СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа в 1 классе "Права и обязанности первоклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 1 классе на тему

«Мои права и обязанности»

Цели:

- Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

- Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

- Формировать коммуникативные умения школьников;

- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

- Прививать интерес к чтению; 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа в 1 классе "Права и обязанности первоклассников"»

Классный час в 1 классе на тему

«Мои права и обязанности»

Цели:

- Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

- Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

- Формировать коммуникативные умения школьников;

- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

- Прививать интерес к чтению;


Оборудование:

- лепестки со значками по правам человека;

- компьютер;

- проектор;

- мультимедийная презентация MS Office PowerPoint;

- выставка книг.




Ход занятия


На экране СЛАЙД 1


1. Целеполагание:

- В какой стране мы живём? Как она называется? (Ответы детей)

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России.

СЛАЙД 2


-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.

- Наша страна широко протянулась с запада на восток.

- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.

-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека».

СЛАЙД 3


- Они дают каждому человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись, в равной степени, независимо от цвета кожи, разреза глаз, национальности и т.д.

- Ребята, а вы знаете, что такое право и какие права есть у вас?


2.Знакомство с правами:

-В толковом словаре русского языка написано, что ПРАВО – это охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.

- Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

- Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

СЛАЙД 4


Найди такое благо, без которого может обойтись человек:

- труд

- жизнь

- прислуга

- отдых

(Дети отвечают, что можно обойтись без прислуги).

- А что самое важное среди остальных благ? (Жизнь)

-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких.

СЛАЙД 5


«Жизнь дана на добрые дела» - гласит народная мудрость.

-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- А зачем человеку труд?

- Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, -

Золотых, стальных, алмазных, -

Нет священней слова: "Труд!"

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все - наследие трудов!...

-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться?

-Кем вы хотите стать? (Опрос детей. Дети по очереди отвечают)

-Что приносит счастье – труд или безделье?

- Если мы будем целыми днями лениться и ничего не делать, будем ли счастливы? (Ответ детей)

- Конечно, нет.


СЛАЙД 6


- Найди концовку пословиц среди записей на доске:

«Труд кормит, а лень - портит».

Старание и труд к счастью ведут».

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

(Проверка - СЛАЙДЫ 7, 8, 9.)


- Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. СЛАЙД 10


Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.


- Ребята, а для чего человеку отдых?

- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не сидим без работы и устаём.

- БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.

- Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ

- Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК

- Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА

- Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

- Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до 15 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.

- Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

- Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых.


СЛАЙД 11


Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.


- Ребята, а было ли нарушено право на отдых в сказке «Золушка»? СЛАЙД 12



-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.

-А обладают ли этими правами дети? (Ответы детей)

(Прикрепляю изображение ребёнка в центр цветка.)


3.Анализ ситуаций:

- Конечно, дети имеют много прав.

СЛАЙД 13



Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!


- Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка».

СЛАЙД 14


- О каких же ещё правах в ней говорится? Хотите узнать ещё? Тогда слушайте дальше…

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

СЛАЙД 15


- Каждый ребёнок имеет право на имя. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

- Что такое род, спросите вы? Послушайте стихотворение, и вы всё поймете.

Прадеды

Кем был твой прадед на Руси –

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

- Узнайте от родителей происхождение вашей фамилии и значение имени.

- Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.

- Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!


4. Игра:

- Отчество передается детям от отца, поэтому оно так и называется ОТЧЕСТВО. Наши мальчики – будущие отцы.

- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?


- Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?

- Потому что у них тоже есть право на имя.


- Отстаивая свои права, не забывайте, что у других людей тоже есть такие же права, как и ваши. Уважайте чужие права!


СЛАЙД 16


Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те, что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогут найти.


- Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.


- Ребята, а должны ли дети заботиться о родителях? (ответы детей)

- Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.

- Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!


5.Физминутка:

- Ребята, какие обязанности по дому выполняете вы?

- Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…

- моем посуду,

- пылесосим,

- стираем,

- чистим картошку,

- поливаем цветы,

- вытираем пыль,

- ходим в магазин за хлебом.


6. Изучаем следующие права детей


СЛАЙД 17


Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо.

Здесь всему научат вас,

Что необходимо.


- Дети имеют право на обучение. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести ракету ввысь,

Хорошо работай в школе -

Добросовестно учись.


- А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? (Ответы детей)

- Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.


СЛАЙД 18


- Опять наши пословицы рассыпались. Необходимо собрать их.

Народная мудрость гласит:

Больше узнаешь -…. сильнее станешь.

Кто любит науки, ….тот не знает скуки.

Ученье – свет, … а неученье – тьма.

(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)

Проверка - СЛАЙД 19,20,21


СЛАЙД 22


-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? (ответы детей)

-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.

-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.


7. Стихотворение С.Я Маршака


СЛАЙД 23


«Кот и лодыри»

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.


Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!


- Какое право есть у лодырей и нет у кота? (Право на образование)

- Можно ли совсем не учиться? (Нет)

- Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!


Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ….(Айболит)


- О каком праве пойдёт речь?

(О праве на медицинскую помощь.)


СЛАЙД 24


-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

- Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.

- А вы обязаны заботиться о своём здоровье?

- Что надо для этого делать?

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ

- Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.


8. «Сказочная» страница.


СЛАЙД 25


- Вы узнали сказку?

- Что сделал волк с домами поросят?

- Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?


Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лисичка выгнала косого.

(Заюшкина избушка)

СЛАЙД 26



9. Работа с выставкой книг:

- Ребята, к нам в гости пришли сказки. (Выставка книг)


(Картинки из сказок на СЛАЙДЕ 27)



- Дети также имеют право на охрану и защиту от похищения. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

- В какой сказке было нарушено это право? (Дюймовочка, Г уси-лебеди)

- Дети имеют право на охрану и защиту от жестокого обращения.

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

В какой сказке было нарушено это право? (Буратино)

- Дети во всем мире имеют право на охрану и защиту от эксплуатации и неволи.

Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.

-В какой сказке было нарушено это право? (Крошечка-хаврошечка, Золушка, Маша и медведь)


СЛАЙД 21 (20 ноября – Всемирный день ребенка)



10. Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

Мать с ребенком разлучает.

Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

Это –…. (разрешается).

Если трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это….. (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго…. (запрещается)


11.Подведение итогов:

- Посмотрите, какой чудесный цветок получился. (На доске)

- Перечислите свои права по символам на лепестках.

- Можно ли нарушать чужие права?


Посмотрите на СЛАЙД 29


Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.


- Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.

- Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!


СЛАЙД 30

- О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)

- А еще есть обязанности….

СЛАЙД 31


12.Рефлексия:

«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей)


СЛАЙД 32



- Спасибо вам, ребята, за внимание!