СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного практического занятия на тему: КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИНЪЕКЦИОННЫХ РАСТВОРОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет методический интерес при составлении интегрированного практического  занятия 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного практического занятия на тему: КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИНЪЕКЦИОННЫХ РАСТВОРОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ»


Автономная некоммерческая организация

«Профессиональная образовательная организация

медицинский колледж «Монада»

г. Евпатория



Методическая разработка интегрированного

практического занятия


ПМ.02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных

видов внутриаптечного контроля


Специальность 33.02.01. Фармация,

уровень подготовки – базовый,

квалификация – фармацевт.



Тема занятия:


«КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИНЪЕКЦИОННЫХ РАСТВОРОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ»






Разработали:


Преподаватель МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»

Омельяненко О.М.


Преподаватель

МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств»

Заховаева А.С.










2016 г.




Рассмотрена и одобрена на заседании

ЦК профессионального модуля ПМ. 02

Специальность 33.02.01. Фармация

протокол № ____ от «____» _______20___ г.


Председатель ЦК __________ Заховаева А.С.


Методическая разработка интегрированного практического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности33.02.01. Фармация, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 № 514 и зарегистрированным в Минюсте России 11.06.2014 № 32673.


Авторы-разработчики:

Омельяненко О.М. – преподаватель МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»

Заховаева А.С. – преподаватель МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств»

Организация-разработчик – АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»




Пояснительная записка


Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулюПМ.02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контролядля специальности 33.02.01. Фармация.


Структура методической разработки:

методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой; определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение; указаны междисциплинарные связи, уровень освоения, формируемые компетенции, список литературы, задание для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся; представлена хронологическая карта занятия, в которой указаны виды деятельности преподавателей и обучающихся на каждом его этапе.

информационный блок – материалыинтегрированного практического занятия, материально-техническое обеспечение занятия, технологическая карта интегрированного практического занятия, иллюстративный материал, сопровождающийинтегрированное практическое занятие;

блок контроля знаний включает: перечень вопросов для активизации познавательной деятельности обучающихся, вопросы для закрепления нового материала и коррекции ошибок по данной теме, тематические и ситуационные задачи, тестовые задания.

На занятии используются следующие методы обучения:

1. Словесные:

- объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, объяснение;

- проблемные вопросы;

-индивидуальный и фронтальный опрос.

2. Наглядные:

- показ;

- демонстрация.

3. Практические:

-упражнения (в изготовлении, контроле качества и т.д.).




Содержание:

1. Методический блок.

2. Информационный блок.

3. Блок контроля знаний.

4. Приложения.


I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


Технологическая карта практического занятия


Название профессионального модуля: ПМ.02. Изготовление лекарственных

форм и проведение обязательныхвидов внутриаптечного контроля.

Специальность: 33.02.01. Фармация.

Курс: III, группа 3 ФМ


Тема занятия: «Контроль качества инъекционных растворов с

особенностями технологии приготовления»


Количество часов: 4

Вид занятия: интегрированное практическое

Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и практического опыта

Цели занятия:

1. Учебные цели:

Студент должен иметь практический опыт:

- приготовления раствора Рингера для инъекций в виде двух лекарственных форм;

- проведения контроля качества раствора Рингера для инъекций с использованием качественного и количественного определений.

Студент должен знать:

- физико-химические свойства субстанций, их растворимость, устойчивость к температурным изменениям;

- правила изготовления, стерилизации и упаковки лекарственной формы;

- методы анализа в зависимости от состава лекарственной формы;

- расчеты количественного определения субстанций, входящих в состав лекарственной формы.

Студент должен уметь:

- готовить растворы солей галогенидов и натрия гидрокарбоната в зависимости от их физико-химических свойств, растворимости, условий стерилизации;

- правильно оформлять лекарственные формы к отпуску;

- проводить контроль качества изготовленных растворов с определением идентичности и количественного содержания.

2. Развивающие цели:

Развивать познавательный интерес к заданной теме, навыки самостоятельной работы, память, мышление, внимание, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; клиническое мышление.

3. Воспитательные цели:

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, аккуратность, добросовестность, умение принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях, ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.


Методическая цель:

Использование на занятии межпредметных связей.


Формируемые компетенции:

ОК: ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.


ПК: ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.



Уровень освоения знаний – 2 –репродуктивный;


Мотивация занятия: некоторые инфузионные растворыимеют нестандартные условия изготовления, поэтому знания и умения при изучении данной темы дают возможность приобретать навыки самостоятельного анализа, что важно в работе фармацевта.


Место проведения:аудитория № 101.


Материальное обеспечение занятия:

- лекарственные субстанции: NaCl, KCl, CaCl2, NaHCO3, вода очищенная;

- набор реактивов и титрованных растворов для определения полного химического анализа;

- титровальные установки;

- химические стаканы, пробирки, вспомогательные материалы;

- таблицы с расчетами норм отклонений;

- рефрактометр.

- лекарственные вещества марок «Для инъекций», «Х.ч.» и «Ч.д.а.»

- вода для инъекций;

- фильтры из бумаги фильтровальной ГОСТ 12024-76,

- фильтры стеклянные с размерами пор 10и16 мкм ГОСТ 9775-69;

- мерные колбы, цилиндры, воронки, стаканы мерные ГОСТ разных объемов;

- палочки стеклянные;

- тампоны из ваты медицинской гигроскопической ГОСТ 5556-75;

- салфетки из ваты медицинской гигроскопической ГОСТ 9712-77;

- флаконы стеклянные для крови из стекла марки НС-2 вместимостью 250 и 100 мл;

- пробки резиновые по ТУ 38006269-80 марок: ИР-21, 25 П

- колпачки металлические;

- биксы;

- весы равноплечие ручные марки ВР-5, ВР-20;

- наборы разновесов;

- аппарат для фильтрования растворов прямого типа;

- устройство для контроля инъекционных растворов на механические загрязнения УК-2;

- стерилизаторы паровой и воздушный;

- плитка электрическая.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

- рабочая программа;

- методические разработки практических занятий;

- технологические карты практических занятий;

- алгоритмы, структурно-логические схемы, таблицы;

- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 214

- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 305

- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 308;

- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 309

- приказ Минздрава РФ 1996 г. № 377

- приказ Минздрава РФ 2010 г. № 1221

- приказ Минздрава РФ 2012 г. № 1175н

- приказ Минздрава РФ 2012 г. № 54

- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 120

- Методические указания по изготовлению стерильных растворов в аптеках, утвержденные Минздравмедпромом РФ 24.08.1994:

- статья 58 Федерального Закона 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

- Государственная фармакопея СССР X,XI изданий;

- Государственная фармакопея РФ XII,XIII изданий.

Междисциплинарные связи:


Входящие

Выходящие

Неорганическая химия

Аналитическая химия

Микробиология с основами гигиены

Латинский язык

Математика

Технология лекарственных форм

Контроль качества лекарственных средств

Фармакология

Организация деятельности аптек


Внутрипредметные связи:


Знания и практические навыки, полученные при изучении инъекционных растворов с особенностями изготовления на примере раствора Рингера для инъекций, позволят студентам самостоятельно принимать решения при выполнении заданий с затруднительными прописями, химическими несовместимостями и т.д. в ходе изучения следующих тем по технологии изготовления лекарственных форм и контролю качества лекарственных средств.

Выбор правильности приготовления, контроля качества студент определяет самостоятельно, что позволяет определять его профессиональную компетентность.


II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


Этапы и хронология занятия (180 мин):


Этапы занятия

Время

Содержание занятия

1. Организационный момент

3 мин

Приветствие преподавателей, проверка присутствующих, внешнего вида студентов, их готовности к занятию, заполнение журнала.

2. Формулировка темы, ее мотивация, определение целей занятия

5 мин


Сообщение темы занятия, ее актуальности, Доведение целей и мотивации. Запись темы на доске.

3. Контроль исходного уровня знаний

10 мин

Фронтальный опрос по предлагаемым вопросам (см. блок контроля знаний)

4. Отработка практических навыков

4.1. МДК 02.01.«Технология изготовления лекарственных форм»









-----------------------------

4.2. МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств»

Проведение полного химического анализа солей галогенидов (натрия хлорид, калия хлорид, кальция хлорид) в растворе

№ 1.


Проведение полного химического анализа натрия гидрокарбоната в растворе № 2.







60 мин












---------

75 мин



Изготовление стерильного раствора Рингера:

а) теоретическое обоснование и технология изготовления солевых растворов;

б) теоретическое обоснование и технология изготовления раствора натрия гидрокарбоната;

в) оформление письменного контроля с расчетом количественного ингредиентов, растворителя;

г) подготовка двух растворов к анализу, стерилизации и отпуску

(методика в приложении № 1).

---------------------------------------------------------





1. Определение идентичности:

1.1. катионов натрия, калия, кальция.

1.2. аниона – хлорида.

1.3. натрия гидрокарбоната.

(Методики прилагаются).

Результаты реакций идентичности записываются в журнал в виде химических реакций.


2. Определение количественного содержания:

2.1. натрия и калия хлорида;

2.2. кальция хлорида;

2.3. натрия гидрокарбоната.

По результатам количественного определения:

а) обосновать метод анализа;

б) определить титр вещества;

в) вычислить массовую долю вещества в растворе;

г) сделать вывод о качестве лекарственной формы с расчетом норм отклонений

(методика – в приложении № 2).

5. Закрепление изучаемого материала,

15 мин

Решение ситуационных задач

Устный опрос

Решение тестовых заданий

(см. блок контроля знаний)

6. Подведение итогов занятия. Выставление и комментарий оценок. Выводы.

10 мин

Анализ практической работы:

- достижение целей занятия;

- что выявлено нового, что познано на занятии;

- какими умениями овладели обучающиеся;

- качественная характеристика работы каждого обучающегосяна занятиях;

- объявление и объяснение оценочных баллов с подробной аргументацией каждому участнику занятия.

Выводы:

1. Внутри модуля ПМ 02. Существует собственная интеграция, следовательно тема и логика формирования учебного материала способствовала решению поставленной задачи.

2. Разработка темы – это этап самостоятельного творчества с нахождением исчерпывающего материала по тематике занятия.

3. Тема практического занятия имеет проблемный характер, что требует грамотного решения.

7. Задание на дом

2 мин

Т.В. Плетенева…, Контроль качества лекарственных средств. ГОЭТАР-Медиа, 2014, стр. 146-153, 173-177.



III.. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ


Вопросы для определения исходного уровня знаний по теме:


1. Дайте определение гипо-, гипер-, и изотонических растворов. В чем состоит значение изотонических растворов для инъекций?

2. С какой целью проводится изготовление двух растворов по прописи раствора Рингера?

3. Какие НД регламентируют изготовление инъекционных и инфузионных растворов?

4. Какая химическая реакция протекает при стерилизации раствора?

5. Назовите способы расчета изотонических концентраций.

6. Почему натрия хлорид, как субстанцию, стерилизуют в сухом виде?

7. Укажите особенности способа расчета изотонических концентраций с использованием эквивалента понатрия хлориду.

8. Какой метод количественного используют при определении кальция хлорида?

9. Назовите принципы подбора изотонирующих веществ.





Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:


1. Какой метод количественного используют при определении натрия и калия хлорида?

2. Дайте определение инфузионным (физиологическим) растворам. Назовите требования, предъявляемые к ним.

3. Какой еще известен метод для количественного определения галогенидов?

4. Дайте классификацию физиологическим физиологических растворов по медицинскому назначению и составу.

5. Назовите номенклатуру наиболее часто применяемых инфузионных растворов в виде готовых лекарственных препаратов и требования к ним.

6. Назовите особенности изготовления стерильного раствора натрия гидрокарбоната.

7. Назовите особенности технологии инфузионных растворов.

8. Что такое средний титр и как рассчитать его при определении суммы галогенидов?

9. Какое медицинское применение имеет раствор Рингера для инфузий? Какие еще растворы для инфузий имеют особенности при приготовлении?






Приложение № 1

к методической разработке

интегрированного

практического занятия


Методика приготовления раствора Рингера для инъекций


Группа делится на 4 подгруппы (по 2-3 человека). Выдаются задания подгруппам:

- I подгруппа – Подготовка солей галогенидов к взвешиванию. Расчеты.

- II подгруппа – Подготовка солей кальция хлорида из 10% раствора. Растворение.

- III подгруппа – Подбор растворителя, отмеривание и растворение солей галогенидов.

- IV подгруппа – Взвешивание соды. Растворение.


Приготовление раствор Рингера:

а) теоретическое обоснование и технология изготовления солевых растворов;

б) теоретическое обоснование и технология изготовления раствора соды.

Методика технологии изготовления, расчеты:

1) технологические приемы изготовления;

2) расчеты количества субстанций для приготовления;

3) процесс растворения, фильтрации, стерилизации.

Технологическую схему приготовления двух растворов записать в тетрадь и обосновать приготовление растворовв виде двух лекарственных форм.

Полученный раствор до стерилизации подвергается полному химическому контролю.








Приложение № 2

к методической разработке

интегрированного

практического занятия


Методика проведения полного химического анализа солей галогенидов

(натрия хлорид, калия хлорид, кальция хлорид) и натрия гидрокарбоната:


1. Реакции идентичности

- I подгруппа – проводит идентификацию растворана хлориды;

Определение хлоридов: в пробирку помещают несколько милилитровисследуемого раствора + 1-2 капли раствора HNO3 + 2-3 капли раствора AgNO3. Образуется белый творожистый осадок. K осадку добавляют NH4OH и при добавлении к HNO3 осадок растворяется, снова образуется белый осадок. Реакции, сопровождаемые аналитическим эффектом, записывают в виде химических уравнений в рабочую тетрадь.

- II подгруппа – проводит идентификацию растворана K+иNa+;

Определение катиона Na+: в пробирку помещают 1 мл раствора + 1-2 капли метоксифенилуксусной кислоты. Образуется белый осадок.

Определение катиона К+: в пробирку помещают 1 мл раствора + несколько крупинок кислоты винной и натрия ацетата. Образуется белый мелкокристаллический осадок.

- III подгруппа – проводит идентификациюрастворана Ca2+;

Определение катиона Са2+: в пробирку помещают 1 мл раствора + 1-2 капли аммония оксолата. Образуется белый осадок. К осадку прибавляют несколько капель разбавленнойHCl. Осадок растворяется. Реакции записывают в рабочую тетрадь.

проведение полного химического анализа раствора натрия гидрокарбоната:

- IV подгруппа – проводит идентификациюрастворана Na+иHCO3.

Обосновать раздельное изготовление и контроль раствора

(дидактическая цель – решение аналитической ситуации) (происхождение химических реакций при to)

2NaHCO3+CaCl2→ ↓CaCO3+H2O+CO2

Методика проведения анализа:

а) определение идентификации – в пробирку помещают исследуемый раствор +1-2 капли HCl. Выделяется газ.

Химизм реакций идентичности пишут на доске.


2. Количественное определение:

- I подгруппа – анализ с определением титра и количественного определения CaCl2.

- II подгруппа – анализ NaCl и KCl;

- III подгруппа – анализ NaHCO3

- IV подгруппа – расчеты титра, массовой доли вещества, норм отклонений.

1-й раствор – растворы солей галогенидов

2-й раствор – раствор натрия гидрокарбоната.

При количественном определении установить метод анализа, химизм титрования, титр раствора, произвести расчет количественного содержания субстанций и допустимые отклонения.

а) кальция хлорид

Во флакон для титрования помещают 5 мл исследуемого раствора + 2 мл аммиачного буферного раствора + несколько крупинок КХТС.

В титр помещают 0,5 мл раствора Трилона Б и титруют до получения синего окрашивания.

м.м. = 219,08


Т = = = 0,01095 г/мл


ХCaCl2 = = = 0,039 гСaCl2.


Расчет норм отклонений:

кальция хлорид (в прописи – 0,04г)

норма составляет ± 15%

фактически – 2,5%

1-й способ: 2-й способ:

0,04 г – 100% 0,04-0,039 = 0,001

0,039 – х 0,04 – 100%

х = 97,5% 0,001 – х

100%-97,5% = 2,5% х = 2,7%


б) Натрия хлорид + калия хлорид

Во флакон для титрования помещают 0,5 мл исследуемого раствора + 2-3 капли K2CrO4. В титровальную установку помещают 0,1N раствор AgNO3и титруют до получения кирпично-красного окрашивания.

Тсредн.NaCl+KCl= 0,005871 г/мл

Х =

Х = = 1,826 г (NaCl + KCl)

Расчет норм отклонений:

сумма галогенидов (в прописи 1,84 г NaCl+KCl)

по результату анализа – 1,826 г

норма отклонения (приказ 1997г. № 305) составляет ±15%

фактически – 0,76%


1-й способ: 2-й способ:

1,84 – 100% 1,84-1,826 = 0,014

1,826 – х 1,84 – 100%

х= 99,24 0,014 – х

100%-99,24% = 0,76% х= 0,76%


в) натрия гидрокарбонат

Во флакон для титрования помещают 5 мл исследуемого раствора + метилоранж и титруют 0,1 N раствором HCl до розового окрашивания;

- химизм реакций (на доске)

NaHCO3+HCl→NaCl+ H2O+CO2

- расчет титра:


Т= = = 0,0084 г/мл


ХNaHCO3 = = 0,0403 г NaHCO3


Расчет норм отклонений:

Натрия гидрокарбонат (в прописи 0,04 г)

по результату анализа – 0,0403 г

норма отклонения (приказ 1997г. № 305) составляет ±15%

фактически – 0,75%


1-й способ: 2-й способ:

0,04 г – 100% 0,0403-0,04=0,0003

0,0403 – х 0,04 – 100%

100, 75%-100%=0,75% 0,0003 – х

х = 0,75% х = 0,75%







Тестовые задания


Вариант 1


1. В аптеку поступил рецепт на инъекционный раствор, требующий изотонирования, без указания изотонирующего ингредиента. Укажите необходимое для изотонирования вещество:

а) натрия метабисульфит;

б) натрия хлорид;

в) натрия сульфат;

г) натрия нитрат;

д) натрия бисульфат.


2. Какая химическая реакция протекает в растворе Рингера между кальция хлоридом и натрия гидрокарбонатом:

а) окисления-восстановления;

б) обмена;

в) комплексообразования;

г) окисления.


3. Фармацевт приготовил растворы Рингера и Рингера-Локка. Укажите, наличием какого компонента они отличаются:

а) глюкозой;

б) раствором 0,1 моль/л кислоты хлористоводородной;

в) кислоты борной;

г) кальция хлоридом;

д) стабилизатором Вейбеля.


4. Метод комплексообразования при количественном определении в растворе Рингера проводят на:

а) натрияхлорид;

б) калия хлорид;

в) кальцияхлорид;

г) натрия гидрокарбонат.


5. В аптеке приготовили раствор Рингера-Локка. Укажите, какое из нижеперечисленных веществ находится в растворе № 2:

а) калия хлорид;

б) натрия хлорид;

в) натрия цитрат;

г) натрия гидрокарбонат;

д) кальция хлорид.





6. Какой метод количественного определения применяется для галогенидов в растворе Рингера:

а) нейтрализации;

б) окисления-восстановления;

в) комплекообразования;

г) осаждения.


7. Фармацевт изготовляет изотонический раствор для инъекций. Укажите вещество, чаще всего используемое для изотонирования при отсутствии указаний в рецепте:

а) натрия нитрат;

б) натрия сульфат;

в) натрия хлорид;

г) глюкоза;

д) кислота борная.


8. При идентификации хлоридов в растворе Рингера используют реактивы:

а) AgNO3 и разбавленнуюНNO3;

б) (NH4)2C2O4;

в) H2C4H4O6;

г) HCl.


9. Врач прописал больному гипотонический раствор для инъекций. Укажите явление, которое происходит с эритроцитами при введении большого количества гипотонического раствора:

а) плазмолиз;

б) гемолиз;

в) понижение вязкости;

г) увеличение вязкости;

д) повышение рН.


10. Дайте обоснование применения ацидиметрического определения натрия гидрокарбоната в растворе Рингера:

а) это соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой;

б) это соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой;

в) это соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой;

г) это соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.











Тестовые задания


Вариант 2


1. Фармацевт приготовил раствор Рингера № 1. Укажите, какое вещество отсутствует в этом растворе

а) глюкоза;

б) натрия хлорид;

в) калия хлорид;

г) кальция хлорид;

д) натрия гидрокарбонат.


2. Дайте обоснование применения ацидиметрического определения натрия гидрокарбоната в растворе Рингера:

а) это соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой;

б) это соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой;

в) это соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой;

г) это соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.


3. В аптеку поступил рецепт на инъекционный раствор, требующий изотонирования, без указания изотонирующего ингредиента. Укажите необходимое для изотонирования вещество:

а) натрия метабисульфит;

б) натрия хлорид;

в) натрия сульфат;

г) натрия нитрат;

д) натрия бисульфат.


4. Врач прописал больному гипотонический раствор для инъекций. Укажите явление, которое происходит с эритроцитами при введении большого количества гипотонического раствора:

а) плазмолиз;

б) понижение вязкости;

в) гемолиз;

г) увеличение вязкости;

д) повышение рН.


5. Какая химическая реакция протекает в растворе Рингера между кальция хлоридом и натрия гидрокарбонатом:

а) окисления-восстановления;

б) обмена;

в) комплексообразования;

г) окисления.





6. В аптеке приготовили раствор Рингера-Локка. Укажите, какое из нижеперечисленных веществ находится в растворе № 2:

а) калия хлорид;

б) натрия хлорид;

в) натрия цитрат;

г) натрия гидрокарбонат;

д) кальция хлорид.


7. При идентификации хлоридов в растворе Рингера используют реактивы:

а) AgNO3 и разбавленнуюНNO3;

б) (NH4)2C2O4;

в) H2C4H4O6;

г) HCl.


8. Фармацевт изготовляет изотонический раствор для инъекций. Укажите вещество, чаще всего используемое для изотонирования при отсутствии указаний в рецепте:

а) натрия нитрат;

б) натрия сульфат;

в) натрия хлорид;

г) глюкоза;

д) кислота борная.


9. Метод комплексообразования при количественном определении в растворе Рингера проводят на:

а) натрияхлорид;

б) калия хлорид;

в) кальцияхлорид;

г) натрия гидрокарбонат.


10. Какой метод количественного определения применяется для галогенидов в растворе Рингера:

а) нейтрализации;

б) окисления-восстановления;

в) комплекообразования;

г) осаждения.













Приложение_____

к методической разработке

интегрированного

практического занятия


Ответы на тестовые задания



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

б

б

а

в

г

г

в

а

б

г

Вариант 2

а

г

б

в

б

г

а

в

в

г