СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер - класса для обучающихся образовательных организаций "Адаптация птиц к полету"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер - класса для обучающихся образовательных организаций "Адаптация птиц к полету"»

Мастер - класс по ботанике и экологии


Педагог дополнительного образования: Варзиев А.Б.

Обучающиеся образовательных организаций: 5 - 7 класс


Тема: Адаптация птиц к полету

Мастер - класс по ботанике и экологии


Педагог дополнительного образования: Варзиев А.Б.

Обучающиеся образовательных организаций: 5 - 7 класс


Тема: Адаптация птиц к полету


Цель: Ознакомление с анатомическими и физиологическими приспособлениями представителей класса ПТИЦ к полету.

Задачи:

  1. Познавательная: изучить особенности  строения и жизнедеятельности птиц, связанные  с приспособлением к полету;

  2. Развивающая: развивать теоретическое мышление воспитанников, информационные и коммуникативные умения и навыки в процессе самостоятельной работы с учебной информацией;

  3. Воспитательная:  воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, самостоятельности); формирование ценностного отношения к природе и ее изучению.


Оборудование: Чучела птиц разных отрядов, скелет птиц, коллекция перьев птиц (рулевых, маховых, контурных, пуховых), таблицы строения дыхательной и кровеносной систем, топографии внутренних органов, компьютерная презентация.

План.

I. Организационное начало.

II. Основная часть.

  1. Строение пера

  2. Скелет птиц

  3. Мышцы птиц

  4. Строение кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем птиц

III. Заключительный этап.

Вопросы для закрепления.

Ход занятия.

I. Организационное начало.

Приветствие. Актуализация темы.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое перо птицы?

  2. Как располагаются перья на теле у птиц (птерилии и аптерии)?

  3. Как устроен скелет птиц, скелет передних конечностей, задних и их поясов.

  4. Как устроена грудная кость у летающих и нелетающих птиц?

  5. Каково строение кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем птиц?

  6. Как работают мышцы птиц?


II. Основная часть.


Птицы - это теплокровные, хордовые животные, которые в процессе эволюции приспособились летать. класс Птиц ученые называют - Пернатые. Тело у них покрыто производными эпидермиса - перьями. Перья птиц выполняют множество функций. За счет маховых перьев, расположенных на видоизмененной передней конечности - крыле, они летают.

Контурные перья предохраняют тело от механических повреждений, пуховые удерживают тепло, нитевидные служат как орган осязания.

1. Строение пера: очин - закрепленный в перьевом сосочке кожи, ствол и опахало, состоящее из бородок первого, второго порядков и бородочков. Перья - мертвые образования, поэтому птицы линяют. У летающих птиц перья располагаются на птерилиях, между ними находятся голые участки - аптерии.

Кожа у птиц сухая, эпидермис хрупкий, имеет всего лишь одну кобчиковую железу, выделяющая жировой секрет, которым птицы смазывают перья.

2. Скелет у птиц облегчен. Трубчатые кости полые. Костный мозг отсутствует. На передних конечностях сохраняется всего три пальца. Кости запястья образуют вместе с костями пясти пряжку. Пояс передних конечностей состоит из парных саблевидных лопаток, мощных каракоидов и ключиц, которые образуют вилочку.

Задняя конечность имеет одну дополнительную кость - цевку, которая образуется при срастании костей предплюсны и плюсны. Поэтому все птицы пальцеходящие. Количество пальцев - от 2 до 4.

Пояс задних конечностей открыт, так как лобковые кости не срастаются. Поэтому птицы несут крупные яйца и довольно устойчивы на ногах при передвижении по земле. Они бипедальны.

У птиц отсутствуют зубы. Вместо них на верхней и нижней челюсти имеются роговые чехлы, образующие клюв. Клювы имеют разное строение и выполняют множество функций.

Череп у птиц, так как отсутствуют зубы, а кости мозгового отдела срастаются без швов - облегчен, на черепе у птиц один мыщелок, как и у рептилий, поэтому они могут поворачивать голову на 270 градусов.

В осевом скелет птиц позвонки гетероцельные, поэтому очень подвижны. В шейном отделе птиц может быть от 4 до 25 позвонков. Количество позвонков у разных видов птиц в грудном, поясничном, крестцовом и хвостовом отделах разнообразно: хвостовые позвонки у летающих птиц часто срастаются между собой, образуя единую кость - пигостиль. В хвостовом отделе располагаются рулевые перья в виде веера ребра у птиц подвижны.

3. У летающих птиц на грудине имеется хорошо развитый киль, к которому прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло. Они составляют до 25 процентов от веса всех мышц тела летающих птиц.

Хорошо развиты мышцы и на задних конечностях, особенно на бедре. Мышцы на теле птиц, таким образом, располагаются очень компактно, и наибольшая их масса расположена ближе к центру тяжести, который находится на выступающей части киля грудины. За счет этого птицы очень устойчивы в полете.

Энергетически птицы обеспечены лучше, чем млекопитающие, так как у них преобладает жировой обмен. Даже при неполном окислении жир не образует молочную кислоту, поэтому мышцы у птиц не устают.

У птиц высокая температура тела - 39 - 45 градусов, поэтому обменные процессы идут очень быстро.

4. Птицы обладают высокой скоростью пищеварения. Так как у них отсутствуют зубы, у них имеется мускулистый желудок с гастролитами. У большинства птиц имеет расширение пищевода - зоб, в котором они могут хранить пищу.

Легкие у птиц состоят из трахеи, к легким примыкают воздушные мешки. По объему они больше легких в несколько раз. За счет воздушных мешков через легкие птиц создается прямой поток воздуха.

Кровеносная система птиц замкнутая, как у всех хордовых. Сердце 4камерное, очень большое. полностью разделяются два круга кровообращения. У птиц очень высокое давление, а частота сокращения сердца в полете доходит до 500 - 1300 ударов в минуту. Поэтому птицы являются гомотермными животными, способными летать.

Вопросы для закрепления

  1. Какие функции выполняет перо птицы?

  2. Почему у летающих птиц хорошо развит киль грудины?

  3. Почему у птиц повышенная температура тела?

  4. Какую функцию выполняют воздушные мешки птиц?

  5. Почему у современных птиц отсутствуют зубы?

  6. Могут ли стать птицы живородящими животными?

  7. Как устроены кровеносная и дыхательная системы птиц?

Литература


  1. "Зоология позвоночных", том 2.М., 1973г, Наумов Н.П..

  2. "Орнитология", М. 1985г., Ильичов Д. И.

  3. "Биологи для поступающих в вузы", М. 2010г., Билич Г.Л.







Цель: Ознакомление с анатомическими и физиологическими приспособлениями представителей класса ПТИЦ к полету.

Задачи:

  1. Познавательная: изучить особенности  строения и жизнедеятельности птиц, связанные  с приспособлением к полету;

  2. Развивающая: развивать теоретическое мышление воспитанников, информационные и коммуникативные умения и навыки в процессе самостоятельной работы с учебной информацией;

  3. Воспитательная:  воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, самостоятельности); формирование ценностного отношения к природе и ее изучению.


Оборудование: Чучела птиц разных отрядов, скелет птиц, коллекция перьев птиц (рулевых, маховых, контурных, пуховых), таблицы строения дыхательной и кровеносной систем, топографии внутренних органов, компьютерная презентация.

План.

I. Организационное начало.

II. Основная часть.

  1. Строение пера

  2. Скелет птиц

  3. Мышцы птиц

  4. Строение кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем птиц

III. Заключительный этап.

Вопросы для закрепления.

Ход занятия.

I. Организационное начало.

Приветствие. Актуализация темы.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое перо птицы?

  2. Как располагаются перья на теле у птиц (птерилии и аптерии)?

  3. Как устроен скелет птиц, скелет передних конечностей, задних и их поясов.

  4. Как устроена грудная кость у летающих и нелетающих птиц?

  5. Каково строение кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем птиц?

  6. Как работают мышцы птиц?


II. Основная часть.


Птицы - это теплокровные, хордовые животные, которые в процессе эволюции приспособились летать. класс Птиц ученые называют - Пернатые. Тело у них покрыто производными эпидермиса - перьями. Перья птиц выполняют множество функций. За счет маховых перьев, расположенных на видоизмененной передней конечности - крыле, они летают.

Контурные перья предохраняют тело от механических повреждений, пуховые удерживают тепло, нитевидные служат как орган осязания.

1. Строение пера: очин - закрепленный в перьевом сосочке кожи, ствол и опахало, состоящее из бородок первого, второго порядков и бородочков. Перья - мертвые образования, поэтому птицы линяют. У летающих птиц перья располагаются на птерилиях, между ними находятся голые участки - аптерии.

Кожа у птиц сухая, эпидермис хрупкий, имеет всего лишь одну кобчиковую железу, выделяющая жировой секрет, которым птицы смазывают перья.

2. Скелет у птиц облегчен. Трубчатые кости полые. Костный мозг отсутствует. На передних конечностях сохраняется всего три пальца. Кости запястья образуют вместе с костями пясти пряжку. Пояс передних конечностей состоит из парных саблевидных лопаток, мощных каракоидов и ключиц, которые образуют вилочку.

Задняя конечность имеет одну дополнительную кость - цевку, которая образуется при срастании костей предплюсны и плюсны. Поэтому все птицы пальцеходящие. Количество пальцев - от 2 до 4.

Пояс задних конечностей открыт, так как лобковые кости не срастаются. Поэтому птицы несут крупные яйца и довольно устойчивы на ногах при передвижении по земле. Они бипедальны.

У птиц отсутствуют зубы. Вместо них на верхней и нижней челюсти имеются роговые чехлы, образующие клюв. Клювы имеют разное строение и выполняют множество функций.

Череп у птиц, так как отсутствуют зубы, а кости мозгового отдела срастаются без швов - облегчен, на черепе у птиц один мыщелок, как и у рептилий, поэтому они могут поворачивать голову на 270 градусов.

В осевом скелет птиц позвонки гетероцельные, поэтому очень подвижны. В шейном отделе птиц может быть от 4 до 25 позвонков. Количество позвонков у разных видов птиц в грудном, поясничном, крестцовом и хвостовом отделах разнообразно: хвостовые позвонки у летающих птиц часто срастаются между собой, образуя единую кость - пигостиль. В хвостовом отделе располагаются рулевые перья в виде веера ребра у птиц подвижны.

3. У летающих птиц на грудине имеется хорошо развитый киль, к которому прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло. Они составляют до 25 процентов от веса всех мышц тела летающих птиц.

Хорошо развиты мышцы и на задних конечностях, особенно на бедре. Мышцы на теле птиц, таким образом, располагаются очень компактно, и наибольшая их масса расположена ближе к центру тяжести, который находится на выступающей части киля грудины. За счет этого птицы очень устойчивы в полете.

Энергетически птицы обеспечены лучше, чем млекопитающие, так как у них преобладает жировой обмен. Даже при неполном окислении жир не образует молочную кислоту, поэтому мышцы у птиц не устают.

У птиц высокая температура тела - 39 - 45 градусов, поэтому обменные процессы идут очень быстро.

4. Птицы обладают высокой скоростью пищеварения. Так как у них отсутствуют зубы, у них имеется мускулистый желудок с гастролитами. У большинства птиц имеет расширение пищевода - зоб, в котором они могут хранить пищу.

Легкие у птиц состоят из трахеи, к легким примыкают воздушные мешки. По объему они больше легких в несколько раз. За счет воздушных мешков через легкие птиц создается прямой поток воздуха.

Кровеносная система птиц замкнутая, как у всех хордовых. Сердце 4камерное, очень большое. полностью разделяются два круга кровообращения. У птиц очень высокое давление, а частота сокращения сердца в полете доходит до 500 - 1300 ударов в минуту. Поэтому птицы являются гомотермными животными, способными летать.

Вопросы для закрепления

  1. Какие функции выполняет перо птицы?

  2. Почему у летающих птиц хорошо развит киль грудины?

  3. Почему у птиц повышенная температура тела?

  4. Какую функцию выполняют воздушные мешки птиц?

  5. Почему у современных птиц отсутствуют зубы?

  6. Могут ли стать птицы живородящими животными?

  7. Как устроены кровеносная и дыхательная системы птиц?

Литература


  1. "Зоология позвоночных", том 2.М., 1973г, Наумов Н.П..

  2. "Орнитология", М. 1985г., Ильичов Д. И.

  3. "Биологи для поступающих в вузы", М. 2010г., Билич Г.Л.