МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«НовороссийскиЙ колледж радиоэлектронного приборостроения»
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему
Язык словами силён, или тайны деепричастия
по учебной дисциплине «Русский язык»
для специальностей технического и социально-экономического профилей
2013
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по НМР __________ Е.В. Заслонова ___ _________ 2013 г. | Утверждаю Зам. директора по УР _________ Т.В.Трусова ___ _________ 2013 г. | | |
Одобрена Цикловой комиссией общих гуманитарных и социальных дисциплин
Протокол от ________ 2013 г. № __ Председатель ЦК ______________Л.В.Рузмикина | | | |
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» Краснодарского края (далее ГБОУ СПО НКРП КК)
Разработчик: Добрынина Л.Н., преподаватель ГБОУ СПО НКРП КК
Рецензенты:
Нефёдова О.А., преподаватель ГБОУ СПО «Новороссийский колледж
строительства и экономики» Краснодарского края
Кобелева О.В., преподаватель ГБОУ СПО НКРП КК
Аннотация
Как преподавателю дисциплины «Русский язык» мне очень часто приходится задумываться над тем, почему обучающиеся, даже идеально зная правила написания слов, их образования и употребления в речи, безграмотно пишут, неправильно говорят. Мы, педагоги, часто с горечью констатируем: «У современной молодёжи нет чутья, они не «чувствуют» язык». Значит, чтобы хорошо владеть речью, языком, недостаточно знать правила, язык надо «чувствовать».
Как этого добиться? Как добиться того, чтобы каждый обучающийся мог понять и правильно употребить слово?
Ответ на этот вопрос определяю для себя главным в педагогической деятельности. Что нужно сделать, чтобы найти ответ? Что изменить в преподавании? От чего отказаться, что взять за основу?
«Надо изучать новые педагогические технологии»,- часто слышим мы на педсоветах, заседаниях цикловых комиссий.
А что же такое педагогическая технология?
Средства обучения
Технология - Формы обучения
Приёмы обучения
Методы обучения
У каждого преподавателя свой набор средств, форм, приёмов, методов обучения. Преподаватель строит занятие, основываясь на особенностях каждой студенческой группы, то есть - индивидуально. И никогда не бывает двух одинаковых занятий.
Так что же надо изменить в работе? Что даст большую пользу?
Вовлечение студентов в совместную деятельность - вот что, наверное, главное.
Значит, надо менять методы преподавания, уходить от непродуктивной методики слепого заучивания готовых знаний, а заставить подростков мыслить. Пробудить у них интерес к языку, учить их работать творчески.
Поэтому нужно изучать и применять исследовательский, поисковый, проблемный методы.
Данная методическая разработка занятия «Язык словами силён или тайны деепричастия» может быть полезна преподавателям дисциплины «Русский язык».
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 5
Конспект занятия………………………………………………………… 9
Список использованных Интернет-ресурсов………………………… … 23
Приложение 1……………………………………………………………... 24
Приложение 2……………………………………………………………… 25
Приложение 3……………………………………………………………… 26
Введение
Исходя из особенностей студенческой группы и темы занятия, обучающий аспект триединой цели обучения формулируется широко: систематизировать и обобщить знания обучающихся о деепричастии, совершенствовать орфографические умения и навыки.
На уроке решается комплекс задач.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать умения находить деепричастия в тексте, определять грамматические признаки деепричастий.
Определять вид деепричастия, правильно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты, правильно писать не с деепричастиями.
Развивающие:
Развивать у обучающихся умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи.
Воспитывающие:
Воспитывать у обучающихся данной группы доброжелательность по отношению друг к другу, умение слушать.
Воспитывать чувство духовности, уважения к культурным ценностям, созданным народом.
Структура, содержание, формы, методы, приёмы выбраны для успешного осуществления учебно-педагогической деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Данное занятие даёт возможность наглядно представить практическое применение элементов проблемного обучения, информационно- педагогических технологий, элементов исследовательской деятельности, интерактивного обучения.
Исходя из типологии уроков, тип данного занятия определён как урок обобщения и систематизации знаний. Вид - деловая игра.
По своей организации это занятие с использованием как традиционных, так и современных педагогических технологий.
Занятие проходит в нетрадиционной форме, это позволяет разнообразить учебную деятельность, создать атмосферу непринуждённости, деловая игра способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, и, следовательно, эффективности занятия.
Всё занятие спланировано так, чтобы обучающиеся во время игры повторили и обобщили весь изученный материал по теме «Деепричастие».
1 этап занятия – организационный, который включает постановку проблемной задачи через интригу, озвучивание темы, цели занятия. Начиная занятие, преподаватель уже вносит элемент интриги, который заинтересовывает подростков и держит их в творческом напряжении до звонка. На этом этапе занятия используется группа эмпирических методов (беседа, метод включённого наблюдения).
2 этап урока – повторение изученного, разбит на несколько подэтапов.
На этом этапе положено начало деловой игры.
Методы обучения:
методы педагогической диагностики (тестовое задание, блиц-опрос);
статистический метод (во время исследовательской работы обучающимся предложено высчитать процентное соотношение употребления деепричастий и слов других частей речи в текстах разных стилей и жанров).
творческий метод (работа с отрывком из сказки А.С.Пушкина, работа по картине, направленная на формирование надпредметных компетенций);
На занятии используются элементы технологии интерактивного обучения. С целью максимального вовлечения большинства обучающихся в педагогический эксперимент необходимо разделить учебную группу на подгруппы (учёный совет, реставраторы, искусствоведы).
Итог занятия – педагогический эксперимент (восстановление шутливого портрета деепричастия) напрямую связан с проблемной задачей начала занятия. Справедливо полагая, что итог занятия, проведённый в традиционной форме простого повторения изученных сведений, будет скучным, неинтересным, решила провести подобный педагогический эксперимент. По условиям - это лабораторный эксперимент, по масштабу - микроэксперимент, по целевым установкам - контрольный.
Педагогический эксперимент полностью себя оправдывает и достигает поставленных целей, в том числе способствует и созданию особого психологического настроя обучающихся.
На всех этапах занятия используется мультимедийная презентация, что способствует более глубокому и осознанному усвоению изученного материала, экономии времени занятия, насыщению его информацией, развитию эстетических взглядов.
Для поддержки постоянного интереса к занятию используются разнообразные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и стандарт образования по русскому языку.
На данном занятии функция преподавателя - направляющая и корректирующая.
Контроль знаний осуществляется на протяжении всего занятия. Работоспособность обучающихся поддерживается сменой видов деятельности, подбором разнообразных заданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (домашнее задание) включает в себя как теоретический материал, так и творческое задание, в объеме, не допускающем перегрузки подростков.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни подростка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современного образования и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации учебной работы было и остаётся занятие, на котором должно использоваться всё умение преподавателя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждое новое занятие – это ступенька в знаниях и развитии подростка, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого занятия.
С этих позиций в разработке занятия представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий:
В ходе занятия запланировано 7 видов деятельности (самостоятельная, устная, письменная, исследовательская работы, творческий поиск, словарная работа, работа по развитию речи).
Средняя продолжительность различных видов деятельности не более 10 минут.
В ходе занятия у обучающихся есть возможность интерактивного общения.
Формируются надпредметные компетенции. Литература, живопись, музыка, создадут эмоционально- интеллектуальный фон занятия.
В ходе занятия преподаватель должен постоянно общаться со студентами, поддерживать комфортную психологическую атмосферу, стараться достигнуть взаимопонимания между преподавателем и обучающимися.
Рационально использовать время работы мультимедийной презентации.
В рефлексию включён такой набор фраз, который помогает определить уровень социализации подростка через данное занятие.
На занятии используются различные методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, статистический, творческий, исследовательский. Смена методов и даёт планируемый результат.
Так стоит ли изменять методику работы? Я думаю, что стоит. Ведь меняется позиция обучающихся. Из объектов обучения они превращаются в активный субъект учения, самостоятельно добывающий необходимую информацию.
Меняется позиция преподавателя. Из транслятора содержания обучения он превращается в организатора коммуникаций и эксперта (грамотно ставит задачи, организует их решение и выступает экспертом полученных обучаемыми решений). При смене методов обучения возрастает возможность личностно-ориентированного, развивающего образования, когда преподаватель уходит от роли диктатора и становится для студентов старшим товарищем.
Совершенствуя педагогическое мастерство, осваивая новые методические приёмы, разнообразные формы обучения, важно помнить о воспитательной направленности занятий по дисциплине «Русский язык».
На занятиях необходимо развивать познавательные интересы и кругозор обучающихся, развивать чувство языка, воспитывать чувство прекрасного через музыку, живопись, литературу. Именно учебная дисциплина «Русский язык» позволяет преподавателю оказывать влияние на формирование нравственных качеств подростков.
«Жить достойно, работать творчески, а иначе - зачем?»
Это не просто красивая и громкая фраза, это основной принцип педагогической деятельности, позволяющий увидеть своего обучающегося любознательным, вдумчивым, личностью незаурядной, чтобы учение стало для него радостью познания.
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Язык словами силён, или тайны деепричастия»
Распечатки стихотворения (отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Карточки с заданиями для индивидуальной работы обучающихся
Карточки с заданиями для исследовательской работы студентов
Сундучок
Книги - словарики «Правописание деепричастий»
Методические рекомендации
Предлагаемая методическая разработка занятия ориентирована на возраст от 14 лет и старше. Для сопровождения текстовой информации используется мультимедийная презентация, отражающая содержание темы.
Конспект занятия
Ход занятия
Организационная часть.
(Звучит музыка)
Преподаватель: Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада встрече с вами. Сегодня наше занятие я хотела бы начать словами поэта Е. Евтушенко.
(Слайд 1)
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Е.Евтушенко.
Преподаватель: Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
(Все люди разные, и каждый интересен и неповторим по-своему)
Преподаватель: Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на сегодняшнем занятии. Я произношу эти слова и вспоминаю о частях речи, столь не похожих между собой. Вот и сегодня мы поговорим об одной из них, о деепричастии.
Этап повторения изученного.
Объявление темы урока, целеполагание
Преподаватель: Тема нашего занятия «Деепричастие как особая форма глагола. Образование, правописание деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия» «Язык словами силён, или тайны деепричастия».
(Слайд 2)
Преподаватель: Откройте тетради, запишите тему занятия.
Раздаётся стук в дверь. Входит человек, передаёт преподавателю накрытый тканью предмет. Преподаватель в недоумении. Берёт, снимает ткань: сундучок: «Спасибо!». Проходит к столу и говорит: «Какой-то загадочный сундучок нам принесли. Пока я не понимаю, зачем и что в нем? Но, может, в конце урока мы вместе разгадаем эту тайну!»
Преподаватель: Сегодня на занятии мы обобщим изученный вами в школе материал по теме: «Деепричастие», вспомним грамматические признаки деепричастий, правописание не с деепричастиями, расстановку знаков препинания при деепричастном обороте, поговорим об употреблении деепричастий в речи.
(Слайд 3)
Преподаватель: Я приглашаю вас в музей русского языка, где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня «Зал Деепричастия».
(Слайд 4)
Преподаватель: Ребята, но я должна вам сообщить, что в нашем музее произошло трагическое событие - нарушилась целостность эксклюзивного музейного шедевра - портрета деепричастия.
Сотрудники музея сбились с ног, пытаясь восстановить портрет, но их работа не увенчалась успехом. На вас возлагаются огромные надежды. Я предлагаю вам присоединиться к сотрудникам музея, чтобы помочь восстановить утраченный экспонат. Но чтобы наша работа была успешной, нам необходимо пройти по залам музея, чтобы восстановить в памяти утраченный облик деепричастия.
Итак, начинаем нашу работу.
В нашем музее много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: основные грамматические значения, морфемы, знаки препинания.
(Слайд 5)
Словарная работа
Преподаватель: Мы начинаем работу по сбору информации с целью восстановления облика деепричастия.
(Слайд 6)
Преподаватель: А вы знаете, что термин «деепричастие» возник в 17 веке и состоит из двух частей
(Дее + причастие).
Преподаватель: Подберите однокоренные слова к слову причастие.
(Причастие – причастный - причастность – часть)
Преподаватель: Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Значение слова причастный следующее: «Причастный» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь».
Преподаватель: А что обозначает часть Дее -?
(Обозначает «причастность к действию»)
Преподаватель: К каким же частям речи непосредственно причастно деепричастие?
(К двум: к глаголу, к наречию)
Зал «Основные грамматические признаки деепричастия»
Преподаватель: Я приглашаю вас в первый зал «Основных грамматических признаков».
(Слайд 7)
Преподаватель: Назовите только те признаки, которые характерны для деепричастия.
(Слайд 8)
Спряжение, вид, род, падеж, возвратность / невозвратность, число, лицо, склонение, время, неизменяемость.
Деепричастие имеет основные грамматические признаки: вид, возвратность-невозвратность, неизменяемость.
Преподаватель: Чтобы перейти в зал «Морфологических признаков», мы должны выполнить следующее задание.
(Слайд 9)
Преподаватель: Задание: Найдите в каждой колонке деепричастие и назовите основные грамматические признаки.
1 | 2 |
А) закрыт | А) работавший |
Б) закрывшийся | Б) работая |
В) закрыв | В) разработка |
Преподаватель: Назвав основные грамматические признаки, вы получаете право перейти в следующий зал. Нас ждет зал «Морфологических признаков».
(Слайд 10)
2.4. Зал «Морфологические признаки»
Преподаватель: В этом зале представлены три интереснейшие картины, раскрыть образы этих картин поможет синтаксический разбор предложения.
Преподаватель: Я приглашаю к доске 2 студентов.
Предложение на доске:
Стремясь выполнить задание к сроку ученики работали не жалея сил.
1-ый студент: расставляет знаки препинания, графически выделяет деепричастный оборот.
2-ой студент: выписывает деепричастия, определяет вид, выделяет суффиксы.
В это время 3 человека работают по карточкам.
(Преподаватель на время отключает экран)
Преподаватель: Пока ребята работают у доски и выполняют работу по карточкам, я проведу блиц-опрос, который поможет закрепить наши знания о морфологических признаках деепричастия. (Взаимопроверка)
Преподаватель: Задание: Закончите фразы:
Деепричастие отвечает на вопрос….
Деепричастия совмещают признаки двух частей речи….
От глагола деепричастие унаследовало……..
От наречия деепричастие унаследовало….
В предложении деепричастия бывают ……
Деепричастие обозначает………
Из морфем у деепричастия отсутствует….
Преподаватель: Проверяем работу у доски.
Преподаватель: Я благодарю вас за активную работу и приглашаю перейти в следующий зал, в нем расположены экспонаты, раскрывающие особенность деепричастия как части речи.
(Включить экран)
2.5. Перед вами зал «Морфемный состав»
(Слайд 11)
Преподаватель: В нем мы видим суффиксы, при помощи которых образуются разные деепричастия. Назовите их.
( -а, -я, -учи,- ючи, -в, -вши, - ши)
Преподаватель: Вплоть до 18 века деепричастия образовывались с помощью суффиксов -учи, -ючи. В современном русском языке эти суффиксы практически не используются, но связь времён не утрачивается, сохранились формы слов, которые образуются с помощью этих суффиксов. Например, быть - будучи.
Преподаватель: Я прошу вас внимательно рассмотреть экспонаты этого зала и ответить на вопрос: Какого экспоната здесь не хватает, для того чтобы подчеркнуть главную особенность деепричастия как части речи?
Преподаватель: Что подтверждает неизменяемость деепричастия как части речи?
(Отсутствие окончания)
Устная работа с обучающимися.
Преподаватель: А я бы предложила вам картину «Белый квадрат»
Преподаватель: А для того, чтобы убедиться, что эти суффиксы по праву занимают достойное место в этом зале, выполните следующее задание: От данных глаголов образуйте деепричастия, обратив внимание на вид глаголов.
Сказать - Сказав
Рисовать - рисуя
Сыграть - сыграв
Быть - будучи
Смотреть - смотря
Руководить - руководя
Слышать - слыша
2.6. Зал «Видовые пары»
Преподаватель: Мы продолжаем работу по восстановлению портрета деепричастия. Вспомнить следующие признаки деепричастия нам помогут экспонаты зала «Видовые пары».
(Слайд 14)
Преподаватель: Посмотрите внимательно на картины и дайте им названия, вспомнив признаки деепричастия, обозначенные в названии зала.
Преподаватель: Какие виды деепричастия вы знаете?
Преподаватель: На какой вопрос отвечает деепричастие несовершенного вида?
(Что делая? Обозначают незаконченное добавочное действие.)
Преподаватель: На какой вопрос отвечает деепричастие совершенного вида?
(Что сделав? Обозначают законченное добавочное действие, что прекрасно иллюстрируют картины нашего зала.)
(Отключить экран)
Преподаватель: У вас на столах лежат сигнальные карты, обозначающие вид деепричастия.
Преподаватель: А теперь работа с сигнальными карточками. Задание: Я произношу словосочетания. Услышав деепричастие совершенного вида, вы поднимаете красную карточку, а деепричастие несовершенного вида обозначаете зеленой.
Собираясь в музей, совершив экскурсию, путешествуя по залам, выполнив задания, любуясь картинами, будучи свободен, увидев ребят, слушая экскурсовода, узнав новое, возвращаясь домой.
2.7. Правописание деепричастий.
Преподаватель: Уважаемые сотрудники музея! Мы достаточно много собрали информации для основной работы. Но мы не должны забывать о том, что одна из составляющих образа деепричастия – это правописание.
Преподаватель: Вспомните, как пишется не с деепричастиями?
Преподаватель: Я предлагаю вам выполнить следующее задание:
Задание: Раскройте скобки. Найдите «третий лишний».
(Комментированная запись лишнего слова в тетрадях).
А) (не)почувствовал, (не)просмотрел, (не)думая
Б) (не)понимая, (не)понимавший, (не)поняв
В) (не)годуя, (не)сделав, (не)стерпев
Г) (не)навидел, (не)принимал, (не)доумевал
Д) (не)написавший, (не)слушающий), (не) прочитав.
Преподаватель: Молодцы, мы справились с этим заданием.
Физминутка.
Преподаватель: Тяжелая работа у сотрудников музея, пора и отдохнуть, я предлагаю вам отдохнуть.
(Отключить экран)
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
Деепричастия считали.
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Преподаватель: Садитесь, ребята. Конечно же мы с вами отдыхали, а не считали деепричастия, но было их в физминутке 4.
2.9. Зал «Деепричастный оборот»
Преподаватель: И вот пред нами зал, где размещены пейзажные миниатюры под названием «Деепричастный оборот»
Преподаватель: Что такое деепричастный оборот?
Преподаватель: Расскажите о постановке знаков препинания при деепричастном обороте.
Преподаватель: Чтобы закрепить навык постановки знаков препинания при деепричастном обороте, мы выполним очень интересное задание.
(Слайд «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Преподаватель: Трем парам обучающихся предстоит выполнить исследовательскую работу.
(Студенты работают в парах):
Преподаватель: Задание: в текстах разных стилей и жанров вам необходимо определить процентное соотношение употребления деепричастий и слов других частей речи (3 обучающихся делают выводы)
Преподаватель: В отрывке из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место и расставьте знаки препинания.
Но невеста молодая
До зари в лесу __________
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес _______
Прибежал и смолк ________;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней __________
А царевна ________________
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо…
(Слова для справок: подбираясь, блуждая, играя, ласкаясь, залая)
Студенты зачитывают текст, вставляют пропущенные слова, объясняют постановку знаков препинания, записывают предложения, в которых есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты, комментируя запись.
2.10. Зал «Употребление деепричастий»
Преподаватель: Образ нашего героя не прост. И если допустить ошибки в употреблении деепричастий в тексте, то предложения могут потерять смысл и стать простым набором слов. Что и доказывают экспонаты следующего зала.
(Слайд «Употребление деепричастия в речи»)
Преподаватель: Вспомните основное правило употребления деепричастия в речи.
(Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).)
Преподаватель: Посмотрите внимательно на предложение, верно ли оно построено?
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки!
(Нет, не верно построено предложение. Надо так:
Приветливо виляя хвостиком, Рыжик встретил нас у калитки.
Или:
Когда мы встретили рыжика у калитки, он приветливо вилял хвостиком.
Сообщения исследовательской группы.
Преподаватель: Исследовательская группа посчитала процентное соотношение и готова сделать вывод об употреблении деепричастий в речи.
Преподаватель: Прослушав сообщения исследовательской группы, какой вывод мы можем сделать?
Преподаватель: Действительно, в устной речи деепричастия практически не употребляются.
Преподаватель: А с какой целью их употребляют в художественных текстах? Какую же роль играют деепричастия в тексте?
(Дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой, более ёмкой, передают различные смысловые оттенки).
Преподаватель: Чтобы доказать вам правильность этого утверждения, я познакомлю вас
с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.
Преподаватель: К одному глаголу «падают» в тексте относятся 46 деепричастий.
Преподаватель: Вы услышали водопад?
Преподаватель: В этом стихотворении только деепричастия, а какая изумительная картина! С помощью деепричастий удалось передать всю красоту, мощь, неповторимость движения водопада. Поэт смог прекрасное удержать в полёте и запечатлеть его на все века.
Преподаватель: Какой вывод вы можете сделать на основании этого?
Преподаватель: Какова роль деепричастий?
(Делают текст ярким, образным, выразительным)
Преподаватель: Итак, деепричастия, обладая энергией глагола и образной силой
наречия, придают художественному тексту особую выразительность.
Творческая работа учащихся.
Преподаватель: А вот и последний зал. В этом зале находится картина Николая Петровича Новикова - русского живописца, члена-корреспондента Академии художеств. Эта картина выполнена в лубочной технике.
Словарная работа:
Лубок-
Лубочный стиль-
Лубочная техника-
Лубок - это своеобразная отрасль народного искусства. Картины, выполненные в лубочной технике, отличаются простотой и доходчивостью образов, в картинах присутствуют яркие краски, нечётко прорисованные фигуры, это чаще всего сюжетные картины.

Преподаватель: Какой сюжет изображён на полотне?
(Зимние забавы).
Преподаватель: Именно так и называется эта картина.
Преподаватель: Итак, я предлагаю вам следующее задание: Подберите как можно больше деепричастий и деепричастных оборотов, которые помогут вам описать эту картину.
Опорные слова и словосочетания: (запись в тетради)
Катаясь на коньках, прогуливаясь с собакой, мчась на лошадях, хлопая в ладоши, радуясь, веселясь, играя в снежки, радуясь прекрасной погоде, смеясь и веселясь от души, поддерживая друг друга, держась за руки, скользя по гладкому льду, подняв руки.
Преподаватель: Молодцы, замечательно справились. Вот так незаметно мы подобрали рабочий материал, который станет основой вашей самостоятельной работы.
Преподаватель: Составьте 2-3 предложения по картине.
1. Ребята, катаясь на коньках, радуются и веселятся.
2. Держась за руки, дети легко передвигаются по льду.
Проверка. Отключить экран мультимедиа
Систематизация знаний по теме: «Деепричастие»
Преподаватель: Мы прошли с вами по основным залам музея русского языка, посвященным деепричастию. И для завершения нашей работы, для восстановления облика деепричастия мы должны определить три рабочие группы.
1 ряд – ученый совет, который ещё раз систематизируют и обобщит знания по основным признакам деепричастия;
2 ряд – реставраторы, эта группа воссоздаст портрет по признакам, перечисленным ученым советом;
3 ряд – искусствоведы, прослушав информацию ученого совета и рассмотрев восстановленный портрет деепричастия, дадут полное определение этой удивительной, таинственной части речи.
Ответы обучающихся.
Один представитель третьей группы выходит к доске и озвучивает вывод.
Преподаватель: Молодцы! Мы справились с заданием, восстановили ценный музейный экспонат.
Звонок по телефону.
Преподаватель: Да, я вас слушаю! Что? Не может быть! Огромное спасибо! Мы с ребятами будем вам благодарны.
Преподаватель: Ребята, сейчас мне позвонил директор музея русского языка. Он благодарит нас за работу по восстановлению ценного музейного экспоната и, оказывается, этот ларец для нас…
(Открывает)
Преподаватель: И в нем лежит настоящее сокровище нашего языка.
(Достает словарь)
Преподаватель: В заключение урока я хочу прочитать стихотворение Вадима Шефнера «Устная речь».
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче.
Но беднее стала речь
Дачи, джинсы, слайды, платья…
Ценам, цифрам - нет конца
Отвлечённые понятия
Улетучиваются.
Гаснет устная словесность
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо
Не скудела в наши дни.
Преподаватель: Давайте откликнемся на призыв поэта, который обеспокоен угасанием устной словесности, Выпустим родные, меткие слова из толстых словарей, так как я надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – деепричастие, и сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык.
И для того, чтобы вы как можно чаще использовали деепричастия в своей речи, делая ее богаче и выразительнее, я дарю вам на память о сегодняшнем уроке словарики «Правописание деепричастий».
Рефлексия
Преподаватель: Выполняя последнее задание, мы с вами ответим на главный вопрос урока, какие же тайны языка открылись сегодня перед нами?
Преподаватель: Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я теперь могу…
5. Я научился…
6. У меня получилось…
7. Мне захотелось…
8. Я попробую…
9. Я смог…
10. Урок дал мне для жизни…
Комментирование оценок
Преподаватель: Спасибо всем, кто побывал у нас в музее. Мы с вами неплохо поработали.
Преподаватель: Оценки за урок:
«5» Замечательными сотрудниками музея у нас сегодня были…..
«4» Стажёрами назовём…….
«3» А…..ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё мастерство.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (Домашнее задание)
Преподаватель: У вас на партах лежит распечатка стихотворения. Это отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Задание: Найти деепричастия, выписать их и выполнить морфологический разбор по плану, который перед вами.
Преподаватель: Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.
Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждем гостей.
Преподаватель: Спасибо за занятие! Всем хорошего настроения!
Список использованных Интернет-ресурсов
http://pedsovet.su
http://www.openclass.ru
http://www.poznanie21.ru
http://litirus.ru/prepodavanie
http://www.edu.murmansk.ru
http://festival.1september.ru
http://museumslov.jimdo.com
http://images.yandex.ru
http://аудиохрестоматия.рф
Приложение 1
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Выписать деепричастия, выполнить их морфологический разбор, используя план разбора.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Приложение 2
Карточка №1
Укажите вид деепричастий (совершенный вид, несовершенный вид)
Расплетая косы, увлекая за собой, легко скользя, постепенно замирая, положив документы, запивая водой, увидев мать, прочитав книгу, радуясь подарку, заметив ошибку.
Карточка №2.
Расставьте знаки препинания в предложениях.
Весело зачирикав запрыгали воробьи.
Туристы не став дожидаться восхода солнца двинулись в путь.
А заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
Карточка №3
Раскройте скобки.
1. (Не)думая, сказку не сложишь.
2. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.
3. Говорить (не)думая - что стрелять (не)целясь.
4. (Не)делая добра другим, не жди его и для себя.
5. (Не)работая, сыт не будешь.
Приложение 3
Задания для групп.
Исследовательская работа по тексту.
Задание: высчитать процентное соотношение деепричастий в тексте по отношению к словам других частей речи по формуле, данной ниже.
Меж тем, отдыхая или раздумывая, по арене прежним неторопливым темпом бежал «Двойная Звезда», сея тревожные ожидания, разраставшиеся неудержимо. Чего ждал взволнованный зритель? Никто не мог ответить себе на это, но каждый был как бы схвачен невидимыми руками, не зная, отпустят или бросят они его, бледнеющего в непонятной тоске. Так чувствовали, как признавались впоследствии, даже люди испытанного хладнокровия.
Уже несколько раз среди дам взлетало высокое «ах!» с оттенком более серьёзным, чет те, какими окрашивают это универсальное восклицание. Верхи, ничего не понимая, голосили «браво» и набивали ладони. Тем временем в толпе цирковых артистов, запрудивших выход, произошло движение; эти много видавшие люди были поражены не менее зрителей.
Прошло уже около десяти минут, как «Двойная Звезда» выступил на арену. Теперь он увеличил скорость, делая, по-видимому, разбег. Его лицо разгорелось, глаза смеялись. И вдруг ликующий детский крик звонко разлетелся по цирку: « Мама, мама! Он летит, смотри, он задевает ногами!»
А.Грин «Блистающий мир»
Данный текст относится к художественному стилю.
Общее количество слов в тексте - 145
Деепричастий в тексте -
Процентное соотношение -
(Процентное соотношение рассчитывается так: количество деепричастий разделить на общее количество слов и умножить на 100)
Задания для групп.
Исследовательская работа по тексту.
Задание: высчитать процентное соотношение деепричастий в тексте по отношению к словам других частей речи по формуле, данной ниже.
Ну и гроза прошла сегодня над нами ! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.
Сначала всё было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные, в придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей всё окружающее. А совсем рядом, что называется - рукой подать, запылала наша школа. И стар, и млад - все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревёт -вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, всё скоро кончилось
Из частного письма.
Данный текст относится к разговорному стилю.
Общее количество слов в тексте - 123
Деепричастий в тексте -
Процентное соотношение -
(Процентное соотношение рассчитывается так: количество деепричастий разделить на общее количество слов и умножить на 100)
Задания для групп.
Исследовательская работа по тексту.
Задание: высчитать процентное соотношение деепричастий в тексте по отношению к словам других частей речи по формуле, данной ниже.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Данный текст относится к художественному стилю.
Общее количество слов в тексте - 57
Деепричастий в тексте -
Процентное соотношение -
(Процентное соотношение рассчитывается так: количество деепричастий разделить на общее количество слов и умножить на 100)
28