СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема здоровья медицинских работников на сегодняшний день, приобретает все большую биологическую и социальную значимость. Профессиональные заболевания приводят к инвалидизации и преждевременному уходу из жизни специалистов здравоохранения. Статистика не утешительна! Каждый год 80 тыс. медицинских работников среднего звена травмируют спину, 3,6 тыс. (почти 5%) вынуждены уходить на пенсию из-за полученных травм, что составляет приблизительно 10 человек ежедневно. Каждая четвертая медсестра регулярно испытывает сильную боль в спине и вынуждена брать больничный лист.
Здоровье медсестры оказывает огромное влияние не только на качество ее жизни, но и на качество предоставляемых ею медицинских услугнаселению.
Занятие позволит обучить студентов принципам сохранения здоровья медицинского работника нарабочем месте, научит справляться с физической нагрузкой, связанной с перемещением тяжестей, без ущерба собственному здоровью.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)
Медицинский колледж (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ 04 Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала
ТЕМА: «Биомеханика тела при поднятии тяжестей»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 1, семестр: 1
Количество часов: 6
Преподаватель:
Лаврова Елена Александровна
Рассмотрена на заседании ЦМК
клинических дисциплин №1
Протокол № ___
«___» __________ 2015 г.
Председатель ____________ Лаврова Е. А.
Г. Симферополь, 2015 – 2016 уч.год.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ 3
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ 4
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ 6
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 6
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 6
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ 11
ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 22
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 28
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ 28
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 28
ИНСТРУКЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 32
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 33
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 36
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 37
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 38
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 39
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 40
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 41
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 43
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 44
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 46
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 47
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 49
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 51
ПРИЛОЖЕНИЕ №15 53
ПРИЛОЖЕНИЕ №16 60
ПРИЛОЖЕНИЕ №17 61
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Проблема здоровья медицинских работников на сегодняшний день, приобретает все большую биологическую и социальную значимость. Профессиональные заболевания приводят к инвалидизации и преждевременному уходу из жизни специалистов здравоохранения. Статистика не утешительна! Каждый год 80 тыс. медицинских работников среднего звена травмируют спину, 3,6 тыс. (почти 5%) вынуждены уходить на пенсию из-за полученных травм, что составляет приблизительно 10 человек ежедневно. Каждая четвертая медсестра регулярно испытывает сильную боль в спине и вынуждена брать больничный лист.
Здоровье медсестры оказывает огромное влияние не только на качество ее жизни, но и на качество предоставляемых ею медицинских услугнаселению.
Занятие позволит обучить студентов принципам сохранения здоровья медицинского работника нарабочем месте, научит справляться с физической нагрузкой, связанной с перемещением тяжестей, без ущерба собственному здоровью.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
УЧЕБНАЯ: Сформировать у студентов представление о медицинской эргономике и биомеханике, как обязательной составляющей их профессиональной деятельности
ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ:
применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики
соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур
УМЕТЬ:
Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности;
Оценивать возможные профессиональные вредности, связанные с физическими перегрузками при перемещении пациента;
Соблюдать правила биомеханики тела и эргономики при поднятии тяжестей, перемещении пациента.
Использовать в работе вспомогательные средства и средства малой механизации.
ЗНАТЬ:
Понятие «биомеханика тела», «эргономика»;
Причины, приводящие к травме спины и позвоночника сестринского персонала;
Факторы, негативно влияющее на здоровье медицинской сестры (производственные нагрузки, токсическое действие фармацевтических препаратов, дезинфектантов, облучение);
Правила биомеханики тела медицинского персонала при поднятии тяжестей, при перемещении пациента;
Меры профилактики неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье медицинского персонала;
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами условиях учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринского процесса.
Оформлять медицинскую документацию.
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Формирование познавательных потребностей и интересов к избранной профессии, воспитывать ответственность, добросовестность при выполнении профессиональных обязанностей среднего медработника.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: Формирование навыков самообразования и самореализации личности, развивать самостоятельность и коммуникабельность.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Использование контрольно-оценочных средств для проверки результатов освоения умений и знаний на конечном этапе практического занятия.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: КДП
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Тип занятия: практическое занятие
Вид занятия: урок формирования, контроля и корректирования знаний, умений и навыков.
Методы обучения:
Словесные:
Беседа
Рассказ
Наглядные:
Метод иллюстрации
Метод демонстрации
Видеометод
Практические:
Метод упражнений
Метод практических работ
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:
Дисциплины | Знать | Уметь |
Обеспечивающие: | ||
Анатомия, физиология, | Анатомо-физиологические особенности строения опорно-двигательного аппарата | Топографически распознавать строение опорно-двигательного аппарата |
Латинский язык | Латинские названия органов и систем | Применять латинские названия органов для обозначения медицинских манипуляций |
Обеспечиваемые: | ||
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах | 1. Понятие «биомеханика тела», «эргономика»; 2. Причины, приводящие к травме спины и позвоночника сестринского персонала; 3. Факторы, негативно влияющее на здоровье медицинской сестры (производственные нагрузки, токсическое действие фармацевтических препаратов, дезинфектантов, облучение); 4. Правила биомеханики тела медицинского персонала при поднятии тяжестей, при перемещении пациента; 5. Меры профилактики неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье медицинского персонала; | 1. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности; 2. Оценивать возможные профессиональные вредности, связанные с физическими перегрузками при перемещении пациента; 3. Соблюдать правила биомеханики тела и эргономики при поднятии тяжестей, перемещении пациента. 4. Использовать в работе вспомогательные средства и средства малой механизации.
|
Внутри предметная: | ||
Обеспечивающие: МДК 04.02 Основные правила перемещения пациента одним, двумя и более лицами в кровати | 1. Понятие лечебно-охранительного режима ЛПУ, его элементы; 2. Виды положения пациента в постели (активное, пассивное, вынужденное); 3. Правила пользования функциональной кроватью; 4. Правила перемещения пациента в кровати в положение лежа на боку, на животе, к изголовью кровати одним, двумя и более лицами; Правила перемещение пациента в кровати в положение Симса, Фаулера одним, двумя и более лицами;
| 1. Поддерживать лечебно-охранительный режим в ЛПУ; 2. Применять правила биомеханики тела при перемещении пациента в постели; 3. Перемещать пациента в кровати в положение на боку, животе, к изголовью кровати одним, двумя и более лицами; 4. Перемещать пациента в кровати в положение Симса, Фаулера одним, двумя и более лицами; 5. Использовать при перемещении пациента в кровати вспомогательные средства.
|
Основные правила перемещения пациента одним, двумя и более лицами вне кровати | 1. Факторы риска для пациентов в ЛПУ; 2. Правила пересаживания пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул, кресло-каталку одним, двумя и более лицами; 3. Правила пересаживания пациента из положения «сидя на кресле-каталке» в положение «лежа на кровати»; 4. Правила перекладывания пациента с кровати на каталку (и наоборот); 5. Правила транспортировки пациента на каталке, носилках, кресле-каталке;
| 1. Обеспечивать пациенту поддержание физической активности, предупреждая риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током; 2. Пересаживать пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул, кресло-каталку одним, двумя и более лицами; 3. Пересаживать пациента из положения «сидя на кресле-каталке» в положение «лежа на кровати»; 4. Оказывать помощь пациенту при ходьбе; 5. Удерживать пациента методом «захват через руку», «захват при поднятом локте», «подмышечный захват»; 6. Транспортировать пациента на кресле-каталке, каталке, носилках.
|
Обеспечиваемые: МДК 04.01 1) Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения. | Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения. | Выбрать тип общения и канал общения в зависимости от состояния больного. |
2) Обучение в сестринском деле. | Уровень усвоения пациентом информации, необходимость повторения, достижения поставленной цели, демонстрация полученных навыков. | 1) Определить способность пациента к обучению. 2) Выбрать способ обучения пациента. 3) Дать оценку эффективности обучения пациента
|
МДК 04.03 1) Прием пациента в стационар
| Виды транспортировки пациента в стационар | Транспортировать пациента в отделения, соблюдая правила биомеханики и эргономики. |
2) Проведение туалета тяжелобольному пациенту | Элементы ухода за тяжелобольным пациентом. | Соблюдать правила эргономики и биомеханики при уходе за тяжелобольным пациентом.
|
3)Оценка функционального состояния органов дыхания. | Виды положения пациента в постели при патологических симптомах со стороны органов дыхания. | Придать пациенту необходимое положение тела в постели, облегчающее его состояние. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Б
ПОНЯТИЕ ЭРГОНОМИКИ И БИОМЕХАНИКИ
ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ МЕДСЕСТРЫ
Производственные нагрузки
Токсическое действие фармацевтических препаратов, дезинфектантов
Облучение
Стресс
ПРАВИЛА БИОМЕХАНИКИ ТЕЛА ПРИ ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТЕЙ
Использование вспомогательных средств
Правильное положение спины, ног и рук медсестры
Методы удержания пациента одним, двумя и более лицами
ПОНЯТИЕ «ЭРГОНОМИКИ» И «БИОЕХАНИКИ ТЕЛА»
Эргономика - наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.
Эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.
Одним из первых моментов, определяющих здоровье медработников и качество медицинской помощи, является значительное физическое напряжение. Об этом говорят частые перерывы в процессе выполнения процедуры, которые мешают медработнику при оказании помощи. На работника оказывают негативное воздействие психологические факторы, ассоциированные со случаями серьезных заболеваний, работой с престарелыми и смертью. Учет всех этих факторов - трудная задача, но подход, направленный только на один фактор, не даст результатов в улучшении рабочих условий и качества медицинской помощи. Так, например, восприятие пациентами качества пребывания в госпитале, их отношение с врачами и другим персоналом, питание и внутренняя обстановка, также определяют эффективность медицинской помощи, которую они получают.
Анализ взаимодействия разных факторов, оказывающих влияние на медицинскую помощь, таких как физическое, ментальное и эмоциональное напряжение, графики работы, окружающая обстановка, архитектура, гигиенические условия - все они являются существенными. При попытке всестороннего улучшения лечения больного важно адаптировать графики работы и общие рабочие зоны к нуждам рабочей группы. Использование эргономики - это метод использования специальной информации в достижении широких и уместных усовершенствований качества обслуживания и рабочей жизни.
Биомеханика — раздел естественных наук, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства живых тканей, отдельных органов и систем, или организма в целом, а также происходящие в них механические явления.
Биомеханические исследования охватывают различные уровни организации живой материи: биологические макромолекулы, клетки, ткани, органы, системы органов, а также целые организмы и их сообщества.
Чаще всего объектом исследования этой науки является движение животных и человека, а также механические явления в тканях, органах и системах. Под механическим движением понимается движение всей биосистемы в целом, а также движение отдельных частей системы относительно друг друга — деформация системы. Все деформации в биосистемах связаны с биологическими процессами, которые играют решающую роль в движениях животных и человека. Это сокращение мышцы, деформация сухожилия, кости, связок, фасций, движения в суставах.
Отдельным направлением биомеханики является биомеханика дыхательного аппарата, его эластичное и неэластичное сопротивление, кинематика (то есть геометрическая характеристика движения) и динамика дыхательных движений, а также другие стороны деятельности дыхательного аппарата в целом и его частей (лёгких, грудной клетки); биомеханика кровообращения изучает упругие свойства сосудов и сердца, гидравлическое сопротивление сосудов току крови, распространение упругих колебаний по сосудистой стенке, движение крови, работу сердца и др.
Биомеханика человека — наука комплексная, она включает в себя самые разнообразные знания других наук, таких как: механика и математика, функциональная анатомия и физиология, возрастная анатомия и физиология, педагогика и теория физической культуры.
ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ МЕДСЕСТРЫ
Заболеваемость работников системы здравоохранения также является одной из наиболее высоких в стране. Ежегодно около 220 тыс. медицинских работников не выходят из-за болезни на работу. В структуре их заболеваемости наибольший удельный вес занимают гинекологические заболевания, осложнения беременности и послеродового периода, что нельзя объяснить только преобладанием женщин в системе здравоохранения, сравнивая, например, с текстильной или швейной промышленностью. Очень высока заболеваемость гипертонической болезнью, болезнями костно-мышечной системы, ишемической болезнью сердца, пневмонией, болезнями печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. Показатели дней нетрудоспособности по этим заболеваниям у работников здравоохранения также значительно выше, чем в среднем по стране.
Результаты опроса медицинских работников, проживающих на различной территории нашей страны, показали, что из 100 опрошенных 75-76 имеют хронические заболевания, и только 40% из них (то есть меньше половины) состоят на диспансерном учете.
И хотя в настоящее время расширились исследования по изучению условий труда и состояния здоровья медицинских работников, однако они не охватывают все необходимые стороны и аспекты, носят частичный, фрагментарный характер, очень уж специализированы по целям и задачам.
Среди основных факторов профессиональной вредности у работников здравоохранения встречаются, кажется, все вредности самых вредных (в смысле профпатологии) производств. Это, как правило:
Сочетанные неблагоприятные микроклиматические условия;
Возможность травматизации в связи с контингентом больных;
Травматизация в связи с транспортом, с аппаратурой и т.д.;
Контакт с патогенной инфекцией, особенно во время эпидемии;
Переходы во время работы;
Работа в неудобной позе при проведении даже плановых операций;
Определение степени трудоспособности с выдачей больничных листов, особенно у конфликтных больных;
Сложность контактов с больными и их родственниками;
Консультативная, учебно-педагогическая деятельность;
Ночные дежурства, экстренные операции во время ночных.
Основные же факторы профессиональной вредности медицинского персонала различного профиля можно классифицировать так же, как Ф. Энгельс классифицировал формы движения материи в "Диалектике" природы: механические, физические, химические, биологические и (вместо социальных) психогенные факторы.
К механическим факторам можно отнести вынужденное положение тела или напряжение отдельных органов и систем. Особенно эта группа факторов имеет отношение к медперсоналу хирургического профиля (хирургам, акушерам-гинекологам, операционным сестрам, анестезиологам, физиотерапевтам и массажистам). Почти вся оперирующая бригада стоит склонившись над операционным столом, с вынесенными вперед руками, с наклоненной головой, округлой спиной. Длительное статическое мышечное напряжение сопровождается тоническими и тетоническими сокращениями мышц. При длительном стоянии во время операции в нижних конечностях наблюдается застой крови, объем голени увеличивается почти на один сантиметр, а площадь стопы — почти на 5%, что ведет к проявлению и развитию варикозного расширения вен нижних конечностей и тромбофлебита, а также геморроя.
К химическим факторам профессиональной вредности в медицине можно отнести огромный арсенал продукции химической и фармацевтической промышленности, такие как: наркотические вещества (особенно ингаляционного пути введения в организм), различные дезинфицирующие вещества, консервирующие средства и лекарственные препараты, органические растворители, кислоты и щелочи.
Биологические и психогенные факторы профессиональной вредности у медицинского персонала различного профиля хотя и менее разнообразны, зато более весомы и значимы, так как их действие наступает значительно быстрее и проявляется более выражено. Это в основном патогенные микроорганизмы и вирусы, антибиотики и биостимуляторы, вакцины и сыворотки, контакт с больными нервными и психическими заболеваниями, психогенное действие, связанное с неблагоприятным исходом лечения.
Из физических факторов можно назвать: рентгеновское излучение, радионуклиды, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, лазерное (когерентное) излучение, токи и поля СВЧ, УВЧ, ВЧ, повышенное давление, аэрозоли, шум аппаратов и приборов. Почти все физические факторы (за исключением аэрозолей) встречаются в основном у медперсонала хирургического профиля: хирургов, травматологов, анестезиологов, операционных сестер, офтальмологов, ЛОР-врачей, акушеров-гинекологов. (Аэрозоли встречаются в основном у стоматологов и физиотерапевтов.)
Психический стресс – весьма распространенное явление. Каждый из нас, безусловно, регулярно испытывает стрессы, которые явно мешают нам счастливо жить. Часть этих стрессов случается с нами на работе.
Можно выделить следующие группы стрессоров, типичных для сестринского персонала.
Стрессоры, вызванные условиями сестринского труда: постоянный эмоциональный контакт с большим количеством людей, нуждающихся в помощи; постоянный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фантомной); материальные затруднения; монотонная работа; отсутствие стимулов для качественной работы; нереализуемые профессиональные знания и умения; перегрузки; сменная работа,
Возникающие по личным причинам: боязнь администрации, дефицит психологических знаний, знаний самоменеджмента, ошибка в выборе профессии, «сгорание» на работе, чувство высокой ответственности за результаты работы, когнитивный диссонанс,
Провоцируемые администрацией: аттестация, сертификация; контроль за работой извне; конфликты с администрацией; критика со стороны администрации.
Возникающие при общении с пациентами, их родственниками, студентами.
Возникающие при общении с коллегами: одиночество из-за замкнутости или позиции «отвергаемого» в коллективе; психологическая несовместимость; безотчетная неприязнь; наличие группировок; критика со стороны коллег.
В результате действия стрессов у сестринского персонала могут развиться стрессовые состояния:
Психические: гнев, выражающийся в словах, поступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; озлобленность против пациентов, коллег, администрации; когнитивная ригидность (невосприимчивость).
Нравственно-психические: озлобленность, проявляющаяся в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое поведением; чувство неопределенности по отношению к социальной неустроенности; утрата интереса к работе.
Стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; навязчивые мысли о суициде; недомогание; потеря сна; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость, сопровождающаяся потерей самообладания.
ПРАВИЛА БИОМЕХАНИКИ ТЕЛА ПРИ ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТЕЙ
По законам биомеханики эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, нагрузкой на скелет и расходом энергии. В равной мере это относится и к неподвижному положению тела человека (лежа, сидя, стоя).
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:
При перемещении сохранять устойчивое равновесие тела. Устойчивое равновесие тела возможно лишь тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ:
Площадь опоры может быть расширена разведением стоп в удобном положении (расстояние между стопами 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед).
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:
Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, не наклоняясь вперед.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ:
Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка, т.е. наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:
плечи и бедра в одной плоскости;
спина прямая;
суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ:
Потребуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжестей заменить перекатыванием, там, где это возможно.
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ:
Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника, особенно в тех случаях, когда это движение сопровождается подъёмом тяжести. Избегайте резких движений!
Кроме выполнения этих правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха при подъеме тяжестей. В этот момент возможны нарушения в сердечно-сосудистой системе – нарушения ритма работы сердца (эффект Вальсальвы). При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания.
Похожее состояние возникает и при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ПАЦИЕНТА
К вспомогательным средствам относятся скользящие простыни, пелёнки, рукава, удерживающий пояс, ходунки, костыли, трости, каталки, специальные подъёмники и другое.
В последнее время появилось простое в обращении вспомогательное устройство Easyslide.
Немного истории. 25 лет назад норвежский врач Хель Рёйсет получил травму позвоночника, перекладывая тяжелого пациента. Это заставило его задуматься над проблемой перемещения больных. Результатом четырехлетних исследований и экспериментов стало изобретение из уникального синтетического материала, обладающего низким коэффициентом трения. Этот материал и лег в основу гениального изобретения — Easyslide.
Простейшее изобретение позволяет без особых усилий перемещать пациента с кровати на каталку, с каталки на кровать, операционный, массажный, перевязочный, рентгеновский столы, а также передвигать пациента в кровати для осуществления ухода за ним и т. п. При этом не нужно поднимать пациента.
Easyslide представляет собой «трубу» с двойными стенками и подушками между ними. Внутренние стенки изготовлены из материала с очень низким коэффициентом трения, благодаря чему обеспечивается легкое скольжение Easyslide с одной поверхности на другую. Причем масса тела пациента может быть значительной. С помощью Easyslide, даже если разница между двумя уровнями поверхности составляет до 100 мм, два человека могут совершенно безопасно и легко переместить пациента. Кроме того, с помощью Easyslide можно легко повернуть пациента набок.
Существует насколько разновидностей Easyslide:
стандартный — для перемещения с одной поверхности на другую;
Turn-slide — модель, с помощью которой пациента можно регулярно поворачивать в постели;
Minislide предназначен для пациентов, обладающих некоторой подвижностью. Позволяет им самостоятельно переместиться с кровати в кресло, на стул, из автомобиля — на кресло-каталку;
Сверху Easyslide надевают чехол (одноразовый или многоразовый). Многоразовые чехлы можно стирать, кипятить, подвергать паровой стерилизации при температуре 130°С, протирать спиртом, обеспечивая необходимую инфекционную безопасность.
Вспомогательных средств перемещения и различных подъемных устройств, к сожалению, пока очень мало в наших лечебных учреждениях.
ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
| ||||||
№ п\п | Основные этапы занятия, их функции, содержание | Уровень освоения | Методы контроля и обучения | Материалы методического обеспечения | Время (мин) | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | |
Подготовительный этап | ||||||
1. | Организация занятия - проверка готовности к занятию (внешнего вида студентов, аудитории наличие дневников) и проверка присутствующих. |
|
|
| 3 | |
2. | Постановка учебных целей и их мотивация |
|
| Прилагается (см. актуальность темы; цели учебные, воспитательные, развивающие, методические) | 2 | |
3. | Контроль исходного уровня знаний | L1 | Индивидуальный тестовый контроль, устные фронтальные вопросы | Материалы контроля прилагаются (Приложение №15, Приложение №16) | 30 | |
Основной этап | ||||||
1. | Объяснение этапов самостоятельной работы: Правильное положение тела медсестры при поднятии и перемещении тяжестей Использование вспомогательных средств при поднятии и перемещении тяжестей Удерживание пациента методом «Захват через руку» Удерживание пациента методом «Захват при поднятом локте» Удерживание пациента методом «Подмышечный захват» Удерживание пациента за пояс Поддерживание пациента при ходьбе Метод «Поднятие плечом в кровати с изменяющейся высотой» (Австралийское поднятие) Поднятие пациента в кровати при помощи натянутой простыни Перемещение пациента с помощью подкладной пеленки Перемещение пациента из положения «Лежа на боку» в положение «Сидя с опущенными ногами» Перемещение пациента из положения «Сидя на кровати с опущенными ногами» в кресло-каталку Перемещение пациента с кровати на каталку и наоборот Переворачивание и размещение пациента в положении «Лежа на животе» |
| Обучающий фильм, демонстрация | Инструкция практического занятия, оснащение, алгоритмы (Приложения 1 – 14) | 10 | |
2. | Отработка техники проведения манипуляций: Правильное положение тела медсестры при поднятии и перемещении тяжестей Использование вспомогательных средств при поднятии и перемещении тяжестей Удерживание пациента методом «Захват через руку» Удерживание пациента методом «Захват при поднятом локте» Удерживание пациента методом «Подмышечный захват» Удерживание пациента за пояс Поддерживание пациента при ходьбе Метод «Поднятие плечом в кровати с изменяющейся высотой» (Австралийское поднятие) Поднятие пациента в кровати при помощи натянутой простыни Перемещение пациента с помощью подкладной пеленки Перемещение пациента из положения «Лежа на боку» в положение «Сидя с опущенными ногами» Перемещение пациента из положения «Сидя на кровати с опущенными ногами» в кресло-каталку Перемещение пациента с кровати на каталку и наоборот Переворачивание и размещение пациента в положении «Лежа на животе»
|
| Самостоятельная работа под руководством преподавателя | Инструкция практического занятия, оснащение, алгоритмы (Приложения 1 – 14) | 180 | |
Заключительный этап | ||||||
1. | Контроль конечного уровня знаний |
| Ситуационные задачи | Материалы контроля прилагаются (Приложение №17) | 35 | |
2. | Подведение итогов занятия, оценка деятельности студентов |
|
|
| 5 | |
3. | Домашнее задание | Подготовка по теме: «Основные правила перемещения пациента одним, двумя и более лицами в кровати» Изучить теоретический материал: Рекомендуемая литература: Основная: 1.Лекция по теме 2. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015; стр. 206-220; Дополнительная: 1. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела» ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2014; стр. 85-113 2. yamedsestra.ru Выполнить (в самостоятельной внеаудиторной тетради): Составить алгоритм перемещения пациента в кровати в положение на боку, на животе, положение Симса, Фаулера, подтягивания к изголовью кровати. Составить схемы по темам: «Различные положения пациента в постели», «Виды перемещения пациента». Составление памяток для пациента и медицинского персонала отражающих элементы лечебно-охранительного режима.
| 5 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Функциональная кровать, кресло-каталка, стул, каталка, простыни, пеленки, скользящие простыни, пояса, ремни.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Алгоритмы манипуляций, КОСы, инструкции, видеоматериалы.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Литература:
Основная:
С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела», ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2014; стр. 70-81
Лекция по теме
Дополнительная:
Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела», Ростов-на-Дону «Феникс» 2015; стр. 206-220;
Интернет ресурсы:
yamedsestra.ru
ИНСТРУКЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Биомеханика тела при поднятии тяжестей»
Студент должен знать:
Понятие «биомеханика тела», «эргономика»;
Причины, приводящие к травме спины и позвоночника сестринского персонала;
Факторы, негативно влияющее на здоровье медицинской сестры (производственные нагрузки, токсическое действие фармацевтических препаратов, дезинфектантов, облучение);
Правила биомеханики тела медицинского персонала при поднятии тяжестей, при перемещении пациента;
Меры профилактики неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье медицинского персонала;
Студент должен уметь:
Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности;
Оценивать возможные профессиональные вредности, связанные с физическими перегрузками при перемещении пациента;
Соблюдать правила биомеханики тела и эргономики при поднятии тяжестей, перемещении пациента.
Использовать в работе вспомогательные средства и средства малой механизации.
Оснащение:
Функциональная кровать, кресло-каталка, стул, каталка, простыни, пеленки, скользящие простыни, пояса, ремни.
Ход занятия:
Отработать методику правильного положения тела медсестры при поднятии и перемещении тяжестей (см. Приложение №1)
Отработать методику использования вспомогательных средств при поднятии и перемещении тяжестей (см. Приложение №2)
Отработать методику удерживания пациента методом «Захват через руку» (см. Приложение №3)
Отработать методику удерживания пациента методом «Захват при поднятом локте» (см. Приложение №4)
Отработать методику удерживания пациента методом «Подмышечный захват» (см. Приложение №5)
Отработать методику поддержания пациента за пояс (см. Приложение №6)
Отработать методику поддерживания пациента при ходьбе (см. Приложение №7)
Отработать методику метода «Поднятие плечом в кровати с изменяющейся высотой» (Австралийское поднятие) (см. Приложение №8)
Отработать методику поднятия пациента в кровати при помощи натянутой простыни (см. Приложение №9)
Отработать методику перемещения пациента с помощью подкладной пеленки (см. Приложение №10)
Отработать методику перемещения пациента из положения «Лежа на боку» в положение «Сидя с опущенными ногами»(см. Приложение №11)
Отработать методику перемещения пациента из положения «Сидя на кровати с опущенными ногами» в кресло-каталку(см. Приложение №12)
Отработать методику перемещения пациента с кровати на каталку и наоборот(см. Приложение №13)
Отработать методику переворачивания и размещения пациента в положении «Лежа на животе»(см. Приложение №14)
Задание на дом:
Изучить теоретический материал:
Рекомендуемая литература:
Основная:
С. А. Мухина, И. И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела», ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2014; стр. 85-113
Лекция по теме
Т. П. Обуховец «Основы сестринского дела», Ростов-на-Дону «Феникс» 2015; стр. 206-220;
Дополнительная:
Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2015;
yamedsestra.ru
Выполнить (в самостоятельной внеаудиторной тетради):
Составить алгоритм перемещения пациента в кровати в положение на боку, на животе, положение Симса, Фаулера, подтягивания к изголовью кровати.
Составить схемы по темам: «Различные положения пациента в постели», «Виды перемещения пациента».
Составление памяток для пациента и медицинского персонала отражающих элементы лечебно-охранительного режима.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА МЕДСЕСТРЫ ПРИ ПОДНЯТИИ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТЯЖЕСТЕЙ
При перемещении старайтесь сохранять устойчивое равновесие тела.
Разведите стопы в удобном положении (расстояние между стопами 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед), если необходимо расширить площадь опоры.
Немного согните ноги в коленях, не наклоняясь вперед, для более устойчивого равновесия.
Сохраняйте правильное положение тела и осанку (плечи и бедра в одной плоскости, спина прямая, суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
Замените подъем тяжестей перекатыванием там, где это возможно.
Поворачивайтесь всем телом, а не только плечевым поясом, избегайте резких движений.
Используйте вспомогательные средства для перемещения пациентов (простыни, пеленки, скользящие простыни, ремни, пояса, и т.д.)
Не стесняйтесь просить помощи других медработников, родственников пациентов, если чувствуете, что сами поднять\переместить пациента не в состоянии.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
И
СПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПОДНЯТИИ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТЯЖЕСТЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УДЕРЖИВАНИЕ ПАЦИЕНТА МЕТОДОМ «ЗАХВАТ ЧЕРЕЗ РУКУ» (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОДНОЙ МЕДСЕСТРОЙ, ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ)
Использование: поддержка и перемещение к спинке стула (кресла) пациента, способного оказать содействие.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Попросить пациента скрестить руки и прижать их к груди (если одна рука ослаблена, пациент охватывает запястье слабой руки более сильной).
Встать сзади пациента (кресла или стула, на котором он сидит).
Сестре охватить своими руками руки пациента как можно ближе к запястьям (сзади грудной клетки).
Поддерживать или перемещать пациента к спинке стула (кресла).
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
УДЕРЖИВАНИЕ ПАЦИЕНТА МЕТОДОМ «ЗАХВАТ ПРИ ПОДНЯТОМ ЛОКТЕ» (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОДНОЙ СЕСТРОЙ, ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ)
Использование: поддержка и перемещение пациента, способного оказать помощь.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Встать сбоку от пациента, сидящего на стуле (низкой кровати) лицом к нему, одну ногу поставить рядом со стулом, другую, слегка развернув стопу, впереди ног пациента, фиксируя своей ногой его колени.
Убедиться, что вы можете свободно перемещать массу своего тела с одной ноги на другую и стоите удобно.
Попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперёд так, чтобы одно плечо, находящееся ближе к вам, твёрдо упиралось в ваше туловище.
Наклониться слегка вперёд за спиной пациента и крепко охватить его за локти, поддерживая их снизу
Подставить другое плечо так, чтобы другое плечо пациента упиралось в вашу руку.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
УДЕРЖИВАНИЕ ПАЦИЕНТА МЕТОДОМ «ПОДМЫШЕЧНЫЙ ЗАХВАТ» (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОДНОЙ СЕСТРОЙ, ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ)
Использование: поддержка и перемещение пациента, способного оказать содействие.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Встать сбоку лицом к сидящему на стуле (низкой кровати) пациенту, одну ногу поставить рядом со стулом, другую, слегка развернув стопу, – впереди ног пациента, фиксируя его колени своей ногой.
Подсунуть кисти в подмышечные впадины пациента: одну кисть в направлении спереди – назад, ладонью вверх, большой палец вне подмышечной впадины; другую – в направлении сзади – вперёд, ладонью вверх, большой палец снаружи, вне подмышечной впадины
Убедиться, что вы свободно перемещаете массу тела с одной ноги на другую и стоите удобно. Попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперёд так, чтобы то плечо, которое ближе к вам, твёрдо упиралось в ваше туловище.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
УДЕРЖИВАНИЕ ПАЦИЕНТА ЗА ПОЯС (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОДНОЙ СЕСТРОЙ, ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ).
Использование: поддержка и перемещение пациента, способного оказать содействие.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Встать сбоку лицом к пациенту. Одну ногу поставить рядом с его ногой, другую – впереди его ног, фиксируя колени.
Подвести большие пальцы обеих рук за пояс брюк пациента (юбки пациентки), затем охватить одежду всеми пальцами. (Можно надеть на пациента дополнительно широкий ремень.)
Убедиться, что ремень надёжно застёгнут.
Попросить пациента поддержать себя, положив руки вам на поясницу или охватив вас за ремень.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ПОДДЕРЖИВАНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИ ХОДЬБЕ (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОДНОЙ СЕСТРОЙ)
Использование: помощь человеку при ходьбе после травмы, инсульта и т. п.
Объяснить пациенту принцип удерживания, убедиться, что он понимает его.
Оценить состояние и возможности пациента:
что он сможет сделать самостоятельно;
в чём ему нужна поддержка;
нужны ли ему вспомогательные средства (трость, костыли, ходунки).
Оценить окружающую обстановку (влажность пола, тапочки, посторонние предметы на полу, аппаратура, стоящая на пути движения пациента).
Встать рядом с пациентом.
Применить «захват большими пальцами ладоней»; держать правую руку пациента в своей правой (или левую в левой) руке: рука пациента прямая, опирается ладонью на ладонь сестры при сомкнутых в замок больших пальцах.
Поддерживать другой рукой пациента под локоть или под мышкой или обхватить пациента за талию.
Встать к пациенту как можно ближе, поддерживая его колени правой ногой (если сестра стоит справа), если пациент чувствует себя неуверенно.
Передвигаться рядом с пациентом до тех пор, пока он чувствует себя неуверенно.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
МЕТОД «ПОДНЯТИЕ ПЛЕЧОМ» В КРОВАТИ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ВЫСОТОЙ (АВСТРАЛИЙСКОЕ ПОДНЯТИЕ) (ВЫПОЛНЯЮТ ДВА ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БОЛЕЕ, ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ)
Использование: поднятие пациента в кровати; перемещение с кровати на стул и наоборот.
Противопоказания: пациент не может сидеть; повреждения или боли в плече, грудной клетке, верхнем отделе спины.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Опустить кровать до середины вашего бедра. Закрепить тормоза кровати.
Помочь пациенту сесть:
одна сестра поддерживает пациента;
другая – подкладывает подушку к изголовью (или поднимает изголовье кровати).
Встать с обеих сторон кровати:
лицом друг к другу;
близко к кровати;
плечи сестёр на уровне спины пациента;
ноги врозь;
нога, находящаяся ближе к изголовью, развёрнута в направлении движения;
согнуть ноги в коленях;
держать спину прямо.
Подставить плечо, находящееся ближе к пациенту, в подмышечную впадину и к туловищу пациента. Кисть этой руки подводится под бёдра пациента. Пациент кладёт свои руки на спину сёстрам.
Если невозможно подставить плечо в подмышечную впадину пациента или он не может положить руку на спину сестры, расположите свою руку между туловищем и плечом пациента. Кисть этой руки подвести под бёдра пациента.
Опереться одной рукой об изголовье кровати (локоть согнут), другой, расположенной под бедрами, взять помощника за запястье («двойной запястный захват»).
Предупредить коллегу (если вы лидер) и пациента, что на счёт «три» вы его приподнимете.
Выпрямить ногу, расположенную у ног пациента, и, перенося массу своего тела на другую ногу, расположенную ближе к изголовью, приподнять пациента. Локоть, обеспечивающий упор, разогнуть.
Полностью поднять пациента над постелью, переместить его на небольшое расстояние и снова опустить на постель, сгибая ногу, расположенную ближе к изголовью, и руку, обеспечивающую опору.
Переместить пациента на нужное расстояние.
Обеспечить пациенту необходимое положение в постели.
ПРИЛОЖЕНИЕ №9
ПОДНЯТИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ВЫСОТОЙ ПРИ ПОМОЩИ НАТЯНУТОЙ ПРОСТЫНИ (ВЫПОЛНЯЮТ ДВА ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БОЛЕЕ, ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ)
Использование: поднятие в случаях, когда невозможно использовать поднятие плечом.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Опустить кровать до середины вашего бедра. Закрепить тормоза кровати.
Встать с обеих сторон кровати лицом друг к другу (если пациент тучный, с каждой стороны кровати становятся по два человека):
встать близко к кровати;
плечи сестёр на уровне спины пациента;
ноги врозь;
нога, находящаяся ближе к изголовью, развернута в направлении движения;
ноги согнуты в коленях;
спина прямая.
Слегка скатать простыню (до уровня грудной клетки с одной стороны и под бедром с другой).
Поднять пациента.
Взять за верхние углы простыни.
Взять за нижние углы простыни.
Поставить ногу в направлении движения, постепенно перевести пациента в вертикальное положение в кровати (на счет «ТРИ!» командует лидер).
Дальнейшие действия зависят от цели поднятия пациента.
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ПОМОЩЬЮ ПОДКЛАДНОЙ ПЕЛЁНКИ К КРАЮ КРОВАТИ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ВЫСОТОЙ (ВЫПОЛНЯЮТ ДВА ЧЕЛОВЕКА)
Использование: смена белья как предварительный этап для других перемещений.
Противопоказания: травма позвоночника; операция на позвоночнике; эпидуральная анестезия.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на её проведение. Представить человека, помогающего в перемещении.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Закрепить тормоза кровати.
Убедиться, что пациент лежит посередине кровати горизонтально. Опустить поручни (если они есть).
Сказать вашему помощнику, чтобы он встал по другую сторону кровати.
Попросить пациента поднять голову (если он не в состоянии это сделать, бережно поднять её), убрать подушку. Положить подушку к изголовью кровати.
Края подкладной пелёнки скатать в рулон по направлению к пациенту до тех пор, пока ваши руки не коснутся тела пациента.
Подложить перед собой на освободившуюся часть кровати подушечку (протектор) вдоль пациента.
Ваш помощник встаёт в положение ноги врозь на ширине 30 см, одна нога впереди, колени слегка согнуты.
Встать как можно ближе к кровати, поставить одно колено на протектор, лежащий на кровати, другая нога плотно стоит на полу.
Взяться за края скатанной пелёнки ладонями вверх.
Напрячь мышцы живота, ягодиц и спины. На счёт «три» бережно поднять пациента и передвинуть его к краю кровати, используя подкладную пелёнку.
Передвигать медленно, без рывков, поднимая достаточно высоко, чтобы он не скользил по кровати.
Во время подъёма переносить свой вес с ноги, стоящей на полу, на колено, стоящее на кровати.
Ваш помощник переносит свой вес с ноги, выдвинутой вперёд, на ногу, отставленную назад.
Помочь пациенту поднять голову и шею и подложить под неё подушку.
Заправить края подкладной пелёнки.
Выполнить процедуру, ради которой пациента перемещали к краю кровати.
ПРИЛОЖЕНИЕ №11
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «ЛЕЖА НА БОКУ» В ПОЛОЖЕНИЕ «СИДЯ С ОПУЩЕННЫМИ НОГАМИ» (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОДНОЙ СЕСТРОЙ)
Может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати. Используется при вынужденном и пассивном положении.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится сестра.
Встать напротив пациента: левую руку подвести под плечи, правую – под колени, охватывая их сверху. Согнуть ноги в коленях. Не наклоняться!
Поднять пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая его на постели в горизонтальной плоскости под углом 90°.
Усадить пациента, придерживая одной рукой за плечо, а другой – за корпус.
Убедиться, что пациент сидит устойчиво и уверенно. Подложить упор для спины.
Надеть пациенту тапочки, если его ноги касаются пола, или подставить под ноги скамейку, если они не касаются пола.
ПРИЛОЖЕНИЕ №12
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «СИДЯ НА КРОВАТИ С ОПУЩЕННЫМИ НОГАМИ» В КРЕСЛО-КАТАЛКУ, ИМЕЮЩЕЕ НЕСЪЁМНУЮ ПОДСТАВКУ ДЛЯ НОГ (ВЫПОЛНЯЮТ ДВА ЧЕЛОВЕКА, ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ)
Использовать для последующей транспортировки.
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Закрепить тормоза кровати.
Поставить кресло-каталку у ног пациента.
По возможности опустить кровать до уровня кресла.
Одна сестра становится сзади кресла-каталки и наклоняет его вперёд так, чтобы подставка для ног касалась пола.
Вторая сестра (помощник) становится напротив пациента, сидящего на кровати с опущенными ногами, ноги сестры расставлены на ширину 30 см, согнуты в коленях.
Попросить пациента охватить сестру за талию, придерживать его за плечи.
Подтянуть пациента к краю кровати так, чтобы его ноги (в нескользящей обуви) коснулись пола.
Поставить одну ногу между коленями пациента, другую – по направлению движения.
Прижать пациента в позе «объятия», плавно поднимать его, не дергая и не поворачивая. Не давить пациенту под мышками!
Предупредить его, что на счёт «три» вы поможете ему встать.
Считая, слегка раскачивайтесь с ним.
На счёт «три» поставьте пациента, поворачивайтесь с ним до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке.
Попросить пациента предупредить вас, когда он коснётся края каталки.
Опустить пациента в кресло-каталку: согнув свои колени, придерживать ими колени пациента; держать спину прямо.
Опустить пациента, убедившись, что он надежно сидит в кресле.
Разместить пациента в кресле комфортно.
При необходимости транспортировать пациента снять тормоз.
ПРИЛОЖЕНИЕ №13
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ОБЫЧНОЙ КРОВАТИ НА КАТАЛКУ (И НАОБОРОТ), ВЫПОЛНЯЮТ ТРИ ЧЕЛОВЕКА
Расположить каталку под углом не менее 60° у края кровати (в ногах).
Закрепить тормоза каталки и кровати.
Встать всем вдоль кровати:
самая сильная (физически) сестра – в центре;
выставить одну ногу вперёд, согнув в колене, другую отставить назад.
Подсунуть руки (до локтя) под пациента:
сестра у изголовья поднимает голову, поддерживает плечи и верхнюю часть спины;
сестра в центре поддерживает нижнюю часть спины и ягодицы;
сестра, стоящая у ног пациента, поддерживает голени.
Примечание. Если пациент очень тяжёлый, понадобится больше людей и придётся перераспределять нагрузку.
Поднятие пациента:
по команде лидера «три» перенести массу своего тела на ногу, отставленную назад;
плавно подтянуть пациента на край кровати;
сделать паузу;
на новую команду «три» перекатить пациента на себя, прижать его и поднять, разогнув колени и выпрямив спину (не держать пациента на вытянутых руках!).
Двигаться назад, чтобы развернуться лицом к каталке:
сестра, удерживающая ноги пациента, делает более широкие шаги;
сестра, удерживающая голову, плечи и спину пациента, – менее широкие, разворачиваясь лицом к каталке.
Двигаться вперёд (к каталке).
На счёт «три» согнуть колени и осторожно опустить пациента на каталку.
ПРИЛОЖЕНИЕ №14
ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ «ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ», ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА ОДНОЙ СЕСТРОЙ; ПАЦИЕНТ НЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ
Выполняется как на функциональной, так и на обычной кровати.
Использование при вынужденном или пассивном положении; риске развития пролежней, смене положения.
Подготовить: свёрнутое одеяло или банное полотенце, небольшую подушку, валики.
Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он её понимает и получить его согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
Опустить боковые поручни (если они есть) со стороны, где находится сестра.
Опустить изголовье кровати (или убрать подушки). Убедиться, что пациент лежит горизонтально.
Приподнять аккуратно голову пациента, убрать обычную подушку и подложить маленькую.
Переместить пациента к краю кровати.
Разогнуть руку пациента, прижать её к туловищу.
Поднять боковые поручни. Перейти на другую сторону кровати и опустить там боковые поручни.
Поставить колено на кровать.
Подложить свёрнутое одеяло (полотенце) или небольшую подушку под верхнюю часть живота пациента.
Положить одну руку на плечо, а другую – на бедро, находящееся дальше от вас, поставить колено на кровать пациента, подложив под него небольшую подушку (протектор).
Перевернуть пациента на живот в сторону сестры. Голова пациента на боку.
Подложить подушку под голени, чтобы пальцы не касались постели.
Согнуть одну руку пациента в локтевом суставе под углом 90°, другую – положить вдоль туловища.
Подложить подушки (или поролон в чехле) под локти, предплечья и кисти.
Подложить небольшие валики рядом со стопами (с наружной стороны).
Расправить простыню и подкладную пелёнку.
Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни.
ПРИЛОЖЕНИЕ №15
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ТЕМУ: «БИОМЕХАНИКА ТЕЛА ПРИ ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТЕЙ»
ВАРИАНТ №1
Спина медицинской сестры при подъеме и перемещении пациента или груза должна быть
максимально прямой для данного вида перемещения
наклонена вперед
наклонена в сторону перемещения груза
наклонена в противоположную перемещению сторону
Для облегчения подъема и перемещения тяжести, рекомендуется приблизить к себе предмет
вплотную
на 5 см
только 10 см
не менее 15 см.
Наиболее уязвимой частью тела медработника при выполнении физической нагрузки является
руки
спина
ноги
живот
грудь
Медицинская эргономика – это наука, изучающая
закономерности движения живых систем
особенности трудовых процессов в медицине
строение тела человека
восстановление профессиональных навыков
орудия труда, облегчающие труд мед. Работников
Основную физическую нагрузку при поднятии и перемещении тяжести должны нести мышцы
спины
рук
бедер
брюшного пресса
Первое действие сестры при перемещении пациента
оценить окружающую обстановку и свои возможности
применить эргономическое оборудование
позвать на помощь других членов медицинской бригады
пригласить к сотрудничеству пациента
Правильная биомеханика человека в положении "сидя"
бедра полностью находятся на сиденье, стопы чуть касаются пола
1/2 длины бедер находятся на сиденье, стопы без напряжения касаются пола
2/3 длины бедер находятся на сиденье, стопы без напряжения касаются пола
1/2 длины бедер находятся на сиденье, стопы не касаются пола
Особенности трудовых процессов в медицине изучает
деонтология
медицинская эргономика
десмургия
травматология
Порот тела нужно начинать с
поясницы
стоп
плечевого пояса
груди
Для динамических нагрузок характерна скорость
только малая
всегда большая
различная
Наиболее "травмоопасны" нагрузки
статические
динамические
статодинамические
Для самостоятельного плавного перемещения пациента из положения «лежа» в положение «сидя» в постели используют
скользящую доску
скользящую двустороннюю простыню МАКСИ-СЛАЙД
матрац – слайдер
эргономическую лестницу
Физическим центром тяжести тела человека является перпендикуляр опущенный из
макушки на площадь опоры
области крестца на среднюю точку между двумя стопами
области 7 шейного позвонка на площадь опоры
Перемещая пациента к изголовью кровати, для его безопасности следует
повернуть пациента на спину
поднять поручни у кровати
поднять постель на уровень бедер медсестры
поставить подушку к спинке кровати у головного края
Перед поднятием тяжестей стопы необходимо расположить на расстоянии
10 см. друг от друга, выдвинув одну стопу вперёд
вплотную друг к другу, распределив вес тела на обе ноги
30 см. друг от друга, выдвинув одну стопу вперёд
ВАРИАНТ №2
Поворот тела нужно начинать с
поясницы
стоп
плечевого пояса
груди
Для облегчения подъема и перемещения тяжести, рекомендуется приблизить к себе предмет
вплотную
на 5 см
только 10 см
не менее 15 см.
Перемещая пациента к изголовью кровати, для его безопасности следует
повернуть пациента на спину
поднять поручни у кровати
поднять постель на уровень бедер медсестры
поставить подушку к спинке кровати у головного края
Перед поднятием тяжестей стопы необходимо расположить на расстоянии
10 см. друг от друга, выдвинув одну стопу вперёд
вплотную друг к другу, распределив вес тела на обе ноги
30 см. друг от друга, выдвинув одну стопу вперёд
Правильная биомеханика человека в положении "сидя"
бедра полностью находятся на сиденье, стопы чуть касаются пола
1/2 длины бедер находятся на сиденье, стопы без напряжения касаются пола
2/3 длины бедер находятся на сиденье, стопы без напряжения касаются пола
1/2 длины бедер находятся на сиденье, стопы не касаются пола
Наиболее "травмоопасны" нагрузки
статические
динамические
статодинамические
Для самостоятельного плавного перемещения пациента из положения «лежа» в положение «сидя» в постели используют
скользящую доску
скользящую двустороннюю простыню МАКСИ-СЛАЙД
матрац – слайдер
эргономическую лестницу
Особенности трудовых процессов в медицине изучает
деонтология
медицинская эргономика
десмургия
травматология
Первое действие сестры при перемещении пациента
оценить окружающую обстановку и свои возможности
применить эргономическое оборудование
позвать на помощь других членов медицинской бригады
пригласить к сотрудничеству пациента
Медицинская эргономика – это наука, изучающая
закономерности движения живых систем
особенности трудовых процессов в медицине
строение тела человека
восстановление профессиональных навыков
орудия труда, облегчающие труд мед. Работников
Для динамических нагрузок характерна скорость
только малая
всегда большая
различная
Физическим центром тяжести тела человека является перпендикуляр опущенный из
макушки на площадь опоры
области крестца на среднюю точку между двумя стопами
области 7 шейного позвонка на площадь опоры
Основную физическую нагрузку при поднятии и перемещении тяжести должны нести мышцы
спины
рук
бедер
брюшного пресса
Спина медицинской сестры при подъеме и перемещении пациента или груза должна быть
максимально прямой для данного вида перемещения
наклонена вперед
наклонена в сторону перемещения груза
наклонена в противоположную перемещению сторону
Наиболее уязвимой частью тела медработника при выполнении физической нагрузки является
руки
спина
ноги
живот
грудь
Эталоны ответов
Вариант №1
1
1
2
2
3
1
3
2
2
3
2
4
1
4
3
Вариант №2
2
1
4
3
3
2
4
2
1
2
3
1
3
1
2
Критерии оценивания:
Кол-во ошибок | Оценка |
0-2 | 5 |
3-4 | 4 |
5-6 | 3 |
7 и более | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №16
ФРОНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Что такое «Биомеханика тела», «Эргономика»?
Каковы основные профессиональные вредности в работе сестринского персонала?
Как влияют производственные нагрузки на состояние здоровья медицинской сестры?
Как влияют фармацевтические, дезинфицирующие и химиотерапевтические препараты на состояние здоровья медицинской сестры?
Как влияет облучение на состояние здоровья медицинской сестры?
Что такое «Синдром выгорания»?
Какие основные причины приводят к травме спины и позвоночника?
Каковы основные правила биомеханики тела при поднятии тяжестей и при перемещении пациента?
Какие вспомогательные средства могут быть использованы для перемещения тяжестей или пациента?
Эталоны ответов: см. содержание.
ПРИЛОЖЕНИЕ №17
КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
Задача №1
Старшей сестре терапевтического отделения необходимо получить медикаменты с аптечного склада в коробке весом 15 кг. Опишите порядок действий, необходимых для безопасного перемещения данной коробки в отделение.
Задача №2
Из палаты пациента раздались крики о помощи. Обнаружилось, что пациент упал и не может самостоятельно подняться. Опишите свои действия, как медсестры. Какие вспомогательные средства можно использовать для помощи пациенту?
Задача №3
В приемное отделение доставили пациента после ДТПмашиной СМП. Объективно пациент без сознания, состояние тяжелое, с множественными переломами конечностей и ушибами мягких тканей. Какой способ транспортировки в отделение наиболее приемлем в данном случае? Опишите правила транспортировки пациента в данном случае.
Задача №4
Пациента, находящегося в состоянии медикаментозного сна, после операции доставили в отделение реанимации на каталке. Расскажите каковы правила перекладывания пациента с каталки на кровать.
Задача №5
К доверенному врачу обратилась медсестра отделения реанимации с жалобами на постоянную утомляемость, бессонницу, апатию, головные боли, раздражительность, плаксивость. При детальном опросе выяснилось, что медицинская сестра не была в отпуске два года. Какое состояние развилось у медицинской сестры? Каковы меры профилактики данного состояния?
Задача №6
Пациенту, находящемуся на постельном режиме назначили рентген органов грудной клетки. Какой способ транспортировки в рентгенологическое отделение наиболее приемлем в данном случае? Опишите правила транспортировки пациента в данном случае.
Задача №7
Пациенту, находящемуся на строгом постельном режиме необходимо провести смену постельного белья. Опишите свои действия в данном случае.
Задача №8
Пациенту на постельном режиме необходимо провести очередное кормление. Для этого пациента необходимо подтянуть к изголовью кровати. Выберите подходящий способ и опишите свои действия.
Задача №9
Вы студентка медицинского колледжа, находящаяся на практике в кардиологическом отделении. Идя по коридору к вам обратилась пожилая пациентка с жалобой, что она не в состоянии дойти до своей палаты. Объясните Ваши действия в данной ситуации.
ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.
Задача №1
При перемещении стараться сохранять устойчивое равновесие тела.
Развести стопы в удобном положении (расстояние между стопами 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед), если необходимо расширить площадь опоры.
Немного согнуть ноги в коленях, не наклоняясь вперед, для более устойчивого равновесия.
Сохранять правильное положение тела и осанку (плечи и бедра в одной плоскости, спина прямая, суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
Поворачиваться всем телом, а не только плечевым поясом, избегайте резких движений.
Использовать вспомогательные средства для перемещения коробки.
Попросить помощи других медработников, родственников пациентов, если чувствуете, что сами поднять\переместить пациента не в состоянии.
Задача №2
Можно поднять пациента методом «Подмышечного захвата». Для этого необходимо:
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Встать сбоку лицом к сидящему на стуле (низкой кровати) пациенту, одну ногу поставить рядом со стулом, другую, слегка развернув стопу, – впереди ног пациента, фиксируя его колени своей ногой.
Подсунуть кисти в подмышечные впадины пациента: одну кисть в направлении спереди – назад, ладонью вверх, большой палец вне подмышечной впадины; другую – в направлении сзади – вперёд, ладонью вверх, большой палец снаружи, вне подмышечной впадины
Убедиться, что вы свободно перемещаете массу тела с одной ноги на другую и стоите удобно. Попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперёд так, чтобы то плечо, которое ближе к вам, твёрдо упиралось в ваше туловище.
Как вспомогательные средства можно использовать простыни, ремни, скользящие простыни.
Задача №3
Транспортировка пациента на каталке (носилках, вдвоем)
Последовательность действий:
Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.
Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.
Постелите в каталку одеяло с простыней. Подушку (при необходимости - клеенку).
Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,
Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и бедра.
Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.
Укройте пациента второй половиной одеяла или простыней.
Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки, лицом к пациенту.
Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.
Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.
Снимите одеяло с кровати.
Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.
Продезинфицируйте каталку в соответствии с действующими приказами.
Задача №4
Для перемещения пациента и его транспортировки необходимо:
Расположить каталку под углом не менее 60° у края кровати (в ногах).
Закрепить тормоза каталки и кровати.
Встать всем вдоль кровати:
самая сильная (физически) сестра – в центре;
выставить одну ногу вперёд, согнув в колене, другую отставить назад.
Подсунуть руки (до локтя) под пациента:
сестра у изголовья поднимает голову, поддерживает плечи и верхнюю часть спины;
сестра в центре поддерживает нижнюю часть спины и ягодицы;
сестра, стоящая у ног пациента, поддерживает голени.
Примечание. Если пациент очень тяжёлый, понадобится больше людей и придётся перераспределять нагрузку.
Поднятие пациента:
по команде лидера «три» перенести массу своего тела на ногу, отставленную назад;
плавно подтянуть пациента на край кровати;
сделать паузу;
на новую команду «три» перекатить пациента на себя, прижать его и поднять, разогнув колени и выпрямив спину (не держать пациента на вытянутых руках!).
Двигаться назад, чтобы развернуться лицом к каталке:
сестра, удерживающая ноги пациента, делает более широкие шаги;
сестра, удерживающая голову, плечи и спину пациента, – менее широкие, разворачиваясь лицом к каталке.
Двигаться вперёд (к каталке).
На счёт «три» согнуть колени и осторожно опустить пациента на каталку.
Задача №5
Развился синдром «Эмоционального выгорания».
Меры профилактики:
правильная организация рабочего места (освещение, мебель, релаксирующие обои, аквариум)
поговорить с начальством по поводу ухода в отпуск
обучение технике расслабления (медитация, мышечная релаксация, аутогенная тренировка)
найти хобби (спорт, культура, природа)
после работы – пешие прогулки
заказать путевку выходного дня
равномерно распределять все свои нагрузки
делать регулярные перерывы во время рабочего дня.
Задача №6
Способ перемещения – на кресле-каталке.
Последовательность действий:
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Закрепить тормоза кровати.
Поставить кресло-каталку у ног пациента.
По возможности опустить кровать до уровня кресла.
Одна сестра становится сзади кресла-каталки и наклоняет его вперёд так, чтобы подставка для ног касалась пола.
Вторая сестра (помощник) становится напротив пациента, сидящего на кровати с опущенными ногами, ноги сестры расставлены на ширину 30 см, согнуты в коленях.
Попросить пациента охватить сестру за талию, придерживать его за плечи.
Подтянуть пациента к краю кровати так, чтобы его ноги (в не скользящей обуви) коснулись пола.
Поставить одну ногу между коленями пациента, другую – по направлению движения.
Прижать пациента в позе «объятия», плавно поднимать его, не дергая и не поворачивая. Не давить пациенту под мышками!
Предупредить его, что на счёт «три» вы поможете ему встать.
Считая, слегка раскачивайтесь с ним.
На счёт «три» поставьте пациента, поворачивайтесь с ним до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке.
Попросить пациента предупредить вас, когда он коснётся края каталки.
Опустить пациента в кресло-каталку: согнув свои колени, придерживать ими колени пациента; держать спину прямо.
Опустить пациента, убедившись, что он надежно сидит в кресле.
Разместить пациента в кресле комфортно.
При необходимости транспортировать пациента снять тормоз.
Задача №7
Можно поднять пациента с помощью подкладной пелёнки к краю кровати. Для этого необходимо:
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить его согласие на её проведение. Представить человека, помогающего в перемещении.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Закрепить тормоза кровати.
Убедиться, что пациент лежит посередине кровати горизонтально. Опустить поручни (если они есть).
Сказать вашему помощнику, чтобы он встал по другую сторону кровати.
Попросить пациента поднять голову (если он не в состоянии это сделать, бережно поднять её), убрать подушку. Положить подушку к изголовью кровати.
Края подкладной пелёнки скатать в рулон по направлению к пациенту до тех пор, пока ваши руки не коснутся тела пациента.
Подложить перед собой на освободившуюся часть кровати подушечку (протектор) вдоль пациента.
Ваш помощник встаёт в положение ноги врозь на ширине 30 см, одна нога впереди, колени слегка согнуты.
Встать как можно ближе к кровати, поставить одно колено на протектор, лежащий на кровати, другая нога плотно стоит на полу.
Взяться за края скатанной пелёнки ладонями вверх.
Напрячь мышцы живота, ягодиц и спины. На счёт «три» бережно поднять пациента и передвинуть его к краю кровати, используя подкладную пелёнку.
Передвигать медленно, без рывков, поднимая достаточно высоко, чтобы он не скользил по кровати.
Во время подъёма переносить свой вес с ноги, стоящей на полу, на колено, стоящее на кровати.
Ваш помощник переносит свой вес с ноги, выдвинутой вперёд, на ногу, отставленную назад.
Помочь пациенту поднять голову и шею и подложить под неё подушку.
Заправить края подкладной пелёнки.
Выполнить процедуру, ради которой пациента перемещали к краю кровати.
Задача №8
Можно применить метод «Поднятие плечом» (Австралийское поднятие)
Последовательность действий:
Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он её понимает, и получить согласие на проведение.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
Опустить кровать до середины вашего бедра. Закрепить тормоза кровати.
Помочь пациенту сесть:
одна сестра поддерживает пациента;
другая – подкладывает подушку к изголовью (или поднимает изголовье кровати).
Встать с обеих сторон кровати:
лицом друг к другу;
близко к кровати;
плечи сестёр на уровне спины пациента;
ноги врозь;
нога, находящаяся ближе к изголовью, развёрнута в направлении движения;
согнуть ноги в коленях;
держать спину прямо.
Подставить плечо, находящееся ближе к пациенту, в подмышечную впадину и к туловищу пациента. Кисть этой руки подводится под бёдра пациента. Пациент кладёт свои руки на спину сёстрам.
Если невозможно подставить плечо в подмышечную впадину пациента или он не может положить руку на спину сестры, расположите свою руку между туловищем и плечом пациента. Кисть этой руки подвести под бёдра пациента.
Опереться одной рукой об изголовье кровати (локоть согнут), другой, расположенной под бедрами, взять помощника за запястье («двойной запястный захват»).
Предупредить коллегу (если вы лидер) и пациента, что на счёт «три» вы его приподнимете.
Выпрямить ногу, расположенную у ног пациента, и, перенося массу своего тела на другую ногу, расположенную ближе к изголовью, приподнять пациента. Локоть, обеспечивающий упор, разогнуть.
Полностью поднять пациента над постелью, переместить его на небольшое расстояние и снова опустить на постель, сгибая ногу, расположенную ближе к изголовью, и руку, обеспечивающую опору.
Переместить пациента на нужное расстояние.
Обеспечить пациенту необходимое положение в постели.
Задача №9
Для поддержки пациентки необходимо:
Объяснить пациенту принцип удерживания, убедиться, что он понимает его.
Оценить состояние и возможности пациента:
что он сможет сделать самостоятельно;
в чём ему нужна поддержка;
нужны ли ему вспомогательные средства (трость, костыли, ходунки).
Оценить окружающую обстановку (влажность пола, тапочки, посторонние предметы на полу, аппаратура, стоящая на пути движения пациента).
Встать рядом с пациентом.
Применить «захват большими пальцами ладоней»; держать правую руку пациента в своей правой (или левую в левой) руке: рука пациента прямая, опирается ладонью на ладонь сестры при сомкнутых в замок больших пальцах.
Поддерживать другой рукой пациента под локоть или под мышкой или обхватить пациента за талию.
Встать к пациенту как можно ближе, поддерживая его колени правой ногой (если сестра стоит справа), если пациент чувствует себя неуверенно.
Передвигаться рядом с пациентом до тех пор, пока он чувствует себя неуверенно.