МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64» ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЛЕСНОЙ» СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
624203, г. Лесной, ул. Дзержинского 1А тел. 8-34342-4-03-24 |
Межрегиональный конкурс методических материалов
по патриотическому воспитанию граждан
Приволжского федерального округа
Направление: «Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»
Тема: «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников
в условиях учебно-событийной деятельности
на уроках русского языка и литературы»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 11-16 лет
Разработчик:
Зырянова Ирина Вячеславовна,
учитель русского языка и
литературы
г. Лесной
2015 г.
Сведения об авторе
Я, Зырянова Ирина Вячеславовна, работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» городского округа «Город Лесной» Свердловской области с 1994 года. Стаж педагогической деятельности – 21 год. Дважды лауреат городской премии «Успех года» за достойный вклад в укрепление лучших традиций города, формирование его престижа на отраслевом, федеральном и международном уровнях; победитель конкурсного отбора учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»(2009г.); призер регионального этапа конкурса «Учитель года России» в номинации «Руководитель»(2010г.), Всероссийского конкурса «Школа Росатома»(2013-2014гг.); победитель Всероссийского конкурса инноваций «Качественное образование - будущее России» в номинации «Лучший учительский опыт, обеспечивающий успех ученика»(2014г.). Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Краткая аннотация работы
Новые требования к качеству школьного образования предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях воспитания и обучения школьников. Инновационная разработка «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в условиях учебно-событийной деятельности на уроках русского языка и литературы» обобщает опыт учителя за три года ее реализации. Теоретической и методологической основами являются научные труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.И. Слободчикова, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Как сохранить нравственное начало ребенка, развить его речевую культуру и художественный вкус? Как формировать его личностные качества, которые необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной траектории, социального действия и морального поведения? Ответом является тьюторская технология образовательного события, в результате которой обучающиеся погружаются в учебно-событийную деятельность. В разработке поэтапно раскрываются инновационные формы и методы деятельности учителя в формировании и развитии духовного начала личности школьников с 5-11 классы. Особого внимания заслуживает одно из важных направлений деятельности педагога - организация сетевых образовательных событий: «Служба русского языка», «Почитай-ка». Деятельностное участие школьников в проектах позволяет им «проживать» явления и ситуации, зарождает в детях личностное отношение к ним, поэтому-то и служат ядром духовно-нравственного развития и воспитания.
Инновационная разработка представляет интерес для педагогов, методистов образовательных учреждений и центров дополнительного образования.
Введение
Будущее любой страны проектируется за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного развития и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный прежними поколениями, почти исчерпан. Изменение политических, экономических и общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Поэтому проблема духовно-нравственного развития и воспитания школьников занимает одно из важных мест в образовательной практике. В основе различных инновационных направлений лежит поиск эффективного механизма духовно-нравственного роста личности ребенка.
Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, образовательные и медицинские учреждения, социальную службу, армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми ко Злу и способными творить Добро.
Традиционные способы формирования духовно-нравственного поведения через наглядную демонстрацию образцов некоторых духовно-нравственных действий и их усвоение путем прямого подражания утратили свою актуальность. При таких технологиях развитие и воспитание человека ограничивается предметами и событиями, близкими к его повседневной жизни. В этом случае проживания реальных жизненных ситуаций не происходит, замыслы самостоятельно не рождаются, а значит ценности «не присваиваются» в результате обретения опыта.
Как решить проблему? Перестраивать всю систему воспитания. В ее основу необходимо положить идею деятельностного развития, при котором происходит производство и воспроизводство духовно-нравственных ценностей. Это возможно только при одном условии: в образовательном учреждении будет организована учебно-событийная среда, приближенная к человеческой реальности как формы само-бытия, в которой и происходит полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание личности.
По словарю С.И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил [7].
Понятие «духовный» многозначно. С одной стороны, относящийся к умственной деятельности, к области духа; с другой, духовный – значит церковный[7]. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Другого пути стяжания Божественной Благодати, которая вдохновляет человека, не существует. Духовная личность создает себя сама посредством духовно-событийной деятельности, которая не прекращается до конца жизни. Классическим примером событийного уклада является церковь, обеспечивающая для верующего все основные события: от крещения до отпевания. Воцерковленный человек знает, для чего он живет, переосмысливает свое бытие, обретает духовные смыслы.
Последние десятилетия показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны. Они проявляются как качества личности в пространстве жизни. Значит и современная система воспитания должна быть построена на обретении школьниками универсальных способов духовно-нравственной деятельности.
Поэтому, моя педагогическая деятельность построена на следующих принципах:
принцип природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков;
принцип культуросообразности, ориентирующий взрослых и всю систему образования на отношение к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к саморазвитию и самоизменению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и духовной культурой, способному ввести его в мир ценностей и идеалов; к образованию — как к культурному процессу; к школе — как к целостному событийно-образовательному пространству;
принцип индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;
принцип ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;
принцип сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместно проживаемой деятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.
Главной целью собственной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития личности, способной к самореализации и самоопределению в современном обществе, уважающей ценности своего народа, толерантной по отношению к другим культурам, творческой и социально активной.
Теоретической и методологической основами представленной разработки являются: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина[9], теория событийной общности В.И. Слободчикова[10], Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[2].
Ключевые идеи инновационной разработки
Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования[8], утверждение профессионального стандарта педагога, разработка проекта «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации до 2025 года»[6] предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях воспитания и обучения школьников.
Как сохранить нравственное начало ребенка, развить его речевую культуру и художественный вкус? Как формировать его личностные качества, которые необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной траектории, социального действия и морального поведения (ценностно-смысловые ориентации обучающихся)? Ответом на поставленные проблемные вопросы является тьюторская технология образовательного события, в результате которой обучающиеся погружаются в учебно-событийную деятельность[9]. В представленной разработке образовательное событие рассматривается с нескольких позиций:
средство развития и саморазвития обучающихся в освоении содержания образовательных программ по русскому языку и литературе на основе личностной и коммуникативной рефлексии;
способ создания условий для построения индивидуальной траектории воспитания и развития обучающихся;
социальное явление, ориентированное на субъектность ребенка, учет его запросов и личностных возможностей.
Уже с пятого класса стараюсь выстраивать учебные занятия так, чтобы они соответствовали всем этапам событийной деятельности как сложного духовного процесса: противоречие–поиск–открытие–выражение–реализация продукта - рефлексия. Ребенок данного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. Не случайно в своей трилогии Л.Н. Толстой ключевую роль отводит детству: «Во всякое время и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным, – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, остается твердым и истинным. Родившись, человек представляет собою первообраз гармонии, правды, красоты и добра…»[12]. Два свойства детской души должны быть особенно дороги взрослым: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром. Учителю важно сохранить эти качества детского сознания, потому что именно в них заключены бесконечные ресурсы нравственного самосовершенствования человека.
Поэтому мои воспитанники с первых этапов учебно-событийной деятельности знают «золотое правило пяти вопросов»: Что ценно? Почему ценно? Как оценить? Зачем осуществлять действие? Каким нравственным смыслом наполнить его? Именно с них мы начинаем любое наше занятие. Погружая своих воспитанников в художественное пространство произведения на уроках литературы, предлагаю им сделать наброски и подписать их. После этого мы вместе соединяем рисунки ребят и открываем своеобразную панораму - художественный мир писателя. Эффективными приемами в организации учебно-событийной ситуации на данном этапе являются: создание карт мечты, рисунки, доска визуализации, устные словесные описания. Так мои пятиклассники и шестиклассники открыли для себя мир А.П. Гайдара в лирической повести «Голубая чашка»; мир героев сказов П.П. Бажова; повестей А. Грина; романтическое пространство повести В. Крапивина «Колыбельная для брата»; ощутили национальный колорит произведений Н.В. Гоголя; прочувствовали, как мужественно простые советские люди преодолевали страх, голод, боль… по рассказам Б. Васильева: «Экспонат №», «Ветеран»…
На занятиях русского языка и риторики предлагаю своим воспитанникам поразмышлять о ценностных понятиях: «дом», «семья», «книга», «добро», «милосердие», «совесть», «духовность»-и представить миниатюры одноклассникам: «Нужны ли Дон Кихоты сегодня?»; «Нам жизнь дана, чтобы любить?»; «Можно ли доброту отмерять, как на весах?»; «Что остается после сказки?» и т.д. Мои ученики знают, что представление - это не только публичное прочтение своего текста, но и творческое изображение воплощенного замысла в перспективном образе, мечте, музыкальном звуке, картине… Прошу выступить каждого ребенка в качестве эксперта собственного творческого продукта, потому что во время самооценки рождается личностное отношение к деятельности. Так создаю одно из важных условий в организации учебно-событийной среды.
Сколько удивительных открытий сделали мои ученики о родном крае, городе, своей семье, книгах, которые читают вместе с родителями, наконец, о самом себе, своих способностях! Мне всегда приятно слышать из уст ребят: «Я как будущая мама не могу смотреть равнодушно…»; «У меня никогда не было отца, но я бы хотел, чтобы…»; «…Это и есть настоящее счастье - обрести семью, близких людей по духу и крови!»; «Погружаясь в мир Дон Кихота, в мир мечты, мы взрослеем и учимся отличать желаемое от действительного, игру от жизни, и открывающуюся нам мудрость несём с собой через всю жизнь»; «В тот момент, когда цветок непрерывно воюет за право на жизнь, эта добрая и отзывчивая девочка помогает ему. Удивительно, что она готова прийти на помощь любому беззащитному существу. Именно эта черта маленькой героини меня поражает!»; «Со сказов П.П. Бажова у нас в семье положено начало коллекции уральских самоцветов… Самое главное, чтобы в совместном деле живинка была!».
Начиная с восьмого класса, подвожу обучающихся к созданию творческих и исследовательских проектов. Проектирование - наиболее непосредственно отнесенная к практике форма события, связанная с циклом организации и реализации намерения (мечты). Только в формате проектирования у моих воспитанников появляется возможность научиться что-либо организовывать и реализовывать на практике, освоить действительность, формируя нравственные и гражданские установки, стать субъектом учебно-событийной деятельности.
Например, во время изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в девятом классе предполагаемая работа охватывает деятельность ребенка и вне классно-учебного общения. За несколько недель до изучения произведения обучающиеся получают задание: прочитать текст романа совместно с родителями и определить, какие чувства вызвало прочтение произведения, почему роман начинается с лирического отступления автора, что узнали ребята о героях произведения. На первом учебном занятии мои ученики читают свои впечатления, а также творческие наброски своих родителей. Особенно приятно, когда дети слышат откровения мам и пап о своих первых впечатлениях, которые сохранились у них еще со школьных лет. Некоторые родители признаются, что не читали романа А.С. Пушкина в школе и вместе с ребенком его открывают впервые. В этом единстве (ребенок–родители–учитель) вижу серьезный ресурс для осознанного развития личности ученика, его духовно-нравственного воспитания. Результат первого этапа – включенность обучающихся в изучение романа (сформированность замыслов) и определение проблемного поля для реализации идей.
Погружая учеников в художественный мир романа А.С. Пушкина на практическом этапе, формирую методологические навыки, предлагая составление логографа понятия, анализ художественного текста, обращение к статьям, письмам, дневникам писателя, моделирование художественного мира, создание сравнительных таблиц, схем. Результат работы – сочинения-эссе, выступления с докладами, небольшие проекты: «Книга в жизни героев романа»; «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…Возможна ли дружба между героями?»; «Мысль семейная», «Привычка свыше нам дана: замена счастию она?»; «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю?»; «Пружина чести - наш кумир?».
Не буду отрицать, что сталкиваюсь с некоторыми трудностями, одна из которых сводится к неравномерной сформированности читательских навыков, а где-то и их отсутствию. Проблему решаю через систему занятий по методикам Н.Л. Лейдермана[5], В.Г. Маранцмана[4], Е.Н. Ильина[3], Т.А. Долининой[6], Н.А. Юшковой и Е.В. Дзюба[13]. Практикум по формулированию цели исследования, постановке задач, выдвижению гипотезы осуществляю на занятиях специального курса «Введение в проектную деятельность», который веду с 8 класса; организация учебно-событийной деятельности разворачивается также в модульных программах: «География человеческих замыслов и перспектив» (9 класс); «Лингвистическая школа»; «Филологический класс» (10-11 классы).
Так, на программе «География человеческих замыслов…» в формате интенсивных погружений мы моделируем ценностные миры героев русской литературы XIX века. Исследуя художественное пространство романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», обращаю внимание детей на описание дома. Это не просто интерьер, а развернутый портрет героя, вписанный в его личностный мир: Душа – Дом – Мирозданье - Душа. Роман начинается с внутрисемейных отношений Онегина. Мы видим, что в Доме героя нет места истинной человеческой любви, простоты, тепла. Если нет любви (Души Дома), значит, в нем поселяется равнодушие. Поэтому Онегин, не открыв любви для себя в юношеском возрасте, в скитаниях и жизненных испытаниях вынужден приобретать то, что Татьяне Лариной дано отроду.
Рассматривая галерею образов помещиков Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души», погружаемся в пространственный мир Плюшкина. И вновь по схеме (Душа – Дом – Мирозданье – Душа) моделируем Дом героя, в котором он полностью дичает, потому что его земная жизнь лишена любви. А любовь - это душа Дома, его свет; душа умирает, если уходит любовь. Там, где ее нет, поселяется зло во всем его многообразии. Оно подчиняет героя настолько, что тот теряет свой человеческий облик.
Погружаясь в мир Евгения Базарова - главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы обнаруживаем, что одним из источников внутреннего разлада Души героя с Мирозданьем является отсутствие глубокого чувства «укорененности». Именно оно позволяет человеку осознавать себя значимым звеном в цепи поколений. Если отрицается это чувство, то нарушается гармоничная связь между Душой – Домом – Мирозданьем – Душой, и тогда происходит величайшая трагедия, которую мы наблюдаем в финале романа.
В эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» любимые герои писателя по-разному постигают ценности жизни. Каждый из них в этом постижении проходит непростой путь. Душа Дома Болконских кроется в любви к Отечеству, она спрятана под спудом долга и дворянской чести. Дом Ростовых наполнен по-настоящему человеческой любовью, которая «выплескивается» на всех без меры. Дом Курагиных лишен Души, в нем поселяется зло. Все, чего бы они ни касались, погибает, потому что зло всегда стремится к разрушению и саморазрушению.
Для работы на программе класс делится на группы по 5-7 человек, так как при большем количестве учащихся возникают трудности при обсуждении позиции каждого участника проектирования. В организации событийных модулей ориентируюсь на методы обучения в сотрудничестве: «индивидуальная работа в команде», «ажурная пила», «ярмарка идей», «мозговой штурм». После совместного обсуждения прошу своих воспитанников смоделировать на листах ватмана их собственные Дома. Готовые модели ребята помещают на доску визуализации и представляют их одноклассникам. Сравнение и анализ происходят в формате писем «Мои перспективы», в которых раскрываются индивидуальные замыслы обучающихся.
Так в практике событийного проектирования оформляются ценностные понятия: «любовь», «счастье», «дом», «честь», «семья», «дружба», «душа»… благодаря включенности моих воспитанников и в культурные контексты, и контексты рефлексивно-коммуникативные.
Отрадно констатировать, что многие проекты обучающихся в десятом и одиннадцатом классах перерастают в настоящие исследовательские работы: «Топонимические методы исследования в организации художественного пространства произведений А.С. Грина»; «Анимализм в творчестве С.А. Есенина»; «Комплекс Орфея в поэтическом мире Б. Рыжего»; «Экзистенциальные мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; «Образ художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет» на основе современных философских концепций»; социальные проекты: «Служба русского языка», «Почитай-ка» совместно с городской газетой «Вестник». Названные исследования и проекты высоко оценены общественностью на различных уровнях (от городского до российского). Но для меня важнее всего оценки самих ребят после совместной организации подобных событий: «Как здорово у меня получилось!»; «Неужели я это написал?»; «Оказывается, я умею убеждать!»; «…Пока верстался номер газеты на указателе при въезде в поселок благодаря Службе русского языка ошибка исправлена - теперь Чащавита написано через А»; «Если смотреть в будущее с надеждой и прикладывать в настоящем усилия для осуществления благородных целей, можно не только сохранить самое лучшее, но и приумножить его…»; «Всегда важно помнить: кто ты, откуда родом и на каком языке выражаешься…»; «Чем больше мы интересуемся историей русского языка, вчитываемся в образный смысл слов, тем чаще мы начинаем ценить живое наследие и гордиться Великим и Могучим»; «…Во все времена Женщины становились Музами для поэтов и писателей, вдохновляли мужчин на подвиги, пробуждали романтические чувства. Благодаря им рождались удивительные слова, подобные строчкам К. Бальмонта. Любовь объединила Женщину и Слово, а значит, сделала нас сильнее, одухотвореннее и гуманнее…».
Такая практическая организация учебно-событийной деятельности школьников позволяет создать условия для их самоопределения, совместного или индивидуального проживания, в момент которого происходит формирование ценностей, а также «попасть» в поле русской национальной ментальности.
Практика организации сетевых образовательных событий
Сетевое образовательное событие – это личностно-значимая ситуация осмысленной деятельности субъекта, осуществляемая через осознание образовательной проблемы и определение путей и способов её решения в информационно-образовательном пространстве [11].
Организация сетевых образовательных событий включает несколько этапов:
На подготовительном (диагностическом этапе) исследуется социальная ситуация, выявляется влияние факторов среды, определяющих развитие личности и группы. На данном этапе целесообразно определить событие, которое находится в «зоне ближайшего развития» ребенка.
На этапе прогнозирования осуществляется совместная разработка плана организации и проведения события, включенность социальных институтов для решения проблемы; определяются цели и мотивы личности и группы, выявляется «степень свободы» выбора, намечаются пути развития личности и группы в зависимости от влияния различных факторов и переменных сред, взаимодействие с которыми приводит к реализации события. В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию обусловлено мотивами, системой ожиданий, мерой включенности учащихся в деятельность.
На этапе организации и реализации события «включен» каждый участник, и мера его «включения» определяется только самим ребенком. Она зависит от его деятельности на предыдущих этапах разработки и подготовки события, которое связывает всех субъектов в единое целое. Воспитательное взаимодействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией. С этой точки зрения, задача учителя заключается в организации именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность, определяют ее развитие в социальном направлении.
Рефлексивный этап осуществляется в разнообразных формах: как открытого обсуждения соотношения «ожиданий» и «результатов», так и в форме письменного рефлексивного отчета, отклика, эссе.
С 2011 года вместе со своими учениками реализую социально-лингвистический проект «Служба русского языка». Ребята ведут одноименную рубрику в городской еженедельной газете «Вестник» уже четвертый год[14].
Проект призван обратить внимание населения города на современное состояние языковой культуры и оказать реальную поддержку всем нуждающимся в лингвистической помощи. Кроме того, проект косвенно обеспечивает информационную и рекламную поддержку Федеральной Государственной программы «Русский язык» (2010-2015гг.).
Цель проекта – повышение статуса современного русского языка среди его носителей, развитие интереса к культуре речи среди населения города, противодействие губительным для русского языка и культуры в целом тенденциям снижения грамотности, получившим в последнее время катастрофические масштабы.
Какие возможности представляет социальный проект для самих обучающихся?
Во-первых, развивает в детях помимо общих учебных навыков, способность взаимодействовать в группе, быть корректными и культурными людьми, консолидироваться и осознавать свою общественную и гражданскую позицию. Вступая в диалог с читателями на страницах газеты, ребята отмечают: «Ваши многочисленные вопросы, уважаемые читатели, помогают нам осознавать, что русский язык надо любить, о нем надо спорить, но самое главное, на нем надо говорить, писать, читать…»; «Мы рады приветствовать вас, уважаемые читатели газеты «Вестник»! Спасибо за письма, которые приходят для нас в редакцию еженедельника. Когда есть дело, приносящее пользу, тогда и учеба в радость, понимаешь свою сопричастность ко взрослой жизни…»; «Сохраняя свой язык, мы сохраняем свою нацию: ее историю, культуру, обычаи. Присоединяйтесь к нам, и давайте говорить правильно!».
Во-вторых, фундаментальные знания обучающихся становятся прочными, потому что накапливаются посредством учебно-событийной деятельности, а возможность воздействия на окружающих с помощью печатного слова (а это одна из главных задач проекта) мотивирует обучающихся к качественной работе и достижению цели духовного-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«Служба русского языка» в еженедельной газете «Вестник» встретила одобрение жителей городов Лесного и Нижней Туры.
Несколько отзывов читателей:
«Спасибо, что взялись за такое нужное и важное дело – сохранять чистоту и культуру русского языка. В наше время это как никогда актуально: сегодня дети разговаривают на каком-то тарабарском наречии, но в обществе они должны говорит по-русски. И замечательно, что взялись вести рубрику именно школьники: как говорится, ученик ученика поймет наверняка»;
«Хочу поблагодарить всех, кто работает над проектом. Продолжайте его, не останавливайтесь, помогайте открывать тайны русского языка. Я все заметки собираю – это ценный материал, клад, который нужно помочь открыть каждому ребенку»;
«Я бабушка 14-летнего внука. У него сейчас такой возраст, что говорить по-русски он, кажется, разучился. И вот, когда внук приходит ко мне на выходные, мы садимся с вашей газетой и вместе читаем – читаем по-русски. Спасибо газете и школе за этот социальный проект!».
Популяризация проекта муниципальными СМИ привела к тому, что Служба стала востребованной среди населения: за два последних года в рубрику обратились 180 читателей Лесного и Нижней Туры, к их числу присоединились жители области, приезжающие в город к своим детям и внукам.
С 2015 года вместе с шестиклассниками реализуем новое сетевое образовательное событие - социокультурный проект «Почитай-ка» также совместно с городской еженедельной газетой «Вестник». Девиз проекта: «Семью сплотить сумеет мудрость книг!».
Проведенный опрос среди школьников и их родителей показал, что традиции семейного чтения утрачены.
Путь выхода из проблемной ситуации - воздействие на окружение. Социокультурный проект «Почитай-ка» направлен на то, чтобы обратить внимание жителей города на сложившуюся проблему и дать практические рекомендации родителям, как сделать совместное чтение увлекательным занятием, которое сплотило бы всю семью.
Основная аудитория проекта – дети младшего и среднего возраста (7-12 лет), родители (от 20-40 лет), жители города Лесного.
Актуальность: проект «Почитай-ка» обеспечивает реализацию «Национальной программы поддержки и развития чтения в РФ (до 2020г.), а так же плана мероприятий, приуроченных к году Литературы в России[3].
Каковы результаты проекта? Во-первых, в проект уже включены 23 ученика 6А класса и 54 родителя, которые перед публикацией статьи читают в семье совместно книги, обсуждают их, придумывают задания, которые могли бы выполнить и другие семьи, читающие газету. В-вторых, с января 2015г. опубликовано 16 статей. С их содержанием можно познакомиться на сайте газеты «Вестник» в рубрике «Почитай-ка».
Какова статистика участия горожан в проекте? Если обратиться к электронным статьям на сайте газеты «Вестник», можно констатировать следующее: за 4 месяца реализации проекта статьи рубрики "Почитай-ка» просмотрели 1057 семей ( см. таблицу № 1).
Таблица1. Рейтинг просмотров статей рубрики «Почитай-ка»
№ статьи | Название | Количество просмотров |
1 | Нужны ли Дон-Кихоты сегодня? | 238 |
2 | Мечта о море с книгой «Робинзон Крузо» | 205 |
3 | Толстяки и чудаки; кто одержит победу? | 117 |
4 | Снежная акция с Тимуром и его командой | 47 |
5 | Счастье придёт в дом с «Малахитовой Шкатулкой» | 93 |
6 | Что остаётся после сказки? Ч. Айтматов «Белый пароход» | 169 |
7 | Благородство и бескорыстие так необходимы сегодня! | 46 |
8 | Нам жизнь дана, чтобы любить! | 51 |
9 | Забавный чудак двадцать первого века | 37 |
10 | Важно помнить – каждое слово, каждое движение, каждый стон! | 16 |
11 | Когда уносят в сердце необъятное сияющее небо? | 12 |
12 | На войне всё совершается быстро… | 14 |
13 …. | Война – в крови, страданиях и смерти! | 12 |
Всего: | 1057 |
На электронную почту школы пришло 26 откликов в форме семейных фотографий во время совместного чтения, отзывов, рекомендаций, кроссвордов. В качестве примера приведу некоторые из них.
Отзывы читателей

О. Лопырева: «Какая интересная идея! Думала, что обращать внимание на семейное чтение должны библиотеки, а тут школьники. Смело! Актуально! Начали читать и выполнять задания! Спасибо!».
Е. Болдырев: «Если бы на родительском собрании наш классный руководитель обратил внимание на проблему совместного семейного чтения, возможно, задумался бы, но времени катастрофически не хватает. Что читать с детьми, которые только и знают компьютерные игры? Когда прочитал рубрику, был в восторге. Оказывается, есть еще неравнодушные к чтению дети, которые помогают нам, родителям, вернуться к старым, добрым советским книгам. Гайдара прочитали вместе с удовольствием и построили во дворе снежную горку, как вы и рекомендовали!»
Черепановы: «Мы семья многодетная, много забот, проблем! Вашу рубрику читаем с удовольствием. Девиз у вас хороший: «Семью сплотить сумеет мудрость книг». А ведь мы уже третий вечер читаем Гиваргизова «Записки выдающегося двоечника». Ждем рубрику с нетерпением!»
Е.И. Плотникова: « Я уже бабушка. У меня семь внуков. Они шебутные! Родители отдают их мне, чтобы на время отвлечь от гаджетов. Они только и знают свои мультики! А мы с ними читаем книги, которые вы рекомендовали. Сегодня после прочтения Пришвина были в экологическом центре, кормили птиц».
Все материалы, присланные читателями, мы планируем обобщить в сборник по результатам проекта и представить его на праздничных мероприятиях, посвященных итогам года Литературы в России.
Важным этапом реализации сетевого образовательного события «Почитай-ка» становится рефлексивный этап. Ребята после завершенной публикации пишут небольшие эссе - откровения. Представляю несколько из них:
Комарова Ольга: «Мы в семье всегда читаем книги, но когда ты понимаешь, что при подготовке статьи помогаешь другим семьям хотя бы на небольшое время объединиться, то чувствуешь ответственность за свое дело!..»
Зудов Дмитрий: «У меня мама всегда занята. Время такое: нужно зарабатывать деньги! А я предложил ей вместе прочитать книгу А. Алексина «Третий в пятом ряду». Мама, конечно, посопротивлялась, но потом даже загорелась идеей написать статью. В минуты совместного чтения я был так счастлив: редко бываешь с мамой наедине. Я даже голову ей на плечи положил во время чтения, а она вдруг заплакала…»
Герлах Роман: «Мне очень понравилось писать статью в газету. Когда на сайте газеты поинтересовался просмотрами, был приятно удивлен. Читают! Читают! Значит, полезное дело! Значит, стоит продолжать!!!»
Серова Наталья: «А со мной сегодня одна пожилая женщина поздоровалась и сказала, что читает «Почитай-ку». Когда она наш класс поблагодарила, я вдруг ощутила какое-то волнение…, как перед контрольной. Испытывала чувство гордости. Если читатели ждут рубрику, значит надо продолжать ее. Быть полезным кому-то – это незабываемые ощущения».
Таким образом, деятельностное участие школьников в сетевых образовательных событиях позволяет им «проживать» явления и ситуации, зарождает в детях личностное отношение к ним, поэтому-то и служат ядром духовно-нравственного развития и воспитания.
Заключение
«Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя», – точно заметил А. Дистервег. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей деятельности, его отношение к труду, к ученикам, коллегам – имеет большое значение для духовно-нравственного становления и развития ребенка. Важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных. Но суть в ином, сложнее сохранить в них духовное, ценное, нравственное, привить любовь ко всему видимому и невидимому, чтобы они поняли, что смысл жизни в служении ему.
Поэтому, организация учебно-событийной деятельности в образовательной практике позволяет современному учителю эффективно решать проблемы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Литература
Нормативно-правовые документы
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 // Библиотека и закон: юридический журнал-справочник. – 2012. – № 2 (Вып. 33). – С. 282-306.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Национальная программы поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. – Режим доступа: http://www.mcbs.ru/chtenie/chtenietext/. – Дата обращения: 10.12.2015.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».- Режим доступа http://www.edu.ru/files/discussion/appeal.html/
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья15): текст с изм. и доп. на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Методические материалы
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И.Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. - 139 с.
Ильин Е. Н. Путь к ученику. М.,1988.
Ильин, Е. Чтение – занятие душевное. Урок, на котором воспитывается человек / Е. Ильин // Народное образование. – 2008. – № 4. – С. 202-208
Маранцман, В.Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов Текст. / В.Г. Маранцман. // Вопросы психологии. 1985. - № 5. - С. 54-61.
Лейдерман, Н. Л. Уроки для души: о преподавании литературы в школе [Текст] : статьи / Н. Л. Лейдерман ; Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург : Словесник, 2006. – 360 с
Областной межведомственный культурный проект «Открытая книга» : методические рекомендации для образовательных учреждений / авт.-сост. Т. А. Долинина, Д. И. Архарова, С. Л. Биктуганова, Т. В. Нохрина; ГАОУ ДПО СО «ИРО». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 30 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.—М.: Рус. язык, 1984.—797с.
Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000.
Розин В.М. Что такое событие? (Анализ условий философского дискурса) // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка). М., 1999
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.
Событийный подход в организации учебных и внеучебных форм деятельности как условие взаимодействия («встреч») детей разных возрастов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2792.
Толстой Л.Н. // Собр: соч.: В 22-х т. М.: Художественная литература, 1983. - Т. XV.-431 с.
Юшкова Н.А., Дзюба Е.В. Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы: учебно-методические материалы.- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015.-124с.
Городская еженедельная газета «Вестник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik-lesnoy.ru/category/spez/reading/.
Зырянова Ирина Вячеславовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 64"
городской округ "Город Лесной", Свердловская область