МБОУ «СШ № 36 им. генерала А.М. Городнянского» г.Смоленска
Дидактическая игра
как средство активизации
познавательной деятельности
учащихся
Учитель высшей категории
Лютикас Н.П.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и творчество учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- • как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Классификация игр
По характеру игровой методики
По характеру педагоги-ческого процесса
По игровой среде
- предметные, ролевые, имитационные и т. д.
- предметные, ролевые, имитационные
- и т. д.
- физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические
- физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические
По виду деятель-ности
- 4 группы игр
- 4 группы игр
- с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др.
- с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др.
4 группа-
коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
2 группа - познавательные, воспитательные, развивающие;
1 группа - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
3 группа - репродуктивные, продуктивные, творческие;
Классификация игр по характеру педагогического процесса
Игра состоит из следующих основных этапов:
ориентировоч-ный (для учителя)
подготови-тельный
игровой
заключи-
анализ результатов (рефлексия)
тельный
Игра – это форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра – это интерес и удовольствие.
Игра – это момент демонстрации знаний и соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр
• Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
• Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
• Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, впивается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Современные психологи, такие как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, утверждают, что игра подготавливает также ребенка к будущей активной деятельности. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру ( игровую деятельность, игровые формы, приемы ) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных ( без перегрузок ) условий жизнедеятельности.
Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогами в учебно – воспитательных целях. Учителя проводят уроки – путешествия, КВН, уроки – аукционы, уроки – викторины и другие.
Форму такой дидактической игры я позаимствовала у довольно известной телепередачи.
Мною разработаны в качестве обобщающих уроков Лингвистические игры «Поле чудес» по всем темам, изучаемым на уроках русского языка в 5-7 классах.
Правила игры
Игра проходит в три тура. Выбираются три игровые тройки. Чтобы стать участником игры, необходимо быстро и правильно выполнить учебное задание, которое транслирует учитель. Как только сформирована первая игровая тройка, игроки приступают к отгадыванию слова (как правило, это какой-либо лингвистический термин) по тому же принципу, что и в телеигре. Затем, выполняя очередные практические задания, выбираются игроки для 2 и 3 игровой тройки. Победители трех туров становятся участниками заключительного тура игры, в результате которого выявляется абсолютный победитель Лингвистической игры «Поле чудес».
Такие игры активизируют познавательную деятельность учащихся, так как они знают, что на заключительном этапе изучения какой-либо темы их ждет Лингвистическая игра «Поле чудес» на изученную тему. Чтобы победить, нужно стать участником игры, чтобы стать участником игры, необходимо быстро и правильно выполнить предложенное учителем задание, чтобы суметь справиться с заданием, нужно хорошо усвоить изучаемый материал.
Учебные задания в играх разноуровневые, что дает возможность даже слабому ученику принять в игре самое активное участие. Таким образом учитель, опрашивая на этих заданиях более слабых учеников, создает для них ситуацию успеха, побуждая их с большей увлеченностью осваивать учебные знания. Во время последующих игр они, как правило, стараются закрепить свой успех.
Игровая методика хорошо
« работает » как на слабых, так и на сильных учеников; игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
Недаром Лев Николаевич Толстой советовал учителям:
« … Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».