Лишних у нас нет.
С преогромным удовольствием приняла участие в работе стажировочной площадки « Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в общеобразовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующих в условиях Крайнего Севера».
В последнее время одной из актуальнейших проблем является проблема преподавания
в классах с полиэтническим составом. У детей из таких классов трудности могут возникнуть
в любой момент. Особенно большие трудности испытывает учитель при работе с детьми-
инофонами: они плохо читают или не читают вообще, у них бедный словарь, они не могут
своими словами пересказать текст.
Важным «психологическим параметром» детей-инофонов являются
этнопедагогические особенности их воспитания. Известно, что каждая культура выдвигает
свои постулаты воспитания детей. И от того, в какой системе ценностей, авторитетов и
жизненных ориентиров воспитаны инофоны зачастую зависит не только их мотивация в
обучении, но восприятие новых знаний, новых явлений, новой для них культуры. Задача
каждого из нас – как можно быстрее увидеть этот внутренний конфликт культур, и,
учитывая особенности родной культуры для инофонов, предупредить недопонимания
явлений новой для них культуры.
Заслуживает одобрения опыт по организации такого вида работы с детьми-инофонами.
В первую очередь спешу выразить слова глубокой благодарности организаторам данного мероприятия, всем учителям - коллегам и воспитателям детских садов. Особенные слова благодарности администрации тех учебных заведений и детских садов нашего города, которые уже работают по такой программе: МБОУ « СШ№7», директор Бердникова И.В, МБОУ «СШ№ 15», директор Паценко Е.Н, МАДОУ « ДС « Огонек», МАДОУ « ДС « Цветок Уренгоя», МАБОУ «ДС « Лада».
Эти дни пролетели как одно мгновение. Были они насыщены, интересны и очень полезны.
Петрова С.И, кандидат педагогических наук, начальник районного отдела образования Адмиралтейского района начала работу с нами не с лекций и долгих выступлений, а сразу попросила разбиться на группы по 10-12 человек, придумать своей команде название, девиз, непременно связать это с темой курсов. Затем каждой команде дали слово. Выступление команд сопровождалось рисунками, схемами, элементами инсценировок. Команды предлагали свои формы работы с детьми-инофонами.
Симона Игоревна Петрова рассказала о встрече петербуржцев с писателем и журналистом Дмитрием Быковым в Российском Этнографическом музее. Говорила о том, на встречу со знаменитым представителем столичной интеллигенции, активно высказывающимся на тему феномена советского государства, пришли не только петербуржцы, но соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья, обучающиеся в Петербурге русскому языку на курсах повышения квалификации. Гостей интересовали разноплановые вопросы - о толерантности, о российской нации, о судьбе русских диаспор за рубежом.
Затем попросила нас, учителей и воспитателей Нового Уренгоя, высказать свое мнение по выступлению Д. Быкова.
« Лишних у нас нет» Д. Быков.
«…Я не лектор. Единственная тема, на которую я регулярно читаю лекции – русская литература второй половины 19 века. Часто приходится слышать, что вот если этих убрать, то будет всем хорошо. Это не так, российская идея в объединении, единстве, в общем деле и идеях.
О толерантности и терпимости
Вообще, я считаю, что толерантность, политкорректность и терпимость не те вещи, дефицит которых наблюдается в России. Я бы говорил больше о культурной совместимости, общности это, пожалуй, больше подходит.
Я абсолютно убежден, что строительство нации – главная задача. Конечно, это не очищение от чужих, а объединение. Россия это скорее не военная сверхдержава или промышленный центр, а культурная Мекка. Нам надо показать, что здесь можно не только работать и жениться, но и духовно обогащаться. У России такой опыт был, результатом стал город Петербург.
Об ответственности
Российское государство изначально строилось по принципу: стоит убрать этих – бояр, образованных, кого угодно – и все будет хорошо. Почему нас так задевает норманнский вопрос, почему мы так яростно спорим о том, что случилось 1000 лет назад? Ведь проблема не в том, что призвали варяг. Мы делегируем права на управление нами то одной, то другой национальной или социальной группе. Мы делегируем, мстим, что те не справились, потом снова делегируем. Норманнам, хазарам, варягам. Сами управлением заниматься не хотим.
О лицемерии
Должно быть объединяющее всех общее дело, некий общий культурный проект. Сейчас Россия нащупывает новую систему ценностей, свою, без западных ориентиров. Опыт Европы содержит изначально огромное лицемерие – мол, люди, которые приезжают из колоний, имеют те же права. У нас не было колоний, угнетенных стран. Кавказ, Украина, Средняя Азия были свободны, а в советское время имели небывалые преференции. Россия, безусловно, всегда была империей, которая втягивала огромное количество народов. Но это была во многих отношениях империя равных.
О созидании
Присоединяюсь к Солженицыну. Любовь – это велосипед, если не едет – падает. Если нация не будет заниматься решением проблем, она упадет. Человек должен очень интенсивно заниматься воспитанием себя и созиданием себя. Его удел – не «достойная жизнь» - пять дней в офисе, магазин и зоопарк по выходным, а творческий, интеллектуальный, научный труд. Мы должны ориентироваться на профессионализм. Человек – это то, что он сделал. Почему у нас распадаются 8 из 10 семей? Людям просто нечего делать друг с другом.
Нужно сделать так, чтобы человек, приезжающий , пополнял силу города, а не был балластом или частью тайной армии. Чтобы он становился россиянином. Россиянин – это не национальность, а образ действий…».
Всем участникам рабочей площадки раздали текст его выступления для ознакомления.
Анализ выступления Быкова был интересный и очень животрепещущий, любознательный, любопытный, выводы были самые разные, жизненные.
Все участники этой стажировочной площадки с огромным желанием приходили на занятия, предлагали свои идеи, разрабатывали интересные проекты, учителя школ показали интереснейшие занятия, интегрированные уроки, уроки - путешествия, уроки - диспуты, внеурочные занятия.
В первый же день работы всем участникам предложили работу в творческих группах. Одна группа составляла план мероприятий на весенние каникулы для учеников города; вторая группа инсценировку одной ненецкой сказки; третья группа - самая искусная - изготовила из подручных средств обереги, эти обереги потом вручили каждому из нас на долгую память.
Данное мероприятие оставило в душе нашей самое благоприятное отношение ко всему, что мы увидели, испытали на себе.
Я представитель ногайского народа, живу в Новом Уренгое с 1995 года, работаю с детьми, преподаю в школе. Коллеги-учителя, ученики – представители разных народностей, разных культур, но никаких разногласий между нами нет.
Все мы разные, но лишних людей среди нас, действительно, нет.
У каждого из нас свои традиции, свои взгляды, свое восприятие окружающего мира, свой менталитет.
Десятилетний якут вполне взрослый мужчина, эвенки трехлетнему дают нож, четырехлетнему – лыжи, пятилетнему – весло, шестилетнему - лодку-берестянку.
Шестилетняя девочка - ханты целый год помогает заболевшей матери вести все домашнее хозяйство.
Чуваши говорят: « Пусть трехлетний помогает отцу, трехлетняя – матери!».
Ногайская поговорка гласит: « Воспитывай ребенка с малолетства, невесту с первых дней замужества».
Юкагиры учат детей стрельбе по комарам из маленького лука.
Разве меткость национальная черта?
Читала о том, все итальянцы поют своим детям утренние колыбельные песни. Эти песни рассчитаны на то, чтобы ребенок встретил день в хорошем настроении.
Но стремление к хорошему настроению тоже не национально. Разве представители других народностей не желают собственному ребенку хорошего настроения?
Чукчи до сих пор не умеют ни врать, ни лгать, ни обманывать, ни воровать.
Подозрение в бесчестности для них может кончиться трагически- чукча утопится, повесится или застрелится.
До сегодняшних дней у них сохранен ежегодный самый большой, общенациональный праздник – праздник « честно живущего человека».
Достойно ли высмеивать в анекдотах их наивность, доверчивость, честность?
Национальная ли черта – честность?
Честное отношение к своей малой родине – патриотизм, честное отношение к женщине – любовь.
С самых первых дней нас учит быть честными, добрыми, верными.
Тувинцы детей не бьют, не пугают.
Разве ругань и побои имеют национальную природу?
Чувашские дети, говорят, не плачут.
Думаю, плачут все, хотя бы иногда.
В мире исторически нет неродственных народов, уход любого из нас из истории – это невосполнимая потеря для человечества.
Благополучие всего человечества зависит от духовно-нравственного здоровья каждого народа, в том числе и состоящего из нескольких десятков готовящихся уходить из истории представителей, ибо если безнадежно махнуть рукой на продолжающиеся этнические трагедии, катастрофа может настигнуть любого и каждого из нас.
Среди умирающих, вымирающих, несчастных народов ни один здравствующий народ не может быть счастливым, не может быть уверен в своем светлом безоблачном будущем.
Добрый мир, новый мир – это мир солидарных народов.
Это мир диалога и сотрудничества народных культур.
На земле Ямала все мы пришлые народы, а коренные недалеко от нас, в более суровых условиях. Они намного ближе к самой природе, и отношение к ней у них другое – трепетное, бережное. Сегодня ханты, ненцы, манси изучают русский язык. Это не значит, что свой родной язык должны забыть, забыть свою культуру, свои традиции.
Нам, пришлым народам, следует чтить и уважать их обычаи, знать культуру народа, на чьей земле живем и работаем, строим планы на будущее.
Никто не призывает непременно выучить язык северных народов, но изучать культуру северных народов – предания, сказки, мифы, рассказы и повести писателей - необходимо.
Отрадно отметить, что в школах введен предмет « Культура народов Ямала».
Воспитать в каждом маленьком человеке - ученике доброе отношение к культуре других народов необходимо начинать в семье.
Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения,
представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Работа с родителями занимает огромное место в деятельности любого общеобразовательного учреждения, в работе учителя, особенно в работе классного руководителя. Сегодня как никогда необходимо
сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы проведения мероприятий по этому направлению.
Знаю учителей начальных классов, которые первый урок в первом классе проводят вместе с родителями, разыгрывают для детей спектакль, рассказывают о школе, в которой предстоит учиться их детям.
Затем на протяжении всей школьной жизни детей именно эти родители являются активными участниками классных часов, а также сами их проводят, участвуют в организации и проведении праздников, организуют посещения театров и музеев, производят видеозаписи праздников и конкурсов; шьют костюмы и делают реквизит,декорации ко всем мероприятиям; сопровождают на экскурсиях. Родители – активные
помощники учителя и детей. Значит, и достаточно много времени они проводят рядом со своими детьми.
Мы выразили свою благодарность за проведенную работу, особенно теплые слова успели сказать школам, которые приняли всех участников рабочей площадки.
.
Эльвира Индирбаева МБОУ « СШ№ 5»