СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка рассказывает об условиях лингвистической игры "Поле чудес".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся".»

МБОУ «СШ № 36 им. генерала А.М. Городнянского»  г.Смоленска  Дидактическая игра   как средство активизации  познавательной деятельности учащихся         Учитель высшей категории      Лютикас Н.П.

МБОУ «СШ № 36 им. генерала А.М. Городнянского» г.Смоленска

Дидактическая игра

как средство активизации

познавательной деятельности

учащихся

Учитель высшей категории

Лютикас Н.П.

 В современной школе, делающей ставку на активизацию и творчество учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: •  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; •  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; •  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); •  как технологии внеклассной работы.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и творчество учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • • как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью

 Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Классификация игр По характеру игровой методики По характеру педагоги-ческого процесса По игровой среде  предметные, ролевые, имитационные и т. д.  предметные, ролевые, имитационные и т. д. физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические По виду деятель-ности  4 группы игр  4 группы игр с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др. с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др.

Классификация игр

По характеру игровой методики

По характеру педагоги-ческого процесса

По игровой среде

  • предметные, ролевые, имитационные и т. д.
  • предметные, ролевые, имитационные
  • и т. д.
  • физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические
  • физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические

По виду деятель-ности

  • 4 группы игр
  • 4 группы игр
  • с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др.
  • с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др.
4 группа- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др. 2 группа - познавательные, воспитательные, развивающие; 1 группа - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 3 группа - репродуктивные, продуктивные, творческие; Классификация игр по характеру педагогического процесса

4 группа-

коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

2 группа - познавательные, воспитательные, развивающие;

1 группа - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

3 группа - репродуктивные, продуктивные, творческие;

Классификация игр по характеру педагогического процесса

Игра состоит из следующих основных этапов: ориентировоч-ный (для учителя) подготови-тельный игровой заключи- анализ результатов (рефлексия) тельный

Игра состоит из следующих основных этапов:

ориентировоч-ный (для учителя)

подготови-тельный

игровой

заключи-

анализ результатов (рефлексия)

тельный

 Игра – это форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества.  Игра – это интерес и удовольствие.  Игра – это момент демонстрации знаний и соревнования между участниками игры.

Игра – это форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества.

Игра – это интерес и удовольствие.

Игра – это момент демонстрации знаний и соревнования между участниками игры.

Требования  к подбору игр •  Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. •  Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. •  Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Требования к подбору игр

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

 Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, впивается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, впивается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Современные психологи, такие как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, утверждают, что игра подготавливает также ребенка к будущей активной деятельности. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру ( игровую деятельность, игровые формы, приемы ) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных ( без перегрузок ) условий жизнедеятельности.

Современные психологи, такие как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, утверждают, что игра подготавливает также ребенка к будущей активной деятельности. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру ( игровую деятельность, игровые формы, приемы ) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных ( без перегрузок ) условий жизнедеятельности.

 Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогами в учебно – воспитательных целях. Учителя проводят уроки – путешествия, КВН, уроки – аукционы, уроки – викторины и другие.

Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогами в учебно – воспитательных целях. Учителя проводят уроки – путешествия, КВН, уроки – аукционы, уроки – викторины и другие.

 Форму такой дидактической игры я позаимствовала у довольно известной телепередачи. Мною разработаны в качестве обобщающих уроков Лингвистические игры «Поле чудес» по всем темам, изучаемым на уроках русского языка в 5-7 классах.

Форму такой дидактической игры я позаимствовала у довольно известной телепередачи.

Мною разработаны в качестве обобщающих уроков Лингвистические игры «Поле чудес» по всем темам, изучаемым на уроках русского языка в 5-7 классах.

Правила игры  Игра проходит в три тура. Выбираются три игровые тройки. Чтобы стать участником игры, необходимо быстро и правильно выполнить учебное задание, которое транслирует учитель. Как только сформирована первая игровая тройка, игроки приступают к отгадыванию слова (как правило, это какой-либо лингвистический термин) по тому же принципу, что и в телеигре. Затем, выполняя очередные практические задания, выбираются игроки для 2 и 3 игровой тройки. Победители трех туров становятся участниками заключительного тура игры, в результате которого выявляется абсолютный победитель Лингвистической игры «Поле чудес».

Правила игры

Игра проходит в три тура. Выбираются три игровые тройки. Чтобы стать участником игры, необходимо быстро и правильно выполнить учебное задание, которое транслирует учитель. Как только сформирована первая игровая тройка, игроки приступают к отгадыванию слова (как правило, это какой-либо лингвистический термин) по тому же принципу, что и в телеигре. Затем, выполняя очередные практические задания, выбираются игроки для 2 и 3 игровой тройки. Победители трех туров становятся участниками заключительного тура игры, в результате которого выявляется абсолютный победитель Лингвистической игры «Поле чудес».

 Такие игры активизируют познавательную деятельность учащихся, так как они знают, что на заключительном этапе изучения какой-либо темы их ждет Лингвистическая игра «Поле чудес» на изученную тему. Чтобы победить, нужно стать участником игры, чтобы стать участником игры, необходимо быстро и правильно выполнить предложенное учителем задание, чтобы суметь справиться с заданием, нужно хорошо усвоить изучаемый материал.

Такие игры активизируют познавательную деятельность учащихся, так как они знают, что на заключительном этапе изучения какой-либо темы их ждет Лингвистическая игра «Поле чудес» на изученную тему. Чтобы победить, нужно стать участником игры, чтобы стать участником игры, необходимо быстро и правильно выполнить предложенное учителем задание, чтобы суметь справиться с заданием, нужно хорошо усвоить изучаемый материал.

 Учебные задания в играх разноуровневые, что дает возможность даже слабому ученику принять в игре самое активное участие. Таким образом учитель, опрашивая на этих заданиях более слабых учеников, создает для них ситуацию успеха, побуждая их с большей увлеченностью осваивать учебные знания. Во время последующих игр они, как правило, стараются закрепить свой успех.

Учебные задания в играх разноуровневые, что дает возможность даже слабому ученику принять в игре самое активное участие. Таким образом учитель, опрашивая на этих заданиях более слабых учеников, создает для них ситуацию успеха, побуждая их с большей увлеченностью осваивать учебные знания. Во время последующих игр они, как правило, стараются закрепить свой успех.

  Игровая методика хорошо « работает » как на слабых, так и на сильных учеников; игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

Игровая методика хорошо

« работает » как на слабых, так и на сильных учеников; игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

 Недаром Лев Николаевич Толстой советовал учителям: « … Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

Недаром Лев Николаевич Толстой советовал учителям:

« … Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».