понятнее.

Многие народные сказки включают в себя пе­ние персонажей (например, русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.).

Каждый сказочный герой имеет свой музыкальный образ, который складывается из определённого ритма, высотности звука, штрихов, определяющих его характер.

Музыка и изобразительное искусство.

Работая над музыкально-образным мышлением, мы нередко обращаемся к изобразительному искусству. Это происходит при работе над программными произведениями.

Изучая обширную область программной музыки, мы встречаем в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только названия, навеянные литературными образами – такие, как, например «Шахерезада» Н.Римского-Корсакова, «Пер Гюнт» Э.Грига или «Метель» Г.Свиридова. В музыке, оказывается, давно существуют симфонические картины, фрески и эстампы. Названия музыкальных произведений отражают вдохновившие их образы – «Лес» и «Море», «Облака» и «Туманы». А также «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок», «Римские фонтаны».

Что же связывает музыку и изобразительное искусство? В первую очередь – динамика, распределение уровней громкости. Эти уровни получили в музыке названия оттенков или нюансов – а ведь это определение из области живописи! Контрасту цветов в живописи можно уподобить контраст мажорного и минорного ладов в музыке, который соответствует настроению. Контраст регистров, создающий более «тёмное» и более «светлое» звучание.

Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала и музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы.

Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Работая с учащимися над программными произведениями, мы обращаемся к зрительному восприятию исполняемого образа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Перед всеми педагогами - музыкантами стоит сложная задача: воспитание навыков качественной игры и законченности воплощения художественного замысла у учащихся. Одним из залогов плодотворности преподавательской деятельности является тесный контакт педагога с учеником. Их взаимопонимание основано на творческом интересе к познанию музыки. Интерес должен постоянно поддерживаться за счет расширения учебно-педагогического репертуара, с более сложными в жанрово - стилистическом и фактурном отношениях произведениями. Тщательный исполнительско-педагогический анализ способов изучения этих произведений раскрывает специфику их освоения учащимися.

Литература:

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Музыка, М. 1991

2.Крюкова В. Музыкальная педагогика. Музыка, М., 1989

3.Фейнберг С. Пианизм как искусство. Феникс. 2003.

4.А.Соболева, А.Потанина «Поселите в доме музыку» Москва.2005г.