Урок Мужества:
«Доброе слово, что ясный день»
Этот мир многогранен и тесен,
Человеку непросто в нём жить
Так, чтоб обществу был он полезен,
Мог дружить и, конечно, любить.
И какой бы он ни был натуры,
В шутке, юморе меру чтоб знал,
Категории «долг», «честь», «культура»
Без условий всегда понимал.
А поможет ему разобраться
И поверить в себя самого
Наша ЭТИКА, - вдумайтесь, братцы,
Мы ж теперь изучаем её!
Участники: классный руководитель, 9 «Б» класс.
Разработала: Санатина О.А.
Подготовительная работа:
Подготовлены доклады.
Отобраны пословицы, поговорки, соответствующие теме классного часа.
Проведена работа по обработке материала.
Ход классного часа:
Педагог: Эпиграфом к теме нашего классного часа я выбрала древнерусский афоризм «Ничто так не одобряет человека, как доброе слово». Но прежде чем начать классный час, я хотела бы спросить у вас: как вы понимаете значение фразы «Доброе слово, что ясный день», что значит для вас «доброе слово»?
Ответы:
Педагог: Все люди на свете испытывают потребность в общении. О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и т.д.
Но о том, что вежливым человек должен быть не только на работе, помнят (а может, и знают) не все.
И первый выступающий расскажет нам о правилах поведения в семье и значении повседневной вежливости для каждого человека в любых ситуациях.
1 ученик: Правила поведения в семье
Педагог: Людям приятно, когда о них говорят хорошо или то, что они хотели бы о себе услышать. Говорите побольше любезностей, принятых слов, делайте комплименты.
2 ученик: О комплиментах
Педагог: Давно известно, что смех продлевает жизнь, но также известно, что шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого из присутствующих не оскорбляет!
Как говорил Н.В. Гоголь, «…помни, что «насмешки» боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете».
3 ученик: О шутках
Педагог: Каждый из нас так устроен, что тянется к тем, кто способен выслушать нас. Другими словами, люди обожают, когда их слушают. Именно поэтому многие психотерапевты и психологи достигают такого успеха, со своими правилами и границами. Вести разговор о разговоре будет с нами следующий выступающий.
4 ученик: Разговор о разговоре
Педагог: Сейчас хочу пригласить сюда тех, кто прочтёт нам поговорки, пословицы и афоризмы.
Пословицы недаром молвят,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы!
И в жизни верные друзья!
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословицы:
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Слово пуще стрелы разит.
Доброе молчание лучше худого ворчанья.
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Красно речь слушаньем, а беседа – смирение.
Лучше недосказать, чем пересказать.
Кто языком штурмует, не много навоюет.
Пустая мельница и без ветра мелет.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Лишнее говорить – себе вредить.
От одного слова – да на век ссора.
За худые слова слетит и голова.
Кто бы и знал, коли б, не сам сказал.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Говорить – хорошо, а замолчит – ещё лучше.
Ветер головы разрушает, а слово – народы поднимает.
Педагог: По каждой пословице каждый высказывает своё мнение.
Педагог: А сейчас я вам предлагаю разделиться на группы, для того чтобы сформулировать «правила хорошего тона». Время для работы ограниченно – 10 минут.
Педагог:
Делаем выводы:
Необходимо вежливым и уважительным человеком. В репертуар общения должны входить: доброжелательность, отзывчивость, тактичность. Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.
Говорите побольше любезностей, приятных слов, делайте комплименты. Не забывайте, что доброе слово. Сказанное вовремя, продлевать жизнь.
Шутка в разговоре позволительна только в том случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого не оскорбляет.
Умение слушать – важнейший критерии коммуникабельности. А коммуникабельность начинается с внимания к людям.