Научно-исследовательская конференция
начального общего образования
образовательных организаций муниципального образования
Приуральский район
Исследовательская работа
«По следам Шерлока Холмса»
Работу выполнил:
Солохин Роман
обучающийся 3 А класса
МОУ начальная школа п. Харп
Научный руководитель:
Баглык Валентина Степановна
учитель начальных классов
МОУ начальная школа п, Харп
Харп
2017 г
Содержание
Паспорт проекта ………………………………………………………….3
Описание работы в ходе реализации проекта…………………………..4
Список литературы………………………………………………………..7
Паспорт проекта
Название проекта | «По следам Шерлока Холмса» |
Руководитель проекта | Баглык Валентина Степановна |
Возраст детей | 9лет |
Участник проекта | Солохин Роман Романович |
Тип проекта | Исследовательский |
Цель проекта | Изучить некоторые методы работы сыщика |
Задачи проекта | изучить литературу и узнать некоторые методы работы детективов изучить информацию о науке «Дактилоскопия» определить опытным путем секреты сыщиков как составить фоторобот человека познакомить ребят с проектом «По следам Шерлока Холмса» |
Методы исследования: | |
Проблемные вопросы, возникшие в ходе проектной работы | нужна ли профессия сыщика? что помогает сыщику в его работе? для чего нужна «дактилоскопия» как написать «секретное письмо» как составить фоторобот человека? |
Гипотеза | |
Этапы работы над проектом: | 1 этап: проведение опроса, постановка познавательной проблемы: формулирование проблемы, 2 этап: первичный анализ задачи, выдвижение предположений. Отбор способов проверки предположений. Проверка этих предположений в ходе проекта. 3 этап: анализ полученных, в ходе реализации проекта, предположений результатов и формулирование выводов. 4 этап: защита проекта. |
Описание работы в ходе реализации проекта
Однажды я решил узнать у своих друзей одноклассников, кем они хотят стать, когда вырастут. Многие из них захотели стать полицейскими, сыщиками. Я заинтересовался и решил узнать больше об этой профессии. Валентина Степановна предложила мне познакомиться с героем книги Артура Конан Дойла Шерлоком Холмсом и просмотреть мультфильм «Следствие ведут колобки».
Мне стало интересно, какие методы сыщики используют для поимки преступника. Я решил узнать больше о профессии детектива и начал изучать материалы в книгах, интернете.
Цель: изучить некоторые методы работы сыщика
Задачи:
1. Изучить литературу и узнать о профессии сыщика
2. Узнать интересное о науке «Дактилоскопия»
3. Как составить фоторобот человека?
4. Провести опыты «Секреты работы детектива»
5. Познакомить ребят с результатами своего исследования
Ход исследования
1. Сбор материала.
Прежде всего я подключил к исследованию родителей, собрал сведения о Шерлоке Холмсе, посмотрел мультфильм «Следствие ведут Колобки».
Я узнал, что слово детекти́в (англ. detective, от лат. detectio — раскрытие) — специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции, сыщик. В его обязанности входит сбор улик и предоставление их судебным органам. Улика – это доказательство.
1. Практическая часть исследования.
Дактилоскопическая экспертиза
Для того чтобы найти человека по его отпечаткам пальцев используется такой метод, как дактилоскопия. В основе этого метода лежит рисунок на коже рук, который у каждого человека разный и индивидуальный.
Дактилоскопи́я — метод идентификации человека по отпечаткам пальцев, основанный на уникальности рисунка кожи. Этот метод используется в криминалистике. Разработка этого метода основана на идеях англичанина Уильяма Гершеля. Гершель служил полицейским чиновником в Индии и в 1877 году выдвинул гипотезу о «неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека». Эта гипотеза стала результатом его долгих исследований. В 1895 году Гершель добился введения дактилоскопии в качестве метода регистрации уголовных преступников.
В Дании в 1902 году впервые применили этот метод для опознания преступника. После этого разные страны мира вводят в криминалистике использование дактилоскопического метода для поимки преступников. Франция стала одной из последних стран, а в России дактилоскопия используется с 1906 года.
Оказывается, что идея об уникальности отпечатков пальцев существовала в Китае и Японии ещё в VII в. н. э.
Отпечатки пальцев можно исследовать и в домашних условиях.
Опыт 1. Отпечатки пальцев.
Я измельчил карандашный грифель ножом. Натер готовым порошком себе палец. После этого важно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги, На скотче будет виден отпечаток узора пальца. Объяснить это возможно тем, что у нас на коже есть капельки жира из подкожных желез. Поэтому, когда мы дотрагиваемся до окружающих предметов, то оставляем незаметный след своих пальцев. Смесь, полученная из грифеля карандаша, хорошо прилипает к жиру. Отпечаток пальцев становится видимым для нашего глаза. Вот и дактилоскопия.
Опыт 2. Увеличительное стекло в домашних условиях.
Мелкие предметы рассматриваю под микроскоп. Но как это сделать если под руками нет микроскопа или увеличительного стекла? Выход есть, можно использовать материалы, которые всегда найдутся под рукой. Для этого эксперимента нам понадобится трехлитровая банка и «мелкий предмет». Изучаемый предмет кладем на дно банки. Затягиваем горлышко банки прозрачной пищевой пленкой так, чтобы в пленке было небольшое углубление. В это углубление наливаем воду, она и станет для нас увеличительным стеклом.
Можно использовать и другой способ и с той же трехлитровой банкой. Закрепляем на внешней стороне банки скотчем какой-нибудь небольшой исследуемый предмет. Наливаем в банку воды и смотрим на предмет через воду. Мы получили идеальный вариант увеличительного стекла в работе домашнего сыщика.
Опыт 3. Секретное письмо.
Сыщики находят необходимые для расследования важные улики и даже таинственные послания. Такие зашифрованные письма можно разгадать, если знать секреты кодитровки письма.
Вариант 1. Невидимое письмо молоком.
Возьмем лист белой бумаги, обмакнем тонкую кисточку в молоко и напишем секретное послание. Написанное обязательно должно просохнуть. Чтобы прочитать такое письмо необходимо подержать лист над паром или просушим его утюгом. При нагревании молоко вскипает, буквы темнеют, и секретное письмо можно прочитать.
Вариант 2. Невидимое письмо лимонным соком.
Выдавим лимонный сок. Это наши новые чернила. Возьмем лист белой бумаги, обмакнем кисточку в лимонный сок и напишем наше послание. Чтобы прочитать письмо, написанное лимонными чернилами, необходимо слегка намазать йодом. Строчки, которые были невидимыми станут видны для обычного глаза.
Вариант 3. Невидимое письмо воском.
Возьмем белый лист бумаги и свечкой нанесем рисунок или небольшой текст. После этого раскрасим листок акварельными красками, а можно фломастерами. После раскраски, Рисунок или засекреченное письмо проявится на листочке, т.к. парафин не закрасится.
Фоторобот
Фоторо́бот (фотокомбини́рованный портре́т)— субъективный портрет человека, подобранный из фотографий отдельных частей разных лиц: глаз, носа, рта, волос, усов и т. д. Это один из методов в криминалистике для составления субъективного портрета разыскиваемого лица по показаниям свидетелей. В настоящее время существует компьютерное программное обеспечение для составления субъективного портрета. Я предлагаю познакомиться с программой для составления фоторобота.
III. Выводы.
Профессия детектива - эта интересная, но и достаточно трудная работа. Она занимает много времени у того, кто ею занимается.
Важные качества детектива, сыщика необходимые для успешной работы - это сообразительность, быстрота ума, наблюдательность, терпение, ответственность, честность. Очень важны коммуникативные навыки – это общительность, лояльность, открытость, сострадательность. Имея все эти качества, стать детективом можно.
Свои исследования я представил в виде презентации своим одноклассникам. Они заинтересовались исследовательской работой, еще долго расспрашивали и рассказывали о разных методах криминалистики и о настоящем сыщике Шерлоке Холмсе!
Я, решил не останавливаться на достигнутом, и продолжить поиски новых методов в работе сыщика и находить новых кумиров сыска.. Исследования продолжаются…
3. Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». –С-Пб, «Сфера», 2012.
2. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес. Занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». – М., «Просвещение», 2008.
3. Википедия, о Шерлоке Холмсе.
4. http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
5. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08a.shtml
6