Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Ордынский аграрный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Сценарий агитбригады «Кем быть?»
Разработчик – Трускова В.П.,
руководитель агитбригады «Непоседы»
Пояснительная записка
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Кем быть? Этот вопрос задает себе каждый подросток на пороге самостоятельной жизни. Поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно спланировать свою судьбу. В этом на помощь молодому поколению приходит профориентация.
В Усть-Ордынском аграрном техникуме при проведении профессиональной ориентации основной упор делается на активную агитацию школьников поселка и близлежащих районов. Создание оптимальных условий для максимального увеличения количества абитуриентов, осознанно выбирающих профессию рабочего – одна из целей профориентационной работы.
Основная цель профориентации состоит в том, чтобы не оставить молодого человека предоставленным самому себе при выборе профессии, а помочь ему в процессе успешного профессионального самоопределения.
Особое внимание уделяем разработке и обновлению информационного материала о техникуме. Рекламный материал содержит необходимую для поступающих информацию, привлекателен по своему оформлению.
Так, презентация техникума представлена мультимедийным материалом и отражает специфику профессиональной подготовки по всем профессиям. Разработаны буклеты для поступающих - различные по содержанию и оформлению; анкеты для школьников и их родителей.
Однако самой удачной формой профориентационной работы, которая в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня и является активизирующим фактором в формировании профессиональной направленности школьника, является агитбригада.
Обучающиеся весело, задорно, с макетами автомобилей, с инструментом, в спецодежде, рассказывают о профессиях, жизни в техникуме, производственной практике, учебе, достижениях и победах.
В выступлении используются различные виды сценического мастерства: песни, стихи, речитатив, танцы, а также музыкальное и мультимедийное сопровождение. Но залог успеха агитбригады – это сплоченность ребят, увлеченных своей профессией. Улыбка и любовь к своей профессии не оставляют равнодушными никого в зале.
Данная методическая разработка «Кем быть?» может быть использована в школах, профессиональных училищах, техникумах, лицеях при разработке конкурсов профмастерства, проведении классных часов по пропаганде рабочих профессий, уроков технологии.
Презентация
Слайд 1 (сл. Р.Рождественского)
Пока в пространстве
кружится планета,
на ней –
пропахшей солнцем –
никогда
не будет дня,
чтоб не было
рассвета,
не будет дня,
чтоб не было труда!
Р.Рождественский
Ведущий:
В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь! Какой? Давайте попробуем вместе заглянуть в этот мир профессий! Итак, я выбрала, я - педагог
А о какой профессии мечтаете вы?
Какие профессии вы еще знаете?
Цель сегодняшнего мероприятия - познакомить с профессиями, получить которые вы можете у нас, в Усть-Ордынском аграрном техникуме.
Слайд 3
За пеленой житейских наслоений.
За суетой мелькающих минут,
За сменою всех наших настроений
Есть главное на свете -
Это труд.
Слово моим соведущим.
Ведущий 1:
Профессия! Со школьной парты мечтают девушки и парни: кем стать?
Который выбрать путь?
Чтец 1:
Профессий нынче всем хватает.
Кем быть? Врачом? Неэстетично...
Бухгалтером? Неромантично...
Искусствоведом? Непрактично...
Домохозяйкой? Неприлично...
Геодезистом? Трудновато...
Экономистом? Скучновато...
Парашютистом? Страшновато...
Пенсионером? Рановато...
Одна мечта: иметь диплом бы,
Хоть для анкет,
Хоть для апломба.
Призванье в деле — вещь благая.
Я, этот монолог слагая,
Взяла высказывание одно,
Оно не столь уж мудрено.
Изрек однажды академик:
«Я не скажу вам «се ля ви».
Не попрошу огромных денег,
Прошу работу по любви!»
Он прав. И этой правды ради
Я всем твержу — профессий много,
Но выбирайте лишь одну!
Ведущий 2:
Слайд 4-7 (фасад здания, кабинеты, мастера, преподаватели, обучающиеся)
Вот стоит наш дом большой,
Он для всех для нас родной.
Вместо мам здесь мастера,
Вот за это им – ура!
Ведущий 1.
Навостре держи здесь ухо:
Много двоек – нет «степухи».
В среду здесь царица века –
В общежитии ДИСКОТЕКА!
Ведущий 2.
Раз пришел – жалеть не надо,
Что в институт ты не попал.
И Гагарин ведь когда-то
Тоже с «тушки» начинал.
Слайд 8 (Юрий Гагарин)
Чтец 1:
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные,
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Чтец 2:
Кем быть?
Быстро как бегут года,
Скоро восемнадцать.
Думать надо нам сейчас,
Чем будем заниматься.
Кто рисует, кто поёт
Кто в цеху металл куёт.
Хочешь, можешь хлеб растить,
Спутник в космос запустить.
Много на Земле работы
Всё попробовать охота.
Чтоб профессию иметь,
Надо лень преодолеть.
В школе хорошо учиться,
Чтоб могли тобой гордиться…
Ведущий:
Слайды 9-15 (учебные кабинеты, актовый и спортивный залы, тренажерный зал, библиотека, читальный зал, медпункт).
В техникуме обучают по профессиям «Повар, кондитер», «Автомеханик», «Тракторист-машинист с/х производства», «Мастер по ТО и ремонту МТП», «Швея».
В распоряжении наших обучающихся находятся многочисленные учебные кабинеты, а также актовый и спортивный залы, тренажерный зал, библиотека, читальный зал, медпункт.
Производственное обучение организовано на базе учебных мастерских.
Ведущий 2.
Труд сделал человека человеком, владыкой природы. И первыми орудиями труда были те, с помощью которых добывалась и обрабатывалась пища. А значит, приготовление пищи – самая древняя сфера деятельности человека.
Да, самая любимая народом профессии – повар, кондитер: люди ели, едят и есть будут! Профессиональные параметры - без ограничений; возрастной ценз - без ограничений; образование - без ограничений - 9, 11 кл.: и т. д.
Слайды 16-22 (ПОВАР, КОНДИТЕР)
Чтец 4 (девушка в спецодежде повара):
Любое блюдо могу приготовить,
Да стоит только намекнуть:
Из овощей, грибов и мяса,
Из рыбы и простого кваса,
Из макарон и разных круп…
Чтец 5 (юноша в спецодежде повара):
Чтобы народ накормить
Надо печь сперва включить
И налить в кастрюлю воду,
Чтоб потом сварить народу
Щи и кашу, борщ, лапшу,
Я, ей богу, не шучу.
Ведь на завтрак и обед,
Сколько б ни было вам лет,-
Захотите вы, конечно,
Вкусно, сытно все поесть!
Слайд 23
Ведущий 1:
Повар, кондитер - специалист, имеющий специальное образование, который умеет приготовить вкусную пищу, сервировать стол; составлять меню, содержать в чистоте кухню и кухонный инвентарь, соблюдать этикет.
Чтец 4:
Повар у плиты творит,
Как на крыльях он парит.
Все бурлит вокруг него,
Кухня – кузница его.
Каждое его творенье -
Просто сказка, объеденье,
Мысли, творчества полет.
Тот, кто пробовал, поймет.
Слайд 24
Ведущий 2:
Профессия швеи относится к разряду самых сложных: нужно обладать и определенной усидчивостью, чтобы днями сидеть за машинкой, и уметь "увидеть" заранее уже готовое изделие.
Слайд 25 (одежда)
Простейшую одежду люди стали изготавливать с древнейших времен. Сначала одежду делали из шкур животных, рыбьей кожи, травы и листьев деревьев, а в качестве головных уборов использовали выдолбленные тыквы, скорлупу кокосового ореха, черепаховый панцирь. Со временем, когда люди научились изготавливать ткани из шерсти животных и волокон растений, они стали шить более сложную одежду. По внешнему виду одежды можно было определить, к какому роду принадлежит человек, чем он занимается, есть ли у него семья и многое другое.
Слайд 26
Чтец 1:
Дорога – словно скатерть-самобранка,
Лечу по ней, колесами шурша.
Когда, друзья, в руках моих баранка,
Спокойнее становится душа.
Мы за рулем герои и артисты,
Мы знаем всех моторов голоса,
Землепроходцы – автомобилисты,
Хозяева и слуги колеса!
Ведущий 1: Презентация профессии «Мастер по ТО и ремонту МТП»
Общая характеристика профессии:
Мастер по ТО и ремонту МТП – специалист широкого профиля, выполняющий работы связанные с ремонтом и эксплуатацией машинно-тракторного парка, владеющий несколькими рабочими профессиями.
Специалист должен знать:
основы рыночных отношений, финансовой деятельности, учета и анализа хозяйственной деятельности;
основы ведения хозяйства: специализация, планирование, ресурсы, охрана труда;
устройства и техническое обслуживание МТП, основы эксплуатации;
основы безопасности движения и ПДД;
технология производства и переработки продукции растениеводства и животноводства;
ремонт сельскохозяйственной техники;
слесарное дело;
технологию механизированных работ.
Специалист должен уметь:
анализировать правовые акты и толковать наиболее употребительные нормы права РФ,
вести расчет основных экономических показателей эффективности развития предприятия;
использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста,
разбираться в устройствах МТП;
проводить техническое обслуживание МТП;
эксплуатировать все средства труда на сельскохозяйственном предприятии;
управлять транспортными средствами;
осуществлять ремонт сельскохозяйственной техники;
изготавливать запасные части и детали в слесарной мастерской.
Ведущий 2:
Игра «Автомобилисты»
Игра «Автомобилисты» (на внимание). Количество участников любое. После допущенной ошибки участники выбывают из игры. Приз вручается
самому внимательному.
Для игры нужно приготовить 4 карточки: желтого, синего, зеленого и красного цвета. Ведущий показывает карточки, а участники должны выполнить соответствующее действие.
Красный — руки вперед с криком: «Стоп!»
Синий — пристегнуть ремень со звуком «чик-чик».
Желтый — переступать ногами на одном месте со звуком «чап-чап».
Зеленый — держась за воображаемый руль, крутить его со звуком «шух-шух».
Чтец 3:
Тысячи тропок готовит судьба
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном - самым смешным-
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны-
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе-
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, победу поверь.
Ведущий:
И в заключение, мы хотим сказать всем вам, дорогие ребята, что профессий в мире очень много - интересных, ярких, увлекательных, но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно! Ведь каждая профессия полезна, для нас самих, для общества, для страны, в которой мы живем. Главное, что должно объединить нас всех, людей самых разных профессий - это наша человеческая сущность, наши доброта и сердечность, любовь к людям, профессионализм и ответственность перед собой. Перед своими детьми, а, значит, перед будущим своей страны с гордым названием Россия!
Мы, старшее поколение, верим в вас, мы надеемся на вас, мы любим вас!
Успехов, друзья! И до новых встреч! Мы ждем вас в нашем училище.
Литература: 1.Нодель, Ф. Кем быть, каким быть - подскажет литература/ Нодель, Ф. Прил. к газ. "Первое сент."). - 2006. - №11 / 1-15 июня.- С. 46-47.
2. Резапкина, Г. Уроки самоопределения: профориентационные занятия в 5-9-х классах
3.Сухарева Е. Без ошибок: занятие по профориентации для старшеклассников / Е. Сухарева // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.). - 2010.- № 5. - С. 20-21.
4. Филимонова, О. Как помогать подросткам в выборе профессии: беседа с родителями / О. Филимонова // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 13.- С. 36-37.
5. Шумилова, О. Cвой бизнес? Да, это возможно!: деловая игра с элементами тренинга для старших подростков / О. Шумилова // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2008.- № 4.- С. 34-35.
11