Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский – на – Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В. В. Орехова»
(КГБ ПОУ КСМТ)
Орфография и ИКТ
Методическая разработка бинарного урока по информатике и русскому языку
Авторы:
Лобанова Дарья Сергеевна,
преподаватель русского языка и литературы
Дёмышева Надежда Евгеньевна,
преподаватель информатики
г. Комсомольск – на – Амуре, 2017
Методическая разработка бинарного урока по информатике и русскому языку «Орфография и ИКТ»
Авторы:
Лобанова Дарья Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы Комсомольского – на – Амуре судомеханического техникума имени Героя Советского Союза В.В. Орехова;
Дёмышева Надежда Евгеньевна, преподаватель информатики Комсомольского – на – Амуре судомеханического техникума имени Героя Советского Союза В.В. Орехова
Рассмотрено и утверждено на заседании методического совета КСМТ
«23.01.2017 г. (Преподаватели пишут на заседании ПЦК Председатель ПЦК)
Председатель методического совета: В.Б. Кондрашина, заведующая методическим отделом КСМТ
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка представляет собой бинарный урок по теме «Орфография и ИКТ», целью которого является необходимость знаний правил орфографии, а также использование этих знаний с помощью компьютера.
На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которая способствует закреплению у обучающихся нового материала русскому языку и по информатике. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельную деятельность и интерес обучающихся через сотрудничество преподавателей и детей.
В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности учеников: фронтальная беседа, опрос, самостоятельная работа, практическая работа.
На уроке используется необходимое техническое оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедиа проектор, экран.
Методическая разработка может быть интересна как начинающим преподавателям, так и преподавателям со стажем.
Работа состоит из следующих частей:
аннотации, в которой сформулирована проблема, которой посвящена работа;
пояснительной записки, раскрывающей актуальность данной работы;
технологической карты урока;
заключении, в котором подводятся предварительные итоги использования данной разработки на практике.
Адрес КСМТ: 6810000 г. Комсомольск – на –Амуре, ул. Аллея Труда,10, т. 59-29-79 ; Комсомольское шоссе, 26, т. 543445.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день каждый человек всё чаще использует компьютер в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, поэтому необходимо показать актуальность использования знаний по русскому языку с помощью компьютерных технологий и через интернет – ресурсы.
Учебное занятие представлено в бинарной форме проведения, оно посвящено актуальным проблемам сегодняшнего дня: умению и навыкам трудоустройства выпускников с применением знаний информационных технологий, знаний русского языка, умению грамотно писать. Особенность данного учебного занятия состоит в том, что оно проводится с помощью мультимедийных средств и ИКТ – технологий.
Исходя из вышесказанного, цель методической разработки: на примере учебного занятия показать необходимость знания русского языка и информатики в профессиональной деятельности через активные формы обучения.
Соответственно, задачами методической разработки являются:
Показать методы и формы обучения обучающихся при проведении бинарного учебного занятия;
Показать практическое применение разработанного материала.
Методы проведения: эвристическая беседа с элементами проблемного обучения, самостоятельная работа обучающихся, фронтальная беседа, опрос, практическая работа, самоконтроль, контроль компьютера, контроль преподавателя, наглядность, использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийная презентация).
Работа состоит из следующих частей:
-аннотации, в которой автор говорит о преимуществах проведения бинарных уроков;
-пояснительной записки, раскрывающей актуальность выбранной темы;
-основной части - технологической карты урока;
-заключительной части, подводящей итоги использования бинарных уроков.
-списка использованной литературы;
-приложений (раздаточный материал для проведения урока и рефлексии).
Организационные параметры:
занятие проводится в рамках повторения тем по русскому языку (Орфография и морфология) и информатике (Работа в Microsoft Word 2003, Excel 2003, с образовательными информационными ресурсами в сети Интернет). Рекомендуемое время занятия – 45 минут. Количество обучающихся – от 10 до 15.
Требования к материальному обеспечению:
оборудование – мультимедиа-проектор, персональный компьютер, экран, карточка обучающегося – лист контроля.
Практическое применение:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Наименование учебной дисциплины: «Информатика и ИКТ», «Русский язык».
Тема урока: «Орфография и ИКТ»
Преподаватель: Дёмышева Н.Е., Лобанова Д.С.
Вид урока: повторение пройденного материала
Методы обучения: фронтальная беседа, опрос, самостоятельная работа, практическая работа
Форма организации: урок - семинар
Цель урока: повторить, закрепить основные разделы орфографии, отработать навыки работы с ИКТ, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Задачи:
закрепить знания разделов орфографии;
научиться видеть свои ошибки, развивать орфографическую зоркость;
повторить и закрепить навыки работы в Microsoft Word;
приобрести навыки работы в Microsoft Excel;
научиться использовать интернет – ресурсы для поиска нужной информации;
Формируемые компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
Учебно–методическое оснащение урока: компьютеры, интерактивная доска, мультимедиа проектор, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 этап Организационный момент | Приветствие обучающихся: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведём бинарный урок по информатике и русскому языку, сегодня каждый из нас всё чаще использует компьютер в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, поэтому мы хотим показать актуальность использования знаний по русскому языку с помощью компьютерных технологий и через интернет – ресурсы. | Приветствие преподавателей. |
2 этап Определение темы урока | Оказание помощи в формулировке темы занятия обучающимся, вводными вопросами. - Вы учитесь на операторов связи, а знаете ли вы, какие требования предъявляют к современному оператору связи? Объявление темы урока: «ИКТ и орфография» | Формулировка темы занятия. Ответ на поставленные вопросы Примерный ответ: Требования к современному оператору связи очень высокие: это и прекрасное знание компьютера, и русского языка, умение работать с людьми, обработка информации. Впрочем, и награда за овладение этой непростой, во многом творческой, требующей быстрой реакции и остроты ума профессии тоже немалая – профессия, которая всегда будет в первой десятке самых востребованных в мире. |
3 этап Постановка целей и задач | Организация в обсуждении предложенной ситуации. Цель урока: показать необходимость знания русского языка и информатики в профессиональной деятельности через активные формы обучения. Перед нами стоят задачи: -закрепить знания раздела орфографии с помощью навыков работы на компьютере; -развивать умение самостоятельного поиска информации для дальнейшего использования; -развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать, сравнивать и развивать письменную речь обучающихся; -способствовать социализации и успешности в будущей профессии. Обучающимся выдается «Лист контроля» (Приложение 1) | Анализ ситуации, формулировка цели и задач урока. Ознакомление с «Листом самоконтроля». |
4 этап Обобщение и систематизация знаний | Организация фронтального опроса по темам компьютерных технологий и русского языка. Повторение темы «Орфографии» с помощью фронтального опроса. | Закрепление ранее полученные знания по русскому языку и информатике Обучающиеся повторяют правила написания слов, раздела «Орфографии» (обучающиеся должны заполнить схему, предложенную на слайде) |
5 этап Применение знаний и умений в заданиях | Задание №1. Повторение правил написания слов: дано задание на написание слов в тексте и форматирование данного текста в программе Microsoft Word (Приложение 2). Предоставляется правильно сделанные задания, ответы на слайде. Каждый обучающийся выставляет себе оценку в «Лист контроля», графа самоконтроль. Задание №2. Организуется самостоятельная работу обучающихся через использование интернет - ресурса обучающиеся выполняют тест с помощью онлайн-словаря. (словарь Ожегова) (Приложение 3). Каждый обучающийся выставляет себе оценку в «Лист контроля», графа контроль компьютера. Задание №3. Обучающиеся делятся на 2 группы. Первая группа исправляет ошибки документа «Расписка обязательство» в письменном виде под контролем преподавателя русского языка. Вторая группа исправляет ошибки документа «Расписка обязательство» в электронном виде с помощью программы Microsoft Word (Сервис-Орфография) под контролем преподавателя информатики. Предоставляется образец правильного заполнения описи. (Приложение 4). Преподаватель выставляет оценки обучающимся в «Лист контроля», графа оценка преподавателя. | Выполнение заданий. Заполняется «Лист контроля». Отвечают на вопросы теста с использованием интернета Заполняют описи |
6 этап Подведение итогов урока | Анализ оценок, поставленных в течение урока на «Лист контроля», методом опроса. Возвращение к целям урока, организуется посредством вопросов подтверждение цели. | Анализ и оценка результата деятельности на занятии. |
7 этап Рефлексия | Выявление отношения обучающихся к пройденному уроку с помощью заполнения карточек для рефлексии с применением магнитов. (Приложение 5). | Выражение своего мнение о пройденном уроке. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение бинарных уроков позволяет сформировать большой интерес к дисциплинам и способствует развитию творческих возможностей обучающихся. В процессе подготовки такого занятия повторяется большой объём изученного материала.
Бинарность заданий из разных дисциплин даёт возможность представить себя в рабочей атмосфере. Разнообразие заданий делает урок насыщенным. Как показала практика, на таких занятиях неактивные обучающиеся, неуверенные в своих знаниях, включатся в работу сразу и эффект бывает положительным. На уроке обучающиеся в основном работают индивидуально с компьютером, это позволит им сделать вывод, что с использованием ИКТ работа происходит успешнее, нежели в письменном виде.
Данная разработка позволила решить следующие проблемы:
СМ. ВЫШЕ)))
уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности. Структура интегрированных уроков - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока, большая информативная емкость материала.
В ходе данного урока, обучающиеся повторят следующие темы:
основы работы в Microsoft Word;
основы работы Microsoft Excel;
раздел «Орфография»;
применение словаря Ожегова через интернет – ресурсы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ссылки
Интеллектуальные системы [http://elar.urfu.ru/]
Информационные технологии: [http://padaread.com/]
Методика преподавания бинарного урока, статья: [http://www.studfiles.ru/]
Методика преподавания бинарного урока: [http://otherreferats.allbest.ru/]
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: [http://iknigi.net/]
Профессиональная деятельность «Оператора почтовой связи»: [http://worktips.ru/]
Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы: [http://nmsovet.ru/]
Словарь Ожегова: [http://slovarozhegova.ru/]
Книги
БалушТ.В., Русский язык. Экспресс-курс по орфографии и пунктуации 2015
Белова Е.А., Русский язык, Орфографический тренинг, 7-9 класс, 2015
ГольцоваН.Г., И.В. Шамшин, М.А.Мищерина, Базовый уровень: Русский язык 10-11 классы Изд. Русское слово, 2014
Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А., Информационные технологии, 2014
МатекинаЭ. И., Непроверяемые гласные в корне, Прописи-правила, 2016
Семакин И.Г., Информатика, 10-11 класс, Программа для старшей школы, Базовый уровень, 2015
Цветкова М.С., Великович Л.С., Информатика и ИКТ начальное и среднее профессиональное образование , 2012
Приложение 1

Рис. 1 Лист контроля
Приложение 2

Рис. 2 Задание №2
Приложение 3

Рис. 3 Задание №3

Рис. 4 Онлайн-словарь Ожегова
Приложение 4

Рис. 5 Задание №3
Приложение 5
Мне понравилось, но не всё… |
|
Не понравилось, было скучно |
|