СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИТК для практического занятия по МДК 01.02 "Психология социально-правовой деятельности" по специальности 40.01.02 Право социального обеспечения

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Инструкционно – технологическая карта № 6

На выполнения практической работы

Для студентов 3 курса по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»



МДК 01.02. «Психология социально-правовой деятельности»

Тема: «Психология и возраст»

Наименование работы: «Изучение методик определения возраста».

Цель занятия: закрепление знаний о возрастных изменениях.

Приобретаемые умения и навыки: умения анализировать, правильно трактовать методы исследования возрастных изменений.

Норма времени: 2 часов.

Оснащение рабочего места: ИТК, раздаточный материал

Правила техники безопасности: Соблюдать правила поведения, работать авторучкой согласно ее предназначению, не использовать не по назначению.

Литература: Конспект лекций



п/п

Содержание работы и последовательность выполнения операций

Применяемое оборудование

Инструкционные указания и технические требования.

Норма

времени

1

Определить состояние связок и сухожилий

тест

Позвоночник  защищает спинной мозг от повреждений. Позвоночный столб как единая анатомо-физиологическая конструкция удерживается с помощью связок и мышц. В спинном мозге находятся многие центры вегетативной нервной системы от которых отходят спинно-мозговые нервы, по каналам которых осуществляются сложные рефлекторные функции.  
Ухудшение гибкости и подвижности позвоночника может привести к нарушению эффективности нервно-регуляторных процессов и ухудшению работы некоторых органов и систем организма человека.

Этот тест позволяет определить состояние связок и сухожилий позвоночника.

Стоя, наклонитесь вперед, можно согнуть колени. Куда вы дотянулись ладонями?

  • Положили ладони на пол – вашим связкам 20 лет;

  • Коснулись пола только пальцами, ладонями не дотянулись – 30 лет;

  • Дотянулись ладонями до щиколоток – 40 лет;

  • Положили ладони ниже колен – 50 лет;

  • Коснулись колен – 60 лет;

  • Не дотянулись до колен – 70 и старше.

Другой способ состоит в подсчете количества наклонов вперед, которые вы сможете сделать в течение минуты.

  • Более 50 движений соответствует возрасту 20 лет;

  • от 35 до 49 раз в минуту наклоняется 30-летний,

  • от 30 до 34 раз – 40-летний,

  • от 25 до 29 – 50-летний человек.

  • Возрасту старше 60 лет соответствуют не более 24 наклонов в минуту.

90 минут

2

Определить скорость реакции


Тест

Линейка

Для проведения теста необходимо работать в паре. Взять линейку длиной 50 см и держать ее вертикально за конец, соответствующий нулевой отметке. Вам следует поместить руку на 10 см ниже другого конца линейки.

Помощник должен внезапно отпустить линейку, а вы – поймать ее в момент падения, зажав между большим и указательным пальцами.

Скорость реакции измеряется по тем делениям, на которых окажутся ваши пальцы. В данном случае таблица возрастного соответствия выглядит так:

  • 20 см – 20 лет;

  • 25 см – 30 лет;

  • 35 см – 40 лет;

  • 45 см – 60 лет.

Данный тест позволяет определить  время простой двигательной реакции и длительность проведения нервного возбуждения. Показатель времени этого рефлекса служит важным показателем функционального состояния нервных центров человека.

3

Определить состояние вестибулярного аппарата


Работа в парах. Разуйтесь, закройте глаза, встаньте на одну ногу, вторую ступню упритесь в голень опорной ноги. Помощник засекает на часах, сколько вы можете так простоять.

  • 30 секунд и больше – вам 20 лет;

  •  25 секунд – 30 лет;

  •  20 секунд – 40 лет;

  • 15 секунд – 50 лет;

  •  10 и менее секунд – 60 лет.

  • Вообще не можете стоять – 70 и старше.

Далее попробуйте постоять так. Вы должны закрыть глаза и постараться устоять на одной ноге (вторая нога поднята на 10 см от пола).


4

Определить состояние легких

тест

Существует и тест, определяющий биологический возраст по частоте дыхания. Для этого необходимо подсчитать, сколько циклов, состоящих из глубокого вдоха и полного выдоха вы способны сделать в минуту. Возрастное соответствие таково:

  • 20 лет – 40-45 циклов;

  • 30 лет – 35-39 циклов;

  • 40 лет – 30-34 цикла;

  • 50 лет – 20-29 циклов;

  • 60 лет – 15-19 циклов.


5

Определить состояние суставов

тест

Заведите обе руки за спину: одну снизу, вторую через плечо. Попытайтесь на уровне лопаток соединить пальцы рук. Что получилось?

  • Легко сцепили пальцы в «замок» – вашим суставам 20 лет;

  • Пальцы соприкоснулись, но сцепить не вышло – 30 лет;

  • Ладони близко, но пальцы не касаются – 40 лет;

  • Ладони за спиной, но довольно далеко друг от друга – 50 лет;

  • Еле-еле завели ладони за спину – 60 лет;

  • Не получается завести за спину обе руки – 70 лет.


6

Определить силу мышц

тест

Ложитесь на твердую поверхности на спину согните ноги в коленях и делайте такое упражнение: поднимайте плечи и лопатки. Поясница остается прижатой. Руки заложите за голову или скрестите на груди. Сколько раз вам это удалось сделать?

  • 40 раз – судя по силе, вам 20 лет;

  • 35 раз – 30 лет;

  • 28 раз – 40 лет;

  • 23 раза – 50 лет;

  • 15 раз – 60 лет.

  • Менее 12 раз – старше 65 лет.


7

Контроль пульса до и после физической нагрузки

тест

Сосчитайте свой пульс. Затем приседайте 30 раз в быстром темпе.
Опять замерьте пульс. По степени повышения пульса можно судить о своем биологическом возрасте:

Если пульс повысился на:

  • 0— 10 единиц — возраст соответствует 20 годам;

  • 10—20 единиц — возраст соответствует 30 годам;

  • 20—30 единиц — возраст соответствует 40 годам;

  • 30—40 единиц — возраст соответствует 50 годам;

  • более чем 40 единиц или же человек вообще не смог выполнить упражнение до конца — возраст соответствует 60 годам и старше.

Измерить пульс можно путем пальпации сонной или лучевой артерии.  Пальпация лучевой артерии осуществляется при надавливании указательного и среднего пальца одной руки на внутреннюю сторону запястья другой.

Сонную артерию находят, приложил указательный палец к шее на середине линии, соединяющей нижнюю челюсть и середину ключицы.

Определяется число ударов сердца в минуту (считая количество ударов за 60 с).


8

Определить состояние кожи и периферических сосудов

тест

Захватите большим и указательным пальцами участок кожи на тыльной стороне ладони, сожмите на 5 секунд и отпустите. На коже появится белое пятно. Заметьте время, в течение которого оно исчезнет.

  • До 5 секунд – вашей коже 20 лет;

  • 6–8 секунд – 30 лет;

  • 9–12 секунд – 40 лет;

  • 13–15 секунд – 50 лет;

  • 16–19 секунд – 60 лет.

  • Более 19 секунд – 70 и старше.


9

Определить состояние центральной нервной системы

тест

возьмите ручку и колпачком постарайтесь быстро, не отвлекаясь, последовательно прикоснуться к клеткам в порядке возрастания чисел (с первой по двадцать пятую).

  • Если ваш возраст соответствует 20 годам, на это должно уйти не более 35 секунд.

  • Тридцатилетний человек покажет результат от 36 до 40 секунд,

  • 40-летний уложится в 41-50 секунд,

  • 50-летний потратит около 60 секунд.






Чтобы узнать окончательный результат, необходимо найти среднее арифметическое измеренных параметров: сложить все свои результаты и разделить на 10. Эта цифра и будет биологическим возрастом.


10

Определите ваш психологический возраст

тест

Тест позволяет оценить возраст как фактическое состояние психики, который часто отличается от паспортного
Вам будет предложено 10 вопросов и 5 вариантов ответов на каждый под буквами «а», «б», «в», «г» и «д». Выберите наиболее подходящий вам вариант.

1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете
а) побежите, чтобы успеть; б) будете идти как можно быстрее
в) будете идти немного быстрее, чем обычно; г) будете идти, как и шли
д) посмотрите, не идет ли следующий автобус, а потом решите, что делать.

2. Ваше отношение к моде
а) признаете и стараетесь соответствовать ей; б) признаете то, что вам подходит
в) не признаете современных экстравагантных моделей; г) не признаете современной моды вообще
д) признаете и отвергаете, смотря по настроению.

3. В свободное время вы охотнее всего
а) проводите время с приятелями; б) смотрите телевизор
в) читаете художественную литературу; г) разгадываете кроссворды
д) занимаетесь чем угодно.

4. На ваших глазах совершается явная несправедливость. Ваши действия
а) сразу постараетесь восстановить справедливость всеми доступными средствами; б) встанете на сторону пострадавшего и постараетесь ему помочь
в) постараетесь восстановить справедливость в рамках закона; г) осудите про себя несправедливость и продолжите свои дела
д) вмешаетесь в обсуждение, не высказывая своего мнения.

5. Когда вы слушаете современную молодежную музыку, то
а) приходите в восторг; б) думаете, что и этим нужно «переболеть»
в) раздражаетесь и выражаете протест; г) не признаете этот шум и грохот
д) считаете, что на вкус и цвет товарищей нет.

6. Вы находитесь в дружеской компании. Что для вас наиболее важно
а) возможность продемонстрировать свои способности
б) сделать так, чтобы люди вас не забыли; в) соблюсти приличия
г) не выделяться; д) вести себя в соответствии с нормами, принятыми в этой компании.

7. Какая работа вам нравится
а) содержащая элементы неожиданности и риска; б) разная, но не монотонная
в) такая, где можно использовать свой опыт и знания; г) нетрудная
д) смотря по настроению.

8. Насколько вы предусмотрительны
а) склонны приниматься за дела, не раздумывая; б) предпочитаете сначала действовать, а уже потом рассуждать
в) предпочитаете не участвовать в делах, пока не выяснены хотя бы основные их последствия; г) предпочитаете участвовать только в таких делах, где гарантирован успех
д) относитесь к делам в зависимости от ситуации.

9. Доверчивы ли вы
а) доверяете некоторым людям; б) доверяете многим людям
в) не доверяете многим; г) не доверяете никому
д) все зависит от того, с кем имеете дело.

10. Какое настроение для вас характерно
а) преобладает оптимистическое; б) часто оптимистическое
в) часто пессимистическое; г) преобладает пессимистическое
д) в зависимости от обстоятельств

Подсчитайте отдельно количество положительных ответов по каждой позиции от «б» до «д». Затем найдите общую сумму по формуле Т = 2 (б + 3в + 4 г + 2д). Полученная цифра – ваш психологический возраст. Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке. Для тех, кто занимается творческой деятельностью, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный. А если после 30 лет он отстанет, то это будет значить, что вы в хорошей форме, свободны от стереотипов и ваши возможности далеко не исчерпаны. Когда ваш психологический возраст идет немного впереди, тоже неплохо: значит, вы успешно справитесь со стандартными действиями, требующими четкости и пунктуальности.


Задание для отчёта.

Предоставить с выполненные задания в тетрадях для практических работ.

Контрольные вопросы.

  1. Дайте характеристику периодов психологического развития?

  2. Юношеский период и условия его развития.

  3. Период зрелости стадии и кризисы.