МБОУ Александровская СОШ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Эффективность nрименения
метода круговой тренировки
на уроках физической культуры»
Из опыта работы по данной теме
учителя физической культуры
1 квалификационной категории :
Завгородний Юрий Валерьевич
с.Александровск
2016 год.
Эффективность nрименения метода круговой тренировки на уроках физической культуры
Воспитание здорового поколения с гармонично развитыми физическими и духовными качествами - одна из основных задач современного общества.
В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.
Проанализировав результаты многочисленных исследований, я убедился в справедливости моего предположения о том, что значительная часть детей общеобразовательных учреждений, имеет различные отклонения в здоровье, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о существующих проблемах физического здоровья детей. Проблемы эти остаются актуальными в практике воспитания и в нашей школе, диктуя необходимость поисков эффективных средств их решения.
Не все выпускники нашего учреждения достаточно хорошо физически развиты, что в дальнейшем негативно отражается на процессе их адаптации к жизни в обществе.
Поиск эффективных путей укрепления здоровья, достижение оптимального уровня физического состояния детей является проблемой социально значимой, имеющей существенное практическое значение.
Таким образом, не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоничное развитие ребенка невозможно без физического воспитания. К числу основных направлений оптимизации физического воспитания детей можно отнести изменение содержательного смысла и совершенствование существующих организационно-методических подходов, отвечающих современным потребностям общества и обеспечивающих улучшение показателей уровня физической дееспособности учащихся.
Актуальность выбранного мной направления определяется необходимостью
совершенствования организационно-методических аспектов физкультурно-оздоровительной работы.
Результат применения метода круговой тренировки позволяет значительно улучшить уровень двигательной дееспособности, функциональной подготовленности и состояние соматического здоровья учащихся.
Мнение о том, что физкультуру может проводить любой желающий, - утопия.
Без знаний анатомо-физиологических особенностей организма детей (подростков) невозможно и даже опасно начинать работу по развитию и совершенствованию их двигательных качеств. Характерные максимальные темпы роста всех функций и отдельных частей тела характеризуются нарастанием функциональных резервов организма, активным процессами ассимиляции, резко выраженными эндокринными сдвигами в организме, процессами морфологической и функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов.
Физическое развитие подростков существенно отличается от развития в младшем школьном возрасте, поскольку в этом возрасте идет процесс полового созревания. Отмечается интенсивный рост и увеличение всех размеров тела. Годичный прирост длины тела - 4-7,5 см происходит главным образом за счет удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3-6 кг.
Рост 13-14-летних мальчиков увеличивается за год максимально на 7-9 см, у девочек - в 11-12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7-12 см. Костная система у подростков находится в состоянии усиленного роста: особенно быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Рост же костей в ширину не столь интенсивен. В то же время позвоночник очень подвижен и податлив. Поэтому в связи с отставанием мышечной ткани от роста костей скелета при неблагоприятных условиях, особенно при недостатке движения, могут возникнуть различные нарушения осанки и деформации позвоночника. А чрезмерные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлить в этом возрасте рост трубчатых костей в длину.
Значительные изменения претерпевает сердечно-сосудистая система. На этом этапе развития сердцу свойственны наиболее выраженные и быстро нарастающие изменения. Особенно значительно нарастает масса желудочков сердца, причем больше - левого. Если у 12-летних объем сердца равняется в среднем 458 мл, то у 15-летних он составляет 620 мл. Наибольшая ежегодная прибавка объема сердца в возрасте 12-13 лет у девочек, у мальчиков в возрасте 13-14 лет. Половые отличия отмечаются и в нарастании массы сердца. До 14 лет сердце больше у девочек, а в 15- летнем возрасте - у мальчиков.
Особое внимание я уделяю развитию силовых способностей мальчиков и девочек. Прирост силы у мальчиков начинается в 13-14 лет, у девочек - 10-14 лет. Поэтому я очень строго дозирую интенсивность и тяжесть упражнений. Чрезмерная нагрузка однозначно приведет к травмам, либо к нарушению развития костномышечного аппарата. Оптимальным для тренирующих влияний физических нагрузок является возраст от 9-10 до 13-14 лет, когда наиболее интенсивно формируются основные звенья двигательной системы и двигательных качеств. Учет сензитивных периодов - обязательное условие при развитии и совершенствовании двигательных качеств.
Круговая тренировка представляет собой целостную самостоятельную организационно-методическую форму занятий. Она включает в себя ряд частных методик строго регламентированных упражнений с избирательным и общим воздействием на организацию занимающихся. Круговая тренировка - это форма занятий, при которой упражнения выполняются учащимися поочередно или группами на заданных местах, в процессе движений по кругу или по замкнутой линии.
Основная задача круговой тренировки - обеспечить высокую работоспособность организма.
Остановимся более подробно на содержательной стороне занятий, проводимых в форме групповых тренировок, предполагающих разделение класса на небольшие по численности группы, каждая из которых работает на отдельных «станциях» автономно с быстрой или отодвинутой по времени сменой мест занятий.
Групповая форма круговой тренировки предусматривает занятия на «станциях» по указанному учителем времени (2-3 мин.), после чего по команде учителя проводится смена мест занятий.
В зависимости от наличия спортивных снарядов на каждой «станции» я предлагаю учащимся комплексы упражнений, выполняемых поочередно или всей группой одновременно. Поскольку группы работают автономно, они повторяют упражнения на каждой «станции» несколько раз.
Групповой формой круговой тренировки можно охватить подтягивания и перевороты в упор на перекладине, лазание по канату, упражнения с передачей набивного мяча в парах, упражнения с гантелями, броски мяча в корзину (можно одновременно всей группой), передачи волейбольного мяча в парах и тройках, прохождение заданного отрезка на руках (ноги держит партнер), прыжки на обеих ногах через скамейки, наклоны на гимнастической скамейке (ноги удерживает партнер), простейшие акробатические элементы и т.п.
В классах с подготовленными учениками круговую тренировку можно заканчивать эстафетами с переносом набивных мячей, гантелей и т.п. В случаях, если круговая тренировка не является основной задачей урока, ее целесообразно проводить перед заключительной частью занятия, оставляя время для малоподвижных игр или строевых упражнений.
Начинаю я вводить круговую тренировку на уроках с группового варианта (он более прост по организации), не увеличивая количества подходов к снарядам на «станциях», а только указывая желаемое количество упражнений, выполняемых на данном месте занятий. Через несколько занятий и в зависимости от подготовленности школьников минимальное количество повторения упражнений на каждой «станции» должно быть определено четко.
В групповой тренировке значима определенная последовательность упражнений в зависимости от их содержания. Вряд ли нужно ставить рядом две «станции» с упражнениями для укрепления одних и тех же мышц. Так, наклоны назад из положения «сед» на гимнастической скамейке желательно отделить от передачи набивного мяча партнеру двумя руками из наклона вперед за счет резкого выпрямления спины. Между этими упражнениями целесообразно поставить «станцию», на которой загружаются другие группы мышц или развиваются иные физические качества (например, координация движений или прыгучесть).
Содержание упражнений определяется учителем в зависимости от количества человек (мальчиков и девочек) в классе, среднего уровня их подготовленности, размеров спортивного зала и наличия инвентаря. Если в поточную тренировку, направленную на развитие физических качеств, включаются упражнения, которые ученики выполнять уже умеют, то групповая тренировка позволяет необходимые умения формировать и закреплять.
В больших спортивных залах можно организовывать шесть и более «станций». Упражнения на каждой из них учитель подбирает по своему усмотрению.
Аналогично применение метода на уроках баскетбола, гимнастики и при освоении других разделов программы.
От количества «станций» на уроке зависит время занятий на них: чем меньше «станций», тем больше времени отводится для упражнений на каждой из них. При планировании урока я знаю, через какое время будет происходить смена мест занятий, поэтому легко определяю время круговой тренировки.
При организации круговой тренировки на свежем воздухе во время занятий легкой атлетикой или лыжами особое внимание рекомендую уделять технике безопасности, поскольку специфика этих видов спорта заключается в овладении техническими приемами.
При групповой форме тренировки добавляются упражнения, не требующие быстрого освобождения мест занятий: лазание по шесту или висы на нем, метания и прыжки в длину с разбега.
Эффективность круговой тренировки зависит не только от правильного подбора упражнений, но и от ее организации. Мной отобраны основные, наиболее эффективные, приемы и способы проведения круговой тренировки.
В работе с детьми среднего школьного возраста предпочтительнее, с моей точки зрения, использовать метод интервального упражнения с паузами для отдыха (развитие силы, ловкости, быстроты, специальной выносливости).
Круговая тренировка, организованная методом интервального упражнения и включающая в себя полные паузы отдыха при интенсивно-интервальной работе с мощностью 75% от максимальной, является разновидностью интервальной тренировки, целевое назначение которой - развитие скоростной силы, скоростной и силовой выносливости. Проводится такая тренировка в два подхода.
Первый подход. На каждой «станцию» упражнения выполняются в течение 10- 15 секунд с паузами 30-90 секунд в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки. Повышение происходит за счет сокращения тренировочного времени с 15 до 10 секунд при условии сокращения прежнего количества повторений.
Во втором подходе работа на каждой «станции» временем не ограничивается, каждое упражнение повторяется максимум 8-10 раз в среднем темпе, пауза отдыха колеблется от 30 до 180 секунд, в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки. Повышение нагрузки, как и в первом случае, происходит за счет выполнения упражнений в более быстром темпе при постоянном интервале отдыха.
Проведение урока по методу круговой тренировки способствует развитию основных физических качеств учащихся, повышает их работоспособность, вырабатывает у них настойчивость. Упражнения выполняются в режиме кислородного равновесия.
Таким образом, анализ специальной литературы, опыт многолетней работы в этом направлении позволяет использовать различные варианты круговой тренировки в практической деятельности.
Материалом для круговой тренировки служат в основном технически относительно не сложные движения спортивной гимнастики, легкой атлетики, тяжелой атлетики и других видов спорта. Упражнения точно описаны, дозировка индивидуальна. При разработке различных моделей физической подготовки по данному методу определяются конечные цели, проводится глубокий анализ используемых упражнений, устанавливается их связь с изученным ранее материалом. Интенсивность круговых тренировок ведет к постепенной адаптации организма учеников к повышенным нагрузкам.
Результаты многолетней работы показали, что только систематически применяемые на уроках повышенные нагрузки приводят к постепенной адаптации к ним, позволяя вывести функциональную деятельность учащихся на более высокий уровень, так как в результате занятий в организме происходят изменения, затрагивающие весь организм - от мышечных тканей до клеточных структур.
Большие нагрузки в процессе круговых тренировок требуют повышенного внимания к самочувствию учеников, особенно учеников 6-7 классов. В первую очередь, учитель должен следить за внешними признаками появления повышенной усталости. К таким признакам относятся замедленное выполнение упражнений, раскоординированность движений, стремление ученика пропустить отдельные упражнения или его отказ от продолжения тренировки. При нагрузке, близкой к пределу физического потенциала ученика, наблюдается резкое покраснение или побледнение кожи лица, расширение зрачков, учащенное и поверхностное дыхание, сильное потоотделение, дрожание конечностей. В этих случаях надо предложить ученику походить по спортивному залу, не мешая занимающимся, а затем отдохнуть, сидя на скамейке. Если внешние признаки большой усталости вызывают опасения учителя, ученика необходимо сопроводить к школьному врачу.
Одним из показателей физического состояния учащихся служит частота сердечных сокращений (ЧСС). ДЛЯ определения ее допустимого уровня в начале урока полезно предложить занимающимся подсчитать свой пульс и запомнить ЧСС. Пульс удобно измерять безымянным пальцем правой руки, прижимая его к шейной артерии с левой стороны под подбородком. По сигналу учителя в течение 10 сек. ЧСС подсчитывают все ученики.
В процесс е занятий учитель сам подсчитывает ЧСС у вызывающего подозрения ученика, сопоставляя показатели с первоначальным числом: если ЧСС повысилась в 2,5 раза и более, ученику надо дать отдохнуть. Но при этом учитывать, что у наиболее подготовленных учеников старших классов ЧСС может превысить указанные показатели за счет их способности выполнять упражнения с большей, чем у остальных занимающихся, интенсивностью. Для тренированного человека резкое повышение ЧСС в основной части урока рассматривается как норма. Существует несколько методик определения индивидуального тренировочного пульса. С одним из них хочу познакомить.
Определение индивидуального тренировочного пульса. ИТП равен (220
минус возраст, минус ЧСС в покое за 1 мин.) умножить на 0,6 + ЧСС за 1 мин.
Оптимальный тренировочный пульс (Верхняя граница ИТП) - ИТП + 12 Минимальный тренировочный пульс (Нижняя граница ИТП) - ИТП - 12. Диапазон ЧСС - от нижней границы до верхней.
В начале урока (в подготовительной его части) очень эффективна разминка методом круговой тренировки. Здесь легко контролировать физическую нагрузку. В зависимости от уровня подготовленности учеников, круговые упражнения я предлагаю повторить 2-3 раза. Время отдыха после прохождения круга - 2-3 минуты. Однако опыт показывает, что к проведению разминки описанным методом необходимо подходить с большой осторожностью. Тщательное изучение уровня физической подготовленности учащихся, состояния их здоровья, знание методических особенностей применения и составления комплексов - основные условия включения метода в подготовительную часть урока.
Применение круговой тренировки в начале основной части связано с развитием двигательных качеств. В комплексы я включаю упражнения прикладной, профессиональной, специальной подготовки.
В конце основной части (с целью закрепления достигнутого уровня физической подготовленности) комплексы упражнений я планирую реже.
Уже упоминалось, что занятия по методу круговой тренировки можно проводить по разным разделам программы как с целью обучения или совершенствования двигательного навыка, так и с целью развития физических качеств.
Занятия по легкой атлетике включают в себя специализированные комплексы общей физической подготовки, способствующие развитию основных физических качеств. Смена комплексов происходит через 4-6 занятий. Замену отдельных «станций» можно производить, учитывая конкретные условия проведения урока и степень усвоения материала.
На занятиях гимнастикой уделяется внимание овладению учеников элементарными движениями, совершенствованию координации и умению красиво и непринужденно владеть своим телом. Круговая тренировка дает возможность значительно повысить плотность занятий, так как позволяет сочетать два процесса - развитие физических качеств и обучение основным навыкам.
В зависимости от поставленных задач проведение урока по методу круговой тренировки может быть применено как в подготовительной части урока, так и в основной. Упражнения характеризуются направленным воздействием на мышцы плечевого пояса, спины, живота, ног, формируют правильную осанку, увеличивают подвижность суставов, тренируют вестибулярный аппарат.
Количество упражнений - от 10-ти до 15-ти, плюс упражнения силового характера. Непременное условие успешного составления комплекса - взаимосвязь общефизической и профессионально-прикладной подготовки. В комплекс следует включать элементы акробатики и художественной гимнастики. Возможно применение вспомогательных средств - скамейки, гимнастической стенки, тренажеров, гимнастических снарядов.
Особую осторожность необходимо соблюдать при использовании последних.
Во избежание травм формирование комплекса необходимо осуществлять при обязательной страховке и самостраховке.
Уровень развития физических качеств обеспечивается перестройкой систем и органов. Необходимо не нарушить главную заповедь - «не навреди» и одновременно с этим максимально гармонично развить доверенного тебе ребенка Глубина и спектр изменений определяется количеством и направленностью учебных занятий, мощностью работы, временем и характером отдыха. Именно эти параметры заложены в основу круговой тренировки.
Ловкость - это способность точно управлять своими движениями в различных условиях, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в неожиданно возникающих условиях. Отличительной чертой ловкости является проявление находчивости в выборе оптимального способа решения задачи и путей ее двигательной реализации.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путем мышечных усилий. Средства развития силы - упражнения с внешним сопротивлением, отягощением, противодействием партнера.
Комплексы необходимо составлять так, чтобы попеременно нагружать основные мышечные группы. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнений не более 15-20 раз в течение 30 секунд. Рекомендуется менять комплексы периодически, раз в 2-6 недель.
Быстрота - способность выполнить то или иное движение в минимально короткое время без наступления утомления. Воспитание быстроты на «станциях» заключается в развитии способности учащихся выполнять скоростные движения с по мощью бега на скорость, с ускорением, с элементами спортивных игр, различных прыжков.
Основным средством в циклических движениях является выполнение повторных упражнений в максимально быстром темпе. Желательно предусмотреть также применение групповых игр или соревновательных упражнений.
Выносливость - способность совершать работу определенной интенсивности в течение длительного времени, преодолевая сопротивление как внешних, так и внутренних факторов. Главный принцип развития выносливости - увеличение количества упражнений различной интенсивности и повышение скорости их выполнения при вовлечении в работу возможно большего числа мышечных групп. Общая и специальная выносливость на «станциях» в процессе круговой тренировки развивается в процессе регулярных занятий. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является челночный бег, спринтерский бег с увеличением длины пробегаемых отрезков, темповые прыжки, упражнения с метаниями.
Необходимо также менять нагрузки. Для достижения желаемого результата занятия должны быть регулярными, методически грамотно разработанными, интересными и разнообразными. Обязательное условие - учет индивидуальных половозрастных, морфофункциональных, анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся.
Оценка эффективности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры осуществляется методом педагогических наблюдений, а также путем использования системы мониторинга уровня физического развития учащихся, включающей в себя антропологические измерения, анализ сравнительных показателей физической подготовленности детей. На протяжении многих лет работы мной проводилась и проводится кропотливая работа по отслеживанию показателей развития всех физических качеств. Полученные данные я регулярно сравниваю с исходными показателями и использую для внесения коррективов в планы работы по развитию физических качеств учащихся и расширения диапазона комплексов и вариантов упражнений.
Динамика результатов мальчиков и девочек
в течение трех лет в нашей школе выглядит следующим образом
Показатели | 2013 | 2014 | 2014 | 2015 | 2015 | 2016 |
физического | Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна |
развития | | | | | | |
Бег 60 м | 10,4 | 10,0 | 10,1 | 9,7 | 9,7 | 9,2 |
| 10,8 | 10,4 | 10,6 | 10,0 | 10,1 | 9,5 |
| 11,0 | 10,7 | 10,8 | 10,4 | 10,6 | 10,1 |
Бег 30 м | 5,7 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | 5.3 | 5,1 |
| 5,9 | 5,8 | 5,9 | 5,7 | 5,7 | 5,4 |
| 6,2 | 6,0 | 6,1 | 5,8 | 5,8 | 5,6 |
Челночный бег | 5,7 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | 5,3 | 5,1 |
| 5,9 | 5,8 | 5.9 | 5,7 | 5,7 | 5,4 |
| 6,2 | 6,0 | 6,1 | 5,8 | 5,8 | 5,6 |
Наклоны сидя | -5 | +1 | +2 | +5 | +3 | +8 |
| +6 | +9 | +6 | +11 | +10 | +14 |
| -8 | -2 | О | +4 | +2 | +7 |
Показатели | 2013 | 2014 | 2014 | 2015 | 2015 | 2016 |
физического развития | Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна |
Бег 60 м | 11,1 | 10,9 | 10,8 | 10,5 | 10,4 | 10,0 |
| 10,9 | 10,6 | 10,6 | 10,1 | 10,3 | 9,8 |
| 10,9 | 10,7 | 10,5 | 10,2 | 10,1 | 9,6 |
Бег 30 м | 6,3 | 6,1 | 6,2 | 6,1 | 6.0 | 5,8 |
| 5,9 | 5,7 | 5,6 | 5,5 | 5,6 | 5,3 |
| 6,1 | 5,9 | 6,0 | 5,8 | 5,9 | 5,6 |
Челночный бег | 12,4 | 12,1 | 11,9 | 11,6 | 11,7 | 11.3 |
| 11,9 | 11,6 | 11,8 | 11,3 | 11,3 | 10,9 |
| 11,4 | 11,3 | 11,2 | 10,9 | 11,1 | 10,6 |
Наклоны сидя | +5 | +8 | +7 | +12 | +10 | +15 |
| +8 | +12 | +11 | +14 | +10 | +15 |
| -14 | -3 | +1 | +6 | +5 | +10 |
Выборочный анализ демонстрирует положительную динамику развития физических качеств детей, что и подтверждает эффективность применения метода круговой тренировки. Вместе с тем в плане физической культуре повышается и средний оценочный балл учащихся нашей школы.
Конспект урока по физической культуре в 7 классе.
Тема: «Бег на короткие дистанции».
Место проведения - МБОУ Александровская СОШ спортивный зал
Время: 9.25-10.20.
Наглядные пособия и инвентарь: финишные стойки, набивные мячи, флажки эстафетные, свисток.
Цель - развитие двигательных и физических качеств через овладение комплексом упражнений по методу круговой тренировки.
Задачи:
- Ознакомиться с набором средств развития быстроты, гибкости.
- Отработать стартовый разбег.
- Содействовать воспитанию самостоятельности во время прохождения «Станций»
и коллективизма - во время эстафеты.
- Ознакомить учащихся с методикой определения ЧСС.
| Содержание частей урока | | | Дози- | Организационно- |
| | | | | | ровка | методические указания |
Подготовительная часть 20 мин | | | | | | |
Построение, рапорт, проверка наличия учащихся по журналу, сообщение целей и задач урока. | 1-2 мин 10 мин 6-8 раз 8-12 раз 8-12 раз 8-12 раз 8-12 раз 6-8 раз 6-8 раз | Лопатки сведены, смотреть вперёд, наличие наличие спортивной формы и обуви, выяв- ление больных. Про верить ЧСС . |
Строевые действия и приемы. Выполнение команд «направо», «налево», «кругом», «шагом марш» О.Р.У. на месте Круговые движения головой; 1-4 влево. Тоже вправо. Отведение прямых рук назад 1-2 правая вверх, левая вниз, 3-4 смены положения рук. Круговые движения руками 1-4 вперед, то же назад. Руки согнуть в локтях перед грудью 1-2 отведения согнутых рук, 3-4 прямых касания, Наклоны вперед с касанием правой и левой стопы 1-2 к правой ноге, 3-4 к левой ноге. Повороты туловища. На счет «раз»-поворот вправо, на счет «два»-поворот влево, «три», «четыре»-то же. . Руки перед собой. «раз»-мах правой к левой, «два»-мах левой к правой, «три». «четыре»- то же. Махи с хлопком под ногой. «раз»-мах левой. Хлопок под ногой. «два»-мах правой, хлопок под ногой. «три», «четыре» -то же. Выпад на правую и левую ноги. «раз», «два» выпад на правую. «три», «четыре»-выпад на левую . Ходьба в полуприседе. Ходьба в полном приседе Прыжки. 4 на левой, то же на правой, то же на двух ногах. Беговые упражнения: - «галопом» правым (левым)боком; - с высоким подниманием бедра; - с захлестом голени; - подскоки на правой, левой поочередно; - прыжок в шаге, - ускорения. 4. Спокойная ходьба. Восстановление дыхания. | Кисти в кулак. Руки прижаты, смотреть вперед. Из колонны не выходить. Руки на поясе. Смотреть через левое плечо. Руки перед собой на уровне пояса. Руки на ягодичных мышцах. Руки на поясе. Руки на поясе. Кисти в замок. Ладони наружу. Кисти в замок ладонями наружу, руки прямые. Кисти в замок. Прямые руки перед собой на уровне плеч. Руки на пояс. Туловище держать вертикально. Дыхание не задерживать.Упражнения выполнять качественно. Приземляться на мягкую стопу. Руки через стороны вверх-вдох. Опустить –выдох. |
6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 0,5 круга 8 счетов |
По 12 метров 0,5 круга |
Основная часть 20 минут |
Выполнить перестроение из колонны по одному в колонну по 6 в движении для осуществления работы по методу круговой тренировки | | Ознакомить учащихся с содержанием работы на каждой станции. Расстояние до каждой стены – две стопы. На движении назад коснуться руками гимнастической стенки. Стопы с пола не поднимать Во время обегания мячей следить за положением стопы на виражах. |
Станция №1 Повороты спиной к стене влево и вправо | По 12-15 раз |
Станция №2 Бег «змейкой». Учащиеся обегают 5 набивных мячей на расстоянии 2,5 -3 метров друг от друга, возвращаются на место старта | 3-12 метров |
Станция № З Выпады на каждую ногу стоя спиной к гимнастической стенке. Станция №4 Бег на месте (10 шагов) с последующим ускорением на 6-8 метров. Станция.№ 5 Наклоны вперед из положения «сед» на пятках, правая (или левая) вперед». Станция № 6 Бег с ускорением из исходного положения сидя спиной к основному направлению. После выполнения комплекса круговой тренировки по- строиться в колонну по одному. Ходьба в медленном темпе с восстановлением дыхания. Перестроение в колонну по два. Размыкание в колоннах для проведения встречной эста- эстафеты. Встречная эстафета Описание. Класс делится на две команды. Каждая из команд де- лится поровну и становится напротив друг друга на рас- стоянии 10-15 метров. По команде учителя «Марш!» направляющие каждой колонны начинают движение навстречу друг другу, передавая эстафетную палочку. Получивший палочку передает ее впереди стоящему партнеру. Задача эстафеты: выполнить упражнение максимально быстро, без ошибок и нарушений. | 12-15 | Хват сверху за головой. | |
раз | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
3 раза | Самостоятельно | подавать |
| | себе команды. | | | |
| | | | | | | | | |
10-15 | Наклоны к ноге выполнять |
раз | | пружинистыми | движения- |
| | ми, постепенно увеличивая |
| | амплитуду. | | | | | |
4 | раза | | | | | | | | |
по | 12 | Стараться как можно бы- |
метров | стрее выйти из положения |
| | «седа» в положение стоя |
0,5 кру- | лицом | к | основному | на- |
га | | правлению. | | | | | |
3-5 мин | Руки через стороны вверх - |
| | вдох, опустить руки - вы- |
| | дох. | | | | | | |
| | Размыкания | выполнять |
| | при ставными шагами. | |
| | За линию не переступать, |
| | аккуратно | передавать | па- |
| | лочку, | бег | с | ускорением |
| | выполнять | максимально |
| | быстро. | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | По | окончании | подвести |
| | итоги. | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Заключительная часть 5 минут | | | | | | | | | | |
Медленный семенящий бег (заминочный). | 40-50 | Руки | расслаблены, | дыха- |
Игра «Сверим часы» | сек. | | ние ровное. | | | | | |
Описание. | | | Игра проводится с целью |
Ученики стоят в шеренге по одному, закрыв глаза. Учи- | | | совершенство.вания биоло- |
тель дает отсчет первых 5 секунд, затем каждый про- | | | гических часов человека. |
должает подсчет времени самостоятельно. После 30 се- | | | | | | | | | | |
кунд выполняется шаг вперед. Побеждает тот, кто сде- | | | | | | | | | | |
лает шаг вперед одновременно с окончанием 30 секунд. | | | Определить ЧСС, сравнить |
Построение, замер ЧСС. | | | с индивидуальным трени- |
Подведение итогов, выставление оценок. | | | ровочным пульсом. | |