СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка - конспект урока - практикума "Комплексный анализ текста" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из опыта работы по формированию коммуникативной компетенции через анализ текста. Групповая форма работы учащихся способствует развитию навыков общения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка - конспект урока - практикума "Комплексный анализ текста" 6 класс»

Урок русского языка. 6 класс.

Учитель – Малышева Эльвира Алексеевна.


Комплексный анализ текста.


Для всего, что существует

в природе, в русском языке есть великое

множество хороших слов.

К.Г. Паустовский

Тип урока – урок-практикум по формированию коммуникативной компетенции.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о тексте, его признаках, типах. Задачи:

- формирование у учащихся навыков работы с текстом; - повторение основных речеведческих понятий; - закрепление основных орфографических и пунктуационных навыков; - развитие связной монологической речи учащихся; - воспитание чувства прекрасного. Оборудование:

-конверты с раздаточным материалом – текст для каждого учащегося

-справочный материал «Признаки текста», «Связь предложений в тексте»

-слайдовая презентация «Зима»

Форма урока: работа в группах (4 группы по 6 - 7 человек – ведущая роль консультантов групп)


Методы обучения: репродуктивный, дифференцированный, частично-поисковый, проблемного изложения.


Ход урока:


  1. Организационный момент – приветствие учащихся

  2. Эмоциональный настрой на работу.

- Просмотр слайдовой презентации «Зима» под музыку П.И. Чайковского(альбом «Времена года»)

- Прослушивание отрывка из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» : Вот север, тучи нагоняя…(читает заранее подготовленный ученик)

  1. Совместное целеполагание – активизация и мотивация работы учащихся в группах:

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Обращение к эпиграфу (на доске)

-Обращение к тексту (на слайде) (Пейзаж в живописи, в музыке, в литературе: множество хороших слов)


4. Анализ текста по вопросам (основные этапы урока) в группах:

(учащимся выдан лист с вопросами, ответы каждой группы фиксируются и происходит самопроверка по слайду, консультант направляет работу группы)


У группы есть пакет, в котором текст, вопросы для анализа текста.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст______________________.

  2. Тема текста__________________________________________.

  3. Основная мысль______________________________________.

  4. Стиль текста_________________________________________.

  5. Тип речи____________________________________________.

  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Какие это предложения?

  7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм.

  8. Найдите в тексте однокоренные слова. Какова их роль?

  9.  Выпишите существительное с НЕ, объясните написание.

  10. Произведите синтаксический разбор последнего предложения текста.

  11. Чему учит нас текст И. Соколова-Микитова? Напишите 2-3 предложения


Текст - задание.

Хорош… снежные зимы в России! ( Не)погоду сменяют ясные дни. Бл…стят на со…нце глубокие сугробы, скрылись подо льдом реки и маленькие реч…нки. Пр…порошила з…ма землю снежной шу…кой. Отдыхает з…мля, наб…рает силу. 
Наполняется ж…знью зимний лес. Вот (по)стучал по сухому дереву дятел. По всему лесе (от)бивает дробь л…сной барабанщик. С шумом (про)летает рябчик, поднимается из снежной пыли глухарь. Стайка в…селых клестов расселась (на)ветках ели. Ст…ишь и любуеш…ся , как ловко они вонзают свои клюв…ки в ш…шки, выб…рают сем…на. С сучка на суч…к перепрыгивает шустрая белка. 
Вот пр…летела бол…шая с…ва и под…ла голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула т…хонько л…сная мышь, (про)бежала по снегу и скрылась под пнем (в) сугробе.

Текст для самопроверки.

Жизнь в зимнем лесу.

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
      Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
      Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (По И. Соколову-Микитову)

Дополнительное задание:

-Найдите в тексте синонимы (сугробы – снежная шубка, дятел – лесной барабанщик). Такие синонимы называются контекстуальными, то есть слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста.


5.Этап рефлексии

- Что повторили на уроке?

- Что узнали нового?

- Для чего вам необходима данная работа?

- Продолжите предложения (памятка или слайд)

6. Этап оценки и самооценки

- Оцените свои способности (самооценка и оценка участников группы на групповом листке). Руководители групп сдают работы и оценочные листы.

7. Домашнее задание (творческое, дифференцированное):

- написать сочинение-миниютюру «Приход зимы» или

-сочинить синквейн о зиме или

- подобрать стихотворение о зиме, нарисовать иллюстрации к нему.








Справочный материал.

Признаки текста

  1. Тема текста (ответ на вопрос – о чём текст?) – заголовок.

  2. Основная мысль текста – идея (ответ на вопрос – для чего создан текст?) – заголовок (цельность текста).

  3. Членение текста на абзацы – микротемы (план).

  4. Связь предложений в тексте (смысловая и грамматическая).

  5. Тип текста (повествование, описание, рассуждение).

  6. Стиль текста (разговорный, художественный, научный, публицистический, официально-деловой).

  7. Языковые (выразительные) средства речи (эпитет, сравнение, метафора, ряды однородных членов, восклицательные и вопросительные предложения, обращение, инверсия).



Связь предложений в тексте

  1. Лексический повтор одного и того же слова (слов).

  2. Местоимения (личные, указательные).

  3. Однокоренные слова.

  4. Синонимы, антонимы.

  5. Союзы (и, а, но, однако, зато и др.)





Типы текста

  1. Повествование – ответы на вопросы - что произошло? с кем? когда? как развивались события?

  2. Описание – ответ на вопрос - какой? перечисление признаков, свойств тех или иных предметов.

  3. Рассуждение – ответы на вопросы - почему? зачем? излагаются причины явлений, событий, их взаимная связь.

  4. Смешанный тип – сочетание двух или нескольких типов текста.















Фамилия, имя ­­­­­­­­­­____________________________________________________

Вариант 1. Прочитайте текст и выполните задания.

Хороши снежные зимы в России! ( Не)погоду сменяют ясные дни. Бл…стят на со…нце глубокие сугробы, скрылись подо льдом реки и маленькие речонки. Пр…порошила з…ма землю снежной шубкой. Отдыхает з…мля наб…рает силу. 
Наполняется ж…знью зимний лес. Вот (по)стучал по сухому дереву дятел. По всему лесу (от)бивает дробь л…сной барабанщик. С шумом (про)летает рябчик, поднимается из снежной пыли глухарь. Стайка в…селых клестов расселась (на)ветках ели. Ст…ишь и любуешься , как ловко они вонзают свои клювики в ш…шки выб…рают сем…на. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. 
Вот пр…летела большая с…ва и под…ла голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула т…хонько л…сная мышь (про)бежала по снегу и скрылась под пнём (в) сугробе. ( По Соколову- Микитову).



  1. Озаглавьте текст___________________________________________

  2. Тема текста__________________________________________

  3. Основная мысль______________________________________

  4. Стиль текста_________________________________________

  5. Тип речи____________________________________________

  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Какие это предложения?

______________________________________________________________

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм.

  2. Найдите в тексте однокоренные слова. Какова их роль?

_______________________________________________________________

  1.  Подберите синонимы к слову непогода_________________________

______________________________________________________________

  1. Произведите морфемный разбор слов:

прилетела непогода барабанщик постучал


  1. Произведите синтаксический разбор предложения

Непогоду сменяют ясные дни.

_______________________________________________________________

  1. Чему учит нас текст И. Соколова-Микитова? Напишите 2-3 предложения.












Фамилия, имя ­­­­­­­­­­____________________________________________________

Вариант 2. Прочитайте текст и выполните задания.

Хороши снежные зимы в России! ( Не)погоду сменяют ясные дни. Бл…стят на со…нце глубокие сугробы, скрылись подо льдом реки и маленькие речонки. Пр…порошила з…ма землю снежной шубкой. Отдыхает з…мля наб…рает силу. 
Наполняется ж…знью зимний лес. Вот (по)стучал по сухому дереву дятел. По всему лесу (от)бивает дробь л…сной барабанщик. С шумом (про)летает рябчик, поднимается из снежной пыли глухарь. Стайка в…селых клестов расселась (на)ветках ели. Ст…ишь и любуешься , как ловко они вонзают свои клювики в ш…шки выб…рают сем…на. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. 
Вот пр…летела большая с…ва и под…ла голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула т…хонько л…сная мышь (про)бежала по снегу и скрылась под пнём (в) сугробе. ( По Соколову- Микитову).



  1. Озаглавьте текст___________________________________________

  2. Тема текста__________________________________________

  3. Основная мысль______________________________________

  4. Стиль текста_________________________________________

  5. Тип речи____________________________________________

  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Какие это предложения?

______________________________________________________________

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм.

  2. Найдите в тексте однокоренные слова. Какова их роль?

_______________________________________________________________

  1.  Выпишите существительное с НЕ, объясните написание.

______________________________________________________________

  1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения текста.

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________


  1. Чему учит нас текст И. Соколова-Микитова? Напишите 2-3 предложения.