СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Лесная скульптура. Украшения своими руками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вметодической разработке предлагается технология изготовления украшений своими руками. причем ,здесь не требуется и профессиональный навык. Работа расчитана на начинающих резчиков.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Лесная скульптура. Украшения своими руками»»




Федеральное Казенное Профессиональное

образовательное учреждение № 228

город Курган







Методическая разработка «Лесная скульптура. Украшения своими руками»





Преподаватель

высшей категории

Акхузин Андрей Ахметович

ФКП образовательное учреждение № 228













2017 г





Понятие «Лесная скульптура»

Раздел 1.

Изготовление из деревянного материала давно превратилось в самобытное декоративное искусство.

При изготовлении «лесных поделок» действуют основные законы изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Однако имеются и некоторые отличительные особенности. Так, например, при изготовлении «лесных поделок» ограничено применение традиционной техники резьбы по дереву.

«Лесным поделкам» присуща обобщенность, лаконичность, некоторая условность образа, естественность и мягкость форм, легкость и декоративность ,неповторимость- здесь нет и не может быть двух одинаковых изделий.

Кроме того, мастер работает в строго индивидуальном стиле, присущем только ему со всеми индивидуальными особенностями применения материала и инструмента.

В декоративно –прикладном искусстве сложились следующие направления:

1.декоративная скульптура и композиция; 2.декоративно – прикладные изделия; 3.миниатюры и малые жанровые скульптуры; 4.бижутерия; 5.лесные находки.

В данной работе мы обратимся к «лесной бижутерии»Следует отметить, что бижутерия –это украшение, точнее художественное произведение ,служащее украшением. Делаются они обычно из небольших срезов ,но, несмотря на это, украшение является приятным подарком на любой праздники ввиду своей индивидуальности.

Кроме того, бижутерия из дерева- это один из видов декоративно –прикладного искусства, требующего к себе внимательного и осторожного подхода .Работу следует выполнять с душой ,с большой отдачей, но не следует забывать ими о тщательной подготовке к производству работ, конечно, как и в любом искусстве, требуется усидчивость, желание, знания и опыт.

Раздел 2.

Изготовление резных изделий требует определенных знаний о дереве, его свойствах и обработке. Приступая к работе ,необходимо ,хотя бы кратко познакомиться с технической характеристикой древесных пород, рекомендуемых для изготовления бижутерии.


Тисс. Прекрасное дерево для юве­лирных работ. Цвет древесины тисса желтовато-красный с красивой тексту­рой, со временем древесина темнеет, при вымачивании в воде приобретает фиолетово - пунцовый цвет, хорошо полируется


Береза. Твердая древесина, ее капы и сувели имеют извилистое строение и причудливую текстуру. Слегка под­гнившая березовая древесина обычно изобилует желтыми, оранжевыми и ко­ричневыми разводами.


Дуб. Пористая, твердая и стойкая к гниению древесина, цвет ее содержит светлые и темно-бурые тона. Годовые кольца пересекаются сердцевидными лучами разной плотности, что создает игру света и тени. Дуб окрашивается плохо, древесина его, пролежавшая в воде долгие годы, приобретает черный цвет и называется мореным дубом.


Черемуха. Древесина нежная, пла­стичная, крепкая, хорошо окрашивается и полируется, мало коробится. Цвет древесины у взрослого дерева красно-бурый с черными прожилками.


Рябина. Белая древесина, иногда содержит бурые и черные слои. Хорошо окрашивается и полируется.


Липа. Белая древесина, легко ре­жется, мало трескается, сильно высыха­ет и слабо коробится.

Ель. Древесина сильно трескается при высыхании.


Яблоня. У дикой яблони древесина гораздо красивее, чем у культурной. Имеет красно-бурый цвет, испещрен­ный жилками. Хорошо окрашивается.


Груша. Красно-бурого цвета древеси­на, легко режется и полируется.


Осина. Мягкая древесина с очень красивой текстурой.


Грецкий орех. Древесина серовато-бурого цвета, корень и комель с очень красивой текстурой, прекрасно полиру­ется.

Заметим, что необходимый материал проще всего найти на санитарных вырубках, которые производятся в ле­сах, парках, в палисадниках, скверах, на садовых участках ранней весной и поздней осенью. А чтобы материал для поделок был всегда под рукой, нужно искать его постоянно, отдавая предпоч­тение ценным породам деревьев, для древесины которых характерна текстура с богатой палитрой разнообразных красок.

Заметим также, что умело подобранный материал — это практически гарантия успеха в работе.

Раздел 3.

Приступая к созданию изделия необходимо четко продумать, каким оно будет .Здесь важно не только представить себе, как оно будет выглядеть и из каких элементов состоять, но и учесть его назначение и особенности материала.

Собственно говоря, можно выделить три аспекта: внешний вид, материал и назначение, которые в изделии образуют единое целое.

Мы уже говорили о том ,что правильный подбор материала во многом решает успех, то есть следует учитывать функциональность материала и его долговечность.

Следует помнить .что создание «ювелирного» изделия, имеющего эстетическую ценность- процесс творческий ,допускающий большую свободу для мастерства. Кроме того, в творчестве обычно хорошо все то, что вводится намеренно и с определенными целями.

Приступая к художественной обработке изделия , должно помнить, что рисунки и орнаменты несут исключительно декоративную функцию. Предназначение орнаментов и других изображений состоит прежде всего в том, чтобы украшать изделие и подчеркивать его форму поэтому следует стремиться к тому ,чтобы способ отделки соответствовал форме изделия и его предназначению ,и не заслонял его. Кроме того любой орнамен несет в себе функции оберега, о чем тоже следует помнить мастеру

Раздел 4.

Основные принципы композиции.

Под композицией изделия подразумевается соотношение частей целого, при котором возникает эстетический эффект. Правильное построение композиции подразумевает следование ряду принципов, на которых следует вкратце остановиться.

Любая композиция подразумевает центр, то есть такой фрагмент или элемент ,вокруг которого сосредотачиваются все остальные элементы. Если одного центра недостаточно ,то композиционно можно выделить несколько самостоятельных частей, каждая из которых допускает отдельное восприятие. Однако в этом случае части должны находиться в строгом соответствии гармонично связаны

Существует несколько способов выделения центра композиции:

1. Центр композиции можно выделить при помощи сильной детализации, определенного узора или изображения, например, при помощи увеличения числа элементов, их плотности, достаточно большого скопления небольших элементов .Однако следует помнить, что большая детализация может негативно сказаться на зрительном восприятии изделия.

2. Центр композиции ,напротив ,можно выделить при помощи уменьшения детализации, фрагментов изображения или элементов.

3. Для выделения центра композиции во многих случаях необходимо использовать принцип контрастности. Принцип контрастности основывается на противопоставлении двух свойств, которые воспринимаются как противоположные. Это очень важный прием, поскольку позволяет оттенить особенности находящихся в отношении контраста элементов. Контраст необязательно подразумевает противопоставление двух цветов и оттенков(обычно светлого и темного),но и противопоставление высокого и низкого, широкого и узкого, большого и маленького ,части и целого ,и так далее.

Другой важный принцип композиции- принцип масштабности. Он заключается в соразмерности элементов изделия или художественной его обработке. Соответственно ,масштабностью называется соответствие размеров элементов и целого изделия, отсутствия значительного контраста между ними, разномасштабностью - несоответствие размеров части и целого, или ,проще говоря ,элементы крупного изделия должны быть крупными, а элементы маленького- маленькими. Однако на практике это правило может быть и нарушено.Кроме того ,правильно выбранный масштаб изделия способствует лучшему восприятию изделия. Впрочем, и разномасштабность не всегда является недостатком, поскольку позволяет выделить центр и, кроме прочего, способствует разделению поверхностей изделия на несколько уровней, что позволяет улучшить зрительное восприятие его.

4.С принципом масштабности тесно связано понятие пропорциональности. В широком смысле ,под пропорциональностью подразумевается определенное соотношение частей изделия между собой. Соотношение пропорций зачастую зависит только от желания мастера или клиента.

5. Важную роль в композиции играет также ее симметричность или ассиметричность. В симметричных композициях изображение делится на две части, которые представляют собой зеркальное отношение друг друга. Симметричное изображение создает впечатление устойчивости и уравновешенности, в то время как ассиметричные композиции подвижны и динамичны.

6.Следует также сказать несколько слов и о цвете , поскольку он играет важную роль в восприятии изделия. Главное - цвет должен соответствовать содержанию изображения или изделия. Цвета располагающиеся в спектре между желтым и красным, возбуждают, повышают активность и настроение. Разнообразные оттенки синего и зеленого цвета, напротив, успокаивают ,причем влияние только синего цвета наиболее сильно и способно вызвать раздражение. Зеленый цвет в этом смысле лучше. Коричневый и желтые цвета создают впечатление тепла. Серый цвет самый нейтральный. Он не вызывает сильных эмоций ,но не выразителен и не совсем приятен для глаз, а потому его следует применять нечасто. Кроме того ,следует помнить, что темные цвета придают изделию массивность, а светлые - делают их более легкими и воздушными.

Раздел 5.

Что делать дальше?

Бижутерия из дерева изящна, привлекательна и общедоступна. Приступая к выбору изделия следует определиться , что это будет колье, серьги или кулон. Кроме того следует обдумать и способ подвески украшения.

Итак, вы определились с выбором изделия и его материалом. Прежде всего производим эскизировку будущего изделия. Для этого необходимо прежде всего рещить, на какое число крупных и мелких элементов следует «разбить» изделие.

Первые наброски следует сделать в карандаше в общем виде, опуская детали. Возможно на подготовительном этапе придется выполнить несколько вариантов набросков и эскизов ,и выбрать лучший. Когда общие очертания будут готовы, можно приступить и к прорисовке деталей. Кроме того, эскиз или набросок можно всегда подправить и доработать. И еще, всегда следует помнить, при всем разнообразии выбора форм ,изделие предназначено для конкретного человека, поэтому необходимо учитывать возраст, характерные черты и особенности будущего хозяина.

Итак .прежде всего, приступая к изготовлению изделия, производим выбор заготовки. Они могут представлять собой бруски ,прутки разные по размеру.

Заметим, что необходимый материал проще всего найти на санитарных вырубках, которые производятся в лесах, парках, в палисадниках, скверах, на садовых участках ранней весной и поздней осенью. А чтобы материал для поделок был всегда под рукой, нужно искать его постоянно, отдавая предпочтение ценным породам деревьев, для древесины которых характерна текстура с богатой палитрой разнообразных красок.

Если в ваших руках кусок древесиной заготовки, покрытый корой, его необходимо очистить, предварительно выдержав в воде несколько часов, даже сутки,— и кора быстро и без труда отпадает от ствола дерева. Загнившую древесину, а она обычно бывает с очень красивой тексту­рой, лучше подвергнуть консерва­ция. Домашний способ этого процесса довольно прост: древесину проваривают в машинном масле. ,Для ювелирных изделий нужны небольшие кусочки древесины, поэтому масла потребуется не так уж много. Учтите, что от температуры масла зависит цвет древе­сины после обработки. Цвет несколько углубится при температуре 120 °С, а при 220 °С сделается почти черным.

Затем,от заготовки следует отделитьдеревянные плашки или целиндриики- основы изделия.

Теперь наступает момент, когда нужно напильниками придать соответ-ствующую форму кулону или броши(круглуючетырехугольную, в виде эл-липса или подковы, напоминающую гре-ческуюамфорвиноградныи лист, поле-вой цветок, кисти ягод). Выбор богат,фантазии нет предела, но нужно всегдапомнить, кому посвящается будущееизделие, необходимо учитывать возраст





Раздел 6.

После того как деревянной заготовке придана необходимая форма, приступают к шпатлевке тре-щин, щелей и мест, подверженных гнили. Шпатлевку делают из клея ПВА и древесной муки, которую получают, просеивая опилки через мелкое решето. Концентрация шпатлевки зависит от того, что нужно шпатлевать. Если на поверхности изделия крупные щели и трещины, шпатлевку делают густой, если же на древесине царапины и мел-кие погрешности — жидкой. Готовят шпатлевку также из лака НЦ-222 и талька или древесной муки. Подойдет и эпоксидная шпатлевка, которая про-дается в хозяйственных магазинах.

Шпатлевать нужно тщательно и только дефекты, ни в коем случае не пачкая всю поверхность. Сушат заготовку 24 ч, затем обрабатывают шкурками (снача­ла с крупными зернами, затем с мелки-ми), доводя поверхность ее до такого состояния, чтобы и на глаз, и на ощупь не чувствовалось никаких шероховатостей.

Раздел 7.

Крашение и тонирование.


При крашении и тонировании четко проявляется структура дерева, волокна приобретают различные оттенки, что создает игру света и тени.

Хочется отметить, что и из твердого, одноцветного кусочка древесины можно сделать привлекательное украшение.

хлопчатооумажных гканеи, и хозяйственных магазинах продаются краси-

тели разного цвета, разводятся они водой, стоят недорого. Для окраски дерева достаточно приобрести черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый и бежевый красители. При необходимости их легко соединять в разных пропорциях, разбавлять, подбирая тот цвет, который нужен. Анилиновые кра­сители растворяют и в мебельном лаке НЦ-222. Правда, для этого их придется сначала растворить в небольшом количестве спирта или водки и уже затем соединить слаком НЦ-222. Для окраски нескольких кулонов, например, потребу­ется одна чайная ложка спирта или водки и щепотка красителя.

Покрыли этим раствором очищенную заготовку для ювелирного изделия — и она стала коричневой или бежевой. Но нужно, чтобы на прежнем одноцветном кусочке дерева темные тона переходили в более светлые, то есть требуется тонировка. Тонированное изделие выглядит богаче и интереснее, оно приковывает к себе взгляд.

Техника крашения проста: поверх­ность древесины сначала два-три раза смачивают губкой и прошкуривают легкими движениями руки поднявшийся ворс. Шкурку выбирают тонкую или уже использованную. Затем наносят кистью или губкой краситель в несколько приемов до получения желаемого цвета, изделие высушивают и протирают же-сткой тканью, приглаживая ворс.

Чтобы получился плавный и почти незаметный для глаза переход от темного фона к светлому, готовят три-четыре раствора красителя с разной концентра-цией. Например, смешивают краситель и воду в соотношении 1:1; 2:1; 3:1 (по массе).

Изделие покрывается сначала раство­ром самой слабой концентрации полно-стью, затем раствором средней кон­центрации на две трети и, наконец, самым густым раствором на одну треть.

Необходимо следить за тем, чтобы переход от светлого тона к темному был плавным, незаметным, при сгущении красителя в каком-то одном месте следует темное пятно осторожно размыть водой или потереть ластиком.

Для крашения и тонириования древесины применяют и морилки, которые иногда приходиться купить в хозяйственных магазинах. По цвету они бывают орехово-коричневые, красно-коричневые, желтые, черные. Углубить цвет морилки позволит капля черной туши. При добавлении в морилку отвара от шелухи лука цвет ее светлеет и приобретает мягкий, красивый оттенок.

Существует много раетворов солей протравки древесины. Например, мар-ганцевокислый калий окрашивает древесину в коричневый цвет; хромово-кислый калий дает желтые оттенки; с помощью железного купороса получа-ют серый цвет с голубым оттенком, а с помощью медного — серый с зеле-ным оттенком. При желании древесину можно отбеливать, для этого используют хлорную известь в виде кашицы или перекись водорода в мыльном растворе.







Раздел 8.

Лакирование.

Лакирование. После тонирования изделие лакируетея и полируетея. Для этого обычно используетея мебельный лак НЦ-222, который необходимо разбавлять ацетоном или растворителями № 646, № 647. На 1 часть лака рекомендуетея брать 5—7 частей растворителя. Лак, разбавленный раство-рителем, наноситея на поверхность древесины 7, 10, а то и 15 раз. Для этой цели используютея кисточки, распылители или тампоны из старых шерстяных ниток, обмотанных полотняной тряпочкой. В тампон наливают немного лака так, чтобы он выделялся на поверхности только при нажатии. А на поверхность тампона наносят пару капель светлого машинного масла, чтобы он не прилипал к лакированной поверхности. Каждый нанесенный слой высушиваетея и обрабатываетея стертой наждачной шкуркой, на которую тоже капают машинное масло. Движения руки при лакировании должны быть легкими, кругообразными.

Последние два-три раза лаковую пленку шлифуют пастой (кариполь, ГОИ).

Раздел 9.

Инструменты

Известно, что настоящие мастера, владея только одним острым гвоздем, способны еоздать высокохудожествен-ное произведение.

Не так уж много потребуетея инстру-ментов и для выполнения ювелирных изделий из дерева. Кто серьезно решил посвятить свой досуг этому виду искус-ства, тому достаточно приобрести самое необходимое: небольшую ножовку, ти­ски ручные, маленькие круглогубцы, напильники, кусачки, ножницы, молоток,шило.клещи.деревяную дощечку.



Раздел 10.

Что дальше?

Итак, заготовке из древесины придана соответствующая форма, она про-шпаклевана, отлакирована, отшлифо-вана. Теперь требуетея подвесить ее на цепочке (кулон), дужке (серьги) или укрепить на ней английскую булавку (брошь).

На кулонах и серьгах в этом случае делается колечко. Для такого колечка по подойдет обычная швейная булавка, а точнее, головка от булавки с «хвостиком» длиной 4—5 мм. В заготовке с помощью раскаленной иглы (шила) прожигаетея отверстие, в котором на клею (ПВА, Киттификс, ЭДП) и фиксируетея хвостовик колечка (рис. 1).

Для крепления на брошке английской булавки на обратной стороне изделия делаетея пропил, куда и вклеиваетея булавка (при этом лучше заделать прорез заподлицо мелкими опилками). Заметим, что английскую булавку не­обходимо усовершенствовать, удалив головку и загнув оставшийся конец(рис 2) .


Раздел 11.


Теперь о цепочках.

Многие мастера считают, что мага­зинные цепочки не совсем подходят к бижутерии, выполненной из дерева, и настойчиво рекомендуют делать це­почки самим. Существует великое раз­нообразие цепочек, фантазия здесь не имеет границ. И если решили выполнить цепочку сами, изделие от этого только выиграет, станет единственным в своем роде, то есть приобретет индивидуаль­ность, которую особенно ценят худож­ники.

Для цепочек обычно используется проволока из меди, латуни, стали. Неплохо подходят для этих целей и канцелярские скрепки.

Итак, как сделать цепочку. Прежде всего подходящую проволоку следует раскалить докрасна (отжечь), чтобы металл стал мягче и податливее.

Делается шаблон, для чего понадо­бится деревянная дощечка размером 15X15 см и в нашем случае — четыре гвоздика.

Необходимо, чтобы вбитые гвозди с обратной стороны дощечки вышли не менее чем на 1 см (рис. 3). Острые концы гвоздей обрабатываются напиль­ником. Гвозди / и 3 тонкие, расстояние между ними 1 см, гвозди 2 и 4 — толстые, вбиты на расстоянии друг от друга 3—3,5 см. На таком шаблоне круглогубцами выгибают звено — фи­гурку с вытянутыми петлями. Лишнюю часть проволоки откусывают кусачками. В дальнейшем, когда длина отрезка проволоки для звена четко определится, заготовки нарезают точно «в размер».

Сделанное звено снимается с гвозди­ков, колечки сжимаются щипцами для прочности. Фигурные звенья соединяют колечками. Чтобы получить колечки, проволоку наматывают на карандаш и откусывают каждый виток. Цепочка в сборе показана на рис. 4. Конечно, вариантов формы звеньев множество, и все зависит от вашей фантазии .

Каждое колечко и каждое звено тщательно обрабатываются напильни­ком, шкуркой, чтобы они не цеплялись за одежду, а также выравнивают молоточком. Далее фантазия подскажет, из каких звеньев составлять це­почку. На рис. 5 приведены некоторые варианты цепочек. Для того чтобы цепочки были попрочнее, лучше исполь­зовать для соединения их деталей по паре колечек из тонкой и прочной проволоки. Все работы с такими ко­лечками выполняются «холодным спо­собом», то есть без его нагрева.



Некоторые варианты звеньев для цепо­чек: 1 — восьмерка (откусываются сразу два колечка и затем разгибаются); 2— петля; 3 — фрагмент цепочки из двух пе­тель; 4 — цветок; 5 — запятая; 6 — фрагмент цепочки из запятых; 7— квадрат;8-плечики:9-фрагмент цепочек для колье «Изящество».



РИС.5.Некоторые виды цепочек



Кроме цепочек из металла, удачно сочетаются с бижутерией из дерева тонкие полоски (ширина 2—3 мм) коричневой или белой кожи, длина которых приблизительно равна 8— 10 см. Кожаные полоски связываются маленькими узелками, подобная «це­почка» легка и очень удобна в носке. Разнообразят украшения из дерева и цепочки из макраме.



Рис .6.Несколько видов сережекНекоторые виды колье

Рис7




Рис 8.




Раздел12.

Подскажет фантазия

Бижутерия из дерева и проволоки привлекательна, изящна и доступна всем, так как очень дешева. Здесь и колье (рис. 7, 8), и серьги (рис. 6), и кулоны (рис. 9). Очень красивы броши с деталями из проволоки (рис. 10).

Существует еще очень ценный мате­риал для изготовления серег, бус, колец, и пуговиц — это маньчжурский орех, обладающий удивительно краси­вой текстурой

Цель мастера — воспитывать у людей художественный вкус и достав­лять им радость. Изготовление юве­лирных изделий из дерева — увлека­тельное занятие, оно не требует большо­го количества древесного материала, не требует уж очень много времени и трудРис9









Рис 9

























Рис 10

Рис10

Подобное увлечение воспитывает чув­ство меры, совершенствует художе­ственный вкус, содержательно и инте­ресно заполняет досуг.