СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа по теме: «Что такое избирательное право?» в рамках программы «Декада молодого избирателя» в Льговском районе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа посвящена вопросам, посвящённым истории возникновения избирательного права, современной системе избирательного права и роли молодого, подрастающего поколения в выборах, проходящих на территори России.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа по теме: «Что такое избирательное право?» в рамках программы «Декада молодого избирателя» в Льговском районе»

Методическая разработка классного часа

«Что такое избирательное право?»

в рамках программы «Декада молодого избирателя» в Льговском районе



Пояснительная записка.

Методическую разработку классного часа подготовила: учитель английского языка Рейх В. О.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов основной и средней общеобразовательной школы.

На современном этапе развития нашего общества как никогда ранее стало важно донести молодому поколению всю значимость избирательного права, для чего оно необходимо, какова история возникновения выборов и самого избирательного права в России.

Данная методическая разработка включает в себя несколько этапов:

I этап: проведение анкетирования обучающихся, сбор и обработка полученных результатов.

II этап: обсуждение за круглым столом в рамках классного часа истории возникновения избирательного права, современной системы избирательного права, брифинг.

III этап: подведение итогов, выводы.

Цель:

  • сформировать положительное отношение молодого поколения к избирательному праву, применять полученные знания для формирования активной гражданской позиции и патриота своей страны.

Задачи:

  • ознакомление с избирательным правом обучающимися;

  • формирование у молодежи активной гражданской позиции;

  • повышение значимости выборов для будущих избирателей;

  • избирательная система, избирательное право, избирательный процесс;

  • роль и функция выборов в органы власти;

  • основные типы избирательной системы.

Вопросы для обсуждения на круглом столе:

  • Зачем нужны выборы? Что такое избирательное право? Участие в выборах – право или обязанность?

  • Принципы избирательного права.

  • Избирательный процесс. Референдум.

  • Избирательные системы.



Сценарий круглого стола «Что такое избирательное право?»

Сегодня мы с вами в рамках классного часа за «круглым столом» будем вести речь о том, что такое избирательное право, какова история его возникновения и для чего оно нужно.

Право выбора - одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека говорится о том, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

На сегодняшний день, пожалуй, каждый из нас знаком с таким понятием, как выборы. Одни всегда принимают в них активное участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны.

В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Однако важность выборов многие склонны недооценивать. Так ли это?

Давайте для начала ответим на вопросы.

  • Зачем нужны выборы?

  • Что такое избирательное право?

  • Участие в выборах – право или обязанность?

[Обучающиеся дают ответы на вопросы, учитель даёт комментарии].

[Учитель демонстрирует видео о выборах и истории избирательного права; ссылка на электронный источник: https://www.youtube.com/watch?v=612CqA1cvLo].

Далее учитель и гости мероприятия заслушивают доклады мини-групп обучающихся.

1 мини-группа: «Что такое выборы?»

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Но, выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.

Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.

В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа.

В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.

Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве.


2 мини-группа: Что такое избирательное право?


Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.

Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более, чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.

Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы.

Ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.

Ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.

Моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.

Образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.

В РФ избирать имеют право лица, достигшие 18 летнего возраста.

С 18 – летнего возраста можно избираться депутатом местного совета

С 21 года – депутатом Государственной Думы

С 35 – президентом страны

Некоторые лица ограничены в праве избирать и быть избранными:

Лица, признанные судом недееспособными

Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.


3 мини-группа: Участие в выборах – право или обязанность?


Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому, во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг. Например. В Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии, уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.


4 мини-группа: Принципы избирательного права


Принципы избирательного права:


всеобщее прямое свободное


равное тайное



Принципы избирательного права – это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определённых цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.

Выборы являются равными. Устанавливается единая норма представительства, согласно которой создаются примерно равные по численности избирательные округа, избиратель включатся только в один список для голосования. Каждый голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Выборы являются прямыми. Депутаты и президент избираются гражданами непосредственно.

Выборы являются свободными. Избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах или нет и за кого голосовать.

Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей со стороны исключён. Однако это не лишает избирателя права добровольно высказаться о том, как он проголосовал.

Учитель:


Избирательный процесс. Референдум.

Избирательным процессом мы называем действия всех политических субъектов, которые так или иначе связаны с выборами. Весь избирательный процесс можно условно разделить на 3 стадии:

  • Стадия подготовки, куда включаются такие действия, как назначение даты выборов, создание избирательных округов и избирательных комиссий (территориальных, окружных, участковых), составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов.

  • Избирательная компания, которая включает агитационно-пропагандистские действия кандидатов или политических партий, принимающих участие в выборах.

  • Голосование, подсчёт голосов, общее подведение итогов.


Избирательный процесс во всех странах регулируется Конституцией и Избирательным кодексом.

Референдум – это непосредственное обращение к избирателям для принятия решения по какому-нибудь внутри или внешнеполитическому вопросу. Если выборы – это механизм представительной демократии, то референдум – элемент непосредственной демократии.

Родиной референдума считается Швейцария.

Избирательные системы

Для того чтобы лучше ориентироваться в избирательном процессе, нужно понимать, что многие особенности связаны с тем, в рамках какой избирательной системы проходят выборы.

Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на мажоритарные и пропорциональные.

При мажоритарной избирательной системе (Беларусь, США, Великобритания, Франция) от каждого избирательного округа выбирается один депутат. И, значит, выдвижение кандидатов происходит в округах, на которые разбивается страна. Победителем становится кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Мажоритарная система может быть абсолютного или относительного большинства. Система абсолютного большинства требует, чтобы кандидат во время выборов набрал 50 % голосов + 1 голос. Если этого не происходит, то назначается второй тур выборов, в котором соперничают кандидаты, набравшие большинство голосов в первом туре. Как правило, система абсолютного большинства допускает второй тур, т.к. практически никто из кандидатов не способен получить поддержку в 1- ом туре. А во втором туре достаточно получить простое большинство голосов.

Система относительного большинства позволяет определить победителя в 1-ом туре. Им становится кандидат, который получил наибольшее количество голосов в сравнении с другими. При этом в некоторых странах устанавливается необходимый минимальный % участия избирателей в выборах для того, чтобы выборы были признаны настоящими, в некоторых странах это условие отсутствует.

Пропорциональная избирательная система (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. В этом случае для всех избирателей страна становится будто бы большим округом, в котором соперничают политические партии. Эта система допускает не только наличие партий, но и некоторую готовность избирателей к анализу их политических проектов в рамках существующего политического спектра.

Та и другая система, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки, потому в некоторых странах применяют смешанную систему, основанную на принципах мажоритарной и пропорциональной систем (Франция, Италия, Россия, Польша).

Выбор способа голосования во многом зависит от традиций политической культуры того или иного государства, а также от формы правления и расстановки политических сил.


Практическая часть, брифинг


Составление памятки: «Что должен знать о выборах гражданин, и какие он имеет права как избиратель?»

Цель: проверить учащихся на знания избирательного законодательства.

Основные требования к памятке:

  • использовать все возможности стиля памятки-обращения

  • зафиксировать конкретные права избирателей

  • можно говорить об условиях голосования

  • памятка может содержать призывы к гражданам.


Подведение итогов, рефлексия


[На данном этапе учитель совместно с обучающимися и гостями мероприятия подводят итоги, делятся впечатлениями, рассказывают о том, что для них представляло особый интерес, что больше всего понравилось].