СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: " Электролитическая диссоциация." 11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серия материала для успешной сдачи ЕГЭ 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: " Электролитическая диссоциация." 11 класс»

Растворы

Раствор – это однородная (гомогенная) система переменного состава, состоящая из двух и более компонентов. Растворы бывают жидкими, твердыми и газообразными. Жидкие растворы состоят из растворителя и растворимого вещества. Чаще всего в качестве растворителя выступает вода. При растворении происходит физический процесс (разрушение структуры вещества) и химический процесс (взаимодействие частиц вещества с растворителем).

Все вещества по отношению к растворению делятся на три группы:

  1. растворимые – свыше 1 г на 100 г растворителя

  2. малорастворимые – от 0,001 г до 1 г на 100 г растворителя

  3. нерастворимые – менее 0,001 г на 100 г растворителя


Для оценки растворимости вещества применяют коэффициент растворимости, показывающий, какая масса вещества может раствориться в 100 г растворителя при данной температуре.

Растворы, в зависимости от количества растворенного вещества, бывают:

  1. ненасыщенный раствор – в нем растворено вещества меньше, чем может быть при данных условиях.

  2. насыщенный раствор – в нем растворено максимально возможное количество вещества при данных условиях.

  3. пересыщенный раствор – в нем растворено вещества больше, чем может быть при данных условиях.


Способы выражения состава растворов

  1. Массовая доля (процентная концентрация раствора) – отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора:

m (вещества)

ω = ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ · 100%

m (раствора)


  1. Молярная концентрация – показывает количество растворенного вещества в 1 л раствора.

n-ва)

С = ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶

V(р-ра)(л)

Например, если в 1 л раствора содержится 1 моль вещества, то такой раствор называют одномолярным и обозначают 1М. Размерность молярной концентрации – моль/л






Теория электролитической диссоциации

Электролиты – это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Частицы, которые проводят ток в растворе – это ионы. Они образуются из твердых веществ при их растворении.

Ионы – заряженные частицы: Cl-, Cu2+, NO3-

Катионы – ионы с зарядом +

Анионы – ионы с зарядом


Свойства ионов очень сильно отличаются от свойств атомов, из которых они образовались!!!


Процесс распада электролитов на ионы в процессе растворения или расплавления называется ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИЕЙ.


К электролитам относятся:

1) вещества, имеющие ионную кристаллическую решетку (соли, гидроксиды) – содержат ионы уже в твёрдом состоянии;

2) вещества с ковалентной сильно полярной связью (кислоты), в процессе растворения образующие ионы.


Неэлектролитами является большинство органических веществ, (кроме кислот и солей, а также фенолов): спирты, эфиры, альдегиды, углеводороды, углеводы.


Как происходит процесс растворения электролита?

Рассмотрим этот процесс на примере растворения поваренной соли и соляной кислоты. Молекулы воды являются дипольными, т.е. один конец молекулы заряжен отрицательно, другой – положительно.

Молекула воды отрицательным полюсом подходит к иону натрия, положительным – к иону хлора; окружают ионы со всех сторон и вырывают из кристалла, причём только с его поверхности. Свободные ионы, оказавшиеся в водном растворе, окружаются полярными молекулами воды: вокруг ионов образуется гидратная оболочка, т.е. протекает процесс гидратации.

При растворении молекулы с ковалентной полярной связью, молекулы воды, окружив полярную молекулу, сначала растягивают связь в ней, увеличивая её полярность, затем разрывают её на ионы, которые гидратируются и равномерно распределяются в растворе.

При расплавлении, когда происходит нагревание кристалла, ионы начинают совершать интенсивные колебания в узлах кристаллической решётки, в результате чего она разрушается, образуется расплав, который состоит из ионов.

Характеристикой глубины протекания процесса диссоциации является степень диссоциации.

Степень диссоциации – это отношение числа продиссоциировавших молекул к общему числу молекул растворённого электролита. Она показывает, какая часть молекул электролита распалась на ионы.


N (продисс)

α = ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶ ̶̶

N (общ)

Если степень диссоциации равна 0 – вещество не является электролитом.

Степень диссоциации веществ – величина, зависящая от различных факторов:

  • чем выше температура, тем степень диссоциации выше;

  • чем больше концентрация вещества, тем степень диссоциации меньше.


По степени диссоциации электролиты делят на сильные и слабые:

Сильные электролиты(α≈1)

Слабые электролиты

1. Все соли (растворимые).

Нерастворимые соли практически не образуют ионов в растворе.

1.-


2. Кислоты:

HCl, HBr, HI, HNO3, HClO4, HMnO4,

H2SO4(по первой ступени)

2. Кислоты:

HF, HNO2, HClO, H2SO3, H2S, H2CO3, H2SiO3, H3PO4, СН3СООН

3. Основания: щелочи – NaOH, KOH, LiOH, RbOH, CsOH; гидроксиды щелочноземельных металлов – Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2.

3. Основания: все нерастворимые гидроксиды и гидроксид аммония.


Процесс диссоциации можно записать следующим образом:

1. Если электролит – сильный, он диссоциирует полностью в ОДНУ СТУПЕНЬ, все молекулы превращаются в ионы:

Cu(NO3)2  Cu2+ + 2NO3- (α=1)

KAl(SO4)2  K+ + Al3+ +2SO42- (α=1)

2. Если электролит – слабый, он диссоциирует по ступеням, не полностью, степень диссоциации на каждой следующей ступени гораздо меньше, чем на предыдущей:

H2S ⇄ H+ + HS-- ⇄ H+ + S2-

Mg(OH)2 ⇄ Mg(OH) + OH-( α+ ⇄ Mg2+ + OH-

3. Если в составе вещества есть связи разных типов, то сначала диссоциируют ионные связи, затем наиболее полярные:

NaHCO3  Na+ + HCO3- (α=1) HCO3- ⇄ H+ + CO32-

Cu(OH)Cl  CuOH+ + Cl- (α=1) CuOH+ ⇄ Cu2+ + OH-



Реакции ионного обмена


Реакции ионного обмена – это реакции между сложными веществами в растворах, в результате которых реагирующие вещества обмениваются своими составными частями. Так как в этих реакциях происходит обмен ионами – они называются ионными.

Правило Бертолле

Реакции обмена в растворах электролитов возможны только тогда, когда в результате реакции образуется либо твердое малорастворимое вещество, либо газообразное, либо малодиссоциирующее, то есть слабый электролит.


Примеры: ZnO + Н24 = ZnSО4 + Н2О,

AgNО3 + КВr = АgВr + КNО3,

СrСl3 + 3NаОН = Сr(ОН)3+ 3NаСl К2СО3 + 2НСl = 2КСl +Н2О + СО2 Составление уравнений реакций ионного обмена:



1.Записываем молекулярное уравнение реакции, не забывая расставить коэффициенты:

3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl


2.С помощью таблицы растворимости определяем растворимость каждого вещества. Подчеркнем вещества, которые мы не будем представлять в виде ионов.

р р н р 3NaOH + FeCl3= Fe(OH)3 + 3NaCl

3.Составляем полное ионное уравнение. Сильные электролиты записывают в виде ионов, а слабые электролиты, малорастворимые вещества и газообразные вещества записывают в виде молекул.



3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- =

= Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-


4.Находим одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сокращаем их слева и справа.

3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- =

= Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-

5.Составляем итоговое сокращенное ионное уравнение (выписываем формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3



В виде ионов не представляют:

1. Неэлектролиты (оксиды, простые вещества);

2. Осадки; газы; воду; слабые электролиты (кислоты и основания);

3. Анионы кислотных остатков кислых солей слабых кислот (НСО3-, Н2РО4- и т.п.) и катионы основных солей слабых оснований Al(OH)2+.


Примеры составления ионных уравнений.


Пример 1. Сульфид цинка + соляная кислота 


Составим уравнение реакции и проверим растворимость всех веществ. Увидим, что сульфид цинка нерастворим.

н р р р

ZnS + 2HCl  ZnCl2 + H2S - молекулярная форма


Почему эта реакция протекает до конца? В ней выделяется газ сероводород, который мы тоже не будем разбивать на ионы.


ZnS +2H++2Cl-Zn2++2Cl-+ H2S - полное ионно-молекулярное уравнение


Сокращаем те ионы, которые не изменились в процессе реакции – это только хлорид-ионы.


ZnS +2H+Zn2++ H2S - сокращенное ионное уравнение


Пример 2. Гидрокарбонат калия + гидроксид калия 

р р р

KHCO3 + KOH  K2CO3 + H2O


Вспомним, что кислые анионы слабых кислот являются слабыми электролитами и на ионы не разбиваются:

К+ +НСО3-+ К++ОН-  2K+ + CO32- + H2O


И теперь сокращаем: НСО3-+ ОН-  CO32- + H2O

6