 | Автономная некоммерческая организация «Профессиональная образовательная организация медицинский колледж «Монада» г. Евпатория |
Методическая разработка интегрированного
практического занятия
ПМ.02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных
видов внутриаптечного контроля
Специальность 33.02.01. Фармация,
уровень подготовки – базовый,
квалификация – фармацевт.
Тема занятия:
«КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИНЪЕКЦИОННЫХ РАСТВОРОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ»
Разработали:
Преподаватель МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»
Омельяненко О.М.
Преподаватель
МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств»
Заховаева А.С.
2016 г.
Рассмотрена и одобрена на заседании
ЦК профессионального модуля ПМ. 02
Специальность 33.02.01. Фармация
протокол № ____ от «____» _______20___ г.
Председатель ЦК __________ Заховаева А.С.
Методическая разработка интегрированного практического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности33.02.01. Фармация, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 № 514 и зарегистрированным в Минюсте России 11.06.2014 № 32673.
Авторы-разработчики:
Омельяненко О.М. – преподаватель МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»
Заховаева А.С. – преподаватель МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств»
Организация-разработчик – АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»
Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулюПМ.02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контролядля специальности 33.02.01. Фармация.
Структура методической разработки:
методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой; определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение; указаны междисциплинарные связи, уровень освоения, формируемые компетенции, список литературы, задание для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся; представлена хронологическая карта занятия, в которой указаны виды деятельности преподавателей и обучающихся на каждом его этапе.
информационный блок – материалыинтегрированного практического занятия, материально-техническое обеспечение занятия, технологическая карта интегрированного практического занятия, иллюстративный материал, сопровождающийинтегрированное практическое занятие;
блок контроля знаний включает: перечень вопросов для активизации познавательной деятельности обучающихся, вопросы для закрепления нового материала и коррекции ошибок по данной теме, тематические и ситуационные задачи, тестовые задания.
На занятии используются следующие методы обучения:
1. Словесные:
- объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, объяснение;
- проблемные вопросы;
-индивидуальный и фронтальный опрос.
2. Наглядные:
- показ;
- демонстрация.
3. Практические:
-упражнения (в изготовлении, контроле качества и т.д.).
Содержание:
1. Методический блок.
2. Информационный блок.
3. Блок контроля знаний.
4. Приложения.
I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта практического занятия
Название профессионального модуля: ПМ.02. Изготовление лекарственных
форм и проведение обязательныхвидов внутриаптечного контроля.
Специальность: 33.02.01. Фармация.
Курс: III, группа 3 ФМ
Тема занятия: «Контроль качества инъекционных растворов с
особенностями технологии приготовления»
Количество часов: 4
Вид занятия: интегрированное практическое
Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и практического опыта
Цели занятия:
1. Учебные цели:
Студент должен иметь практический опыт:
- приготовления раствора Рингера для инъекций в виде двух лекарственных форм;
- проведения контроля качества раствора Рингера для инъекций с использованием качественного и количественного определений.
Студент должен знать:
- физико-химические свойства субстанций, их растворимость, устойчивость к температурным изменениям;
- правила изготовления, стерилизации и упаковки лекарственной формы;
- методы анализа в зависимости от состава лекарственной формы;
- расчеты количественного определения субстанций, входящих в состав лекарственной формы.
Студент должен уметь:
- готовить растворы солей галогенидов и натрия гидрокарбоната в зависимости от их физико-химических свойств, растворимости, условий стерилизации;
- правильно оформлять лекарственные формы к отпуску;
- проводить контроль качества изготовленных растворов с определением идентичности и количественного содержания.
2. Развивающие цели:
Развивать познавательный интерес к заданной теме, навыки самостоятельной работы, память, мышление, внимание, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; клиническое мышление.
3. Воспитательные цели:
Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, аккуратность, добросовестность, умение принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях, ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
Методическая цель:
Использование на занятии межпредметных связей.
Формируемые компетенции:
ОК: ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.
ПК: ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
Уровень освоения знаний – 2 –репродуктивный;
Мотивация занятия: некоторые инфузионные растворыимеют нестандартные условия изготовления, поэтому знания и умения при изучении данной темы дают возможность приобретать навыки самостоятельного анализа, что важно в работе фармацевта.
Место проведения:аудитория № 101.
Материальное обеспечение занятия:
- лекарственные субстанции: NaCl, KCl, CaCl2, NaHCO3, вода очищенная;
- набор реактивов и титрованных растворов для определения полного химического анализа;
- титровальные установки;
- химические стаканы, пробирки, вспомогательные материалы;
- таблицы с расчетами норм отклонений;
- рефрактометр.
- лекарственные вещества марок «Для инъекций», «Х.ч.» и «Ч.д.а.»
- вода для инъекций;
- фильтры из бумаги фильтровальной ГОСТ 12024-76,
- фильтры стеклянные с размерами пор 10и16 мкм ГОСТ 9775-69;
- мерные колбы, цилиндры, воронки, стаканы мерные ГОСТ разных объемов;
- палочки стеклянные;
- тампоны из ваты медицинской гигроскопической ГОСТ 5556-75;
- салфетки из ваты медицинской гигроскопической ГОСТ 9712-77;
- флаконы стеклянные для крови из стекла марки НС-2 вместимостью 250 и 100 мл;
- пробки резиновые по ТУ 38006269-80 марок: ИР-21, 25 П
- колпачки металлические;
- биксы;
- весы равноплечие ручные марки ВР-5, ВР-20;
- наборы разновесов;
- аппарат для фильтрования растворов прямого типа;
- устройство для контроля инъекционных растворов на механические загрязнения УК-2;
- стерилизаторы паровой и воздушный;
- плитка электрическая.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
- рабочая программа;
- методические разработки практических занятий;
- технологические карты практических занятий;
- алгоритмы, структурно-логические схемы, таблицы;
- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 214
- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 305
- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 308;
- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 309
- приказ Минздрава РФ 1996 г. № 377
- приказ Минздрава РФ 2010 г. № 1221
- приказ Минздрава РФ 2012 г. № 1175н
- приказ Минздрава РФ 2012 г. № 54
- приказ Минздрава РФ 1997 г. № 120
- Методические указания по изготовлению стерильных растворов в аптеках, утвержденные Минздравмедпромом РФ 24.08.1994:
- статья 58 Федерального Закона 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
- Государственная фармакопея СССР X,XI изданий;
- Государственная фармакопея РФ XII,XIII изданий.
Междисциплинарные связи:
Входящие | Выходящие |
Неорганическая химия Аналитическая химия Микробиология с основами гигиены Латинский язык Математика | Технология лекарственных форм Контроль качества лекарственных средств Фармакология Организация деятельности аптек |
Внутрипредметные связи:
Знания и практические навыки, полученные при изучении инъекционных растворов с особенностями изготовления на примере раствора Рингера для инъекций, позволят студентам самостоятельно принимать решения при выполнении заданий с затруднительными прописями, химическими несовместимостями и т.д. в ходе изучения следующих тем по технологии изготовления лекарственных форм и контролю качества лекарственных средств.
Выбор правильности приготовления, контроля качества студент определяет самостоятельно, что позволяет определять его профессиональную компетентность.
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Этапы и хронология занятия (180 мин):
Этапы занятия | Время | Содержание занятия |
1. Организационный момент | 3 мин | Приветствие преподавателей, проверка присутствующих, внешнего вида студентов, их готовности к занятию, заполнение журнала. |
2. Формулировка темы, ее мотивация, определение целей занятия | 5 мин | Сообщение темы занятия, ее актуальности, Доведение целей и мотивации. Запись темы на доске. |
3. Контроль исходного уровня знаний | 10 мин | Фронтальный опрос по предлагаемым вопросам (см. блок контроля знаний) |
4. Отработка практических навыков 4.1. МДК 02.01.«Технология изготовления лекарственных форм» ----------------------------- 4.2. МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных средств» Проведение полного химического анализа солей галогенидов (натрия хлорид, калия хлорид, кальция хлорид) в растворе № 1. Проведение полного химического анализа натрия гидрокарбоната в растворе № 2. | 60 мин --------- 75 мин | Изготовление стерильного раствора Рингера: а) теоретическое обоснование и технология изготовления солевых растворов; б) теоретическое обоснование и технология изготовления раствора натрия гидрокарбоната; в) оформление письменного контроля с расчетом количественного ингредиентов, растворителя; г) подготовка двух растворов к анализу, стерилизации и отпуску (методика в приложении № 1). --------------------------------------------------------- 1. Определение идентичности: 1.1. катионов натрия, калия, кальция. 1.2. аниона – хлорида. 1.3. натрия гидрокарбоната. (Методики прилагаются). Результаты реакций идентичности записываются в журнал в виде химических реакций. 2. Определение количественного содержания: 2.1. натрия и калия хлорида; 2.2. кальция хлорида; 2.3. натрия гидрокарбоната. По результатам количественного определения: а) обосновать метод анализа; б) определить титр вещества; в) вычислить массовую долю вещества в растворе; г) сделать вывод о качестве лекарственной формы с расчетом норм отклонений (методика – в приложении № 2). |
5. Закрепление изучаемого материала, | 15 мин | Решение ситуационных задач Устный опрос Решение тестовых заданий (см. блок контроля знаний) |
6. Подведение итогов занятия. Выставление и комментарий оценок. Выводы. | 10 мин | Анализ практической работы: - достижение целей занятия; - что выявлено нового, что познано на занятии; - какими умениями овладели обучающиеся; - качественная характеристика работы каждого обучающегосяна занятиях; - объявление и объяснение оценочных баллов с подробной аргументацией каждому участнику занятия. Выводы: 1. Внутри модуля ПМ 02. Существует собственная интеграция, следовательно тема и логика формирования учебного материала способствовала решению поставленной задачи. 2. Разработка темы – это этап самостоятельного творчества с нахождением исчерпывающего материала по тематике занятия. 3. Тема практического занятия имеет проблемный характер, что требует грамотного решения. |
7. Задание на дом | 2 мин | Т.В. Плетенева…, Контроль качества лекарственных средств. ГОЭТАР-Медиа, 2014, стр. 146-153, 173-177. |
III.. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Вопросы для определения исходного уровня знаний по теме:
1. Дайте определение гипо-, гипер-, и изотонических растворов. В чем состоит значение изотонических растворов для инъекций?
2. С какой целью проводится изготовление двух растворов по прописи раствора Рингера?
3. Какие НД регламентируют изготовление инъекционных и инфузионных растворов?
4. Какая химическая реакция протекает при стерилизации раствора?
5. Назовите способы расчета изотонических концентраций.
6. Почему натрия хлорид, как субстанцию, стерилизуют в сухом виде?
7. Укажите особенности способа расчета изотонических концентраций с использованием эквивалента понатрия хлориду.
8. Какой метод количественного используют при определении кальция хлорида?
9. Назовите принципы подбора изотонирующих веществ.
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:
1. Какой метод количественного используют при определении натрия и калия хлорида?
2. Дайте определение инфузионным (физиологическим) растворам. Назовите требования, предъявляемые к ним.
3. Какой еще известен метод для количественного определения галогенидов?
4. Дайте классификацию физиологическим физиологических растворов по медицинскому назначению и составу.
5. Назовите номенклатуру наиболее часто применяемых инфузионных растворов в виде готовых лекарственных препаратов и требования к ним.
6. Назовите особенности изготовления стерильного раствора натрия гидрокарбоната.
7. Назовите особенности технологии инфузионных растворов.
8. Что такое средний титр и как рассчитать его при определении суммы галогенидов?
9. Какое медицинское применение имеет раствор Рингера для инфузий? Какие еще растворы для инфузий имеют особенности при приготовлении?
Приложение № 1
к методической разработке
интегрированного
практического занятия
Методика приготовления раствора Рингера для инъекций
Группа делится на 4 подгруппы (по 2-3 человека). Выдаются задания подгруппам:
- I подгруппа – Подготовка солей галогенидов к взвешиванию. Расчеты.
- II подгруппа – Подготовка солей кальция хлорида из 10% раствора. Растворение.
- III подгруппа – Подбор растворителя, отмеривание и растворение солей галогенидов.
- IV подгруппа – Взвешивание соды. Растворение.
Приготовление раствор Рингера:
а) теоретическое обоснование и технология изготовления солевых растворов;
б) теоретическое обоснование и технология изготовления раствора соды.
Методика технологии изготовления, расчеты:
1) технологические приемы изготовления;
2) расчеты количества субстанций для приготовления;
3) процесс растворения, фильтрации, стерилизации.
Технологическую схему приготовления двух растворов записать в тетрадь и обосновать приготовление растворовв виде двух лекарственных форм.
Полученный раствор до стерилизации подвергается полному химическому контролю.
Приложение № 2
к методической разработке
интегрированного
практического занятия
Методика проведения полного химического анализа солей галогенидов
(натрия хлорид, калия хлорид, кальция хлорид) и натрия гидрокарбоната:
1. Реакции идентичности
- I подгруппа – проводит идентификацию растворана хлориды;
Определение хлоридов: в пробирку помещают несколько милилитровисследуемого раствора + 1-2 капли раствора HNO3 + 2-3 капли раствора AgNO3. Образуется белый творожистый осадок. K осадку добавляют NH4OH и при добавлении к HNO3 осадок растворяется, снова образуется белый осадок. Реакции, сопровождаемые аналитическим эффектом, записывают в виде химических уравнений в рабочую тетрадь.
- II подгруппа – проводит идентификацию растворана K+иNa+;
Определение катиона Na+: в пробирку помещают 1 мл раствора + 1-2 капли метоксифенилуксусной кислоты. Образуется белый осадок.
Определение катиона К+: в пробирку помещают 1 мл раствора + несколько крупинок кислоты винной и натрия ацетата. Образуется белый мелкокристаллический осадок.
- III подгруппа – проводит идентификациюрастворана Ca2+;
Определение катиона Са2+: в пробирку помещают 1 мл раствора + 1-2 капли аммония оксолата. Образуется белый осадок. К осадку прибавляют несколько капель разбавленнойHCl. Осадок растворяется. Реакции записывают в рабочую тетрадь.
проведение полного химического анализа раствора натрия гидрокарбоната:
- IV подгруппа – проводит идентификациюрастворана Na+иHCO3.
Обосновать раздельное изготовление и контроль раствора
(дидактическая цель – решение аналитической ситуации) (происхождение химических реакций при to)
2NaHCO3+CaCl2→ ↓CaCO3+H2O+CO2
Методика проведения анализа:
а) определение идентификации – в пробирку помещают исследуемый раствор +1-2 капли HCl. Выделяется газ.
Химизм реакций идентичности пишут на доске.
2. Количественное определение:
- I подгруппа – анализ с определением титра и количественного определения CaCl2.
- II подгруппа – анализ NaCl и KCl;
- III подгруппа – анализ NaHCO3
- IV подгруппа – расчеты титра, массовой доли вещества, норм отклонений.
1-й раствор – растворы солей галогенидов
2-й раствор – раствор натрия гидрокарбоната.
При количественном определении установить метод анализа, химизм титрования, титр раствора, произвести расчет количественного содержания субстанций и допустимые отклонения.
а) кальция хлорид
Во флакон для титрования помещают 5 мл исследуемого раствора + 2 мл аммиачного буферного раствора + несколько крупинок КХТС.
В титр помещают 0,5 мл раствора Трилона Б и титруют до получения синего окрашивания.
м.м. = 219,08
Т = 
= 
= 0,01095 г/мл
ХCaCl2 = 
= 
= 0,039 гСaCl2.
Расчет норм отклонений:
кальция хлорид (в прописи – 0,04г)
норма составляет ± 15%
фактически – 2,5%
1-й способ: 2-й способ:
0,04 г – 100% 0,04-0,039 = 0,001
0,039 – х 0,04 – 100%
х = 97,5% 0,001 – х
100%-97,5% = 2,5% х = 2,7%
б) Натрия хлорид + калия хлорид
Во флакон для титрования помещают 0,5 мл исследуемого раствора + 2-3 капли K2CrO4. В титровальную установку помещают 0,1N раствор AgNO3и титруют до получения кирпично-красного окрашивания.
Тсредн.NaCl+KCl= 0,005871 г/мл
Х = 

Х = 
= 1,826 г (NaCl + KCl)
Расчет норм отклонений:
сумма галогенидов (в прописи 1,84 г NaCl+KCl)
по результату анализа – 1,826 г
норма отклонения (приказ 1997г. № 305) составляет ±15%
фактически – 0,76%
1-й способ: 2-й способ:
1,84 – 100% 1,84-1,826 = 0,014
1,826 – х 1,84 – 100%
х= 99,24 0,014 – х
100%-99,24% = 0,76% х= 0,76%
в) натрия гидрокарбонат
Во флакон для титрования помещают 5 мл исследуемого раствора + метилоранж и титруют 0,1 N раствором HCl до розового окрашивания;
- химизм реакций (на доске)
NaHCO3+HCl→NaCl+ H2O+CO2
- расчет титра:
Т= = 
= 0,0084 г/мл
ХNaHCO3 = 
= 0,0403 г NaHCO3
Расчет норм отклонений:
Натрия гидрокарбонат (в прописи 0,04 г)
по результату анализа – 0,0403 г
норма отклонения (приказ 1997г. № 305) составляет ±15%
фактически – 0,75%
1-й способ: 2-й способ:
0,04 г – 100% 0,0403-0,04=0,0003
0,0403 – х 0,04 – 100%
100, 75%-100%=0,75% 0,0003 – х
х = 0,75% х = 0,75%
Тестовые задания
Вариант 1
1. В аптеку поступил рецепт на инъекционный раствор, требующий изотонирования, без указания изотонирующего ингредиента. Укажите необходимое для изотонирования вещество:
а) натрия метабисульфит;
б) натрия хлорид;
в) натрия сульфат;
г) натрия нитрат;
д) натрия бисульфат.
2. Какая химическая реакция протекает в растворе Рингера между кальция хлоридом и натрия гидрокарбонатом:
а) окисления-восстановления;
б) обмена;
в) комплексообразования;
г) окисления.
3. Фармацевт приготовил растворы Рингера и Рингера-Локка. Укажите, наличием какого компонента они отличаются:
а) глюкозой;
б) раствором 0,1 моль/л кислоты хлористоводородной;
в) кислоты борной;
г) кальция хлоридом;
д) стабилизатором Вейбеля.
4. Метод комплексообразования при количественном определении в растворе Рингера проводят на:
а) натрияхлорид;
б) калия хлорид;
в) кальцияхлорид;
г) натрия гидрокарбонат.
5. В аптеке приготовили раствор Рингера-Локка. Укажите, какое из нижеперечисленных веществ находится в растворе № 2:
а) калия хлорид;
б) натрия хлорид;
в) натрия цитрат;
г) натрия гидрокарбонат;
д) кальция хлорид.
6. Какой метод количественного определения применяется для галогенидов в растворе Рингера:
а) нейтрализации;
б) окисления-восстановления;
в) комплекообразования;
г) осаждения.
7. Фармацевт изготовляет изотонический раствор для инъекций. Укажите вещество, чаще всего используемое для изотонирования при отсутствии указаний в рецепте:
а) натрия нитрат;
б) натрия сульфат;
в) натрия хлорид;
г) глюкоза;
д) кислота борная.
8. При идентификации хлоридов в растворе Рингера используют реактивы:
а) AgNO3 и разбавленнуюНNO3;
б) (NH4)2C2O4;
в) H2C4H4O6;
г) HCl.
9. Врач прописал больному гипотонический раствор для инъекций. Укажите явление, которое происходит с эритроцитами при введении большого количества гипотонического раствора:
а) плазмолиз;
б) гемолиз;
в) понижение вязкости;
г) увеличение вязкости;
д) повышение рН.
10. Дайте обоснование применения ацидиметрического определения натрия гидрокарбоната в растворе Рингера:
а) это соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой;
б) это соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой;
в) это соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой;
г) это соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.
Тестовые задания
Вариант 2
1. Фармацевт приготовил раствор Рингера № 1. Укажите, какое вещество отсутствует в этом растворе
а) глюкоза;
б) натрия хлорид;
в) калия хлорид;
г) кальция хлорид;
д) натрия гидрокарбонат.
2. Дайте обоснование применения ацидиметрического определения натрия гидрокарбоната в растворе Рингера:
а) это соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой;
б) это соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой;
в) это соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой;
г) это соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.
3. В аптеку поступил рецепт на инъекционный раствор, требующий изотонирования, без указания изотонирующего ингредиента. Укажите необходимое для изотонирования вещество:
а) натрия метабисульфит;
б) натрия хлорид;
в) натрия сульфат;
г) натрия нитрат;
д) натрия бисульфат.
4. Врач прописал больному гипотонический раствор для инъекций. Укажите явление, которое происходит с эритроцитами при введении большого количества гипотонического раствора:
а) плазмолиз;
б) понижение вязкости;
в) гемолиз;
г) увеличение вязкости;
д) повышение рН.
5. Какая химическая реакция протекает в растворе Рингера между кальция хлоридом и натрия гидрокарбонатом:
а) окисления-восстановления;
б) обмена;
в) комплексообразования;
г) окисления.
6. В аптеке приготовили раствор Рингера-Локка. Укажите, какое из нижеперечисленных веществ находится в растворе № 2:
а) калия хлорид;
б) натрия хлорид;
в) натрия цитрат;
г) натрия гидрокарбонат;
д) кальция хлорид.
7. При идентификации хлоридов в растворе Рингера используют реактивы:
а) AgNO3 и разбавленнуюНNO3;
б) (NH4)2C2O4;
в) H2C4H4O6;
г) HCl.
8. Фармацевт изготовляет изотонический раствор для инъекций. Укажите вещество, чаще всего используемое для изотонирования при отсутствии указаний в рецепте:
а) натрия нитрат;
б) натрия сульфат;
в) натрия хлорид;
г) глюкоза;
д) кислота борная.
9. Метод комплексообразования при количественном определении в растворе Рингера проводят на:
а) натрияхлорид;
б) калия хлорид;
в) кальцияхлорид;
г) натрия гидрокарбонат.
10. Какой метод количественного определения применяется для галогенидов в растворе Рингера:
а) нейтрализации;
б) окисления-восстановления;
в) комплекообразования;
г) осаждения.
Приложение_____
к методической разработке
интегрированного
практического занятия
Ответы на тестовые задания
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант 1 | б | б | а | в | г | г | в | а | б | г |
Вариант 2 | а | г | б | в | б | г | а | в | в | г |